bigpo.ru
добавить свой файл
1 2
Министерство образования Пермского края


Система контроля знаний учащихся по биологии

как средство повышения качества обучения.


Из опыта работы учителя

биологии 1 квалификационной

категории

МОУ «Каменская основная

общеобразовательная школа»

Ильинского района

Гилиной Марины Дмитриевны.


Пермь, 2008.


Содержание.


  1. Введение.




  1. Сущность контроля и его место в учебном процессе ………… 3 – 4




  1. Разнообразие методов, форм, приемов контроля

знаний учащихся……………………………………………………5 – 11


  1. Современные методы диагностики знаний учащихся………… 12 – 15




  1. Система применения разнообразных методов и приемов

контроля знаний учащихся ……………………………………….16 – 21


  1. Результаты…………………………………………………………. 22




  1. Список использованной литературы …………………………… 23



Введение.


Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения. По определению контроль это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. От его правильной организации зависят эффективность управления учебно – воспитательным процессом и качество обучения учащихся. Проверка знаний должна давать сведения не только о правильности или неправильности конечного результата выполненной деятельности, но и о ней самой: соответствует ли форма действий данному этапу усвоения. Правильно поставленный контроль учебной деятельности учащихся позволяет учителю оценить получаемые ими знания, умения, навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиться поставленных целей обучения. Все это в совокупности создает благоприятные условия для развития познавательных способностей учащихся и активизации их познавательной деятельности. Хорошо поставленный контроль позволяет преподавателю не только оценить уровень усвоения учащимися изучаемого материала, но и увидеть свои собственные удачи и промахи.


В рамках «Программы развития Пермского края на период с 2006 по 2010 годы» принята программа «Управление качеством образования», в которой предусматривается усиление контроля качества знаний учащихся. Исходя из этого, контроль знаний учащихся на уроке приобретает новое качественное значение.

Проблема контроля за учебной деятельностью не нова, и педагогический опыт, накопленный в этой области богат и разнообразен. В этой работе систематизированы накопленные сведения по проблеме контроля знаний учащихся. Данная система применена при обучении биологии.

Итак, темой моего исследования является контроль знаний учащихся.

Объект исследования – процесс обучения.

Предмет исследования – различные формы контроля знаний учащихся при обучении биологии.

Гипотеза: использование определенной системы контроля знаний учащихся положительно сказывается на повышении знаний и умений по биологии.

Цель: показать возможность использования различных форм, методов, приемов контроля знаний учащихся в системе.

Задачи:

  1. Определить сущность контроля знаний и его место в учебном процессе.

  2. Показать разнообразие приемов контроля знаний учащихся по биологии.

  3. Обобщить свой опыт по системе использования различных форм, методов, приемов контроля знаний и показать его эффективность.



Критерии:

  1. уровень обученности

  2. качество обучения

  3. познавательная активность.


Ожидаемый результат:

1. возросла познавательная активность учащихся

2. уровень обученности составляет 100%

3. качество обучения выросло на 10%

4. увеличилась доля учащихся, занимающихся учебно-

исследовательской деятельностью.


Сущность контроля и его место в учебном процессе.


Педагогическая культура учителя наиболее ярко выражается не в изучении нового материала, а в проверке знаний, умений и навыков учащихся.

Контроль качества знаний - одно из важных средств повышения эффективности образовательного процесса.

Систематическая информация о состоянии знаний учащихся позволяет учителю оперативно использовать рациональные способы и средства обучения, точно и уверенно управлять учебным процессом, предвидеть его логику, прогнозировать результаты усвоения знаний, сформированности умений и навыков, выявлять нравственно- ценностные ориентации личности учащегося.

Что же такое контроль знаний?

Контроль (фр.) – 1) наблюдение в целях надзора, проверки и выявления отклонений от заданной цели и их причин;

2) функция управления, устанавливающая степень соответствия принятых решений фактическому состоянию дел.(12)

Контроль (в узком понимании) – изучение состояния процесса в данный момент и его сопоставление с планируемым или нормативным. В зависимости от целей и содержания проводимой проверки в значении контроля используют понятия: обратная связь, педагогический срез и др.;

Контроль (в широком значении) – оценка состояния процесса в соответствии с нормативными характеристиками и разработка рекомендаций на будущее, коррекция процесса, помощь ученику.(12)

В разных источниках литературы и на практике используются различные понятия, такие как «контроль», «учет», «опрос», «проверка знаний». Эти понятия взаимосвязаны, они обогащают и дополняют друг друга, но каждое из этих понятий имеет свои специфические особенности.

Проверка знаний – это структурный компонент контроля, обеспечивающий внешнюю обратную и внутреннюю связь участников педагогического взаимодействия; он направлен на выявление, изменение качества, уровня и объема усвоения учебного материала учащимися и степени достижения целей обучения. Проверка не всегда сопровождается обязательной отметкой. Тем не менее, понятия «контроль» и «проверка» очень часто отождествляются.

По мнению Галкиной Е.А.термин «учет знаний, умений, навыков» плохо отражает суть тех явлений, которые он призван обозначать в педагогике. Учет успеваемости – принятие во внимание, фиксация, наполнение и хранение информации о результатах проверки знаний учащихся по усвоению соответствующего учебного материала. Иначе говоря, в содержании понятия «учет» определяющим признаком является количественный подсчет, а в оценивании результатов важна и качественная сторона усвоения знаний.

Слово «опрос» в русском языке имеет лишь одно значение – действие по задаванию вопросов, притом в устной форме.

Таким образом, контроль знаний предполагает единство всех его компонентов (проверки, оценки и учета) и определяется как процесс выявления и измерения усвоения знаний учащихся, их качества, так и процесс исправления ошибок в области содержания, речи, логики ответа, ведущий к коррекции результатов обучения.


Разнообразие методов, форм, приемов контроля знаний учащихся.


Система контроля биологических знаний выполняет основные функции: обучающую, контролирующую, диагностирующую, развивающую, воспитывающую. В современных условиях обучающее назначение контроля доминирует над всеми перечисленными. Значительную роль играют и технологические функции контроля как процесса: управляющая, повторительная, закрепляющая, обобщающая. В зависимости от функций, которые выполняет контроль, в методике обучения биологии утвердились четыре вида контроля: предварительный, текущий, тематический, итоговый.

Предварительный контроль (ориентировочный, диагностический).

Назначение предварительного контроля состоит в установлении исходного состояния познавательной деятельности, определении базовых знаний перед изучением темы, создании предпосылок для успешного планирования руководства учебным процессом. Ведущим принципом здесь является принцип доступности.

Текущий контроль (исполнительный, пооперационный, следящий).

Важнейшей функцией текущего контроля является функция обратной связи. Она позволяет преподавателю получать сведения о ходе процесса усвоения знаний и умений каждым учащимся и составляет одно из важнейших условий успешного протекания данного процесса. Обратная связь должна нести сведения не только о правильности или неправильности конечного результата, но и давать возможность осуществлять контроль за ходом процесса, следить за действиями обучаемого.

Пооперационный контроль важен и потому, что дает возможность точно фиксировать допущенные ошибки, тут же исправлять их и успешно продолжать дальнейшее выполнение действий. Он позволяет регулировать процесс усвоения по наметившимся в нем отклонениям и избегать ошибочных ответов. Без пооперационного контроля невозможно обеспечить формирование намеченных познавательных действий у всех учащихся.

Итак, обратная связь должна нести следующую информацию:

- выполняет ли обучаемый то действие, которое намечено;

- правильно ли его выполняет;

- соответствует ли форма действия данному этапу усвоения;

- формируется ли данное действие с должной мерой обобщения, освоения (автоматизированности, быстроты выполнения и др.)

На начальных этапах становления деятельности обратную связь осуществляет обучающий, а на завершающем этапе – сам обучаемый, т.е. проводится самоконтроль.

Как показали исследования чешского психолога В.Кулича, потребность ученика в контроле и его объективная необходимость не всегда совпадают. В.Кулич описал четыре возможные ситуации: 1) учащийся уверен в правильности своих действий, и они объективно являются правильными; потребности в контроле не испытывает; 2) учащийся не уверен в правильности своих действий, но они объективно являются правильными; учащийся испытывает потребность в контроле; 3) учащийся уверен в правильности своего ответа и поэтому не стремится к проверке, но ответ ошибочный; 4) учащийся не уверен в правильности своего ответа, испытывает потребность в контроле, ответ ошибочный. Очевидно, что в первом случае заставлять учащегося проверять свой ответ не следует, во всех остальных случаях это необходимо. Особенно важен контроль в четвертом случае: есть и потребность у ученика, и объективная необходимость. При правильной организации контроля ученик должен иметь возможность проконтролировать себя каждый раз, когда у него есть в этом потребность.

Итоговый контроль.

В практике обучения итоговый контроль используется для оценки результатов обучения, достигнутых в конце работы над темой или курсом.

В.П.Беспалько выделяет четыре уровня усвоения знаний: уровень узнавания, уровень воспроизведения, уровень применения знаний в привычных условиях и уровень применения в новых условиях (творческое применение знаний).

При разработке системы контроля знаний по любому разделу (предмету) необходимо составить такую систему заданий, которые требуют применения контролируемых знаний в тех видах специфических и логических умений, которые предусмотрены целями обучения. Без выделения и обоснования указанных умений контроль знаний не может быть обоснованным. Задачи, составляющие цели обучения, определяют и содержание итогового контроля.

Требования, предъявляемые к итоговому контролю:

- соотнесенность содержания контрольных заданий с целями обучения;

- валидность и надежность. Валидность – это соответствие предъявляемых контрольных заданий тому, что намечено проверить. Содержательная валидность связана с предметными знаниями, функциональная - с познавательными действиями, которые подлежат контролю. Надежность контроля понимается как устойчивость результатов, получаемых при повторном контроле.

До настоящего времени не сложилось единого мнения о методах, методических приемах, формах контроля знаний учащихся, поэтому, например, фронтальная беседа в разных классификациях может определяться как форма, метод или как вид контроля. Такое положение дел вызывает сложности в практике обучения биологии.

Методы контроля – это способы с помощью которых определяется результативность учебно – познавательной деятельности учащихся и педагогической работы учителя. Разработанные классификации методов контроля знаний учащихся содержат двойственные функции: с одной стороны, самостоятельную функцию в контроле, с другой – учебно – познавательную функцию в обучении учащихся.

Классификация методов контроля знаний учащихся по биологии

  1. по взаимосвязи деятельности учителя и учащихся (М.И.Махмутов):

- информационно – сообщающий и исполнительский;

- объяснительно – иллюстративный и репродуктивный;

- инструктивно – практический и продуктивно – практический;

- информационно – побуждающий и частично – поисковый;

- побуждающий и поисковый (исследовательский).

2. По источнику знаний и характеру деятельности учителя и учащихся (Н.М.Верзилин, Б.Е.Райков):

- словесные;

- наглядные;

- практические;

- моторные.

3. По логическим операциям с понятиями:

- определение;

- анализ, синтез;

- сравнение;

- обобщение;

- конкретизация;

- классификация;

- доказательство.

4. По уровню учебно – познавательной деятельности (Ю.К.Бабанский, Б.Е.Райков):

- репродуктивные:

- проблемно – поисковые (продуктивные);

- творческие (исследовательские).

5. По степени самостоятельности выполнения заданий (М.Н.Скаткин, И.Я.Лернер):

- объяснительно – иллюстративные;

- инструктивно – репродуктивные;

- проблемные;

- частично – поисковые (исследовательские).

6. По специфике усвоения биологических понятий (А.Н.Мягкова, Б.Д.Комиссаров):

- воспроизведение знаний в способах деятельности;

- описание объекта (процесса);

- определение объекта;

- наблюдение;

- иллюстративный показ;

- лабораторно – практическая работа;

- упражнение;

- моделирование;

- эксперимент.

7. По организации управления процессом контроля знаний:

- исполнительские;

- самоконтролирующие;

- оценочные.

Для построения системы контроля знаний учащихся можно объединять классификации методов и использовать любую из предложенных вариаций.

Номенклатура форм контроля знаний учащихся по биологии также чрезвычайно широка.

Классификация форм контроля знаний учащихся по биологии

  1. По периодичности проведения (Е.В.Сенина):

- эпизодический, периодический, систематический;

2. По количественному составу учащихся (Е.И.Перовский, В.Ф.Шалаев):

- индивидуальный, групповой, фронтальный, классно –

обобщающий;

  1. По особенности организации деятельности учащихся (Е.И.Перовский, В.Ф.Шалаев):

- письменный, устный, самоконтроль, взаимоконтроль, семинар,

ролевая игра, деловая игра, практическая работа, экзамен,

домашняя самостоятельная работа, реферат;

  1. По технологии проведения, характеру изображения, использованию ТСО (В.П.Беспалько, Д.П.Гальнева):

- графический, программированный, автоматический,

дифференцированная работа по карточкам, тестирование,

машинный, безмашинный;

  1. По интенсивности проверки (Н.М.Верзилин, Г.О.Нога):

- зачет, уплотненный опрос, комбинированный;

5. По уровню познавательной самостоятельности учащихся:

- репродуктивная воспроизводящая работа,

самостоятельная работа с учебным содержанием,

самостоятельные практические исследования,

эвристическая беседа.

В целях рационального использования форм контроля знаний рекомендуется соблюдать ряд требований:

- реализация личностно – ориентированной направленности;

- возможность использования различных вариантов одной формы

проверки знаний в целях обеспечения дифференциации обучения;

- получение учителем за возможно короткий срок большого

количества обратной информации о степени усвоения знаний;

- адаптивность форм к имеющемуся уровню проверки знаний

учащихся;

- организация быстрого, четкого, краткого ответа учащегося на

конкретный вопрос учителя с компактной формулировкой

контролирующих заданий и строгим алгоритмом действий;

- возможность учителя быстро оценивать ответ ученика как на

конкретный вопрос, так и на проверочную работу в целом;

- достижение каждым учеником на конкретном этапе проверки

реально возможного уровня в соответствии с нормами

оценивания.

Самой распространенной формой контроля до сих пор остается устная проверка знаний. Она позволяет проверять правильность, полноту и глубину усвоения единичных и общих понятий. Устный ответ может сопровождаться показом натуральных объектов, таблиц, моделей, зарисовкой схем, постановкой опытов. Обычно на уроке проверяют знания одного – трех учеников. При этом важно активизировать деятельность всего класса, чтобы устная проверка не носила характер работы «с одним учеником». Учащиеся могут дополнять ответ, исправлять ошибки, задавать дополнительные вопросы по теме ответа, оценивать, анализировать и комментировать ответ ученика. Но для этого необходимо обучать школьников анализу ответа, обсудить на какие качества ответа следует обратить внимание, можно записать в тетрадь план рецензии ответа. Мотивом к проведению анализа ответа учащегося служит его оценка учителем.

При устном ответе учитель выявляет не только объем и уровень усвоения материала, но и умение осознанно выстраивать связный рассказ по плану, анализировать, классифицировать факты, приводить примеры из личных наблюдений и информационных источников.

Устный ответ может иметь исключительное значение для развития учащихся, а это во многом зависит от умения учителя правильно организовать опрос. Вопросы для устного обсуждения надо тщательно продумать по содержанию и форме. Они должны быть интересны детям, понятны, доступны по содержанию. Готовиться к ответу надо также приучать по четкому плану, где следует выделить главную мысль, подобрать аргументы для ее раскрытия и т.д.

Учитель должен быть заинтересован в ответе ученика, в его успехе.

Фронтальная устная проверка знаний (или беглый опрос) отличается от индивидуальной своей лаконичностью. Эта форма сводится к ответам на ряд последовательных вопросов перед классом. Учащиеся, как правило, активизируются, так как учитель может поднять с места любого ученика. Данная форма проверки знаний позволяет за короткий промежуток времени проконтролировать большое число учеников.

Уплотненный опрос по существу отличается от традиционной устной проверки высокой оперативностью и интенсивностью. Задаваемые учителем вопросы формулируются так, чтобы они не требовали длительного обдумывания, были понятны настолько, чтобы не пришлось тратить время на их дополнительное «толкование». Одни учащиеся устно поочередно отвечают у доски, используя таблицы, модели, другие -отвечают с места, дополняют, исправляют ошибки, допущенные другими учениками, иногда практикуется выполнение письменных заданий некоторыми учащимися.

Самой объективной формой проверки знаний до настоящего времени остается письменная работа.

Во- первых, ее результаты свидетельствуют об объективном уровне усвоения материала, правильности и полноте сформированности знаний, а также о характере познавательной деятельности, самостоятельности и эффективности обучения. Во-вторых, в течение 15 – 20 минут можно проверить знания большого количества учащихся. Однако, при составлении заданий для письменной работы следует помнить о том, что они не должны предполагать развернутых описаний и характеристик.

Письменная самостоятельная работа.

При ее проведении преследуются две цели: 1) дать возможность ученику проверить уровень своих знаний и умений; 2) способствовать более глубокому развитию умений применять свои знания. Поэтому к самостоятельной работе, ее организации, форме проведения предъявляется ряд требований:

- работа должна содержать максимально большое число вариантов по числу и степени сложности (1вариант на 2-х учеников);

- задания дифференцируются в соответствии с возможностями учащихся;

- для выполнения работы ученик может использовать любую справочную литературу;

- при выполнении работы возможна и целесообразна разумная наводящая подсказка, поскольку наряду с контрольной функцией самостоятельная работа выполняет и задачи выработки умения применять знания на практике.

Контрольная работа.

Контрольная работа часто порождает у учащихся определенную неуверенность, боязнь получить двойку и т.д. такое психологическое напряжение приводит порой к заметному искажению истинной картины их знаний. Поэтому контрольными работами предпочтительно заканчивать фундаментальные темы, а остальных случаях целесообразнее провести самостоятельную работу или зачет. Контрольная работа должна быть одинаковой трудности для всех. Сильным ученикам можно заготовить дополнительное, необязательное задание. После каждой контрольной работы проводится тщательный анализ, который позволит выявить, какие вопросы не усвоены учащимися и наметить реальный план их ликвидации.

Много дают наблюдения за выполнением упражнений за партой. За короткое время можно составить представление о знаниях большинства учащихся класса. Такой контроль при надлежащем опыте может успешно сочетаться с индивидуальным обучением.

Зачеты.

Особое место в системе контроля знаний занимают зачеты. Зачет позволяет в спокойной обстановке поговорить с учеником по многим вопросам курса, обстоятельно проверить его знания. Программа зачета, являющаяся обобщением ряда тем, заранее доводится до сведения учащихся. Контроль и оценка знаний лишь одна из сторон зачета, при подготовке к зачету ученики систематизируют и закрепляют свои знания по теме или темам. Формы проведения зачета могут быть разнообразны: индивидуальная устная беседа с учащимися, беседа с группой учащихся, фронтальная беседа, письменная работа по теории с ответом на качественные вопросы. Хорошо успевающие ученики, систематически выполняющие текущие задания, могут поощряться освобождением от сдачи зачета. Разнообразие такого контроля позволяет сделать его частым, что хорошо отражается на знаниях учащихся.

Общественный смотр знаний.

Данная форма контроля проводится в присутствии представителей администрации, родителей, гостей. Такой опрос готовят заранее, ученикам недели за две сообщается программа смотра – опроса, раздаются приблизительные вопросы. Большое значение имеет распределение заданий на уроке: каждому ученику надо определить наиболее оптимальное (устное, письменное, практическое и т.д.)

В системе проверки знаний учащихся по биологии значительное место отводится практическим работам.

Практическая работа – это форма применения полученных знаний через сформированные умения и навыки учащихся проводить лабораторные наблюдения, выполнять соответствующие операции на пришкольном учебно – опытном участке и т. д.

Все перечисленные формы контроля являются традиционными, ими пользуются учителя уже на протяжении многих десятков или даже сотен лет. Наряду с традиционными формами в современной школе широко используются современные методы диагностики знаний учащихся.



следующая страница >>