bigpo.ru
добавить свой файл
1


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ТАГАНРОГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине (Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе)

(номер по ГОС ВПО, название дисциплины)

для специальности (направлению): (учитель начальных классов)



Факультет: (педагогики и методики начального образования)


ТАГАНРОГ 2007 г.


Пояснительная записка


  1. Цели и задачи дисциплины


Преобразование структуры процесса обучения в направлении широкого использования в нем дидактической техники, обладающей функцией обратной связи и заменяющей педагога на ряде этапов учебного процесса, - важнейшая в настоящее время тенденция совершенствования данного процесса во всех типах учебных заведений.

Все шире за последние годы внедряются в учебный процесс компьютер и педагогические программные средства вычислительной техники. Особое внимание научных работников и практиков к новым средствам обучения обусловлено их значительно большей эффективностью по сравнению с другими средствами обучения. Учитывая эти тенденции вводится новый курс «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе».

Цель дисциплины - сформировать у будущих учителей систему знаний, умений и навыков в области использования информационных и коммуникационных техно­логий в обучении и образовании, составляющие основу формирования компетентности специалиста по применению информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе.


Задачи дисциплины:

1. раскрыть взаимосвязи дидактических, психолого-педагогических и методических основ применения компьютерных технологий для решения задач обучения и образования;

2. сформировать компетентности в области использования возможностей современных средств ИКТ в образовательной деятельности;

3. обучить студентов использованию и применению средств ИКТ в профессиональной деятельности специалиста, работающего в системе образования;

4. ознакомить с современными приемами и методами использования средств ИКТ при проведении разных видов учебных занятий, реализуемых в учебной и внеучебной деятельности.


2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины


В результате изучения дисциплины студент должен:

        1. знать приемы и методы использования средств ИКТ в различных видах и формах учебной деятельности;

        2. уметь использовать средства ИКТ в своей профессиональной деятельности;

        3. владеть методикой использования ИКТ в предметной области;

        4. обладать навыками разработки педагогических технологий, основанных на применении ИКТ;

        5. иметь представление о возможностях практической реализации личностно-ориентированного обучения в условиях использования мультимедиа технологий, систем искусственного интеллекта, информационных систем, функционирующих на базе компьютерных технологий, обеспечивающих автоматизацию ввода, накопления, обработки, передачи, оперативного управления информацией;

        6. уметь использовать телекоммуникационные технологии в образовательных целях.


3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ



Вид учебной работы

Объем работ, час

Всего часов

Семестр

Общая трудоемкость




10

Аудиторные занятия, в том числе:

лекции – 24 час.

лабораторные работы – 18 час.

42

Самостоятельная работа

рефераты -

домашнее задание




Виды отчетности по дисциплине

зачет

        1. зачет



4. Содержание дисциплины

4.1 Разделы дисциплины и виды занятий




п/п

Разделы дисциплины (название)

Всего часов

Количество часов

Лекции

Лабораторные работы

1.

Информатизация образования как фактор развития общества.

2

2

-

2.

Цели и задачи использования информационных и коммуникационных технологий в образовании.

4

2

2

3.

Информационные и коммуникационные технологии в реализации информационных и информационно-деятельностных моделей в обучении.

8

4

4

4.

Информационные и коммуникационные технологии в активизации познавательной деятельности учащихся.

4

4

-

5.

Информационные и коммуникационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся.

6

4

2

6.

Экспертные и аналитические методы в оценке электронных средств учебного назначения.

10

4

6

7.

Информационные и коммуникационные технологии в учебных предметах.

8

4

4



4.2 СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

4.2.1 Лекционный курс

Семе

стр

Порядковый номер лекции

Разделы дисциплины (название)

Количество часов




1.



Тема 1.1. Информатизация образования как фактор развития общества.

1.1.1. Введение. Информатизация общества как социальный процесс и его основные характеристики. Гуманитарные и технологические аспекты информатизации. Влияние информатизации на сферу образования. Изменение механизмов функционирования и реализации системы общего среднего образования в условиях информатизации.

2




2.

Тема 2.1. Цели и задачи использования информационных и коммуникационных технологий в образовании.

2.1.1. Понятие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Эволюция информационных и коммуникационных технологий. Дидактические свойства и функции информационных и коммуникационных технологий. Формирование информационной культуры как цель обучения, воспитания и развития учащихся.

2




3.


4.


Тема 3.1. Информационные и коммуникационные технологии в реализации информационных и информационно-деятельностных моделей в обучении.

3.1.1. Влияние ИКТ на педагогические технологии. Методы построения информационно-деятельностных моделей в обучении.

3.1.2. Компьютерные технологии, реализующие способы доступа, поиска, отбора и структурирования информации из электронных баз данных информационно-справочного и энциклопедического значения. Компьютерные технологии, использующие различные уровни интерактивного доступа к учебной информации и управления траекторией обучения.

3.1.3. Тема 3.1. (продолжение)

3.1.3. Электронные средства учебного назначения. Методические цели использования электронных средств учебного назначения. Решение дидактических и методических задач с помощью электронных средств учебного назначения.

3.1.4. Электронные материалы учебного назначения и инструментальные средства их разработки. Методика использования электронных учебных материалов.

2


2





5.


6.


Тема. 4.1. Информационные и коммуникационные технологии в активизации познавательной деятельности учащихся.

4.1.1. Использования мультимедиа и коммуникационных технологий как средства для реализации активных методов обучения.

4.1.2. Тема 4.1. (продолжение)

4.1.2. Телеконференции и проекты образовательного и учебного назначения, их типология, структура, содержание, основные этапы проведения.

2


2




7.


8.

Тема. 5.1. Информационные и коммуникационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся.

5.1.1. Оценка и сертификация электронных дидактических средств. Критерии оценки дидактических, эргономических, психолого-педагогических, технологических качеств электронных средств учебного назначения. Экспертные и аналитические методы оценки электронных средств учебного назначения.

5.1.2. Тема 5.1. (продолжение)

5.1.2. Теория и практика создания тестов для системы образования. Компьютерные технологии, реализующие диагностические процедуры. Педагогическая информационная система мониторинга качества образования. Методы сортировки и классификации данных опроса и мониторинга.

2


2




9.


10.

Тема 6.1. Экспертные и аналитические методы в оценке электронных средств учебного назначения.

6.1.1. Оценка и сертификация электронных дидактических средств. Критерии оценки дидактических, эргономических, психолого-педагогических, технологических качеств электронных средств учебного назначения.

6.1.2. Тема 6.1. (продолжение)

6.1.2. Экспертные и аналитические методы оценки электронных средств учебного назначения.

2


2




11.


12.

Тема 7.1. Информационные и коммуникационные технологии в учебных предметах.

7.1.1. Методы оценки дидактической целесообразности и эффективности применения ИКТ в обучении. Принципы сочетания традиционных и компьютерно-ориентированных методических подходов к изучению учебного предмета.

7.1.2. Тема 7.1. (продолжение)

7.1.2. Педагогические программные средства как способ решения дидактических и методических задач обучения.

2


2


4.2.2 ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ


Номер лаб. работы

Наименование лаб. работы

Раздел, тема лекционного курса

Количество часов

1.

Поиск информации образовательного назначения на заданную тему в распределенном ресурсе сети Интернет.

Тема 2.1. Цели и задачи использования информационных и коммуникационных технологий в образовании.

2

2.

Разработка фрагмента электронного учебника по заданной теме школьного курса.

Тема 3.1. Информационные и коммуникационные технологии в реализации информационных и информационно-деятельностных моделей в обучении.

2

3.

Разработка учебно-методических материалов для реализации учебного телекоммуникационного проекта на базе распределенного информационного ресурса с использованием инструментальных программных средств.

Тема 3.1. Информационные и коммуникационные технологии в реализации информационных и информационно-деятельностных моделей в обучении.


2

4.

Разработка теста по заданной теме школьного курса с использованием инструментальных программных средств.


Тема. 5.1. Информационные и коммуникационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся.

2

5.

Оценка возможностей различных инструментальных программных средств в области разработки электронных средств учебного назначения.

Тема 6.1. Экспертные и аналитические методы в оценке электронных средств учебного назначения.


4

6.

Оценка качества программного средства учебного назначения (в том числе реализованного на CD - ROM).

Тема 6.1. Экспертные и аналитические методы в оценке электронных средств учебного назначения.


2

7.

Разработка учебно-методических материалов по определенной теме данного общеобразовательного предмета с использованием компьютерных технологий.

Тема 7.1. Информационные и коммуникационные технологии в учебных предметах.


4


5. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВНАЯ:


1.

Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2007. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. – 896с.: ил. – (Новейшая энциклопедия).

2.

Интернет_обучение: технологии педагогического дизайна / Под ред. кандидата педагогических наук М.В. Моисеевой. — М.: Издательский дом «Камерон», 2004. — 216 с.

3.

Кравченко Ю.А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании. Учебное пособие: Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003, 81 с.

4.

Василенко Н.В. Электронные средства обучения для учреждений профессионального образования. Учебно-методическое пособие для системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. - СПб: ИПК СПО, 2004. – 60с.

5.

Педагогико - эргономические условия безопасного и эффективного использования средств вычислительной техники, информатизации и коммуникации в сфере общего среднего образования. / Разработано в Институте информатизации образования РАО под науч. рук. Роберт И.В. // Информатика и образование, №№ 4, 5, 7, 2000 г., 1, 2001.

6.

Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. – М.: Наука, 1999.

7.

Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М.: Интеллект-центр. 2002.



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:


1.

Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – М: МПСИ, 2002.

2.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Полат Е.С. М., 1999.

3.

Пейперт. Дети, компьютер и плодотворные идеи. – М., Мир, 1990.

4.

Карпова И. П. Исследование и разработка подсистемы контроля знаний в распределенных автоматизированных обучающих системах: дис. канд. техн. наук. – М., 2002. – 200 с.

5.

Гутман Б., Бэгвилл Р. Политика безопасности при работе в Интернете - техническое руководство. – М.: CIT-FORUM, 1999.

6.

Основы современных компьютерных технологий» (учебник для высших и средних учебных заведений под редакцией профессора А.Д.Хомоненко), М. 1998г.

7.

Пейперт. Дети, компьютер и плодотворные идеи. – М., Мир, 1990.

8.

Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: Дидактические проблемы; перспективы использования. - М.: Школа-Пресс, 1994.


6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦПИЛИНЫ


Для обеспечения дисциплины необходимы:

1.

специально оборудованные аудитории и компьютерные классы;

2.

персональные компьютеры;

3.

локальное сетевое оборудование;

4.

выход в сеть Интернет;

5.

различные технические и аудиовизуальные средства обучения.


7. Содержание и формы контрольных мероприятий

7.1. ПЕРЕЧЕНЬ ПРИМЕРНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Понятие информационных и коммуникационных технологий.

2. Эволюция информационных и коммуникационных технологий.

3. Основные направления внедрения средств информационных и коммуникационных технологий в образование.

4. Дидактические свойства и функции информационных и коммуникационных технологий.

5. Необходимость формирования информационной компетенции учащихся и учителей.

6. Различные подходы к использованию информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе (утилитарный, технократический, инновационный).

7. Методы поиска учебной информации в Интернет.

8. Методы проведения урока с применением информационных технологий и ресурсов Интернет.

9. Критерии оценки учебно-методического пакета.

10. Характеристика метода проектов.

11. Классификация учебных телекоммуникационных проектов.

12. Этапы проведения учебного телекоммуникационного проекта.

13. На основе анализа образовательных ресурсов Интернет составить перечень реализуемых в текущем учебном году учебных телекоммуникационных проектов по заданному направлению (школьному предмету).

14. На основе анализа учебно-методических материалов, представленных в сети Интернет, составить характеристику учебных планов зарубежных образовательных учреждений.

15. По результатам информации, представленной в сети Интернет, дать сравнительную характеристику системам тестовых заданий, используемых для диагностики учебных достижений учащихся различных регионов, стран.

16. На основе информации, представленной в сети Интернет, составить перечень и дать характеристику системе программных средств, используемых в процессе обучения информатике и информационным технологиям в заданном регионе (стране).

17. На основе инструментария мультимедиа технологии разработать учебные проекты, реализующие межпредметные связи.

18. Разработать требования к методическим материалам, обеспечивающим личностно ориентированное обучение с использованием средств ИКТ.

19. Аннотировать состав информационно-методического обеспечения учебного заведения (информатизированное рабочее место директора школы, организатора методической работы в области преподавания определенного учебного предмета, руководителя регионального органа образования и т.д.).

20. Разработать требования к оборудованию и оснащению кабинета информатики с заданным количеством персональных компьютеров в образовательном учебном заведении.

21. Составить методические рекомендации по оборудованию и использованию кабинета информатики в образовательном учебном заведении.

7.2. ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

1. Исторический обзор процесса внедрения информационных и коммуникационных технологий в образование.

2. Влияние процесса информатизации общества на развитие информатизации образования.

3. Цели и направления внедрения средств информатизации и коммуникации в образование.

4. Педагогико-эргономические требования к созданию и использованию программных средств учебного назначения, в том числе реализованных на базе технологии Мультимедиа.

5. Основные положения теории информационно-предметной среды со встроенными элементами технологии обучения, примеры реализации в образовании.

6. Педагогико-эргономические условия эффективного и безопасного использования средств вычислительной техники, информационных и коммуникационных технологий в кабинете информатики общеобразовательной школы.

7. Учебно-методический комплекс на базе средств информационных технологий.

8. Перспективы использования систем учебного назначения, реализованных на базе мультимедиа технологии.

9. Реализация возможностей систем искусственного интеллекта при разработке обучающих программных средств и систем.

10. Реализация возможностей экспертных систем в образовательных целях.

11. Зарубежный опыт применения информационных и коммуникационных технологий в образовании.


7.3. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ

1. Информатизация общества как социальный процесс и его основные характеристики.

2. Влияние информатизации на сферу образования.

3. Цели и задачи внедрения информационных и коммуникационных технологий в учебный процесс.

4. Основные направления внедрения средств информационных и коммуникационных технологий в образование.

5. Дидактические свойства и функции информационных и коммуникационных технологий.

6. Факторы интенсификации обучения, реализуемые при использовании средств информационных и коммуникационных технологий.

7. Влияние ИКТ на педагогические технологии.

8. Электронные средства учебного назначения. Программно-методическое обеспечение. Педагогическая целесообразность использования электронных средств учебного назначения.

9. Типология электронных средств учебного назначения по функциональному назначению.

10. Типология электронных средств учебного назначения по методическому назначению.

11. Инструментальные программные средства для разработки электронных материалов учебного назначения.

12. Требования к электронным средствам учебного назначения.

13. Система средств обучения на базе информационных и коммуникационных технологий.

14. Информационно-предметная среда со встроенными элементами технологии обучения.

15. Учебно-материальная база обеспечения процесса информатизации образования.

16. Средства автоматизации информационно-методического обеспечения учебного заведения.

17. Перспективные направления разработки и использования средств информационных и комуникационных технологий в образовании.

18. Виды информационно-учебного взаимодействия при работе в компьютерных сетях.

19. Телеконференции образовательного и учебного назначения.

20. Использование Интернет-ресурсов для организации учебно-образовательной деятельности.

21. Учебные телекоммуникационные проекты (УТП). Типология УТП.

22. Организация выполнения учебных телекоммуникационных проектов. Координация проектной деятельности при работе в компьютерной сети.

23. Возможности реализации личностно ориентированного обучения с помощью средств информационных и коммуникационных технологий.

24. Психолого-педагогическая диагностика на основе информационных и коммуникационных технологий.

25. Педагогическая информационная система мониторинга качества образования.

26. Экспертные и аналитические методы оценки электронных средств учебного назначения.

27. Принципы сочетания традиционных и компьютерно-ориентированных методических подходов к изучению учебного предмета.

28. Изменения в организации и методах обучения при введении информационных и коммуникационных технологий.


8. Методические рекомендации по преподаванию дисциплины

Курс «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе» читается в 10 семестре. Комплексность изучения предмета предполагает цикл лекций (24 часа) и лабораторные работы (18 часов).

Расположение в учебном плане подготовки учителя начальной школы курса "Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе " должно быть таково (ориентировочно 10 семестр), чтобы ему предшествовало изучение студентами, с одной стороны, фундаментальных основ и практики использования средств ИКТ (компьютеры и их периферийное оборудование, современные средства связи, пакеты прикладных программ и др.) а, с другой стороны, основных компонентов педагогического образования (общие основы педагогики, теория обучения, теория и методика воспитания, управление образовательными системами и др.), что в совокупности составляет предметную базу данного курса. В ходе изучения курса должны быть комплексно раскрыты дидактические основы педагогических технологий и функциональные возможности используемых в школе средств ИКТ.

Данный курс является продолжением курса "Математика и информатика", читаемого в течение одного семестра на факультете педагогики и методики начального образования и посвященного формированию основных знаний и умений в области компьютерной грамотности. Владение обучающимся основными навыками компьютерной грамотности (умение работать в операционной системе Windows, с пакетом Microsoft Office, в среде Internet) является необходимым условием усвоения курса "Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе".

Дисциплина предполагает значительный объем самостоятельной работы студентов, особенностью которой является поиск и использование необходимой для выполнения заданий лабораторного практикума информации, почерпнутой из ресурсов глобальной компьютерной сети Интернет. В еще большей степени это относится к специальным заданиям для самостоятельной работы студентов, ориентированной на целенаправленную деятельность студентов в Интернет. При выполнении заданий лабораторного практикума, связанных с оценкой качества электронных средств образовательного назначения, в том числе конкретных программных средств учебного назначения, целесообразно использовать программные средства (ПС) по школьному курсу информатики.

Курс дополняется перечнем примерных контрольных вопросов и заданий по всему его содержанию, примерной тематикой рефератов, а также вопросами к зачету и списком литературы по данной дисциплине.

Программа курса включает тематику лекционных занятий с изложением основных вопросов, которые студентам необходимо освоить в результате изучения предмета, а также учебный план курса, позволяющий определить объем времени, затрачиваемый на изучение каждого раздела.

Список рекомендуемой литературы составлен из тех учебников, учебных пособий, монографий, с которыми студенты могут ознакомиться в библиотеках города, Таганрогского Государственного Педагогического Института и Таганрогского Государственного Радиотехнического Университета. Рекомендуется использовать также и Интернет ресурсы, сайты основных образовательных порталов и центров, на которых можно найти дополнительную информацию по предложенным для обсуждения проблемам.

Программа предполагает проведение всех лабораторных занятий со студентами в компьютерных классах, оборудованных современной вычислительной техникой и следующих средств:

1. Инструментальные средства разработки программных средств учебного назначения, в том числе реализующие возможности интернет и мультимедиа технологий.

2. Программные средства учебного назначения по школьному предмету.

3. Электронные средства образовательного назначения, реализованные на CD - ROM, по школьному предмету.

4. Программные средства автоматизации создания учебно-методических материалов для реализации дистанционного обучения.

5. Учебные и методические пособия (учебники, учебно-методические пособия, пособия для самостоятельной работы, сборники упражнений и др.).

Основной формой контроля при изучении курса «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе» является зачет. Итоговая оценка складывается с учетом баллов, полученных за текущую работу в семестре и ответа на зачетные вопросы.


Рабочая программа составлена на основании ГОС ВПО

специальности (направлению) 050708 Педагогика и методика начального образования и учебного плана ГОУВПО ТГПИ.


Рабочая программа составлена и одобрена на заседании кафедры математики

«____» ___________________ 2006 г.


Рабочую программу составили:

ассистент










Козуб Т.В.

(должность, ученое звание, степень)




(подпись)






















Заведующая кафедрой













«____» _________ 2006 г.










Тихоненко А.В.







(подпись)







Декан факультета педагогики и методики начального образования

«____» _________ 2006 г.












Щеглов Б.С.







(подпись)