bigpo.ru
добавить свой файл
  1 ... 10 11 12 13 14

(Научный руководитель – д.т.н., проф. Кузнецов Л. А.)

Липецкий государственный технический университет



СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ


В настоящее время управление качеством является одним из важнейших направлений в управлении предприятием. Это связано с постоянно возрастающей ролью качества продукции в обеспечении успеха предприятия на рынке. Современную методологию управления качеством представляют международные стандарты серии ИСО 9000, общее название которых – «системы менеджмента качества». Среди основных принципов ИСО можно выделить универсальный характер требований и рекомендаций, требование тотального контроля, требование идентифицируемости и прослеживаемости процесса.

В диссертационной работе сфера управления качеством ограничена только промышленным производством, причем с не штучным, а серийным характером. В соответствии с методологией ИСО для такого производства эффективное управление качеством продукции может быть связанно с применением статистических методов. Стандарты ИСО прямо не указывают на набор статистических или других формальных методов управления качеством. В литературе же обычно рассматриваются так называемые семь японских инструментов контроля качества и методы выборочного контроля, которые не позволяют решать задачи управления, принятия решений об усовершенствовании процесса. Поиск таких решений возлагается на человека.

В то же время данные контроля качества могут быть использованы более эффективно, чем это позволяют сделать традиционные методы. Для этого может быть использован комплекс методов, основанный на математической статистике, теории вероятностей, математическом программировании, теории информации. Оригинальные методы управления технологическими процессами разработаны в ЛГТУ. Эти методы, в частности, позволяют эффективно управлять многоэтапными процессами, оперативно реагировать на изменения в технологическом процессе за счет адаптации моделей и решений.

Предлагаемый комплекс методов поддержки процесса принятия решений основан на построении моделей производственного процесса. Такие модели связывают отдельные характеристики качества продукции со свойствами сырья и технологией производства. Модели являются следствием анализа производственного процесса, проведенного на основе данных контроля качества или специального исследования. Модели – первая часть системы управления качеством. Вторая часть – комплексный критерий оптимизации, математически формализующий компромисс между ценой и качеством продукции, отражающий стратегию предприятия на рынке. Комплексный критерий формируется в результате анализа рынка, проводимого на уровне административного управления качеством, который и определяет цели предприятия в области качества. Третья часть – система ограничений. Таким образом, ядро системы поддержки управления качеством составляет задача условной оптимизации.

Применение формальной методологии поддержки управления качеством связано с анализом больших объемов данных контроля качества, учете множества требований и ограничений. Кроме того, для решения задач используются достаточно сложные алгоритмы, применение которых без средств вычислительной техники представляется затруднительным. Все это делает актуальной задачу создания автоматизированной системы управления качеством продукции. Особенностью такой системы является ее инвариантность по отношению к производственному процессу и решение задач управления качеством в рамках методологии ИСО.

Современные технологии разработки автоматизированных систем позволяют предложить многоуровневую клиент-серверную архитектуру АС. Первый уровень системы представляет сервисы, непосредственно связанные с хранением и манипуляциями с данными в БД описания производственного процесса. Второй уровень – бизнес-сервисы системы, реализующие объектную модель производственного процесса. Третий – пользовательские приложения настройки системы на производственный процесс предприятия и собственно анализа процесса и управления качеством продукции. АС использует универсальный интерфейс доступа к данным, который позволяет развернуть систему практически на любой корпоративной и ряде настольных СУБД, обеспечивает доступ к различным системам хранения данных контроля качества.

В разработанной АС решены две важные задачи: взаимодействие с пользователем в терминах его производственного процесса и задач управления качеством (а не математических методов) и использование системы сбора данных, функционирующих на предприятии. При проектировании пользовательского интерфейса АС основной целью была разработка такого представления математического содержания системы, которое позволило бы эффективно использовать систему не специалистам в информационных технологиях и математических методах. Для достижения этой цели широко применяется графическое представление информации; сложные алгоритмы, требующие участия пользователя, реализованы в режиме мастера.

Домашнев П. А.


<< предыдущая страница   следующая страница >>