bigpo.ru
добавить свой файл
1
Рабочая программа по курсу "Интернет-технологии для учителя-предметника"


Программа учебного курса "Интернет-технологии для учителя-предметника" составлена на основе учебно-тематического плана "Интернет-технологии для учителя-предметника " Федерации Интернет Образования, для слушателей, имеющих опыт работы с персональным компьютером.

  1. Организационно – методический раздел





  1. Цели курса

Целью курса "Интернет-технологии для учителя-предметника" является:

1.1.1. Формирование у слушателей целостного представления о современных информационных технологиях:

  • современных офисных технологиях, используемых в работе учителя-предметника;

  • основах работы в Интернет.

1.1.2. Знакомство с основами сайтостроения, образовательными возможностями Интернет-технологий.

1.1.3. Основами конструирования урока с применением информационных технологий и ресурсов Интернета.

Лекционная часть курса соответствует логико-педагогической структуре лекции, обязательным блоком, которой является презентация основного содержания темы лекционного занятия.

Для активизации процесса изучения курса предусматриваются:

а) перечень вопросов (опорных сигналов) для самостоятельной работы;

б) выполнение слушателем по каждой изучаемой теме индивидуальной контрольной работы, к которой прилагаются задания и методические указания по ее выполнению;

с) практические занятия разработаны в соответствии с этапами формирования понятий: основанием, ядром, следствием.



  1. Задачи курса

Слушатели должны:

  • получить на основе системного подхода информацию о современных информационных технологиях;

  • приобрести знания об основах сайтостроения;

  • приобрести умения по работе с офисными информационными технологиями;

  • приобрести навыки по использованию компьютера в качестве инструмента для получения и обработки необходимой информации с использованием Интернет;

  • приобрести умения по конструированию уроков с применением информационных технологий и ресурсов Интернет.




  1. Требования к уровню освоения содержания курса

Слушатель, успешно освоивший курс ""Интернет-технологии для учителя-предметника " должен:

  • иметь целостное представление о современных информационных технологиях;

  • овладеть основными понятиями, теоретическими и прикладными знаниями, необходимыми для осуществления образовательной деятельности с органичным включением в ее структуру интернет-технологий

  • знать основы сайтостроения;

  • уметь проектировать образовательную деятельность на основе интернет-ресурсов, создавать модели обучения, адекватные конкретной образовательной практике.


II. Распределение часов курса по темам и видам работ (табл.1)


III. Содержание курса


Разделы курса


3.1. Основы работы в Интернет:

1). Введение в Интернет:

- основные концепции (Интернет как глобальная компьютерная сеть, как информационное пространство, как средство коммутации);

- история Интернет (истоки Интернет (ARPA), сеть коммутации пакетов- ARPANET, протокол TCP/IP, сеть World Wide Web (WWW), Интернет сегодня);

- основные понятия компьютерных сетей (среда передачи, топология сети, протокол, пакетная коммутация, устройства передачи данных – адаптер, модем; локальные и глобальные сети);

-технология клиент-сервер;

- организация доступа к сети Интернет, понятие провайдера, подключение по выделенным и коммутируемым телефонным линиям;

- просмотр Web страниц посредством программы Internet Explorer.

2). Сервисы сети Интернет:

- электронная почта (программы The Bat, Outlook Express, почта серверов Е-mail, rambler);

- телеконференции, чат (программа Windows Netmeeting;

3). Поиск информации в сети Интернет (поисковые серверы сети Интернет).


3.2. Основы офисных технологий для образовательных учреждений


1). Создание мультимедийных презентаций в Microsoft PowerPoint:

- общие положения: запуск программы, окно MS PowerPoint, структурные элементы файла презентации – слайды с дополнительной информацией (заметки, примечания и т.д.);

- презентация в режиме слайдов;

- презентация в режиме сортировщика слайдов;

- -операции со слайдами;

- демонстрация слайд-фильма.

2). Подготовка дидактических материалов в Microsoft Office: (создание интерактивных электронных таблиц):

- понятие о макросах Excel (запись и запуск макроса, назначение макросу кнопки на панели инструментов и команды меню);

- использование редактора Visual Basic (активация редактора Visual Basic; создание загрузочного макроса, назначение макросу цифровой подписи, сокрытие макроса);

- построение диаграмм и графиков;

3.3. Основы сайтостроения

1). Введение в технологию создания Web-сайтов:

-классификация Web-сайтов (личные страницы, тематические информационные сайты, коммерческие, сайты дистанционного обучения);

-этапы разработки Web-сайтов (планирование, реализация, тестирование, публикация, рекламирование сайта, сопровождение сайта);

-навигационная схема Web-сайта (навигация посредством гиперссылок; схемы навигации – линейная, иерархическая, смешанная;

-инструментальные средства по созданию и публикации сайта.

2). Основы языка разметки гипертекста HTML^

-обязательные метки; метки внутри абзаца;

-организация текста внутри документа;

-изображения в HTML;

-таблицы;-формы (простейшая форма, сбор данных в форме, отправка формы почтой)

2). Подготовка мультимедиа ресурсов для WWW:

- создание проекта в Premiere;

- определение настроек в Premiere;

- импортирование элементов;

- добавление надписей;

- изменение временных интервалов;

- монтаж клипов.

3). Разработка Web-представлений средствами Microsoft FrontPage

- введение в Microsoft FrontPage (назначение и инструментарий программы),

- создание простейшей страницы и нового сайта (ввод и форматирование текста, списки, выбор кодировки, установка параметров страницы, фон, активные элемента – кнопки, бегущие строки);

-гиперссылки;

-использование таблиц и графических изображений;

- публикация сайта.

3.4. Интернет-технологии и образовательная деятельность

1). Интернет-технологии и развитие образования:

- Интернет образование как внедрение Интернет-технологий в педагогический процесс;

- тенденции и проблемы развития Интернет-образования;

- проблемы взаимоотношений учителя и ученика в виртуальном сообществе.

2). Образовательные возможности Интернет-технологий:

- Интернет-технологии как часть общей информационной культуры учителя и учащихся;

- информационные ресурсы сети Интернет, их топология с позиций организации педагогического процесса;

- обучающие программы и компьютерные технологии обучения в образовательном процессе, ресурсы дистанционной поддержки образовательного процесса.

3). Основы конструирования урока с применением информационных технологий и ресурсов Интернета:

- дидактические основы Интернет-урока (методические основы конструирования учебно-воспитательного процесса и урока как его основной формы);

- разработка структуры авторского урока и отдельных алгоритмов деятельности учащихся с целью преобразования традиционного урока в урок с использованием сети Интернет (реализация этапов урока посредством информационных технологий);

- информационно-обучающие программы, тестирование, презентации, электронные домашние задания, ресурсная библиотека и другие возможности применения компьютерных технологий на уроке.

4) Проектная деятельность на уроке:

- проекты Интернет-образования,

- общее и особенное в развитии процесса внедрения интернет-проектов в школьное образование;

- образовательные проекты, реализуемые в России ("Школьная электронная почта", "Права и дети в Интернете", "Поколение ru", …..);

- классификация моделей образовательных Интернет-проектов.

5). Основы дистанционного обучения (ДО):

-характерные черты ДО;

-особенности разработки учебных материалов;

-особенности Интернет-технологий при создании курса ДО.


3.5. Медико-биологические и психолого-педагогические аспекты работы на компьютере

1). Влияние работы с компьютером на организм ребенка;

2) Компьютер и зрение;

3). Психологические и нравственные особенности восприятия виртуального мира.


3.6. Основы защиты информации

-Закон Российской Федерации "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных"

-защита клиента (настройка компьютера и программ с применением паролей);

- защита сервера (функции администратора сервера);

-защита соединений (степень неуязвимости линий, соединяющих компьютер пользователя с сервером сети(;

  • защита передаваемых данных (симметричная и асимметричная криптография, цифровые подписи, уведомление о вручении документа).



  1. Форма итогового контроля



Выпускная работа (презентация, виртуальный урок, виртуальное путешествие, виртуальный факультатив, сайт и т.д.).

Выпускной проект должен соответствовать требованиям, предъявляемым, к содержанию выпускных работ (см.п.5.4)


  1. Учебно – методическое обеспечение курса




    1. Рекомендуемая литература

Андреев А. И др. Windows 2000 Professional. Русская версия. – Пб.: БХВ-Петербург.

Березин С.В., Раков С.В.Internet у вас дома. -2-е изд. - СПб.: БХВ-Петербург, 2002. – 752с.

Блэк У. Интернет: протоколы безопасности. Учебный курс. - СПб.: Питер, 2001 -288 с

Гиз Ксениа, Холмс Александра Основы Web-дизайна:вспомогательное руководство,: Пер. с англ. - М.: Изд. дом «Вильямс», 2002. – 640 с.

  • Гукин Дэн, Гукин Сандра Хардин. Освой самостоятельно Microsoft Windows 2000 Professional за 24 часа.: Пер.с англ.: М.: Издательский дом "Вильямс", 2000.-288с.

  • Гай Харт-Девис. Word 2000/ Базовый курс : Пер. с англ.-К.: +, М.: ЭНТРОП,СПб.: Корона-Принт, 2000.-400с.

  • Григ. Т. Сети Интранет/Пер.с англ.-Издательско-торговый дом "Русская Редакция", 2000.-368с.

Долженков В.А., Колесников Ю.В. Самоучитель Microsoft Excel 2002. - СПб.: БХВ-Петербург, 2002. - 432 с.

Дроблас А., Гринберг С. Adobe Premiere 6.5. Библия пользователя.: Пер. с англ. - М.: Изд. дом «Вильямс», 2003. – 624 с.

Жаринов К.В. Основы веб-мастеринга -СПб.: БХВ-Петербург, 2003- 352с.

Желтые страницы Internet 2001. Русские ресурсы. - СПб.: Питер, 2001 - 688 с

Информационная безопасность государственных организаций и коммерческих фирм./ Под общей ред. Реймана - М.: НТЦ "ФИОРД-ИНФО, 2002. - 272 с.

Камарда Б. Использование MS Word 2002 - СПб.: Питер, 2002 - 520с

Кенин А. Окно в мир Интернета: Практическое руководство. Екатеринбург: У-Фактория, 2003. - 360с.

Кирьянов Д., Кирьянова Е. Самоучитель Adobe Premiere 6.0. - СПб.: БХВ-Петербург, 2002.- 432с

Комер Д. Принципы функционирования Интернета - СПб.: Питер, 2002. - 384 с.

Крамер Э. HTML: Наглядный курс Web-дизайна. Пер. с англ.-М.: Изд. дом «Вильямс», 2001. – 304 с.

Крупник А. Поиск в Интернете: самоучитель. - СПб.: Питер, 2002 - 272 с

Матросов А., Сергеев А., Чаунин М. HTML 4.0. - СПб.: БХВ-Петербург, 2003. -672 с.

Нильсен Я., Тахир М.Дизайн Web-страниц. Анализ удобства и простоты использования 50 узлов.Уч. пос.- М.: Изд. дом «Вильямс», 2002. – 336 с.

Омельченко Л.Н., Федоров А.Ф. Самоучитель Microsoft® FrontPage 2002 - СПб.: БХВ-Петербург, 2001 – 576 с.

Прайс Дж., Прайс Л.Текст для Web: доступность и привлекательность.: Пер. с англ. -М.: Изд. дом «Вильямс», 2003. – 464 с.

Уорсли Дж., Подробное руководство по созданию формул в Excel 2002.: Пер. с англ. - -М.: Изд. дом «Вильямс», 2002. – 624 с.

Учебно-методический комплекс «Интернет-технологии – образованию»: Основы информационных технологий для учителя. Лабораторный практикум. – М.: Федерация Интернет образования, 2002. –148с.

Учебно-методический комплекс «Интернет-технологии – образованию»: Тематический перечень лабораторных работ – Магнитогорск: Южно-Уральский региональный центр Федерации Интернет Образования 2004. –54с.

Яцюк О.Г. Компьютеные технологии в дизайне. Логотипы, упаковка, буклеты. - СПб.: БХВ-Петербург, 2002. -464 с.


    1. Рекомендуемые информационно-справочные ресурсы Internet:

Современные образовательные технологии в Интернет. Дистанционное обучение:

www.Portal.itbu.ru - образовательный портал Российского государственного университета инновационных технологий и предпринимательства

www.herzen.ru; www.emissia.spb.ru - образовательные сайты Санкт-Петербургского педагогического университета

http://www.kursy.ru/ - организация дистанционного обучения по направлениям: компьютеры и Интернет; иностранные языки; журналистика, реклама, бизнес и финансы; медицина и психология; мистика и эзотерика.

http://www.ripc.redline.ru/~umc/main.htm - учебно-методический центр "Информационные технологии в образовании";

http://www.school.holm.ru/ - Школьный мир (библиотеки, департаменты образования, дистанционное образование, энциклопедии, олимпиады и викторины, образовательные серверы…..);

http://apkro.ru/?text=ndocs&top=ndocs_t - центр по сопровождению эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования.

Использование Российских и региональных образовательных ресурсов в учебном процессе ОУ:

- http://www.edu.secna.ru/main/ - Управление Высшим Образованием и образовательные Ресурсы Интернет в России;

-http://ito.osu.ru/method/links/ - образовательные ресурсы Интернет: Интернет ресурсы по гуманитарным дисциплинам, естественнонаучным, техническим, дистанционному образованию, электронным библиотекам, образовательные ресурсы региона в Интернет (обзор подготовлен научно-методическим отделом информатизации образовательного процесса УСИТО);

http://www.direktor.ru/ - журнал "Директор школы";

http://schools.techno.ru/ - школы в Интернет

http://tomsk.school.edu.ru/ - образовательные ресурсы региона в Интернет

http://www.debrynsk.ru/ (методические материалы для работы директоров школ, заместителей по УВР, заместителей по ВР, ….)

http://www.informika.ru/ - официальный сервер Минобразования России, содержит ссылки на информационные ресурсы системы высшего профессионального образования России

http://www.osp.ru/ - издательство “Открытые системы”, содержит электронные версии ряда журналов по сетевым технологиям и телекоммуникациям

http://www.citforum.ru/ - центр информационных технологий МГУ, http://www.aport.ru/ - отечественная поисковая система АПОРТ

http://www.rambler.ru/ - отечественная поисковая система Рамблер

http://www.ru/ - русскоязычная информационная система/индекс ресурсов

http://www.ripn.net/ - регистрационно-информационная служба России

news://ipsun.ras.ru/ - сервер телеконференций РАН

http://www.ripn.net - Российский Институт Общественных Сетей

http://www.edu.ru - Федеральный образовательный портал.

http://ofap.da.ru - информационный портал Отраслевого фонда алгоритмов и программ Государственного координационного центра информационных технологий.

http://www.ege.ru - сайт "Сервер информационной поддержки Единого экзамена"


5.3. Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ

  • Программы Windows (стандартные);

  • Microsoft WORD, Microsoft PowerPoint, Microsoft Excel; Internet Explorer;

  • Windows Netmeeting,

  • ICQ;

  • серверы бесплатной электронной почты сети Интернет;

  • почтовые программы:The Bat, Outlook Express;

  • поисковые серверы;

  • ACDSee

  • Adobe Premier

  • Cool Edit 2000

  • Adobe Photoshop

  • ImageReady

  • Macromedia Flash

  • Macromedia Dreamweaver

  • Adobe Acrobat

  • Explorer


5.4 Темы выпускных работ


Работа над выпускным проектом выполняется в соответствии с требованиями к выпускной работе:

Выпускная работа является обязательной в системе курсов повышения квалификации, проводимых в Интернет центре.

Слушателю, не выполнившему выпускную работу, свидетельство об окончании курсов повышения квалификации не выдается.

Выпускная работа должна быть посвящена актуальной теме из области основного или дополнительного образования, общественной жизни детей и молодежи. При этом выпускник должен продемонстрировать знания и умения по работе с Интернет-технологиями, обозначить цель и задачи создаваемого выпускного проекта, логически правильно спроектировать информационную линию содержания.

В качестве выпускной работы могут быть представлены:

  • виртуальный урок, оформленный в формате HTML с включением графических иллюстраций;

  • виртуальный факультатив;

  • виртуальный справочник;

  • виртуальный учебник (электронное пособие);

  • виртуальная экскурсия или путешествие;

  • каталог образовательных ресурсов;

  • методические материалы по предмету, программы уроков, интересные приемы и формы преподавания и т.д.;

  • сайт образовательного проекта (проведение олимпиад, конкурсов и т.д.;

  • Web проект по информатизации школы , управлении образовательным учреждением;

  • электронная газета.

Тема выпускной работы предлагается самим слушателем, согласовывается с куратором группы по выпускным работам и утверждается руководством Регионального Интернет центра.

Допускается коллективная работа микрогруппой не более 3 (4) человек.

Название темы должно быть обозначено в первые дни занятий, например:

«История вычислительной техники» (виртуальный урок);

«Подготовка к школьной олимпиаде по программированию» (виртуальный факультатив);

«Путешествие по столицам Европы» (виртуальная экскурсия);

«Организация туристических походов» (электронное пособие по туризму);

«Развивающее обучение и компьютерные технологии» (web-сайт);

«Школьный курс информатики 10-11 классы» (виртуальный каталог образовательных ресурсов);

«Школа с музыкальным уклоном» (презентация)


Требования к содержанию работы:

  1. Выпускная работа должна иметь титульный лист (слайд), с указанием:

- ФИО слушателя;

- должности (например, преподаватель математики);

- места работы;

- темы выпускной работы;

- даты создания проекта;

- ФИО руководителя проекта.

  1. Объем выпускной работы должен составлять не менее 15 (25) слайдов.

  2. Последний слайд должен содержать список использованной литературы и (или) гиперссылки на использованные Интернет ресурсы.

  3. Слайды, представляющие основное содержание работы, должны содержать:

- текст;

- рисунки;

- таблицы;

- аудио (видео) фрагменты