bigpo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 5 6



На правах рукописи


Мельникова Нина Васильевна

развитие НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА




19.00.13 – психология развития, акмеология


Автореферат

диссертации на соискание учёной степени


доктора психологических наук


Казань - 2009

Работа выполнена в государственном образовательном учреждении

высшего профессионального образования

«Курганский государственный университет»


Научный консультант: доктор психологических наук, профессор

Овчарова Раиса Викторовна


Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор

Баранов Александр Аркадьевич

доктор психологических наук, профессор

Обухова Людмила Филипповна

доктор психологических наук, профессор

Чиркова Тамара Ивановна


Ведущая организация: Московский городской педагогический университет


Защита состоится « ___ » __________ 2009 г. в ___ часов на заседании диссертационного совета Д. 212.081.22 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора психологических наук при Казанском государственном университете по адресу: 420008 г. Казань, ул. Кремлевская, 18, физический корпус, аудитория 506.


С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке им. Н.И.Лобачевского Казанского государственного университета по адресу: 420008, г. Казань, ул. Кремлевская, 35.


Автореферат разослан « ___ » _______________ 2009 года.


Ученый секретарь диссертационного совета,

кандидат психологических наук, доцент Габдреева Г.Ш.

общая характеристика работы


Актуальность темы исследования. Состояние общественной нравственности зависит от нравственной культуры и уровня нравственного развития каждого человека, которые закладываются в детстве. Дошкольный возраст является самоценным периодом развития, в котором складывается детская личность; формируется правилосообразное нормативное поведение. Получая от воспитательного микросоциума позитивные нравственные образцы, нравственные ценности, интериоризируя их через осознание, чувства и переживания, ребёнок осваивает нравственный опыт, нравственную культуру общества.

Однако на пути нравственного становления личности нередко встречаются многочисленные препятствия, которые приводят к отклонениям в нравственном развитии. Такие дети отличаются слабостью нравственно-этических знаний, несформированностью нравственных привычек, невоспитанностью нравственных чувств и отсутствием единства между сознанием и поведением. Эти характеристики коррелируют с нарушениями поведения, общения и игровой деятельностью. В дальнейшем их последствиями могут быть более серьезные девиации в поведении, социальных взаимодействиях, других видах деятельности, девальвация моральных ценностей и идеалов, деформация личности в целом (А.С.Белкин, П.П. Блонский, Р.В.Овчарова, В.А.Сухомлинский и др.). Поэтому проблема повышения эффективности нравственного воспитания подрастающих поколений, основанного на единстве нравственного сознания, поведения, чувств и переживаний детей, становления их субъектами нравственного развития, имеет большую социальную значимость (Б.С. Братусь, В.В.Знаков, В.П.Зинченко, А.Л.Журавлев, В.Д. Шадриков).

Анализ научной разработанности темы исследования показал, что проблема нравственного совершенствования общества в целом и конкретной личности может быть отнесена к категории общечеловеческих, общенаучных и вечных. Она всегда интересовала как философов, историков, моралистов, социологов, так педагогов и психологов. В русле этих исследований шла разработка различных этических учений; определялась роль общечеловеческих ценностей и моральных норм в жизни общества; вырабатывались требования к нравственной личности, как к эталону - носителю моральных ценностей общества; ставился вопрос о моральных регуляторах поведения человека (Н.А.Бердяев, Э.Дюркгейм, Л.Колберг, М.Монтень, Б.Спиноза, В.А.Сухомлинский, К.Роджерс, К.Д.Ушинский, Э.Фромм и др.). В философии, этике, психологии личности ведутся исследования нравственной сферы личности; разработаны категории нравственного сознания и нравственного поведения, нравственных чувств и переживаний, нравственных отношений (Л.М.Аболин, Л.И.Божович, С.К.Бондарева, Б.С.Братусь, Л.С.Выготский, А.А.Гуссейнов, В.П.Зинченко. В.В.Знаков, Д.В.Колесов, В.Н.Мясищев, В.С.Мухина, А.В.Петровский, В.А.Петровский, Л.М.Попов, А.О.Прохоров, С.Л.Рубинштейн, Д.И.Фельдштейн).

В психологии развития выделен аспект морального развития в онтогенезе и показаны его внешние и внутренние детерминанты (Л.И. Божович, Т.Д.Марцинковская, В.С.Мухина, Л.Ф.Обухова, Т.А.Репина, Е.В.Субботский, О.А.Шаграева и др.). А.В.Зосимовским, Ж.Пиаже, Л.Колбергом, Г.А.Урунтаевой были разработаны первые концепции морального и духовно-нравственного развития в детском возрасте. Р.Н.Ибрагимовой, А.С.Золотниковой изучены особенности отношений дошкольников к нравственным нормам и правилам поведения. Исследования В.А.Горбачёвой, В.Г.Щур, С.Г.Якобсона и др. обогатили теорию нравственного развития знаниями о формировании нравственных представлений и моральных оценок у детей.

Следует выделить исследования, посвящённые нравственной сфере личности дошкольника, в частности, исследования С.А.Козловой (2003), Н.А.Корниенко (1998), которые раскрывают особенности нравственного развития и воспитания дошкольников в условиях воздействия окружающей социальной действительности; показывают, что нравственное развитие личности обусловлено осмыслением и эмоциональным принятием нравственных норм, моральной самооценкой, нравственными качествами. В них подчеркивается важность перехода внешних моральных норм и оценок во внутренний регулятор поведения, и реализации их во взаимоотношениях личности с окружающей его средой.

Проведенные исследования значительно обогатили представления о генезисе нравственного развития в дошкольном возрасте, о содержании и особенностях отдельных компонентов нравственной сферы (моральное сознание, чувства, переживания, поведение и др.), но целостная теория развития нравственной сферы личности дошкольника ещё не разработана.

В современной психологии образования представлены разнообразные модели, технологии и программы психологического сопровождения развития детей (М.Р.Битянова, Р.В.Овчарова, Т.И.Чиркова, Т.Д.Марцинковская и др.). Тем не менее, проблема комплексного методологического обеспечения развития нравственной сферы личности дошкольника не выделена как самостоятельная.

Суть практической стороны проблемы состоит в отсутствии анализа единства нравственного сознания и поведения ребёнка; игнорировании его нравственных переживаний, как важнейших «барометров» поведения; неопределенности базисных этических понятий, на основе которых должно строиться развитие нравственной сферы личности ребенка-дошкольника; неразработанности диагностических средств и технологий нравственного развития детей, адекватных системной сущности нравственной сферы личности.

Современная психологическая наука в полной мере подошла к пониманию необходимости изучения сложнейшего комплекса нравственных и духовных составляющих психологию человека. Однако пока в ней отсутствует необходимая для этого инфраструктура: четко сформулированный предмет, выделенные или обозначенные научные направления и проблемы, адекватные методы исследования, строгая система соотнесенных понятий, с помощью которых должна решаться поставленная фундаментальная теоретическая задача (А.Л.Журавлев).

Таким образом, можно выделить существенные противоречия между:

  • требованиями общества к нравственной воспитанности подрастающего поколения и реальными результатами нравственного воспитания детей, и теоретической основой, опирающейся на современное понимание личности ребёнка;

  • затруднениями педагогов–практиков в обеспечении нравственного развития дошкольников и недостаточным уровнем разработанности в психологии развития теоретической модели нравственной сферы личности, с отчетливо выделенной структурой, соответствующим уровнем диагностических средств и технологий ее развития.

Указанные противоречия позволили сформулировать основную исследовательскую проблему: необходимо разработать системно-деятельностную методологию исследования нравственной сферы личности дошкольника и ее развития на основе освоения ребенком базисных этических понятий.

Цель исследования: создание концепции развития нравственной сферы личности в дошкольном возрасте, её теоретическое и экспериментальное обоснование; определение способов диагностики и развития нравственной сферы личности дошкольника на основе освоения базисных этических понятий.

Объект исследования: компоненты нравственной сферы личности дошкольника.

Предмет исследования: динамика нравственной сферы личности в дошкольном возрасте, как интегрального единства и взаимодействия нравственного сознания, поведения, отношений, чувств и переживаний ребенка; способы её диагностики и развития.

Общая гипотеза исследования: развитие нравственной сферы личности, как интегрального единства и взаимодействия когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов в дошкольном возрасте, осуществляется в процессе интериоризации-экстериоризации нравственных эталонов, образцов, норм и правил, заложенных в базисных этических понятиях. Динамика развития нравственной сферы личности в возрасте от 4 до 7 лет опосредована чувствами ребенка и детерминируется противоречием между стремлением ребенка сохранить положительный образ «Я» и представлением о реальном «Я», обусловленным отношениями взрослых и собственной самооценкой. Актуализация указанного противоречия задает специфическую динамику развития нравственной сферы личности дошкольника.

Частные гипотезы исследования:

  1. Интегративная модель нравственной сферы личности дошкольника может быть представлена как единство и взаимодействие когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов, обеспечивающих развитие нравственного сознания, поведения, отношений, чувств и переживаний ребенка.

  2. Развитие нравственной сферы личности дошкольника может быть рассмотрено как процесс усвоения (интериоризации-экстериоризации) доступных ребенку базисных этических понятий, на основе которых вырабатываются нравственные эталоны, образцы, нормы и правила.

  3. На основе представлений об интегральной модели нравственной сферы личности дошкольника и базисных этических понятиях может быть построен комплексный способ диагностики нравственного развития детей, который определяет его уровень в зависимости от единства и взаимодействия компонентов этой сферы.

  4. Развитие нравственной сферы личности дошкольника обусловлено рядом психологических факторов и осуществляется через действие особых психологических механизмов, запускаемых противоречием между стремлением ребенка сохранить положительный образ «Я» и представлением о реальном «Я», обусловленном отношениями взрослых и собственной самооценкой.

  5. Динамика нравственного развития дошкольников имеет специфический характер в зависимости от половозрастных особенностей детей.

  6. Можно выделить типы дошкольников по уровню и характеру развития нравственной сферы личности.

  7. Модель и технология развития нравственной сферы личности дошкольника может быть ориентирована на усвоение (интериоризацию-экстериоризацию) ребенком базисных этических понятий.

Основные идеи авторской концепции развития нравственной сферы личности в дошкольном возрасте. Анализ основных концепций нравственного развития личности, в той или иной степени касающихся дошкольного возраста (Ж.Пиаже, Л. Колберг, А.В.Зосимовский, Г.А.Урунтаева, Л.М.Аболин и др.), позволил определиться в теоретических основаниях их дальнейшей разработки применительно к дошкольному возрасту.

В разработке новой концепции развития нравственной сферы личности в дошкольном возрасте было необходимо:

  • учесть специфику возраста, сложность объекта и предмета исследования;

  • решить проблему недостаточности психодиагностических средств;

  • избежать односторонности исследовательского подхода, в частности, обеспечить анализ единства и взаимодействия нравственного сознания и поведения ребёнка, а также его нравственных чувств и переживаний;

  • показать содержательную возрастную динамику элементов компонентов и их компонентов;

  • выделить те этические основания, на которых происходит становление нравственной сферы ребенка-дошкольника в виде нравственных эталонов, норм или понятий и др.

Авторская концепция развития нравственной сферы личности дошкольника разработана на основе культурно-исторической теории и концепции морального развития ребенка. Методологически она базируется на системно-деятельностном подходе. Нравственная сфера личности ребенка рассматривается как интегральное единство и взаимодействие нравственного сознания (когнитивный компонент), чувств, отношений, переживаний (эмоциональный компонент) и поведения ребенка (поведенческий компонент), динамика которой в дошкольном возрасте опосредована чувствами. Развитие нравственной сферы личности представлено как процесс усвоения (интериоризации-экстериоризации) доступных ребенку базисных этических понятий, на основе которых вырабатываются нравственные эталоны, образцы, нормы и правила. Это происходит через действие общего механизма интериоризации–эстериоризации базисных этических понятий и частных механизмов подражания–имитации; идентификации; внутренней (самооценка) и внешней оценки (оценка окружающих). Более успешно развитие нравственной сферы личности дошкольника происходит при полноценных психолого-педагогических условиях: высокий нравственный потенциал окружающей социальной микросреды; активность ребенка в освоении нравственного опыта; специальное психологическое сопровождение развития нравственной сферы личности дошкольника.

В ходе процесса нравственного развития дошкольников в дошкольных учреждениях должна осуществляться комплексная диагностика нравственной сферы личности дошкольника; специальная работа по развитию нравственной сферы личности дошкольника и повышению нравственного потенциала воспитательного микросоциума (педагогов и родителей). Эта работа может проводиться в форме комплексной технологии «Этика», включающей блоки для родителей, педагогов и детей («Нравственный потенциал», «Нравственная культура» и «Нравственное единство»).

Согласно теоретическим предпосылкам, изложенным выше, критерии развитости нравственной сферы личности дошкольника должны отражать степень единства нравственного сознания, чувств и переживаний ребенка. На основе данных критериев выделены следующие уровни нравственного развития детей-дошкольников: уровень позитивного единства нравственного сознания, чувств и поведения; уровень ситуативного позитивного единства нравственного сознания и поведения; уровень ситуативного позитивного единства нравственных чувств и поведения; уровень отсутствия позитивного единства нравственного сознания, чувств и поведения; уровень негативного единства нравственного сознания, чувств и поведения.

Задачи исследования:

  1. Теоретически обосновать и создать концепцию развития нравственной сферы личности дошкольника как системного единства когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов в процессе интериоризации-экстериоризации базисных этических понятий.

  2. Разработать и экспериментально подтвердить содержательную интегративную модель структуры нравственной сферы личности дошкольника; уточнить и систематизировать психологическую характеристику и характер взаимодействия ее компонентов.

  3. Выделить и описать базисные этические понятия, составляющие основу развития нравственной сферы личности дошкольника и определить особенности освоения их детьми на уровне нравственного сознания, чувств и поведения ребенка.

  4. Выявить психологические факторы, механизмы становления и развития нравственной сферы личности в дошкольном возрасте.

  5. Провести анализ психодиагностического инструментария для изучения отдельных аспектов нравственного развития дошкольника, разработать и валидизировать комплексную методику оценки уровня сформированности нравственной сферы личности как системного интегрального единства.

  6. Исследовать половозрастную специфику, типологию и динамику развития нравственной сферы личности дошкольника.

  7. Разработать и апробировать модель и технологию ее развития на основе усвоения базисных этических понятий и критерии эффективности.

Общенаучную методологию исследования определили:

- научные подходы к проблеме человека, его духовности, феноменологии развития (К.А.Абульханова-Славская, Л.М.Аболин, Б.Г.Ананьев, А.Г.Асмолов, Б.С.Братусь, Л.С.Выготский, В.П.Зинченко, В.В.Знаков, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский, Л.М.Попов, С.Л.Рубинштейн, В.Д. Шадриков, Р.Х. Шакуров и др.);

- принципы системного анализа психолого-педагогических явлений (Б.Ф.Ломов, А.А.Реан и др.); единства сознания и деятельности (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.).

Конкретно-научная методология диссертационного исследования опирается на

  • культурно-историческую теорию развития высших психических функций (Л.С. Выготский, Л.Ф.Обухова и др.);

  • психологические теории детства (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, М. Мид, В.С.Мухина, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон и др.);

  • концепции нравственного развития детей (Л.М. Аболин, А.В.Зосимовский, Л. Колберг, Ж.Пиаже, Г.А. Урунтаева и др.);

  • концепции психологического сопровождения развития ребенка в дошкольном возрасте (Т.Д.Марцинковская, Р.В.Овчарова, Т.И.Чиркова и др.);

  • теоретические разработки в области психолого-педагогических технологий (В.П.Беспалько, Г.К.Селевко и др.);

Методы исследования:

1. Теоретические методы:

  • анализ философской, психологической и педагогической литературы; систематизация и концептуализация научных идей;

  • теоретическое моделирование.

2. Эмпирические методы:

  • психодиагностические (проективные методы, рисуночные пробы, игры, анализ проблемных ситуаций и решение задач нравственного содержания (моральных дилемм);

  • педагогические (беседа, включенное наблюдение за процессом нравственного развития детей);

  • праксиметрические – анализ результатов деятельности детей, изучение и обобщение работы педагогов и психологов;

  • психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).

3. Методы математической статистики:

  • дескриптивная статистика;

  • корреляционный, факторный и кластерный анализ.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые концепция развития нравственной сферы личности в дошкольном возрасте представлена в русле культурно-исторической теории и концепций морального развития ребенка на основе системно-деятельностного подхода. С этих позиций нравственная сфера личности дошкольника рассматривается как интегральное единство и взаимодействие нравственного сознания, чувств, поведения, отношений и переживаний ребенка; динамика, развитие которого обусловлено характером интериоризации-экстериоризации базисных этических понятий. Новизна заключается в прослеживании динамики нравственной сферы личности дошкольника от 4 до 7 лет на основе общего теоретического подхода, единых критериев и специального нового метода. Определены базисные этические понятия, которые лежат в основе нравственного развития детей дошкольного возраста. Определены половозрастные и типологические особенности, общие и специфические факторы и психологический механизм развития нравственной сферы личности в дошкольном возрасте. Доказано, что динамика нравственной сферы личности дошкольника от 4 до 7 лет опосредована чувствами ребенка и детерминируется противоречием между его стремлением сохранить положительный образ «себя» и представлениями о своем реальном «Я». Динамика нравственной сферы личности в дошкольном возрасте в целом носит восходящий характер (доминирование нравственных чувств → конкуренция нравственного сознания и чувств → повышение роли нравственного сознания).

Установлено, что в дошкольном возрасте происходит становление нравственной сферы личности, как интегрального единства и взаимодействия нравственного сознания, поведения, отношений, чувств и переживаний ребенка. Уровень ее развития определяется как позитивное ситуативное единство нравственных чувств и поведения, а, следовательно, нравственное поведение ребенка строится на недостаточном понимании и принятии нравственных понятий, норм и правил, которые реализуются в поведении при наличии и одобрении со стороны взрослых.

Экспериментально установлено, что развитие нравственного сознания дошкольников происходит в направлении: уточнения нравственных представлений о хорошем и плохом поведении; осознания последствий нарушения нравственных норм и правил; освоения базисных этических понятий в аспекте их понимания, переживания и использования для определения характера нравственных действий и поступков; конкордации между нравственными представлениями, отношениями, переживаниями, знаниями. В процессе развития самосознания, освоения разнообразных конвенциональных ролей в игровых, реальных отношениях и моральных переживаниях, связанных с ними, формируются высшие нравственные чувства и, прежде всего, чувство долга. Формируясь и проявляясь сначала в семье (отношение к родителям и сиблингам), чувство долга экстраполируется на всех взрослых и сверстниках. К концу дошкольного возраста чувство долга по отношению к сверстникам начинает конкурировать с тем же чувством по отношению к взрослым. Это усиливает значение и возможности освоения базисных этических понятий как регуляторов нравственного поведения ребенка. Нравственное поведение ребенка от 4 к 7 годам развивается через усиление роли нравственных норм, требований и образцов; повышение адекватности оценки собственных и чужих действий и поступков на основе нравственных знаний. При сохранении зависимости поведения ребенка от внешнего стимулирования взрослых и связанных с ним нравственных чувств и переживаний роль субъектности ребенка повышается.

Впервые разработана комплексная технология развития нравственной сферы личности дошкольника на основе освоения базисных этических понятий; представлена процессуально-содержательная модель развития нравственной сферы личности, ориентированная на интегральное единство всех компонентов, входящих в её структуру. Определены психолого-педагогические условия и критерии результативности этого процесса.

Теоретическая значимость исследования. В работе содержится концептуальное обоснование психологического содержания нравственной сферы личности и динамики ее развития в дошкольном возрасте. Нравственная сфера личности представлена как системное явление, характеризующее взаимосвязь и взаимодействие когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов. Разработан понятийный аппарат и комплексная методология исследования нравственной сферы личности дошкольника, выделены, конкретизированы и описаны базисные этические понятия и определены особенности их освоения детьми на уровне нравственного сознания, поведения, чувств и переживаний ребенка. Разработана и экспериментально проверена интегративная структурно-содержательная модель нравственной сферы личности дошкольника, на основе применения которой получены новые данные о нравственном развитии ребенка. Эти данные способствуют углублению и обогащению общей теории нравственного развития ребенка в дошкольном возрасте.

К пониманию динамики нравственной сферы личности осуществлен системный подход с позиций общепсихологических, общевозрастных и гендерных особенностей. Определены структурно-содержательные, половозрастные особенности нравственной сферы личности дошкольника. Доказано, что развитие нравственной сферы личности в дошкольном возрасте обусловлено противоречием между стремлением ребенка сохранить положительный образ «себя» и его представлениями о своем реальном «Я».

Разработанная на основе системно-деятельностного подхода целостная теоретическая концепция развития нравственной сферы личности дошкольника в процессе интериоризации-экстериоризации базисных этических понятий обогащает психологию развития, детскую психологию, психологию личности и педагогическую психологию.

Теоретический анализ послужил основанием для разработки методических средств, адекватных предмету исследования. Доказано, что методом исследования содержания и динамики развития нравственной сферы личности может быть метод изучения уровня развития всех ее компонентов, характера их взаимодействия в процессе интериоризации-экстериоризации базисных этических понятий.

Положения, выносимые на защиту:

  1. В дошкольном возрасте нравственная сфера личности представляет собой интегральное единство и взаимодействие когнитивного (нравственное сознание), эмоционального (нравственные чувства и переживания) и поведенческого (нравственное поведение и отношения) компонентов, в котором системно-образующая роль принадлежит нравственным чувствам.

  2. Базисными этическими понятиями, характер усвоения (интериоризации-экстериоризации) которых обусловливает развитие нравственной сферы личности дошкольника, являются следующие: хорошо-плохо, можно-нельзя, вежливость-грубость, правда-ложь, сострадание-равнодушие, терпимость-нетерпимость, отзывчивость-черствость, щедрость-жадность, добро-зло, милосердие-жестокость.

  3. Комплексная методика исследования нравственной сферы личности дошкольника на основе усвоения базисных этических понятий («МИНСэп»), ориентирована на интегральное единство и взаимодействие всех компонентов, входящих в её структуру; на определение уровня их сформированности и характера взаимодействия, а также на воспроизводство процесса усвоения ребенком базисных этических понятий в условиях диагностического эксперимента.

  4. Общими факторами развития нравственной сферы личности в дошкольном возрасте являются: нравственные чувства и переживания ребенка, осознание им нравственных норм и отношение к ним, адекватность эмоциональных отношений, переживаний и поведения в их выполнении, нравственное сознание и чувство нравственного долга, нравственная оценка и самооценка. Общий психологический механизм связан с интериоризацией-экстериоризацией нравственных норм, содержащихся в базисных этических понятиях. Частными психологическими механизмами развития нравственной сферы личности дошкольника признаны: идентификация с носителями моральных норм и ценностей, подражание нравственным образцам, внешняя (моральная оценка взрослых) и внутренняя оценка нравственного поведения и отношений ребенка (моральная самооценка).

  5. Динамика нравственной сферы личности дошкольника от 4 до 7 лет носит восходящий характер (доминирование нравственных чувств → конкуренция нравственного сознания и нравственных чувств → повышение роли нравственного сознания). К концу дошкольного возраста оформляется только ее первичная трехкомпонентная структура и основные внутрикомпонентные связи. На протяжении всего дошкольного возраста сохраняется разрыв между элементами нравственного поведения (способность совершать нравственные действия и поступки, выражать к ним адекватное отношение и адекватно их переживать).

Уровень нравственного развития в 4 года – негативное единство нравственного сознания, чувств и поведения, 5 лет - отсутствие единства нравственного сознания, чувств и поведения, 6 лет – ситуативное позитивное единство нравственных чувств и поведения, 7 лет - позитивное единство нравственного сознания и поведения, в целом по дошкольному периоду – ситуативное позитивное единство нравственных чувств и поведения.

Девочки дошкольного возраста имеют более высокий уровень развития нравственных чувств и нравственного сознания, регулирующих поведение, поэтому их общий уровень нравственного развития выше. Они, в отличие от мальчиков, способны испытывать переживания, связанные с выполнением или нарушением нравственных норм, независимо от одобрения или неодобрения окружающих. Нравственные чувства и переживания мальчиков-дошкольников в большей степени связаны с оценками и контролем окружающих взрослых.

  1. По уровню нравственного развития можно выделить три типа дошкольников: нравственно воспитанные (уровень позитивного нравственного сознания, чувств и поведения и уровень ситуативного позитивного единства нравственного сознания и поведения), нравственно послушные (уровень ситуативного единства нравственных чувств и поведения) и нравственно неустойчивые (уровень отсутствия единства нравственного сознания, чувств и поведения и уровень негативного единства нравственного сознания, чувств и поведения).

  2. Модель процесса и технология формирования нравственной сферы личности дошкольника содержательно и организационно ориентированы на усвоение (интериоризацию-экстериоризацию) ребенком базисных этических понятий на уровне, обеспечивающем позитивное единство сознания, поведения, отношений, чувств и переживаний ребенка. Критериями ее эффективности (развития нравственной сферы личности дошкольника) являются: критерий нравственного знания (что ребенок знает); критерий нравственного отношения (как он к этому относится); критерий нравственного поведения (как он себя ведет); критерий морального переживания (что он при этом чувствует); общий критерий - как единство сознания, поведения, чувств, отношений и переживаний.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования отражены в 46 опубликованных работах, среди которых – 4 авторские монографии, 5 учебно-методических пособий, 39 статей, в том числе – 10 в научных журналах по перечню ВАК МО и НРФ. Общий объем опубликованных работ – 139,7 п.л. Работа прошла апробацию: на кафедре возрастной психологии Шадринского государственного педагогического института; кафедрах психологии развития и возрастной психологии Курганского государственного университета; кафедре психолого-педагогического образования и дефектологии Шадринского филиала МГГУ им. М.А. Шолохова; кафедре психологии развития Казанского государственного университета. Основные положения теории и практические наработки исследования изложены в научных статьях, докладах и выступлениях на Международных и Всероссийских конференциях и семинарах (Москва, 1995, 2006, 2007, 2008; Санкт-Петербург, 2007, 2008; Челябинск, Киров, Белгород, Уфа, 2006; Екатеринбург, 2004, 2007, 2008; Саранск, 2006; Курган, 1994, 2006, 2007, 2008; Магнитогорск, 2008; Шадринск, 1995, 1996, 2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007,2008). Материалы исследования отражены в монографиях: «Психолого-педагогические основы проблемы отношений «Взрослый - ребенок» (2001), «Методология исследования психологических категорий нравственно-этического аспекта личности дошкольника» (2005), «Нравственная сфера личности дошкольника» (2007, 2008). Они представлены в учебно-методических пособиях: «Мотивация детского поведения. Способы разрешения конфликтных ситуаций» (2003), «Семья: дети – отношения – родители» (2004), «Психология нравственности» (2004), «Методология исследования эмоциональной сферы ребёнка, развитие его личности педагогом» (2004), «Программа исследования категорий нравственной сферы личности дошкольника» (2006) и др.

Внедрение результатов осуществлялось средствами преподавательской деятельности по подготовке и переподготовке психолого-педагогических кадров для модернизации коррекционно-развивающей и коррекционно-профилактической работы с дошкольниками. В частности, на основе проведённого исследования разработаны авторские спецкурсы «Проблемы этической психологии», «Психология нравственности», «Психология нравственных отношений дошкольников», «Развитие у детей нравственных чувств», «Психология личности взрослого и ребёнка с позиции этики», «Методология исследования нравственной сферы ребёнка дошкольного возраста». Теоретические и практические результаты исследования используются в лекционных курсах по дисциплинам: «Детская психология», «Возрастная психология», «Конфликтология», «Методология и методы психолого-педагогических исследований», дисциплинах специализации и курсах по выбору в Шадринском государственном педагогическом институте (1996-2002, 2008), Курганском государственном университете (2006-2007), Шадринском филиале МГГУ им. М.А. Шолохова (2002 – 2008).

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная концепция структуры и динамики развития нравственной сферы личности дошкольника позволяет системно, в единой логике, подходить к ее диагностике и развитию в дошкольном возрасте. Полученные результаты применимы в практике работы детских психологов для осуществления комплексной диагностики и мониторинга нравственного развития детей дошкольного возраста; в работе по развитию нравственной сферы личности дошкольника; в деятельности дошкольных педагогов при создании психолого-педагогических условий для повышения эффективности нравственного воспитания детей и изучении его результатов. Комплексная методика исследования нравственной сферы личности дошкольника является первой валидизированной методикой, позволяющей изучать как уровень развития отдельных компонентов, так и общий уровень нравственного развития ребенка на основе освоения базисных этических понятий. Предложенная модель процесса и технология развития нравственной сферы личности дошкольника нашли применение в работе детских дошкольных учреждений Курганской и Свердловской областях, г.г. Кургана и Шадринска.

База исследования. Исследование проводилось с 1998 года по 2008 год. На разных этапах исследования в нём приняли участие 1280 дошкольников в возрасте 4-7 лет. Исследованием было охвачено 20 ДОУ Курганской и Свердловской области.

Достоверность результатов исследования обеспечивается четкой методологией исследования; подтверждается публикацией материала в реферируемых научных журналах и изданиях; широкой апробацией результатов исследования; адекватностью методов и процедур поставленных задач и статистически значимых результатов психолого-педагогического эксперимента; объёмом эффективной практической работы в образовательном поле ДОУ.

Структура и объём диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав и заключения, содержит 19 приложений, 17 рисунков и 31 таблицу. Список литературы насчитывает 400 наименований, из них - 26 на иностранном языке. Общий объём работы - 344 страницы.


Основное содержание работы


Во введении обосновывается актуальность исследования; определяются его объект, предмет исследования; сформулированы цель, задачи и методы исследования; показана его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, обозначены положения, выносимые на защиту. В заключении обсуждаются основные результаты исследования и его перспективы. В приложении помещена авторская методика исследования нравственной сферы личности в дошкольном возрасте.


следующая страница >>