bigpo.ru
добавить свой файл
1
Речевые и грамматические ошибки.

Оценка сочинений и изложений

Как известно, в школе сочинения и изложения оцениваются двумя отметками. Первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность в широком смысле слова, над которой понимается орфографическая, пунктуационная и грамматическая правильность речи.

На вступительном экзамене по русскому языку и литературе в высшие учебные заведения абитуриенту за сочинение или изложение ставится одна отметка, которая определяется по первой или второй, представляющей из двух более низкий балл. Например, если содержание и речевое оформление работы заслуживает "хорошей" отметки, а грамотность - "удовлетворительной", то общая отметка ставится "удовлетворительно". Итоговая отметка при недостаточной грамотности может быть повышена, если работа отличается оригинальностью замысла и интересной его реализацией, глубиной раскрытия темы, богатством и выразительностью речи. Однако высокая грамотность не может быть основанием повысить общую отметку, если сочинение написано не на тему или она раскрыта поверхностно, если имеется много речевых ошибок и недочетов.

Содержание сочинения или изложения оценивается по следующим критериям:

1) соответствие работы теме и основной мысли;
2) полнота и глубина раскрытия темы;
3) правильность фактического материала;
4) композиционная стройность, последовательность изложения.

При оценке речевого оформления учитывается:

1) разнообразие используемых в работе лексических и грамматических средств языка;
2) точность словоупотребления, т.е. умение пишущего отбирать слова и выражения, наиболее соответствующие передаваемому содержанию;
3) выразительность, умение выдержать определенный стиль работы;
4) количество речевых ошибок.


РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ

Речевые ошибки - это нарушение законов употребления в речи лексических единиц, а также недочеты в образовании синтаксических конструкций.
Наиболее широко представлены в работах абитуриентов следующие виды речевых ошибок:

1. Употребление слов в несвойственном им значении: "Без знаний очень трудно усвоить ("освоить") сложную технику". "Онегин вел праздничный образ жизни" (вместо "праздный"). "Образ Павла Власова в одноименном романе".

2. Нарушение лексической сочетаемости: "У девочки были коричневые глаза" (вместо "карие"). "Дешевые цены" (вместо "низкие"). "Их три единственные дочери вышли замуж и разъехались".

3. Употребление лишнего слова (плеоназм): "Отступить назад" ("отступить" - значит "отойти, отодвинуться назад"); пернатые птицы ("пернатые" - это и есть птицы); "негодовать от возмущения" (вместо "негодовать" или "возмущаться").

4. Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология):рассказе "Ионыч" рассказывается..." "Множество преград преграждало ему путь".

5. Повторение одного и того же слова: "Недавно я прочитала одну интересную книгу. Эта книга называется "Собачье сердце". В этой книге интересно рассказывается..."

6. Употребление слова (или выражения) иной стилевой окраски: "Попечитель богоугодных заведений подлизывается к ревизору".

7. Смешение лексики разных исторических эпох: "Чиновники у Гоголя как будто исправно ходят на работу и получают зарплату"(вместо "ходят на службу" и "получают жалование").

8. Неудачное использование экспрессивного, эмоционально окрашенного средства: "Потрясающие ужасы крепостной эпохи отразились в комедии "Горе от ума". "Герой произносит сокровенную клятву".

9. Бедность и однообразие cинтаксических конструкций, т.е. однотипность используемых предложений, слабая их распространенность и осложненность: "Татьяна была простой, скромной девушкой. Она рано начала читать французские романы. Ее воспитывал француз-гувернер. Татьяна была задумчивой девушкой".

10. Неудачный порядок слов: "Есть немало произведений, повествующих о детстве автора, в мировой литературе" (вместо "В мировой литературе есть немало произведений, повествующих о детстве автора").


11. Неудачное использование местоимений: "Встреча Чацкого с Фамусовым не принесла ему ничего хорошего"(неясно: Чацкому или Фамусову?).

12. Нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм: "Когда Пугачев выходил из избы и сел в карету..."("выходил" - глагол несовершенного вида, указывающий на незаконченность действия, "сел"- совершенного вида, выражает законченное действие).

При анализе сочинений и изложений оценивается орфографическая , пунктуационная и грамматическая правильность речи.
Орфографические и пунктуационные ошибки не требуют специального комментария, остановимся на грамматических.


ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ.


Грамматические ошибки - это нарушение норм слово- и формообразования, а также синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.
Наиболее распространенными в письменных работах по русскому языку и литературе являются следующие грамматические ошибки:
1. Ошибочное словообразование: "благородность" (вместо "благородство"), "взятничество" (вместо "взяточничество").

2. Ошибки в образовании форм существительного: "нет время" (вместо "нет времени"), "сапогов" (вместо "сапог"), "выбора"(вместо "выборы").

3. Ошибки в образовании форм прилагательного: "самое интереснейшее произведение"(вместо "самое интересное произведение" или "интереснейшее произведение"), "эта книгаболее интереснее" (вместо "эта книга интереснее" или "более интересная").

4. Ошибки в образовании форм местоимений: "ихний" (вместо "их"), "около его" (вместо "около него").

5. Ошибки в образовании глагольных форм: "ложить" (вместо "класть"), "исследоваемый процесс" (вместо "исследуемый").

6. Нарушение согласования: "Он никогда не видел таких глаз, словно присыпанных пеплом, наполненные неизбывной тоской "(вместо "наполненных неизбывной тоской").

7. Нарушение управления: "Толстой описывает о войне" (вместо "Толстой описывает войну"), "жажда к славе"(вместо "жажда славы").

8. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым: "Связь с революционерами: Николаем Ивановичем, Сашей, Софьей и другими - оказали огромное влияние на мировоззрение Павла" (вместо "Связь ... оказала влияние...").

9. Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом: "Выражая в песнях, сказках, былинах мечту о счастливой доле, народом были созданы произведения большой глубины и силы"(вместо "Выражая в песнях, сказках, былинах мечту о счастливой доле, народ создал произведения большой глубины и силы").

10. Ошибки в построении предложения с причастным оборотом: "Горная цепь тянется с востока на запад, состоящая из множества хребтов"(вместо "Горная цепь, состоящая из множества хребтов, тянется с востока на запад").

11. Ошибки в построении предложения с однородными членами: "Эта книга меня научила честности, смелости и уважать своих друзей"(вместо "Эта книга меня научила честности, смелости и уважению к друзьям").

12. Ошибки в построении сложного предложения: "Я всегда восхищаюсь теми, которые борются против несправедливости"(вместо "кто").

13. Смешение прямой и косвенной речи: "Базаров говорит Аркадию, что твой отец - человек отставной"(вместо "Базаров говорит Аркадию, что его, Аркадия, отец - человек отставной" или "Базаров говорит Аркадию: "Твой отец - человек отставной").

14. Нарушение границ предложения: "Нигилизм Базарова можно оправдать. Если учесть ту историческую обстановку, в которой он жил и работал".("Нигилизм Базарова можно оправдать, если учесть ту историческую обстановку, в которой он жил и работал").

15. Пропуск необходимых слов: "Владик кое-как прибил доску и побежал в волейбол" (вместо "побежал играть в волейбол").