bigpo.ru
добавить свой файл
1


Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования детей МО «Светловский городской округ»

«Детская школа искусств г. Светлого»


Рукопись или цифровая запись?

О программе нотного набора (плюсы и минусы)


Доклад на ежегодной педагогической конференции


Автор – Журавель А.А.,

преподаватель


Г.Светлый, 2012 г.

Модернизация образования для многих из нас – это спущенные сверху указания, с которыми мы порой не знаем, что делать. Это можно назвать модернизацией на МАКРО уровне. Но ведь каждый из нас модернизирует образовательный процесс если не ежедневно, то ежегодно – точно. Это модернизация на МИКРО уровне. Никто из нас не занимается годами одними и теми же методами и способами, изменяется репертуар, постоянно происходит адаптация под конкретного учащегося или группу.

Иногда же мы бываем консервативны, и не хотим принимать даже очевидные вещи. Об этом я сегодня и хочу рассказать. Мы уже привыкли к тому, что доклады и рефераты, методические работы и др. выполняются на компьютере. Уже никто не представляет себе публичное выступление без сопровождения мультимедийной презентации. Хотя раньше многие воспринимали это, минимум, как излишество, максимум – как причуды руководства. Многие из нас успешно освоили эти компьютерные программы. Скажу больше, уже никто не слушает музыку в аналоговой записи (кассета, пластинка), предпочитая цифровой вариант. Почему же мы – музыканты до сих пор предпочитаем, чтобы ноты у нас были в рукописном варианте. Причем, это не всегда самый лучший вариант, в лучшем случае потрёпанный временем, в худшем – уже никуда не годный.

Я хочу показать сегодня преимущества хранения информации в цифровом виде.



1. Ноты почти никогда не потеряются, не истрепаются и т.д. Распечатывать их можно хоть несколько раз в день. Если же потерялась рукопись – это уже большая проблема.

2. Компьютерный набор нот – значительная экономия времени. Многие скажут, что это сложно, но это на самом деле не сложнее, чем выучиться читать. Чтобы научиться читать, надо выучить 33 буквы и научиться складывать их в слоги. Чтобы научиться печатать ноты надо выучить максимум 10 кнопок на компьютере, не говоря о том, что буквенное обозначение нот всем знакомо с музыкальной школы.

3. Ноты выглядят ясно, чётко и эстетично.

4. Исключаются множественные переписывания в случае появления ошибок.

5. Существует возможность проверки нотной записи на наличие ошибок и опечаток на слух.

(пример воспроизведения)

Кроме того, существуют более важные для нас причины – начать использовать программы нотного набора.

1. Это возможность изменения размера нотного стана, что важно при работе с маленькими детьми. Все знают, что для детей шрифт должен быть крупнее. Нотные тетради этого не позволяют.



2. Есть возможность раскрасить ноты в различные цвета, для ускоренного запоминания или акцентирования внимания на трудные места в партии.



3. Вставка иллюстраций, комментариев, текста для работы над произведением. Использование раскрасок для того, чтобы заинтересовать ребёнка, подвигнуть его к творчеству. Имея на руках сборник с раскрасками, мы пойдём и сделаем копию страницы. Это также верно, но не всегда иллюстрация отвечает нашим требованиям, а если нет возможности сделать копию? Зачастую мы разрешаем ребёнку раскрасить прямо в сборнике, но другому ребёнку это уже не доступно.



4. Для тех, кто делает переложение для ансамбля или оркестра – это незаменимый инструмент. Все, что написано, проигрывается звучанием конкретного инструмента. Программа указывает и диапазон инструмента, для не очень грамотных музыкантов, выделяя ноты, которые этот музыкальный инструмент не может сыграть красным цветом.



5. Программа сама выделяет и оформляет к распечатыванию партии. Не надо их хранить в компьютере, это делается очень просто, если вдруг понадобилось.





Ну и третья группа аргументов:

1. Возможность перевода партии транспонирующего инструмента в нужный ключ.





2. Возможность сделать транспорт в любую тональность не задумываясь.



3. Сохранение нот в различных форматах, не только самой программы но и в графических.

4. Вставка оформленного нотного примера в методическую работу, набранную на компьютере.

5. Возможность записи детских сочинений. Дети не всегда могут оформить грамотно нотный текст, в этом им поможет компьютер, подключенный к MIDI-клавиатуре или синтезатору. Нам останется только слегка исправить ритмическое оформление.

На мой взгляд, этих аргументов достаточно, чтобы попытаться познакомиться с данной программой.