bigpo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 4 5


Министерство образования Российской Федерации


Пензенский государственный университет

Кафедра «Социология и управление персоналом»


Г.Б. Кошарная, Г.П. Редя, Л.Т. Толубаева


Организационное поведение

Методические рекомендации





Издательство

Пензенского государственного университета


Пенза 2004

Наградной

логотип

вуза


Пенза

2008


УДК 159

ББК 88.4


В программе раскрывается содержание учебной дисциплины “Организационное поведение”, даются методические рекомендации студентам по ее изучению, приводятся вопросы и задания для самоконтроля, примерная тематика рефератов и курсовых работ.

К каждой теме курса приводятся теоретические материалы, тестовые задания и указания для выполнения практических работ. В работе приведен план изучения курса, список литературы, который следует использовать при подготовке к занятиям.

Методические рекомендации к курсу «Организационное поведение» подготовлены на кафедре «Социология и управление персоналом» и предназначены для дополнительного и самостоятельного изучения студентами теоретического учебного материала, а также для подготовки к практическим занятиям по данному курсу.


Табл.4 , библиогр. 70 наим.


Авторы-составители: Г.Б. Кошарная, Г.П. Редя, Толубаева Л.Т.

Под ред.: д-ра социолог. наук, профессора Г.Б. Кошарной.


Отв. за выпуск: к.с.н., доцент Рожкова Л.В.

Рецензент: проректор по научно-методической работе Пензенского института развития образования кандидат педагогических наук, доцент Е.Ф. Купецкова.


К каждой теме приводятся теоретические материалы, тестовые задания и указания для выполнения практических работ. В работе приведен план изучения курса, список литературы, который следует использовать при подготовке к занятиям.

Методические рекомендации к курсу «Психофизиология профессиональной деятельности» подготовлены на кафедре «Социология и управление персоналом» и предназначены для дополнительного и самостоятельного изучения студентами теоретического учебного материала, а также для подготовки к практическим занятиям по данному курсу.

Содержание



  1. Цель и задачи учебной дисциплины.......................................................4

  2. Организационно-методические рекомендации по изучению учебной дисциплины...............................................................................................5

  3. Требования к студентам, изучившим материал……………… …….6

  4. Содержание учебной дисциплины.......................................................10

  5. Тематика рефератов................................................................................31

  6. Тематика курсовых работ......................................................................32

  7. Вопросы для подготовки к экзамену..................................................33

  8. Список рекомендуемой литературы.................................................35




  1. Цель и задачи учебной дисциплины

Учебная дисциплина “Организационное поведение” предназначена для студентов, обучающихся по специальности «Управление персоналом».

Основной целью дисциплины является приобретение студентами необходимых знаний и умений по управлению поведением людей и групп в организациях, формирование системных представлений о психологических закономерностях трудовой деятельности, раскрытие специфики использования социально-психологического знания в деятельности специалиста по управлению персоналом.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

а) знать:

  • предмет организационного поведения как науки;

  • основные изменения в организационной среде современного бизнеса и их влияние на управление человеческими ресурсами;

  • понимать основные закономерности поведения человека в организации;

  • теории трудовой мотивации;

  • сущность законов групповой динамики и групповых коммуникаций;

  • стили руководства, лидерства, принятия решений в организации;

  • понимать связь организационного развития и изменения организационного поведения.

б) уметь:

  • анализировать и прогнозировать организационное поведение человека и группы;

  • владеть навыками модификации организационного поведения;

  • освоить подходы к мотивированию и изменению установок работников в различных условиях;

  • использовать современные технологии отбора и оценки персонала;

  • владеть навыками создания благоприятного психологического климата, методами повышения эффективности лидерства, принятия решений и разрешения конфликтов в организации.

Учебная дисциплина предусматривает изучение студентами следующих дидактических единиц: организация и ее основные признаки; организационная структура и организационная культура; модель взаимодействия человека и организации; закономерности организационного поведения; теории и методы трудовой мотивации; роль групповой работы в организационном развитии; власть и политика в организации; управление конфликтами в организации; природа организационного лидерства и принятия решений; организационные коммуникации; стресс на рабочем месте.


II. Организационно-методические рекомендации по изучению учебной дисциплины

В теоретическом плане учебная дисциплина предполагает развернутое изложение разделов, касающихся закономерностей взаимодействия человека и организации, системы базовых мотивов работника и их взаимосвязи с вознаграждением и управлением поведением, построении эффективных групп и команд в организации. Вместе с тем, курс должен быть значительно дополнен в части прикладного, социально-практического знания.

Преподавателю следует обратить внимание на то, что данная дисциплина является специальной, поэтому не следует терять много времени на повторную характеристику понятий, изученных в рамках курсов общей и социальной психологии (личность, мотивация, поведение, лидерство, группа, конфликт). Особый акцент необходимо сделать на анализе основных понятий именно в контексте организационного развития, показывая, какие специфические закономерности во взаимодействии личности и организации при этом возникают, как они учитываются в работе психолога.

Преподаватель должен обратить внимание студентов на то, что изучаемая дисциплина является интегративной, требует получения определенного объема знаний по общему менеджменту, управлению персоналом, экономической психологии. Необходимо ориентировать студентов на самостоятельное изучение данных вопросов, прослушивание спецкурсов по смежным дисциплинам, чтение специальных периодических изданий в рамках дополнительного профессионального самообразования.

Логика построения дисциплины - от выделения социально - психологических аспектов управления персоналом организации, являющихся предметом профессионального воздействия НR-менеджера, - к овладению практическими технологиями отбора, оценки, обучения, мотивирования персонала, создания оптимальной корпоративной культуры, управления конфликтами.

Виды занятий

Основными методами изучения дисциплины являются лекции и практические занятия. Методика чтения лекций на различных отделениях должна существенно отличаться. Главное отличие - в построении лекций. Если на дневном отделении преподаватель должен строго придерживаться программы курса, то для заочного отделения более целесообразны обзорные лекции-консультации

Курс предполагает использование современных интерактивных методов обучения: тренинги, кейс-стади, деловые игры. Методы активного обучения позволяют студентам анализировать выявленные в теоретическом курсе закономерности на языке конкретных проблемных ситуаций, встречающихся в практике работы фирм. Предполагается, что студент во время изучения дисциплины сможет проиграть роль сотрудника, взаимодействующего с организационным окружением, и роль консультанта по управлению человеческими ресурсами. Таким образом, рабочее взаимодействие будет изучено и отрефлексировано с двух противоположных сторон.

Самостоятельная работа студентов над курсом и самоконтроль за ходом овладения содержанием курса обеспечивается системой контрольных вопросов, упражнений и практических заданий, обязательных для выполнения.


III. Требования к студентам, изучившим материал

В результате изучения дисциплины студенты должны:

а) знать:

  • предмет организационного поведения как науки;

  • основные изменения в организационной среде современного бизнеса и их влияние на управление человеческими ресурсами;

  • понимать основные закономерности поведения человека в организации;

  • теории трудовой мотивации;

  • сущность законов групповой динамики и групповых коммуникаций;

  • стили руководства, лидерства, принятия решений в организации;

  • понимать связь организационного развития и изменения организационного поведения.

б) уметь:

  • анализировать и прогнозировать организационное поведение человека и группы;

  • владеть навыками модификации организационного поведения;

  • освоить подходы к мотивированию и изменению установок работников в различных условиях;

  • использовать современные технологии отбора и оценки персонала;

  • владеть навыками создания благоприятного психологического климата, методами повышения эффективности лидерства, принятия решений и разрешения конфликтов в организации.

Оценка знаний студента при изучении им курса «Организационное поведение» проводится на основании модульно-рейтинговой системы (МРС). Структура оценки отражена в таблицах 1 и 2.


Таблица 1. Максимальное количество баллов, набираемое студентом, по блокам и видам аттестаций при дифференцировании оценок (экзамен)

Блок

1-ая промежуточная аттестация

2-ая промежуточная аттестация

Итоговая аттестация

Всего

1. Теоретический

8

8

40

56

2. Практически-исследовательский (семинары)

14

14

-

28

3. Учебно-организационный

8

8

-

16

Всего

30

30

40

100


Таблица 2. Максимальное количество баллов, набираемое студентом, по блокам и видам аттестаций при недифференцированных оценках (зачет)

Блок

1-ая промежуточная аттестация

2-ая промежуточная аттестация

Всего

1. Теоретический

28

28

56

2. Практически-исследовательский (семинары)

14

14

28

3. Учебно-организационный

8

8

16

Всего

50

50

100

Перевод баллов, набранных по МРС в традиционную систему оценок осуществляется по шкале, представленной в табл. 3.


Таблица 3. Шкала приведения бальных оценок по МРС в традиционную систему оценок

Шкала МРС

Традиционная

При дифференциации оценок (экзамен)

При недифференцированной оценке (зачет)

Не более 60 баллов

Неудовлетворительно

Не зачтено

61 – 72 баллов

Удовлетворительно

Зачтено

73 – 86 баллов

Хорошо

Зачтено

87 – 100 баллов

Отлично

Зачтено

В течение семестра баллы начисляются студентам по результатам выполнения ими разных видов работ, перечень которых представлен в таблице 4.


Таблица 4. Примерный перечень и максимальное количество баллов МСР по результатам выполненной студентом работы на практических занятиях

Виды работ

Количество баллов

1.

Успешное участие в олимпиаде или конкурсе научных студенческих работ регионального, российского и др. уровня (призовое место)

10

2.

Успешное участие в вузовской научной конференции (призовое место)

7

3.

Реферат

4

4.

Доклад

5

5.

Активное участие в деловой игре

4

6.

Выступление на семинаре

-3 - +3

7.

Оппонирование по сообщениям докладчиков

3

8.

Лабораторная работа

-2 - +2

9.

Контрольная работа

-2 - +2

10.

Конспект главы книги

1

11.

Конспекты лекций за курс

1

12.

Конспект домашнего задания

1

13.

Курсовая работа

7

14.

Научное исследование под руководством преподавателя

6

15.

Написание и публикация научных статей

7


Под рефератом подразумевается творческая работа, основанная на изучении значительного количества научной литературы по теме исследования объемом 10 – 15 страниц. Реферат включает: титульный лист, план, текст реферата, список литературы. Для выступления по реферату студенту отводится до 8 минут на семинарах. Выступление предполагает не чтение текста, а свободное аналитическое изложение материала. Выступление обсуждается участниками семинара, текст реферата сдается преподавателю. Оценка за реферат учитывает не только содержание и оформление выполненной работы, но и качество устного выступления: умение соблюдать регламент, заинтересовать слушателей, говорить логично, грамотно, отвечать на заданные после выступления вопросы. Темы рефератов приведены в разделе V.

Доклад – итог самостоятельной исследовательской работы студента. Чтобы его подготовить, необходимо познакомиться с определенной научной литературой, выдвинуть свою гипотезу, провести сбор эмпирического материала, используя самостоятельные наблюдения, устные опросы, анкеты, изучение необходимых документов и т. д., проверить гипотезу, сделать обоснованные выводы, доказать правильность собственного решения проблемы и оформить полученные результаты в виде письменной работы. Требования к оформлению доклада такие же, как и к реферату. Оценка за доклад учитывает не только содержание и оформление выполненной работы, но и качество устного выступления: умение соблюдать регламент, заинтересовать слушателей, говорить логично, грамотно, отвечать на заданные после выступления вопросы. Темы докладов приведены в конце каждой темы раздела IV (вопросы и задания для самостоятельной работы студентов).

Выступление на семинаре освещает один из вопросов, заданных на предыдущем занятии и подготовленных на основании указанной преподавателем литературы. Оценка за выступление учитывает качество устного выступления: умение соблюдать регламент, заинтересовать слушателей, говорить логично, грамотно, отвечать на заданные после выступления вопросы. Отказ отвечать, ссылка на неготовность или не­знание материала оценивается минусовой оценкой, вплоть до «-3» бал­лов.

Развернутое оппонирование по теоретическим сообщениям (докла­дам, рефератам и т.п.) происходит при обсуждении этих сообщений и не ограничивается теми или иными вопросами к докладчику, а включает в себя высказывание собственного мнения, обоснование и защиту его.

Конспекты статей параграфов и глав или иного полного текста книг оцениваются с учетом труда, вложенного в их подготовку. Они не подме­няются планами работ или полностью переписанным текстом: студент должен научиться отбирать основное. Обязательно указывается ав­тор книги (статьи), место и год издания, а на полях помечаются страни­цы, где расположен конспектируемый текст. Качество конспекта повыша­ется, когда студент сопровождает его своими комментариями, схемами или таблицами.


IV. Содержание учебной дисциплины


Тема 1. Основные теории управления человеческими ресурсами

Организационное поведение – теория или практика.

Эволюция функции управления человеческими ресурсами. Теория “ленивого человека” (Ф.У.Тейлор, Г.Эмерсон). Теории “человеческих отношений” (Э.Мейо, Д.Мак-Грегор, Ф.Херцберг). Патерналистская модель организации. Японская школа организационной психологии. Практика работы по управлению персоналом американской компании IBM.

Стадии развития бизнеса в России. Зависимость изменения функции управления человеческими ресурсами от стадии развития организации.


Вопросы для самостоятельной работы студентов:

1.Какие этапы прошло развитие концепций управления человеческими ресурсами?

2.В чем основной смысл теории “Х” (Ф.Тейлор, Г. Эмерсон)?

3.Какие факторы, влияющие на производительность труда работника, были выделены в ходе Хоторнских экспериментов Э.Мейо?

4.Какие четыре принципа положены в основу доктрины “человеческих отношений”?

5.В чем заключается различие между “твердым” и “мягким” подходом к управлению? Каково основное содержание теории “ХУ”?

6.Дайте характеристику патернализма как определенного типа организационной культуры.

7.Какие социальные ценности и культурные традиции легли в основу японского менеджмента?

8.Дайте характеристику основных стадий развития организации.

Задание для самостоятельной работы:

1.Сформулируйте основные типы запросов руководителей в отношении управления персоналом в зависимости от той стадии развития на которой находится организация.

2.Изучить рекомендованную литературу, провести сравнительный анализ различных концепций управления человеческими ресурсами и типов ОП, представить его в виде таблицы.


Основная литература:

  1. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология: Учебное пособие. -СПб.: Изд-во “Речь”, 2000.-298 с.

  2. Свеницкий А.Л. Психология управления организациями. СПб., 1999.

  3. Сергеев А.М. Организационное поведение. М.: Академия, 2005. – 288 с.


Дополнительная литература: 13


Тема 2. Человек и организация

Характеристики рабочего места. Зоны ответственности, компетенции и влияния. Понятие “организационного территоризма” (Е. Сидоренко). Ожидания и представления человека о своем месте в организационном окружении.

Модель взаимодействия человека и организационного окружения: подбор под задачу или под индивидуальность. Избирательное отношение работника к организационным задачам: задача, “принятая в качестве обязанности” и задача, “принятая как “своя”.

Возникновение “латентной” структуры организации как компромисс между организационными и индивидуальными целями (В.К. Тарасов, Ю.В. Синягин). Факторы, влияющие на положение работника в реальной структуре организации.


Вопросы для самостоятельной работы студентов:

1.Перечислите основные характеристики “рабочего места”. Какие зоны возникают в результате определения этих характеристик? Почему важно, чтобы они были сбалансированы?

2.Какова система ожиданий работника относительно организации?

3.Какие типы индивидуальных задач способен вырабатывать работник внутри организации?

4.Какие социально-психологические феномены возникают в результате несовпадения индивидуальных задач работника с организационными задачами?

5.В чем смысл разделения структуры организации на “формальную” и “латентную”?

6.Как связаны корпоративная культура и латентная структура организации?

7.Перечислите основные факторы, влияющие на положение работника в организационной структуре и на его подбор?



следующая страница >>