bigpo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 5 6
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Калмыцкий государственный университет


Факультет педагогического образования и биологии


«УТВЕРЖДАЮ»

Декан факультета


____________________

(Ф.И.О., подпись)

«___» _________ 20__ г.


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


Фитоиндикация

(название)


ПО ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ


020400.68 Экология

(код по ОКСО и название)


Квалификация (степень) выпускника

__________ магистр биологии __________


Форма обучения

_______________очная_______________

)


Элиста 2011 г.


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки

020400.68 Экология доц., канд. биол. наук Лазаревой В.Г.


Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры общей биологии и физиологии

Протокол от 29 августа № 1


Заведующий кафедрой ________________ Лиджиева Н.Ц.


Программа одобрена на заседании УМК факультета педагогического образования и биологии

Протокол от _____________№ ________


Председатель УМК ______________________________________________________________

название факультета (Ф.И.О., ученое звание, подпись)


Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры

Протокол от _____________№ ________ Заведующий кафедрой _________________________

(Ф.И.О., ученое звание, подпись)


Программа одобрена на заседании УМК факультета педагогического образования и биологии

Протокол от _____________№ ________


Председатель УМК ______________________________________________________________

название факультета (Ф.И.О., ученое звание, подпись)


Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры

Протокол от _____________№ ________ Заведующий кафедрой _________________________

(Ф.И.О., ученое звание, подпись)


Программа одобрена на заседании УМК факультета педагогического образования и биологии

Протокол от _____________№ ________


Председатель УМК ______________________________________________________________

название факультета (Ф.И.О., ученое звание, подпись)


Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры

Протокол от _____________№ ________ Заведующий кафедрой _________________________

(Ф.И.О., ученое звание, подпись)


Программа одобрена на заседании УМК факультета педагогического образования и биологии

Протокол от _____________№ ________


Председатель УМК ______________________________________________________________

название факультета


1. Цели освоения дисциплины данного курса состоит в том, чтобы ознакомить с растениями и образуемыми ими сообществами - индикаторами определенных условий среды.

.В соответствии с поставленной целью данный курс имеет следующие задачи:

  • — дать представление об основных понятиях фитоиндикации;

  • познакомить с методами выявления растений-индикаторов;

  • рассмотреть фитоиндикаторы климата, почв, природных вод, горных пород, рельефа, стаций животных, культурного ландшафта;

  • изучить индикационные закономерности в различных типах растительности.


Предлагаемый курс призван вооружить студентов знаниями, отвечающими современному уровню развития экологии, давая логически обоснованную систему знаний. Здесь высказываются последние идеи, гипотезы, точки зрения на важнейшие вопросы современной экологии.

2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры

Учебная дисциплина «Фитоиндикация», читаемая на 2 курсе бакалавриата (7 модуль) является професоинальной частью (М2.Р8.), и дисциплиной по выбору для подготовки магистров по направлению 020400.68 Экология.

Данная дисциплина, предназначена для формирования у студентов целостного представления о современной экологии, ключевых понятиях и представлениях, взаимовлиянии естественных наук (физики, химии, биологии, экологии, наук о Земле, наук о Вселенной), а также их связи с гуманитарными и техническими науками, о естественнонаучных основах современного научного мышления, о новейших концепциях, и проблемах современной экологии и его прикладном значении.

Взаимосвязь с другими дисциплинами ООП и требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося, необходимым при освоении данной дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин (модулей).

Курс базируется на знаниях, полученных студентами в процессе обучения таких дисциплин, как «Ботаника», «Экология».

Содержание курса «Индикационная ботаника» профессионально ориентировано для подготовки специалистов, изучающих экологические проблемы растительного покрова.


п/п

Наименование компетенции

Предшествующие дисциплины

Последующие дисциплины

Общекультурные компетенции

1.

ПК-10 глубоко понимает и творчески использует в научной и производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов специальных дисциплин магистерской программы.

Общая биология, география,

Экология, почвоведение


Геоэкология,биогеоценология, геоботаника, биология, география почв




ПК-11: умеет планировать и реализовывать профессиональные мероприятия (в соответствии с целями магистерской программы).


Базовые дисциплины бакалавриата

Геоэкология,биогеоценология, геоботаника, биология, география почв




ПК-12: применяет методические основы проектирования и выполнения полевых и лабораторных биологических и экологических исследований с использованием современной аппаратуры и вычислительных комплексов (в соответствии с целями магистерской программы), генерирует новые идеи и методические решения.


Почвоведение

Геоэкология,биогеоценология, геоботаника, биология, география почв




ПК-13: самостоятельно использует современные компьютерные технологии для решения научно-исследовательских и производственно-технологических задач профессиональной деятельности, для сбора и анализа биологической информации.


Информатика и информационные технологии

Последующие профессиональные дисциплины




3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)

Профессиональные:

ПК-10 глубоко понимает и творчески использует в научной и производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов специальных дисциплин магистерской программы.

ПК-11: умеет планировать и реализовывать профессиональные мероприятия (в соответствии с целями магистерской программы).

ПК-12: применяет методические основы проектирования и выполнения полевых и лабораторных биологических и экологических исследований с использованием современной аппаратуры и вычислительных комплексов (в соответствии с целями магистерской программы), генерирует новые идеи и методические решения.

ПК-13: самостоятельно использует современные компьютерные технологии для решения научно-исследовательских и производственно-технологических задач профессиональной деятельности, для сбора и анализа биологической информации.


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- Основные периоды в развитии науки.

- Направления профессиональной деятельности и объекты исследований выдающихся ученых в данной области.

- Основные научные станции и научно-исследовательские организации, занимающиеся изучением вопросов питания растений в период с XX века по настоящее время.

- Современное состояние науки и направленность современных экологических исследований.

- понятия как: «ландшафты», «экосистемы» и «биогеоценозы» и их значение для индикации;

- что такое экологические группы растений, индикационные функции видов и сообществ.

- значение работ В.В. Докучаева для развития индикационного направления;

- теоретическую основу индикационной геоботаники; - методы индикационных исследований;

- знать сущность терминов «тундра», «зональный тип растительности», «субарктика» и историю их возникновения;


Уметь:

Анализировать исследовательскую деятельность ученых с целью выявления недостатков и ошибок

Планировать научно-исследовательский эксперимент, учитывая закономерности развития науки и опираясь на опыт прошлых поколений ученых

Провести параллель между этапами развития науки и ее современным состоянием и ролью в научно техническом прогрессе.


Владеть:

- информацией о методах исследований, использовавшихся в период с конца 18 века по настоящее время.

- навыками по самостоятельному сбору, обработке и устному изложению материала

- методами работы в поисковых электронных ресурсах, с материалами на бумажных электронных носителях.

- навыками, позволяющими выполнять требования по технике безопасности

4.Структура и содержание дисциплины (модуля) «Фиоиндикация»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетная единица, 72 час.


4.1.Структура преподавания дисциплины:

Структурой преподавания дисциплины предусмотрено лекций (16 часов), практических (семинарских) занятий (32 часа) и самостоятельной работы студентов (24 часа).


№ п/п



Наименование модулей, разделов, (тем)

Семестр

Неделя семестра

Аудиторные занятия

СРС

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекции

Практ., семинары

Лабораторные р.

СРС с преподавателем

Всего

часы



Введение

2

1
























Тема 1. Теоретические основы фитоиндикации

2

2-3

2

2







4

2

опрос (устн. и тест)



Тема 2. Растительные индикаторы климата.

2

4-7,

2

4







6

2

опрос



Тема 3. Растительные индикаторы почв.

2

8

2

4







6

2






Тема 4. Растительные индикаторы природных вод.

2

9-10

2

4







6

2

опрос (устн. и тест)



Тема 5. Растительные индикаторы горных пород, полезных ископаемых и геологического строения.

2

11

2

4







6

4

тесты



Тема 6. Биогеохимические поиски месторождений полезных ископаемых.

2

12-14,

2

4







6

4

тесты



Тема 7. Растительные индикаторы форм рельефа, геоморфологических процессов и четвертичных отложений.

2

15

2

6







8

4

тесты



9

Тема 8. Растительные индикаторы стаций животных.







2

4







6

4







Всего

72




16

32







48

24

зачет


следующая страница >>