bigpo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 15 16


Региональный центр развития образования

Отдел информационных технологий


А. И. Панов


Системно-деятельностный подход

в образовании


(методические рекомендации)


Томск - 2002


ББК 74.204

П 16


Панов А. И. Системно-деятельностный подход в образовании. Методические рекомендации. - Томск, 2002. - 36 с.

В данных материалах изложены основные элементы системного и деятельностного подходов, элементы технологии моделирования в образовании.

Материалы будут полезны руководителям органов управления образования, директорам образовательных учреждений, работникам научно-методических служб, аспирантам, педагогам.


© Панов А. И., 2002

Оглавление

Введение 4

Часть I. Системный подход в образовании 6

1. Основания системного подхода 6

2. Субъекты. Объекты. Процессы. 6

3. Цель. Целеноправленность. Ценность. 7

4. Проблемная ситуация. 8

5. Задача 10

6. Система 10

7. Системообразующие связи. Системообразующие отношения. 11

8. Структура 12

9. Функция 13

10. Организация системы 13

11. Конструкция системы 14

12. Среда 14

13. Входы и выходы системы 14

14. Состояние системы 14

15. Поведение системы 14

16. Режимы поведения системы 15

17. Свойства систем 15

18. Типология систем 16

19. Описание объектов в виде систем 17

20. Модель 18

21. Типология моделей 18

22. Модели 19

23. Основные системные принципы: 20

Литература по системному подходу 20

Часть II. Деятельностный подход образовании 22

1. Понятие деятельностного подхода 22

2. Понятие деятельности 23

3. Структура деятельности 25

4. Понятие содержание деятельности 27

5. Типология деятельности 28

Литература по деятельностному подходу 30

Часть III. Элементы моделирования в образовании 31

1. Моделирование и его элементы 31

2. Набор формальных моделей (фреймов) педагогического назначения 32



Введение



В современном образовании возрастает роль системного подхода к изучению, проектированию, построению и управлению образовательными объектами (вещами и процессами).

Как отмечает А. В. Гаврилин (вслед за А.С. Макаренко): "Практика отдельного педагогического средства терпит фиаско, необходим не метод, не способ, не прием (как бы "универсален" он не был), а система" [23. С.3]. При этом "Значение воспитательной системы состоит в том, что она без активного личного влияния педагогов воспроизводит воспитывающую деятельность, а главное воспитывающие отношения" [23. С.4]. Именно отношения, как считал А.С. Макаренко, выступают главным предметом педагогической работы. Как указывает А.В. Гаврилин, "Организация управления (обучением, воспитанием - А. П.) предполагает наличие у педагогов нового типа мышления - системного мышления ...", [23. С. 20]. Это особенно важно в условиях вариативности, автономизации и инновационности образования.

По мнению А. Г. Асмолова, "Только системное, целостное видение школы в обществе - залог правильного поиска пути перестройки школы, стратегии воспитания личности" [24. С. 206].

В. А. Караковский утверждает: "Нет сомнения, что системный подход - это стратегия... современной школы, ... совершенствования всего учебно-воспитательного процесса... Тут нужен профессионализм, научный уровень мышления" [25. С. 111].

И. Д. Демакова, отмечая, что "... именно системный подход ... подскажет нам выходы из тупиков школьного функционализма. ... в безупречном владении определенной системой - высшая свобода. ...система школы - это попытка прорыва к целостности..." [26. С.45].

Кроме этого, по мнению В.П. Беспалько, "Системный подход лежит в основе любой педагогической технологии, воспроизводимость и планируемая эффективность которой целиком зависят от ее системности ..." [29. С. 6].

В.Н. Садовский пишет «… теоретически любой объект … может быть представлен как система» [7, С.5]. В тоже время нельзя абсолютизировать возможности системного подхода. Как отмечают Блауберг И.В., Юдин Э.Г. в работе «Становление и сущность системного подхода» [33.С.98] «в отличие от диалектики и философской методологии системный подход… применим не ко всякому научному познанию, а лишь к определенным типам научных (и практических – А.П.) задач, находящихся, так сказать, в юрисдикции соответствующего подхода».

Все существующие в образовании объекты можно разделить на объекты-вещи и объекты-процессы. Для изучения, проектирования, построения и управления системными объектами целесообразно выделить их необходимое и достаточное количество.

Основными вещами в образовании, имеющими системную природу являются:

- ребенок;

- взрослый (преподаватель, воспитатель, учитель, психолог, валеолог, руководитель образования и др.);

- муниципальное образование;

- образовательное учреждение;

- содержание образования;

- организация образования (формы организации детей с целью образования, график, расписание, режим и др.);

- методы;

- занятие;

- задания;

- формы организации взрослых (педагогический коллектив, педагогический совет, научно-методический совет, методические объединения, кафедры, проблемные группы, клубы и др.);

- помещения (кабинеты, мастерские, залы, рекреации, школа в целом);

- органы управления (отделы, комитеты, департаменту, управления и др.).

Основными процессами в образовании, имеющими системную природу являются:

1) сообразование: а) образование: преподавание и воспитание. б) самообразование: учение и самовоспитание.

2) обеспечение сообразования: правовое; педагогическое (учебные планы, программы, учебники, методики); психологическое; валеологическое; кадровое; материально-техническое; финансовое и др.;

3) внешние связи;

4) опытно-инновационная и экспериментальная работа;

5) управление образованием.

В первой части данной работы рассматриваются основные понятия системного подхода. Даётся определение системы. Приводятся свойства систем, их типология.

Во второй части исследуются свойства деятельности, даётся её понятие и типология. Уделяется внимание инвариантным компонентам деятельности. Строится пространство различных видов деятельности образовательного учреждения как средство индивидуально-ориентированного развития и формирования обучающихся (воспитанников).

В третьей части даётся понятие моделирования и приводятся формальные модели (фреймы) педагогического назначения. Накопление таких моделей, создание их банка позволить более эффективно моделировать объекты (вещи, процессы), образовательные среды в образовании, на различных уровнях управления, в том числе на уровне конкретного учителя, класса, группы.

При работе с текстом необходимо обращать внимание на выделенные слова и выражения.




следующая страница >>