bigpo.ru
добавить свой файл
1


МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования


ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


«УТВЕРЖДАЮ»:

Директор института интеллектуальных ресурсов

и информационных технологий

_____________________ /И. Н. Омельченко/

«____» _______________ 20___г.


Рабочая программа

ОД.А.10 Библиографическое обеспечение диссертационного исследования

для аспирантов специальностей

07.00.02 «Отечественная история»

07.00.09. «Историография, источниковедение и методы исторического исследования»

09.00.01. «Онтология и теория познания»

24.00.01. «Теория и история культуры»

ОД.А.11 Библиографическое обеспечение диссертационного исследования

для аспирантов специальностей

22.00.04. «Социальная структура, социальные институты и процессы»

24.00.03. «Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов»


«ПОДГОТОВЛЕНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

_____________________________/Носырева М.В./

«______»___________2011г.


Рассмотрено на заседании кафедры культурологии

«____»_____________2011г., протокол № ________

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:


Зав. кафедрой ______________________________/Носырева М.В./

«______»___________ 2011 г.


Соответствует ФГТ ППО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________________/Микова Е. А./

«______»_____________2011 г.


Соответствует федеральным государственным требованиям к структуре

основной профессиональной образовательной программы

послевузовского профессионального образования (аспирантура)

и учебным планам подготовки аспирантов

«СОГЛАСОВАНО»:

Начальник научного отдела ____________________ / Балина Л. Ф. /


«СОГЛАСОВАНО»:

Директор научной библиотеки _____________/Соколова Н. П./

«______»_____________201__ г.


ОГЛАВЛЕНИЕ



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 6

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ 7

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ 9

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ 11

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 12



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с авторским учебным пособием Т. Б. Сабининой1.

Коренные преобразования в социально-экономической жизни страны существенным образом повлияли на требования, предъявляемые к аспирантам любого учебного заведения.

Основная цель курса «Библиографическое сопровождение диссертационного исследования» – дать аспиранту знания, умения и навыки информационного самообеспечения его научно-исследовательской деятельности. Достижение этой цели осуществляется в ходе решения следующих задач:

  • ознакомление с понятием и видами информации, ее значением в жизни человека, учебной и профессиональной деятельности;

  • ознакомление с видами документов и особенностями их создания, хранения и распространения;

  • освоение приемов и способов самостоятельного ведения поиска информации в соответствии с задачами учебного процесса в вузе;

  • овладение методами аналитико-синтетической переработки информации.

Место дисциплины в учебном процессе:

Для оптимальной организации научно-исследовательской деятельности необходимо знание правил библиографического описания, поиска и создания информации.

Требования к уровню подготовки студентов для освоения дисциплины:

Для изучения данной дисциплины необходимы элементарные навыки аналитико-синтетической переработки информации.

Количество часов, отводимое на дисциплину в соответствии с учебным планом:

Дисциплина изучается студентами нескольких специальностей. На специальностях 09.00.01. «Онтология и теория познания» и 24.00.01. «Теория и история культуры» дисциплина изучается на первом году обучения. На специальностях 07.00.02 «Отечественная история», 24.00.03. «Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов», 22.00.04. «Социальная структура, социальные институты и процессы» и 07.00.09. «Историография, источниковедение и методы исторического исследования» дисциплина изучается на втором году обучения.

Общий объем дисциплины на всех специальностях – 36 часов (24 часов теоретических занятий и 12 – самостоятельная работа аспирантов).

Освоение дисциплины предполагает теоретическое обучение (лекционные и практические занятия) и самостоятельную работу аспирантов.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Наименование тем

Количество часов

лекции

практ.

СРА

Введение

2

2

2

1. Информатизация общества и информационная культура

2

2

2

2. Первичные документы как составная часть информационных ресурсов общества

2

2

2

3. Создание, поиск и получение документов

2

2

2

4. Вторичные документы как результат аналитико-синтетической переработки информации

2

2

2

5. Оформление библиографического аппарата диссертационной работы

2

2

2

Всего: 36 часов

12

12

12



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


Введение

Предмет, цели и задачи курса «Библиографическое сопровождение диссертационного исследования». Объем, структура, отличительные особенности курса.

Тема 1.Информатизация общества и информационная культура

Понятие, свойства и виды информации. Значение информации в осуществлении разных видов жизнедеятельности.

Информатизация как сложный социотехнический и социокультурный процесс перехода к информационному обществу. Особенности и черты информационного общества.

Сущность понятия «информационная культура» ее компоненты. Роль информационной культуры в формировании профессиональных качеств работников культуры и искусства.

Тема 2.Первичные документы

Определение исходных понятий «документ», «литература», «издание», «публикация». Функции, свойства и классификация документа. Понятие о структуре документа. Конструктивные особенности учебных, научных и справочных изданий. Справочный аппарат учебных, научных и справочных изданий: определение, назначение, функции.

Тема 3. Создание, поиск и получение документов

Система документальных коммуникаций (СДК) как среда создания, хранения и распространения документа для его общественного использования. Составляющие СДК: архивы, типографии (издательства), книготорговые предприятия, библиотеки, музеи, информационные службы. Взаимосвязь и взаимодействие организаций СДК по отношению к документу.

Структура библиотеки как информационно-поисковой системы. Способы поиска и выявления документов для учебной, научной и прочих видов деятельности. Поиск в Интернете.

Способы получения документов в библиотеке. Особенности электронной доставки документов (ЭДД).

Тема 4. Вторичные документы как результат аналитико-синтетической переработки информации

Первичные и вторичные документы по отношению к знанию, их признаки. Понятие свертывания и развертывания информации, сферы его применения и примеры. Зависимость эффективности поиска и использования документов и информации от оптимальности свертывания аналитико-синтетической переработки информации (АСПИ).

Виды аналитико-синтетической переработки информации: индексирование, библиографирование, аннотирование, реферирование, конспектирование, обзорно-аналитическая деятельность.

Возможности использования основных видов аналитико-синтетической переработки информации в учебной деятельности студентов.

Методы заимствования при использовании документов. Незаконные и несамостоятельные методы: плагиат, компиляция. Легитимные методы: цитирование, изложение содержания, критический анализ. Правила цитирования и оформления цитат. Наличие ссылок как обязательное условие грамотного заимствования.

Тема 5.Оформление библиографического аппарата диссертационной работы

Библиографическое описание документа: библиографическое описание книги, аналитическое описание. Примеры библиографического описания.

Оформление ссылок.

Оформление библиографического списка.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ


Реализации поставленных целей и задач подчинена структура курса. В результате освоения курса студент должен иметь представление о:

  • месте и роли информации в жизни человека;

  • информационных ресурсах общества, их составе;

  • библиотеке как информационно-поисковой системе;

  • структуре и назначении справочно-библиографического аппарата библиотеки;

  • системе информационных изданий;

  • методах аналитико-синтетической переработки информации;

уметь:

  • свободно ориентироваться в типах и видах документов, необходимых для учебной и прочих видов деятельности;

  • разбираться в структуре и содержании различных документов;

  • использовать систему информационных изданий как средство слежения за документальным потоком по профилю изучаемой специальности;

иметь навыки:

  • поиска информации по адресным, тематическим и фактографическим запросам, информационного самообслуживания в библиотеке;

  • практического применения основных методов свертывания информации;

  • безошибочного составления библиографического описания различных документов;

  • правильного оформления цитат, различных видов библиографических ссылок.

Текущий контроль уровня знаний и умений по дисциплине осуществляется в форме выполнения проверочных работ.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ


  1. Особенности и черты информационного общества.

  2. Взаимосвязь информатизации общества и информационной культуры.

  3. Определение, функции и свойства документа.

  4. Классификация документов по различным признакам.

  5. Понятие о структуре документа.

  6. Справочный аппарат учебных, научных и справочных изданий.

  7. Составляющие системы документальных коммуникаций.

  8. Взаимосвязь и взаимодействие организаций СДК по отношению к документу.

  9. Структура библиотеки как информационно-поисковой системы.

  10. Справочно-библиографический аппарат и его элементы.

  11. Понятие и виды библиографических изданий.

  12. Способы получения документов в библиотеке.

  13. Способы поиска и выявления документов.

  14. Понятие свертывания и развертывания информации.

  15. Виды аналитико-синтетической переработки информации.

  16. Стандартизация библиографического описания.

  17. Методы заимствования при использовании документов.

  18. Общие правила библиографического описания документа.

  19. Правила библиографического описания книги.

  20. Правила аналитического описания.

  21. Правила оформления ссылок.

  22. Рекомендации к оформлению библиографического списка диссертационного исследования.



БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


Основная литература

  1. Библиотечная энциклопедия : энциклопедия / Рос. гос. б-ка. – Москва : Пашков дом, 2007. – 1300 с. : ил. – ISBN 5-7510-0290-3.

  2. Гендина, Н. И. Информационная культура личности : диагностика, технология формирования : учеб.-метод. пособие : в 2 ч. / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, Г. А. Стародубова. – Кемерово : [б. и.], 1999. – Ч. 1. – 143 с. ;Ч.2. – 147 с.

  3. ГОСТ 7.1–2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. – Введ. 01. 07. 2004 // Стандарты по издательскому делу. – Москва, 2004. – С. 13–90.

  4. Моргенштерн. И. Г. Информационное общество : учеб. пособие / И. Г. Моргенштерн. – 2-е изд., испр. и доп. – Челябинск : Урал ЛТД, 2000. – 128 с.

  5. Научные работы : методика подготовки и оформления / авт.-сост. И. И. Кузнецов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск : Амалфея, 2000. – 544 с.

  6. Сабинина, Т. Б. Библиографическое сопровождение учебной деятельности : учеб. пособие по элективному курсу для студентов специальностей «Социально-культурная деятельность» и «Народное художественное творчество» / Т. Б. Сабинина. – Тюмень : ТГИИК, 2007. – 84 с. – ISBN 5-9900679-38-6.

Дополнительная литература

  1. Блюменау, Д. И. Информационный анализ / синтез для формирования вторичного потока документов : учеб.-практ. пособие / Д. И. Блюменау. – Санкт-Петербург : Профессия, 2002. – 240 с.

  2. ГОСТ 7.12–93. Библиографическая запись. Сокращения слов на русском языке. Общие требования и правила. – Введ. 01.07.1995 // Стандарты по издательскому делу. – Москва, 2004. – С. 156–172.

  3. ГОСТ 7.82. – 2001. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления. – Введ. 01.07.2002. – Минск, 2002. – 58 с.

  4. ГОСТ 7.9 – 95. Реферат и аннотация. – Введ. 01.07.1995. – Москва : Изд-во стандартов, 1995. – 20 с.

  5. Гречихин, А. А. Информационные издания : типология и основные особенности подготовки / А. А. Гречихин, И. Г. Здоров. – Москва, 1988. – 272 с.

  6. Збаровская, Н. В. Поговорим о профессиональных качествах / Н. В. Збаровская // Библиотека. – 2005. – №2. – С. 35-44.

  7. Земсков, А. И. Электронные библиотеки : учебник для вузов / А. И. Земств, Я. Л. Шрайберп – Москва : Либерея, 2003. – 351 с.

  8. Зиновьева, Н. Б. Документоведение : учеб.-метод. пособие / Н. Б. Зиновьева. – Москва : Профиздат, 2001. – 208 с.

  9. Зиновьева, Н. Б. Информационная культура личности : введение в курс : учеб. пособие / Н. Б. Зиновьева. – Краснодар : [б. и.], 1996. – 136 с.

  10. Иоффе, А. М. Введение в книговедение : учеб. пособие / А. М. Иоффе. – Москва : [б. и.], 1984. – 74 с.

  11. Кинг, Э. Как... пользоваться библиотекой : практ. руководство для учащихся и студентов / Элизабет Кинг ; пер. с англ. Ю. И. Горбунова. –Челябинск : Урал ЛТД, 1997. – 156 с.

  12. Книга : энцикл. – Москва : Большая Рос. энцикл., 1998. – 800 с.

  13. Книговедение : энцикл. слов. – Москва : Совет, энцикл., 1981. – 664 с. : ил.

  14. Кузнецов, И. Н. Интернет в учебной и научной работе : практ. пособие / И. Н. Кузнецов. – Москва : Дашков и К, 2002. – 190 с.

  15. Кушнаренко, Н. Н. Документоведение : учебник / Н. Н. Кушнаренко. – 6-е изд., стереотип. – Киев : Знания, 2005. – 460 с.

  16. Романенко, В. Н. Сетевой информационный поиск : практ. пособие / В. Н. Романенко, Г.В. Никитина. – Санкт-Петербург : Профессия, 2005. – 283 с.

  17. Сборник основных российских стандартов по библиотечно-информационной деятельности / сост.Т. В. Захарчук, О. М. Зусьман. – Санкт-Петербург : Профессия, 2005. – 547 с.

  18. Справочник библиографа : научно-популярная литература / науч. ред. А. Н. Ванеев, В. А. Минкина. – изд. 3-е, перераб. и доп. – Санкт-Петербург : Профессия, 2005. – 591 с. + табл. – (Библиотека). – ISBN 5-93913-094-1.

  19. Справочник библиотекаря / науч. ред. А. Н. Ванеев, В. А. Минкина. – 3-е изд., перераб. и доп. – Санкт-Петербург : Профессия, 2006. – 496 с. – (Серия «Библиотека»).

  20. Столяров, Ю. Н. Нет такой информации, которой нет / Ю. Н. Столяров // Библиотека. – 2005. – №5. – С. 60-61.

  21. Сукиасян, Э. Р. Библиотечные каталоги : метод, материалы / Э. Р. Сукиасян. – Москва : Профиздат, 2001. – 192 с.

  22. Сукиасян, Э. Р. Мир документов вокруг нас / Э. Р. Сукиасян // Библиотека. – 2006. – №6. – С. 60-68.

  23. Уткин, Б. Т. Занимательная библиография / Б. Т. Уткин, И. Г. Моргенштерн, – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Кн. палата, 3987. – 255 с.

  24. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях : учеб.-метод. пособие / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, И. Л. Скипор, Г. А. Стародубова. – 2-е изд., перераб. – Москва : Школьная б-ка, 2003. – 295 с.

  25. Шрайберг, Я. Л. Интернет-ресурсы и услуги для библиотек : учеб. пособие для студентов вузов культуры и искусств / Я. Л. Шрайберг, М. В. Гончаров, О. В. Шлыкова. – Москва : [б. и.], 2000. – 140 с.




1 Сабинина, Т. Б. Библиографическое сопровождение учебной деятельности : учеб. пособие по элективному курсу для студентов специальностей «Социально-культурная деятельность» и «Народное художественное творчество» / Т. Б. Сабинина. – Тюмень : ТГИИК, 2007. – 84 с. – ISBN 5-9900679-38-6.