bigpo.ru
добавить свой файл
1
Рекомендации по подготовке к ЕГЭ по истории

Подготовила учитель истории Бондарева Т.М.


Следуя требованиям стандарта, КИМ ЕГЭ по истории проверяют уровень их выполнения на основе включения в каждую из трех частей экзаменационной работы заданий на анализ исторических источников. К принципам их отбора относятся:

  • включение документов по каждому из разделов курса истории;

  • отражение в них всех аспектов содержания предмета;

  • представление различных типов источников;

  • соотнесение текстов с содержанием основных учебников по истории России;

  • доступность содержания текстов выпускникам общеобразовательных учреждений.

Уровни сложности этих заданий различны и по содержанию и по объему. В часть 1 (А) включается краткий фрагмент из исторического документа, и предлагаются 4 варианта возможного ответа с целью выбора из них одного верного.

При отборе фрагмента обязательно соблюдается требование: наличие в тексте не менее двух ключевых позиций, по которым устанавливается принадлежность документа к определенному историческому периоду, событию, деятельности исторической личности.

Часть 1 (А).

Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите, как называлась летопись, о которой говорится в документе.

«Эпоха Владимира Мономаха была временем расцвета художественной и культурной деятельности на Руси. В Киеве и в других городах воздвигались новые каменные церкви, украшенные живописью… К этому времени относится составление нашей первоначальной летописи».

1) «Апостол»

2) «Русская правда»

3) «Изборник»

4) «Повесть временных лет»

Ответ: _______


Однако следует констатировать, что добиться большего выпускникам при выполнении заданий в части 1 (А) порой не позволяет элементарная невнимательность при ознакомлении как с формулировками заданий, так и с текстом документа. В приведенном выше примере не всегда обращается внимание на ключевые слова (маркеры): «первоначальная летопись», «эпоха Мономаха», которые должны быть ориентиром и для восстановления в памяти отличительных черт источника, упомянутых в тексте и напрямую связанных с поисками верного ответа.


В части 2 (В) представлены источники несколько большего объема, в которых нужно по 2-3 признакам самостоятельно найти ответы на сформулированные к документам задания.

Часть 2 (В).

Прочтите отрывок из письма адмирала отцу офицера, погибшего на войне, и напишите название этой войны.

«Доблестная жизнь Ваша дает мне право говорить с Вами откровенно… Согласившись на просьбу сына, Вы послали его в Севастополь не для наград и отличий, движимые чувством святого долга, лежащего на каждом русском… Вы благословили его на подвиг… В Севастополе, где весть о смерти почти не производит впечатления, сын Ваш был одним из немногих, на долю которого досталось искреннее соболезнование… П.С. Нахимов

Ответ: _______

Прочтите отрывок из статьи экономиста Б. Бруцкуса и напишите сокращенное название политики, о свертывании которой идет речь.

«В январе 1928 г. … (правительство) вынуждено было принять решение закрыть рынки в сельских районах и вернуться к обязательной экспроприации зерна и некоторых видов сырья. Разрушается последняя опора…».

Ответ: _______


Также очень важно в процессе анализа обращать внимание на обоснование, аргументацию краткого ответа в части 2(В). Помощь в этом могут оказать ключевые слова. В первом случае ими являются упоминание о войне и ее характере – Севастополь, святой долг, жертвы войны и, наконец, фамилия адмирала. Эти признаки дают возможность сформулировать правильный ответ. Второй пример требует еще большего внимания, т.к. речь идет о свертывании политики и ее сокращенном названии. Ключевые слова – 1928 г., «закрыть рынки», «разрушается». Установление логической связи между ними позволяет определить понятие – новая экономическая политика, а уже затем дать ее сокращенное название – НЭП.

Важнейшим моментом подготовки к ЕГЭ является работа над пониманием формулировки вопроса и подбор правильного ответа, т.е. соответствующего данной формулировке.

Прежде чем приступить к выполнению заданий части С необходимо познакомить учащихся с определениями тех понятий, с которыми они будут встречаться.

Аргумент – довод, доказательство.

Факт – действительное, вполне реальное событие, явление, то , что действительно произошло, происходит, существует.

Суждение – в логике: форма мышления, представляющая собой сочетание понятий, из которых одно определяется и раскрывается через другое.

Пример – случай, который может быть приведен в пояснение, в доказательство чего – ни было.

В часть 3 (С) включаются источники более значительного объема, содержание которых необходимо проанализировать и ответить несколькими предложениями на три задания С1 - С3. Эти задания формулируются на основе источниковедческих подходов к анализу документа: его атрибуция, выявление главного содержания, сути представленной информации, определение отношения действующих лиц, автора(ов) к описанным событиям, явлениям, процессам. Иногда задание С3 обращено к элементам критического анализа документа – сопоставлению авторских позиций, выводов с изложением материалов в учебниках истории.

В задании С2, как правило, в формулировке, присутствует упоминание – представить ответ «на основе текста источника и знаний по истории», т.е. использовать контекстные знания.

Можно привести примеры трех видов заданий на работу с источниками из открытых для публикации вариантов. Они показывают различия в подборе фрагментов из исторических документов по их объему и уровням сложности.

Часть 3 (С).

  • Из сочинения историка В.Ю.Ключевского.

« С половины XIIв. Становятся заметны признаки запустения Киевской Руси. Речная полоса по среднему Днестру с притоками, издавна так хорошо заселенная, с этого времени пустеет, население ее исчезает куда –то… в числе семи запустелых городов Черниговской земли мы встречаем один из самых старинных и богатых городов Поднепровья – Любеч. Одновременно с признаками отлива населения из Киевской Руси замечаем и следы упадка ее экономического благосостояния: Русь, пустея, вместе с тем и беднела. … Отлив населения из Поднепровья шел в двух направлениях, двумя противоположными струями. Одна струя направлялась на запад, на западный Буг, в область верхнего Днестра и верхней Вислы, в глубь Галиции и Польши. Так южнорусское население из Поднепровья возвращалось на давно забытые места, покинутые его предками. Другая струя колонизации из Приднепровья направляется в противоположный угол Русской земли, на северо – восток, за реку Угру, в междуречье Оки и верхней Волги….Она - источник всех основных явлений, обнаружившихся в жизни верхневолжской Руси с половины XII в.; из последствий этой колонизации сложился весь политичекий и общественный быт этой Руси».

С1. Как называется период в истории России, о котором идет речь в документе.Укажите его хронологические рамки?


  • С 2 О каких явлениях, характерных для данного периода, свидетельствует документ? Назовите не менее двух явлений. Используя текст документа, и знания по истории, укажите причины этих явлений (не менее двух причин).

Могут быть названы такие явления, как:

- отлив населения из Киевской Руси

- запустение городов киевской Руси

- колонизация северо – западных и северо – восточных русских земель

Причины этих явлений:

- потеря Киевом своей исторической роли в следствие:

- перемещения основных торговых путей, падение роли «пути из варяг в греки»,- постоянных междоусобиц, вызванных борьбой за «киевский стол»

- набегов половцев, ослаблявших Киевскую землю.


  • отсутствие в ответах на задания С2 контекстных знаний, требующих привлечения материала из учебной литературы или других исторических источников, снижает общий балл;


С 3 Как оценивает историк последствия отмеченных в документе явлений? В чем он видит роль верхневолжской Руси в дальнейшей российской истории?

Может быть приведена следующая оценка:

- усиление и возвышение Северо – Восточной Руси

- политический и общественный быт Северо – Восточной Руси во многом был обусловлен притоком населения из Киевской Руси

- роль верхневолжской Руси:

- Северо –Восточная Русь стала в дальнейшем центром объединения всех русских земель.

Задание С3 на анализ позиции автора и участников описываемых в тексте событий.

Его почти невозможно выполнить правильно без соответствующе правильного выполнения задания С1.


В процессе анализа документа в части 3(С) необходимо применение более сложных умений для получения полноценных ответов.

Возможные причины наиболее типичных ошибок при работе с историческими источниками:

  • недостаточно внимательное чтение текста (особенно необходимо повторное чтение после ознакомление с формулировками всех трех заданий);

  • отсутствие четкого анализа текста, его разделение на фрагменты в соответствии с вопросами каждого задания;

  • попытки давать ответ, дословно цитируя соответствующие (а иногда и не соответствующие) отрывки;



С4 – на обобщенную характеристику, систематизацию исторического материала.. Если задание требует: «Назовите…», то достаточно, чтобы были перечислены события, явления, имена, и перечень должен быть полным и систематизированным.


С4 Назовите основные задачи, которые решались во внешней политике России в XVIIв. (укажите не менее двух задач). Приведите примеры войн, походов и экспедиций XVII в., предпринимавшихся для решения этих задач (не менее трех примеров).

Могут быть названы следующие задачи внешней политики России в XVIIв.:

- возвращение территорий, потерянных в период Смуты

- достижение выхода к Балтийскому и Черному морям

- дальнейшее продвижение на Восток


Могут быть приведены следующие примеры:

- Смоленская война 1632 – 1634

- русско – польская война 1654 – 1667

- русско – турецкая война 1676 – 1681

- экспедиции русских первопроходцев в Восточную Сибирь и на Дальний Восток (Дежнев, Хабаров, Поярков)

- Крымские походы В.В.Голицына 1687 – 1689гг.


Направления внешней политики.


«Восточный вопрос» - термин, обозначавший возникшие в XVIII – начале XX в. международные противоречия, связанные с начавшимся распадом Османской империи, ростом национально-освободительного движения населявших ее народов и борьбой европейских стран за раздел владений империи.


Система подготовки к ЕГЭ.

  1. В раздаточный материал включаются все типы заданий, которые вообще можно найти в части С.

  2. Учащимся дается время на письменное выполнение определенного задания, а затем кто – то отвечает, остальные помогают.

  3. Заканчивается занятие написанием тестов по данной теме.

  4. Важно, чтобы ребенок дома самостоятельно решал задания ЕГЭ


А) Начинать надо с тематического уровня, где задания по конкретным темам.

Б) Уровень развития навыков (знание фактов и дат, определение причинно- следственных связей, сравнение отдельных тем и явлений, на знание терминологии, на умение работать с текстом.

В) универсальные сборники, где все темы смешаны.


Материалы сайта ФИПИ (http://www.fipi.ru)


На сайте ФИПИ размещены следующие нормативные, аналитические, учебно-методические и информационные материалы, которые могут быть использованы при организации учебного процесса и подготовке учащихся к ЕГЭ:

- Аналитический отчет «Результаты единого государственного экзамена 2009 года»;

- документы, регламентирующие разработку КИМ ЕГЭ по истории (истории России) 2010 года;

- учебно-методические материалы для членов и председателей региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом;

- методические письма прошлых лет;

- обучающая компьютерная программа «Эксперт ЕГЭ»;

- тренировочные задания из открытого сегмента Федерального банка тестовых материалов;

- Перечень учебных изданий, рекомендуемых ФИПИ для подготовки к единому государственному экзамену; Перечень учебных изданий, подготовленных авторскими коллективами ФИПИ.


Рекомендуемая литература:


Гевуркова Е.А. ЕГЭ 2011. История: сборник заданий / Е.А.Гевуркова, В.И.Егорова, Л.И.Ларина. –М. : Эксмо, 2010.


Ларина Л.И. ЕГЭ. История. Тематическая рабочая тетрадь ФИПИ / Л.И.Ларина, Я.В.Соловьев, Д.А.Фадеева. –М.: издательство «Экзамен», 2010.