bigpo.ru
добавить свой файл
1



«Согласовано»

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Ягодная Поляна»

_____ /Чикунова С.М./

«___» _________ 20__г.





«Утверждаю»

Директор МОУ» Средняя общеобразовательная школа с. Ягодная Поляна»

______/Федорова Т.И./

«___» _________ 20__г.


Приказ от _______№ _



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по основам безопасности жизнедеятельности 9 класс

предмет, класс, уровень


на 2011-2012 учебный год






Составитель:

Кривулец В.С.

Преподаватель-организатор ОБЖ,

II категория



с. Ягодная Поляна

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу ОБЖ в МОУ «СОШ с. Ягодная Поляна» составлена в соответствии с Государственным стандартом общего образования, включающего в себя три компонента (приказ Министерства образования Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 г.).

1.Федеральный компонент – устанавливается Российской Федерацией.

2.Региональный компонент (национально-региональный) – устанавливается субъектом Российской Федерации (№ 1089 от 06.12.2004 г.).

3.Компонент образовательного учреждения – устанавливается образовательным учреждением.

При составлении рабочей программы учитывались Федеральный и Региональный базисные учебные планы по курсу ОБЖ, в соответствии с которыми, на изучение курса в 5 классе отводится 34 часа в год (1 час в неделю).


Основными целями изучения курса ОБЖ в 9 классе МОУ «СОШ с. Ягодная Поляна» являются:


1.Получение знаний:

-об основных видах техногенных аварий и катастроф, причинах и последствиях их возникновения;

-о правилах поведения и рекомендациях по обеспечению безопасности жизни при техногенных авариях и катастрофах;

-о правилах оказания первой медицинской помощи в экстремальных ситуациях;

-о нарушениях экологического равновесия, экологической безопасности;

-о правилах безопасного поведения в опасных ситуациях, возникающих в повседневной жизни;

- об уголовной ответственности несовершеннолетних.

2.Воспитание:

-ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью;

-чувства уважения к героическому наследию России и государственной символике;

-патриотизма и долга по защите Отечества.

3.Развитие черт личности, необходимых:

-для безопасного поведения и защите от опасных ситуаций, в том числе и криминальных;

-для соблюдения бдительности по предотвращению актов терроризма;

-для потребности в соблюдении ЗОЖ.

4.Овладение умениями:

-по оценке ситуаций, опасных для жизни и здоровья;

-по действовию в экстремальных природных условиях;

-по ведению здорового образа жизни;

-по оказанию 1МП пострадавшим в экстремальных и опасных ситуациях..


Структура образовательного процесса по курсу ОБЖ.


На современном этапе концепция образования по курсу ОБЖ состоит из четырех ступеней обучения, содержащих несколько уровней подготовки и получения знаний:

-I ступень (уровень 0) - семья, детские дошкольные учреждения;

-II ступень (уровни 1 – 1-4-й классы; 2 – 5-9-й классы; 3 – 10-11-й классы) – средняя общеобразовательная школа;

-III ступень (уровни 4,5,6,7) – профессиональные учебные заведения;

-IV ступень (уровни 8,9,10) – ВУЗы.

Настоящая рабочая программа посвящена обучению детей курсу ОБЖ на II ступени (2 уровень), т.е. в 5-9-х классах.


Обязательный минимум содержания основных разделов курса ОБЖ в 9 классе.


Второй уровень обучения ОБЖ реализовывается в 5 – 9-х классах основного общего образования. Он начинается с изучения источников и видов опасностей, а завершается определением роли личности в обеспечении безопасности в условиях деятельности и отдыха человека.

Второй уровень обучения учащихся 9 класса по ОБЖ включает следующие темы (изучаемые вопросы) обязательного минимума содержания курса:

  • организация РСЧС, ее цели, задачи и структура;

  • международное гуманитарное право; защита жертв вооруженных конфликтов;

  • основы медицинских знаний: профилактика травм в старшем школьном возрасте, ПМП при травмах; экстренная реанимационная помощь и искусственная вентиляция легких;

  • основы здорового образа жизни: факторы риска и их влияние на здоровье; личная гигиена; физиологические и психологические особенности организма подростка;

  • роль взаимоотношений подростков в формировании репродуктивной функции;

  • безопасное поведение в криминогенных ситуациях.



2.Учебно-тематический план


№ п/п

Основные разделы

Количество часов (в год)

Раздел 1.

Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях.

12

Раздел 2.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС.

8

Раздел 3.

Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей.

14

Итого:

34



3. Календарно-тематический план


№ п/п



Наименование раздела и темы урока


Кол-во часов


Дата проведения


Литература


план

факт

Учебник по Воробьеву

Учебник по Вангородскому

1


2


3








4


5


Раздел 1. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях.


12

















Глава 1. Нарушение экологического равновесия в местах проживания и его влияние на здоровье человека.


5

















Тема 1 . 1 .Концепция экологической безопасности России.


1








с. 6-11








Тема 1 .2. Загрязнения окружающей среды обитания человека: а) химические;


1








с.15-22





б) пищевые;


1











в) шумовые.


1














Тема 1.3. Истощение организма. Как избежать переутомления. Защита от стресса.


1








с.47 -52








Глава 2.Профилактика травм в стар­шем школьном возрасте.


4

















Тема 2. 1 .Причина травматизма в старшем школьном возрасте и пути их предотвра­щения.


1











84-97





Тема 2. 2. Безопасное поведение дома.


1











97-100





Тема 2.3. Безопасное поведение на улице

1











100-103





Тема 2.4. Безопасное поведение на уроках технологии, химии, физики, ОБЖ, физкультуры и при занятиях спортом.

1











10З-105





Глава 3. Безопасное поведение в крими­ногенных ситуациях


3

















Тема 3.1 .Защита от мошенников.


1











43-49





Тема 3.2. 0 безопасности девушек.


1











49-58





Тема З.З.Безопасное поведение в толпе.

1











58-64,81-82


Раздел 2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС.

8

















Глава 4.Организация РСЧС.


2

















Тема 4.1 .Цели и задачи РСЧС.


1











4-7





Тема 4.2.Структура РСЧС.


1











7-13





Глава З.Международное гуманитарное право. Защита жертв вооруженных конфликтов.


6

















Тема 5.1. Определение международного гуманитарного права и сфера его применения.


1









-


233-26





Тема 5.2. Правовая защита человека:

а) Международные отличительные знаки.

б) Военнопленных, гражданского населения, раненых и больных.


1


1










26-29

29-33

33-39





Тема 5.3. Гуманитарные акции МЧС России.

1
















Тема 5.4 Запрещающие средства ведения войны.

1











39-43





Самостоятельная работа по т.т, 5.1. -5.4.


1














Раздел З.Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей.

12

















Глава 6. Первая медицинская помощь при травмах.


3

















Тема 6. 1 .Профилактика осложнений ран. Асептика и антисептика.


1












109-113





Тема 6.2. Травмы головы, позвоночника и спины.


1












113-116

116-117





Глава 7.Экстренная реанимационная помощь (оживление после внезапной остановки сердца и дыхания).



5
















Тема 7.1. Признаки жизни и смерти.


1












119-121





Тема 7.2. Экстренная реанимационная помощь (ИВЛ).


1












121-123





Тема 7.3. ЭРП (непрямой массаж сердца)


1












123-125





Тема 7. 4. Остановка сердца и прекращение дыхания.


1











127-131





Практическая отработка вопросов

по т. т. 7.1-7.3.


1

















Раздел 4.Основы здорового образа жизни.


6

















Глава 8.Осноавныв понятия о здоровье и ЗОЖ.


2

















Тема 8.1. Современные методы оздоровле­ния.















139-140





Тема 8. 2. Факторы риска и их влияние на здоровье человека.


1











140-146





Глава 9.Личная гигиена.


2

















Тема 9.1. Гигиена кожи, одежды, жилища.


1











146 -147, 153,154





Тема 9. 2. Гигиена питания и воды.


1












148-153





Глава 10.физиологическое и психологи­ческое развитие подростков.


2

















Тема 10.1. Психологическая уравновешен­ность в конфликтных ситуациях.


1











163-167





Тема 10.2.Суицид и подросток.


1












171-179





Итого:


34 часа
















4.Требования к уровню подготовки выпускников 9 класса по курсу ОБЖ


Требования разработаны на основании Госстандарта по ОБЖ в соответствии с обязательным минимумом и служат основой для разработки и осуществления контроля качества образования по ОБЖ для государственной аттестации выпускников образовательных учреждений.

Выпускник 9 класса должен:

Знать (помнить):

  • основные понятия и терминологию по ОБЖ;

  • цели, задачи, структуру РСЧС;

  • о международном гуманитарном праве и сфере его применения;

  • правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях и о психологических основах самозащиты в них;

  • причины травматизма в старшем школьном возрасте;

  • личную гигиену, гигиену одежды, кожи, питания, воды и жилища;

  • о факторах риска и их влиянии на здоровье.

Уметь:

  • избегать опасных ситуаций или успешно с ними справляться;

  • изготавливать и пользоваться простейшими первичными СИЗ;

  • оказывать первую МП себе и пострадавшим;

  • оказывать экстренную реанимационную помощь и искусственную вентиляцию легких в критических ситуациях.

Использовать приобретенные знания и умения для:

  • обеспечения безопасности жизнедеятельности в криминальных ситуациях;

  • оказания 1МП;

  • соблюдения здорового образа жизни и сохранения здоровья своего и окружающих;

  • развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для повседневной жизни.



5.Список литературы:


А.Для учителя.


1.ОБЖ: 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учр./М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т.Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробъева. – М.: АСТ:Астрель, 2002 - 253, [3] с. НОВЫЙ

2.ОБЖ. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ С.Н. Вангородский, М.И. Кузнецов, В.Н. Латчук, В.В. Марков. – 9-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2009. – 207с.: ил., 16 с. цв. вкл.

3.Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: Учеб. для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, П.В. Ижевский; под общ. ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2001. – 160 с., 8 л. ил.:.

4.Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Книга для учителя / Сост. А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин. – М.: Просвещение, 2001.

5.Экология и охрана биосферы при химическом загрязнении: / И.Н. Лозановская, Д.С. Орлов, Л.К. Садовникова. – М.: Высш. шк., 1998.

6.Я познаю мир: Детская энциклопедия: Медицина / Сост. Н.Ю. Буянова. Под общ. ред. О.Г. Хинн. – М.: ТКО «АСТ», 1999.

7.Ваша безопасность в чрезвычайных ситуациях (Советы специалистов) / Под ред. Е.М. Кистанова. – М.: «Финстатинформ», 1997.

8.Я познаю мир: Детская энциклопедия: Природные катастрофы. – М.: ООО «Астрель»; ООО «Фирма «Издательство АСТ». 1999.

9.Безопасность на улицах и дорогах: Учеб. пособие для 7-8 классов. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.

10.Катастрофы и человек. Российский опыт противодействия чрезвычайным ситуациям / Под ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1997.

11.Энциклопедия личной безопасности: /Бэскинд Э. – М.: Аквариум, 1994.

12.Гражданская защита: энциклопедический словарь / под общ. ред. С.К. Шойгу. – М.: ДЭКС-ПРЕСС, 2005.


Б.Для учащихся.

1.ОБЖ: 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учр./М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т.Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробъева. – М.: АСТ:Астрель, 2002 - 253, [3] с. НОВЫЙ

2.ОБЖ. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ С.Н. Вангородский, М.И. Кузнецов, В.Н. Латчук, В.В. Марков. – 9-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2009. – 207с.: ил., 16 с. цв. вкл.

3.Я познаю мир: Детская энциклопедия: Медицина / Сост. Н.Ю. Буянова. Под общ. ред. О.Г. Хинн. – М.: ТКО «АСТ», 1999.


6.Лист внесенных изменений

п/п

Наименование раздела (темы урока) программы

Изменения (корректировка)

программы