bigpo.ru
добавить свой файл
  1 2 3 ... 6 7

ФОРМЫ ТЕСТА


Чтобы привлечь и удержать внимание маленьких детей, каждое задание печатается на ярком цветном фоне. Это делает более на­глядной природу предложенного для выполнения задания, ни­коим образом не подсказывая решения. Порядок заданий в каж­дой серии обеспечивает стандартное обучение методу работы, а три серии вместе охватывают все процессы визуальных умо­заключений, к которым обычно уже способны дети в возрасте до десяти лет. При правильном предъявлении теста необходимо лишь показать обследуемым, что надо делать, чтобы они могли двигаться от задачи к задаче в стандартном порядке и на соб­ственном опыте учиться их решать. Тест может предъявляться в виде планшетов с подвижными фрагментами или в виде напе­чатанных в книжке иллюстраций, что не влияет на интеллекту­альные процессы, необходимые для его успешного выполнения. При любой форме теста задачи, которые надо решить, могут быть вполне удовлетворительно продемонстрированы без всяких вер­бальных инструкций6. Беседа просто делает ситуацию тестирова­ния более естественной.

Книжная форма Исследования показывают, что дети старше шести лет, взрослые теста с незначительными нарушениями интеллекта и большая часть лиц с физическими недостатками одинаково хорошо понимают пред­лагаемые задания независимо от того, напечатаны ли они в виде картинок на ярком цветном фоне или представлены в виде план­шетов с подвижными фрагментами. Было установлено, что при обычном применении теста его книжная и планшетная формы в случае использования цветного фона приводят к практически одинаковым результатам.

До того момента, пока не сформировалась способность срав­нивать и рассуждать по аналогии, а также в случаях, когда ее фор­мирование задерживается или нарушено, Серии А, АЬ и В, напе­чатанные на ярком цветном фоне, обычно обеспечивают более достоверное тестирование, чем Серии А, В, С, D и Е. Напротив, после того, как такая способность сформировалась, последние дают более достоверные результаты. Тем не менее результаты, полученные с помощью любой формы теста, можно легко срав­нить между собой.

Несмотря на то что Серии А, АЬ и В позволяют ясно диффе­ренцировать различные степени врожденной и приобретенной умственной отсталости, этот тест ни в каком смысле не является измерителем общего снижения интеллекта. Он четко показывает, обладает или нет обследуемый способностью к сравнению и умо­заключению по аналогии, а если нет, то в какой степени он спо­собен по сравнению с другими людьми организовывать простран­ственные образы в связанные по определенному принципу целостности. В дополнение к этому общее снижение интеллекта подразумевает оценку интеллектуальной стабильности и интег­ральной способности сохранять навыки, приобретенные за счет имеющихся в распоряжении данного индивида интеллектуальных возможностей. Ни один взятый отдельно тест на перцептивные умозаключения не дает такой информации. Следовательно, необ­ходим еще по крайней мере один дополнительный тест, направ­ленный на оценку общего уровня приобретенных знаний.

Параллельная форма Широкое распространение ЦПМ, особенно при отборе детей млад-тестз шего возраста для участия в учебных программах коррекционной направленности или в программах для одаренных, привело к тому, что родители стали натаскивать своих детей на решение заданий этого теста. Хотя человек, имеющий определенный опыт в прове­дении теста, всегда может легко распознать тех, кто заучил ответы, и хотя проводящие тест с целью отбора всегда должны сравнивать информацию, полученную при использовании ПМР, с другими показателями (и выяснять источник выявляемых противоречий), многие люди ощутили назревшую необходимость в параллельной форме теста, которую можно было бы использовать для предот­вращения случаев, когда заучивание ответов дает кому-то совер­шенно незаслуженное преимущество. Поэтому в 1998 году была выпущена в свет Параллельная форма теста ЦПМ. Как будет пока­зано ниже, эта форма полностью корреспондирует с Классической формой теста и на уровне отдельных заданий (как по их логичес­кой конструкции, так и по степени трудности), и на уровне итого­вой оценки. Параллельная форма Цветных Прогрессивных Мат­риц (ЦПМ-П) полностью взаимозаменяема с Классической формой (ЦПМ-К), и любые данные, собранные с ее помощью, могут быть добавлены в существующий международный банк данных, особен­но те, которые получены при повторном тестировании с каким-то временным интервалом. При этом с полным доверием можно пользоваться существующими на данный момент нормативными показателями. Однако, чтобы не предоставлять выгод от запоми­нания расположения правильных ответов, необходимо было из­менить их позиции, а значит, и Оценочные Ключи для этой фор­мы теста. Таким образом, если применяется Параллельная форма ЦПМ, то нужно использовать предназначенные именно для нее бланки ответов и Оценочные Ключи. Это особенно важно, когда используются Бланки легкой оценки, куда встроены и Оценочные Ключи. Планшетная форма теста

Универсальным способом объяснения заданий является предъяв­ление любого из них в форме картонного планшета с вырезом и набора подвижных фрагментов, каждый из которых по форме и размерам в точности соответствует вырезанному участку план­шета. Обследуемым можно показать, что каждый фрагмент абсо­лютно точно соответствует вырезу в планшете, но что только один из них правильно дополняет его по рисунку. Помещая выбран­ный фрагмент на место выреза, обследуемые могут видеть резуль­таты своих предположений. В процессе такого рода тренировки обследуемые приучаются быть осторожными, и при этом не ме­няется число заданий, которые они способны решить путем пря­мого умозаключения.

На протяжении многих лет предпринимались попытки изго­товить Планшетную форму теста для коммерческого распрост­ранения, но только совсем недавно это удалось воплотить в жизнь. При невозможности воспользоваться коммерческой вер­сией следует обратиться к инструкции по ее конструированию, которая содержалась в более ранних изданиях этого Раздела дан­ного Руководства.

В планшетной форме тест может быть удовлетворительно разъяснен представителям любой расы, говорящим на любом язы­ке. Он является также одним из немногих тестов, которые могут быть успешно использованы в работе с людьми, страдающими ча­стичным параличом, глухотой или дефектами речи, и при этом дает устойчивую, надежную и психологически валидную оценку име­ющейся у них способности к логическим умозаключениям, неза­висимо от специфики их дефекта.

В возрасте между тремя и шестью годами внимание и интерес детей обычно слишком подвижны, а результаты интеллектуаль­ной активности слишком непостоянны, чтобы какой-нибудь тест интеллекта мог с высокой надежностью предсказать последую­щее интеллектуальное развитие. Поэтому вряд ли результаты, полученные на маленьких детях с применением планшетной фор­мой теста, обладают большей прогностической ценностью, чем ре­зультаты, полученные с помощью других тестов интеллекта. Есть основания думать, однако, что результаты, полученные при рабо­те с планшетной формой теста, обладают психологической валид-ностью до тех пор, пока они оценивают наличные результаты ин­теллектуальной деятельности ребенка вне зависимости от его осведомленности и образования.

Планшетная форма теста имеет очевидные преимущества для работы с маленькими детьми, для клинической оценки врожденных или приобретенных дефектов интеллекта, а так­же для кросс-культурных исследований. При некоторых пси­хологических обследованиях она также имеет преимущества перед книжной формой теста, так как позволяет наблюдать, фиксировать и сравнивать решения, полученные путем проб и ошибок, с решениями, полученными путем непосредственно­го восприятия или умозаключения. Решения по первому спосо­бу можно учитывать отдельно от решений, полученных по вто­рому. При суммарной оценке полученных по тесту баллов их не обязательно учитывать вместе. Исключив решения, получен­ные путем проб и ошибок, результаты работы с планшетной формой теста вполне можно приравнять к результатам работы с его книжной формой.

Кроме всего сказанного, планшетная форма теста чрезвычай­но полезна для использования в психологических исследованиях. Здесь она обладает двумя достоинствами: позволяет преодолеть ограничения как бланковых («карандаш и бумага»), так и «испол­нительских» тестов, а также легко и точно зафиксировать после­довательность умозаключений, на основании которых испытуе­мый действует, выполняя усложняющиеся серии заданий. Получаемая таким образом информация может быть соотнесена с участвующими в решении задачи умственными операциями и типами допускаемых ошибок.


ИСТОРИЯ РАЗРАБОТКИ ЦПМ


Начало работы В течение 1948 года по экспериментальной «планшетной» форме

с Планшетной формой теста

теста, состоявшей из Серий А и В Стандартных Прогрессивных Матриц и пятнадцати заданий, признанных промежуточными по степени трудности между этими двумя сериями, были протес­тированы дети — жители городка Бург-оф-Дамфри в Шотлан­дии — в возрасте от 5 до 10'/.^ лет, чьи фамилии начинались с букв А, В или С (всего 291 ребенок). Получившиеся таким образом возрастные группы при необходимости дополнялись (для выравни­вания по численности) детьми, чьи фамилии начинались с буквы D.

Был проведен дсталвный анализ пунктов теста, учитываю­щий ответы каждого ребенка при решении каждого из 39 зада­ний. На основе совместной обработки баллов, полученных в трех последовательных сериях, и использования метода скользяще­го среднего были построены кривые, показывающие для каждо­го задания нарастание процента правильных выборов с ростом суммарного балла от 10 до 39. По итогам такого анализа из Се­рии АЬ были исключены три задания, процент правильного решения которых колебался и не имел тенденции устойчи­вого роста при увеличении общего балла. Оставшиеся 12 заданий были перегруппированы по нарастанию трудности. Два рисунка, анализ которых выявил слишком большую их не­определенность, были упрощены. Ложные фрагменты, наиболее близкие к правильному ответу, были изменены, и их простран­ственное положение было перераспределено таким образом, чтобы обеспечитв насколько это возможно равномерность в пространственном распределении выборов. Наконец, пришлось заново получать данные для теста, состоящего из 36 заданий. Фигуры, частично повторяющих структуру предъявленной для за­полнения матрицы, не связано с частотой, с которой дети склон­ны выбирать фигуры данного типа. Напротив, необходимо было включить очень много повторяющих матрицу фигур, чтобы до­стичь сильной тенденции к выбору таких «повторов». Более де­тальный анализ повторных ответов детей показал, что элементы, расположенные прямо над вырезом в матрице, повторяются в два раза чаще, чем фрагменты, расположенные слева, и в четыре раза чаще, чем фрагменты, расположенные сверху по диагонали.

Опыт работы с планшетной формой теста показывает, что пер­вая реакция самых маленьких детей на ситуацию тестирования — взять подвижные фрагменты в руки и поиграть с ними. На этой стадии большинство детей склонно выбирать в первую очередь любую фигуру в позиции 5, то есть ту, которая расположена к ним ближе всего. Следующая по частоте выбора фигура находится в позиции 6, а позиции 2 и 3 выбираются чаще, чем позиции 1 и 4.

Вплоть до четырехлетнего возраста дети, уже понимающие, что надо заполнить вырез в изображении, но ещё не способные выполнить задания, требующие учета изменений вдоль колонок и рядов (в отличие от заполнения сплошного узора), склонны выбирать фигуру в позиции 2 вдвое чаще, чем в позициях 1 и 3, в четыре раза чаще, чем в позициях 5 и б, и почти в десять раз чаще, чем в позиции 4. Иными словами, дети склонны выбирать фрагмен­ты, расположенные ближе всего к вырезу (возможно, потому, что они расположены ближе к центру их внимания), в то время как фрагмент в позиции 4, наиболее удаленный от центра их вни­мания, едва ли вообще ими замечается.

По мере развития способности решать такого рода задачи рас­пределение ошибочных выборов по шести возможным позициям становится более равномерным, хотя позиция 2 всегда выбира­ется несколько чаще, чем позиция 1, вдвое чаще, чем позиции 3, 5 и 6, и втрое чаще, чем позиция 4.

К пяти годам дети иногда удовлетворяются тем, что вставлен­ный фрагмент дополняет матрицу лишь по одному направлению. Позже ребенок начинают выбирать фрагмент, дополняющий мат­рицу по двум направлениям одновременно. Примерно в этом же возрасте наиболее смышленые дети нередко начинает спонтанно манипулировать тестовым материалом для развлечения. Вставив в матрицу правильный фрагмент, ребенок иногда вынимает его, чтобы посмотреть, как будет выглядеть задача с другими фрагмен­тами. Это характерно именно для смышленых детей: сначала по­ставить на место правильный фрагмент, а затем вынуть его, что­бы поиграть. Любое изменение ответа после его регистрации следует учитывать только как качественную информацию. С це­лью сравнения результатов, получаемых с помощью планшетной и книжной форм теста, первый вставленный фрагмент обычно засчитывается как соответственно «верный» или «неверный» от­вет независимо от того, оставлен он в этом положении или уда­лен, чтобы попробовать другие фрагменты.

Кроме изучения характера ошибок, была также рассчитана ре-тестовая надежность теста. 58 детей в возрасте 6'/2 ± 1 год и 61 ре­бенок в возрасте 91/, ± 1 год, прошедшие тестирование но ориги­нальной форме теста, были в дальнейшем протестированы по измененной форме теста из 36 заданий. Корреляции между ре­зультатами начального и повторного тестирования составили 0,6 и 0,8 соответственно.

Впоследствии 36 заданий были напечатаны на цветном фоне в виде книжки для использования в работе с детьми в возрасте до 11 лет и в клинической практике. Они и составляют сегодня Классическую форму Цветных Прогрессивных Матриц (ЦПМ-К).


Разработка

Параллельной

формы

в 1998 году

Несмотря на многочисленные доказательства того факта, что пред­шествующий опыт решения заданий, входящих в тесты Прогрессив­ные Матрицы, оказывает очень незначительное влияние на по­лучаемые оценки', в 1970-е и 1980-е годы получило распространение мнение, что тесты становятся «слишком знакомы». Стало ясно, что не­обходимо расширить диапазон трудности заданий из Стандартных Прогрессивных Матриц, чтобы восстановить их различительную спо­собность для получающих высокие оценки подростков и молодых взрослых людей. Поэтому была принята исследовательская програм­ма, целью которой являлась разработка параллельной и расширенной версий СПМ. Весьма небольшие дополнительные усилия потребова­лись для создания параллельной версии Серии АЬ, что в итоге привело к появлению параллельной формы Цветных Прогрессивных Матриц.

Процесс разработки Параллельной и расширенной (СПМ Плюс) версий СПМ, конкретное количество участвующих в их апроба­ции испытуемых и результаты проведенного в ходе этой работы анализа полностью описаны в Разделе 3 СПМ данного Руководства, изданном в 1998 году и позднее.

Здесь нам достаточно отметить только два момента. Во-первых, была поставлена цель разработать новые тесты, которые были бы па­раллельны старым как на уровне отдельных заданий, так и на уровне суммарной оценки, чтобы существующие на сегодняшний день нор­мативные данные сохраняли свою значимость и чтобы результаты, полученные с помощью новых тестов, пополняли международный банк данных, открытый для исследователей и других пользователей тестов. Во-вторых, исследования, посвященные уравниванию труд­ностей отдельных заданий, были проведены на нескольких специаль­но подобранных группах, которые, насколько это возможно, включа­ли по равному числу испытуемых для каждой суммарной оценки по СПМ. В результате мы не можем назвать какой-то одной цифры, по которой высчитывалась статистика, относящаяся к определению уровня трудности новых или старых заданий. Но если округлять, то для подсчета уровней трудности классических и параллельных зада­ний из Серий А и В были использованы данные от более чем тысяча рес­пондентов, а для Серии АЬ — данные от примерно пятисот респондентов3.

Рисунок ЦПМ1 показывает, что на интегральном уровне оцен­ки по Параллельной форме ЦПМ максимально близки тем, кото­рые получены по Классической форме ЦПМ. Рисунок ЦПМ2 де­монстрирует, что на индивидуальном уровне трудности Классичес­ких и Параллельных заданий, выраженные а в рашевских логитах, имеют высокую степень сходства.

Стандартизация Чтобы получить репрезентативную выборку приблизительно в сто

Классической детей для каждого годового интервала в диапазоне от 5 до 11У2

Книжной формы лет, были подготовлены списки детей, живущих в Бург-оф-Дам-


<< предыдущая страница   следующая страница >>