bigpo.ru
добавить свой файл
1 2 3
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) СПЕЦИАЛИСТОВ

«ЧУКОТСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курсов повышения квалификации по теме:

«Обновление содержания и методики преподавания родного языка и дисциплин, отражающих региональную специфику в условиях перехода к новым стандартам»


Анадырь, 2011г.


Составитель: Выквырагтыргыргына Л. Б/О, методист по издательской деятельности центра оценки качества образования, аттестации и повышения квалификации государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Чукотский институт развития образования и повышения квалификации»


Рецензенты: Радунович Н.П., методист педагогического персонала научно-методического сектора государственного образовательного учреждений среднего профессионального образования «Чукотский многопрофильный колледж»

Тогошиева Н.Е., заместитель директора по вопросам развития образования государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Чукотский институт развития образования и повышения квалификации», к.ф.н.


Утверждена Ученым советом ГОУ ДПО «Чукотский институт развития образования и повышения квалификации». Протокол № 02-05/06 от 07.12.2011 г.


Пояснительная записка

Программа «Обновление содержания и методики преподавания родного языка и дисциплин, отражающих региональную специфику в условиях перехода к новым стандартам» разработана с целью оказания теоретической и практической помощи учителям родного языка, а так же преподавателям дисциплин, отражающих региональную специфику. Данная программа акцентирует внимание на вопросах содержания образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

Актуальность предлагаемого курса обусловлена факторами такого характера, как:

общественно-политического:

- требуются новые подходы к осмыслению процессов в системе школьного образования в условиях изменения современных запросов человека, общества и государства, потребностей развития инновационной экономики, международных обязательств Российской Федерации в сфере образования;

- необходимо усилить внимание к вопросам формирования новых общественных отношений в сфере образования, изменения законодательных основ отечественной системы образования, которые являются приоритетом государственной образовательной политики;

специально-профессионального:

- в условиях системного обновления содержания образования необходимо обучение учащихся предметам по образовательным программам с учетом трех систем требования:

а) к структуре основных образовательных программ;

б) к результатам их освоения и условиям реализации;

в) к социокультурным особенностям и потребностям региона, в котором осуществляется образовательный процесс.

Радикальные реформы во всех сферах жизни российского общества, в т.ч. системе образования Чукотского автономного округа, ставят сельскую национальную школу перед необходимостью существенного обновления не только содержания, но и методов обучения родному языку.

На протяжении нескольких десятилетий остается злободневной проблема обучения детей родным языкам в образовательных учреждениях Чукотского автономного округа. В сельской школе Чукотки сохраняется традиционный подход, основой которого является преобладание монологического общения на уроках родного языка. Попытка транслировать обучающимся определенный объем информации методами навязывания и понуждения превращает обучение родному языку в рутину, лишенную смысла. Ориентация школьников на монокультурные ценности прошлого отчуждает их от ценностей современного многообразия культуры и жизни, усложняя тем самым вхождение в сегодняшний социум.

Данная программа предлагает ввести в систему методики языкового обучения, как взаимосвязанного коммуникативного и социокультурного развития учащихся не только специалистов-педагогов, преподавателей родного языка, являющихся носителями традиционной культуры и языка, но педагогов, преподающих предметы регионоведческого цикла (история Чукотки, искусство, фольклор, этнография), отражающие региональную специфику на уроках иностранного и русского языков. Межпредметный подход к повышению квалификации педагогов будет способствовать межкультурному взаимообогащению, позволит повысить методическую компетентность педагогов. В системе современного образования формирование коммуникативной деятельности учащегося невозможно без инновационной деятельности учителя. При этом в обучении родному языку большое значение придается необходимости консолидировать национальные традиции и языковое образование, включая овладение педагогами теорией и практикой последних достижений этнопсихологии и этнопедагогики для использования в ежедневной практической работе. Важнейшей теоретической и практической частью данных курсов являются современные требования к модернизации и информатизации системы образования округа.

Повышение компетентности педагогов регионоведческого цикла в области инновационных педагогических технологий позволит творчески переосмыслить традиционные методы и создать на этой основе авторское программно-методическое обеспечение обучения детей, слабо владеющих родным языком.

Формы и методы проведения курсов включают как основные принципы андрагогики (использование конкретного опыта слушателей, практическая направленность на решение конкретных образовательных проблем обучения родному языку, предоставление возможности осознать и оценить свой опыт, апробировать альтернативные способы профессиональной деятельности на практике), так и специфические условия сельской школы как поликультурной микросреды.


Цель программы: развитие образования в соответствии с современными требованиями и общественными потребностями, проведение системной работы по обмену опытом и обсуждению проблем реализации идей образования в области преподавания родного языка и предметов, отражающих региональную специфику.

Для реализации намеченной цели ставятся следующие задачи:

- ознакомить слушателей курсов повышения квалификации с имеющимися концепциями, моделями и подходами к образованию в области преподавания родного языка и предметов, отражающих региональную специфику;

- выявить проблемы, связанные с преподаванием родного языка и предметов, отражающих региональную специфику и обсудить возможные пути их решения;

- ознакомить педагогов с новым содержанием учебно-методической работы учителя в условиях перехода к новым стандартам образования. Программа призвана помочь педагогам в решении наиболее значимых вопросов и проблем преподавания родного языка и предметов, отражающих региональную специфику;

- ознакомить с учебными материалами в области преподавания родного языка и предметов, отражающих региональную специфику, способствовать распространению их среди педагогического сообщества;

- обеспечение усвоения педагогами алгоритма практического применения новых образовательных технологий языкового образования, через творческое переосмысление и адаптацию к методам обучения северным языкам;

- создание условий для саморазвития педагогов, стимулирования на поиск лучших методов и идей, направленных на совершенствование профессионализма;

- формирование культуры толерантности, т.е. представление о культуре мира, многовариантности человеческого бытия, навыки национальной самоидентификации, навыки позитивного взаимодействия с представителями других наций у педагогов, а через них у детей.


Темы программы предполагают возможность комплексного или частичного изучения материала в рамках повышения квалификации преподавателей. Программа курсов состоит из трех блоков. Блоки предполагается рассматривать с помощью разных методов – лекционных, тренинговых и рефлексивных. В случае необходимости каждый из блоков программы может стать отдельным модулем. Темы из специально-профессионального блока, при необходимости, можно использовать в качестве отдельного модуля для проведения семинаров или отдельного занятия. Каждая тема завершается обсуждением практического использования рассмотренных вопросов в практике преподавания.

Итоговая работа может проходить в различных видах. Одним из вариантов может быть разработка индивидуально или в малых группах предметной учебной программы с учетом новых требований государственного образовательного стандарта с поддерживающими материалами (в том числе с компьютерной презентацией) и представление программы перед коллегами с последующим ее обсуждением и разработкой методических рекомендаций к построению учебных планов.

В результате прохождения курсов повышения квалификации преподаватели смогут:

- определять ключевые понятия по каждой теме и использовать их анализ в своей педагогической практике;

- называть основные положения стандарта 2-го поколения и соотносить требования, предъявляемые к компетентности выпускников с преподаванием родного языка и предметов, отражающих региональную специфику;

- эффективно включать активные и интерактивные стратегии преподавания в разработку собственных планов занятий;

- овладеть навыками использования различных источников информации, в том числе использовать современные электронные ресурсы получения информации, самостоятельно искать необходимую информацию;

- разрабатывать учебный, учебно-тематический планы в контексте предметной образовательной программы в соответствии с новыми требованиями государственного стандарта с учетом межпредметных и межкультурных связей;

- принимать участие в обсуждении и экспертной оценке учебников и методических пособий, программ, разработок занятий, методических приемов и других образовательных ресурсов;

- получить опыт проектной деятельности с выявлением основных компонентов и принципов учебного проектирования.

Программа включает пояснительную записку, учебный и учебно-тематический планы, рассчитанный на 72 часа, содержание основных разделов курса, отражающее вопросы содержательного, организационно-технологического и методического характера, список литературы, методические рекомендации. Формы занятий: лекции, практические занятия, семинары, тренинги, консультации.


УЧЕБНЫЙ ПЛАН

курсов повышения квалификации по теме:

«Обновление содержания и методики преподавания родного языка и дисциплин, отражающих региональную специфику в условиях перехода к новым стандартам»


Цель: повышение квалификации учителей родного языка и преподавателей дисциплин, отражающих региональную специфику, в области теоретических основ и практики овладения вопросами содержания образования в условиях перехода к новым образовательным стандартам.


Категория слушателей: учителя родного языка и преподаватели предметов, отражающих региональную специфику.

Объем программы: 72 часа.

Форма обучения: очная.

Режим работы: 8 часов в день.



п/п

Наименование разделов

Всего часов

Лекции

Практ. занятие

Формы контроля

I

Общетеоретический модуль: «Правовые и теоретические основы образования в Российской Федерации»

10

10

-




II

Специально-профессиональный модуль: «Современные научно-методические подходы к обучению родного языка и предметов, отражающих региональную специфику в образовательном учреждении»

40

16

24




III

Методический модуль: «Методическое обеспечение воспитательного и образовательного процесса

в учреждении образования на современном этапе»

18

6

12




IV

Информационно-технологический модуль: «Внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс»

4




4







Всего

72

32

40




V

Индивидуально-диагностическая деятельность

18













Консультации

10













Зачет

8













Итого

90










Учебно-тематический план

курсов повышения квалификации по теме:

«Обновление содержания и методики преподавания родного языка и дисциплин, отражающих региональную специфику в условиях перехода к новым стандартам»

п/п

Наименование разделов

Всего часов

Лекции

Практ. занятия

Формы контроля

I

Общетеоретический модуль: «Правовые и теоретические основы образования в Российской Федерации»

10

10







1.1

Тенденции развития систем образования

2

2







1.2

Перспективы развития образовательной отрасли в Чукотском АО

2

2







1.3

О современном подходе к организации повышения квалификации педагогических и руководящих кадров

2

2







1.4

Концепция формирования правовых и институциональных основ антикоррупционной политики в Российской Федерации

2

2







1.5

Нормативно-правовое регулирование аттестации педагогических работников

2

2







II

Специально-профессиональный модуль: «Современные научно-методические подходы к обучению родного языка и предметов, отражающих региональную специфику»

40

16

24




2.1

Формирование образовательной программы с учетом социокультурных и этнорегиональных особенностей в условиях перехода к новым образовательным стандартам

4

2

2




2.2

Активные формы и методы обучения родному языку

2

-

2




2.3

Понятие «разговорная среда» и определение ее функций

2

2

-




2.4

Формирование коммуникативного пространства в учебном процессе

2

-

2




2.5

Организация школьных олимпиад по родному языку и регионоведению. Требования к содержанию и оценке олимпиадных заданий

2

-

2




2.6

Методическое сопровождение преподавания родного языка в образовательных учреждениях

4

2

2




2.7

Создание ситуации обучающего общения на уроке родного языка

2

-

2




2.8

Применение системы упражнений для овладения языковым материалом

2

-

2




2.9

Организация межкультурного взаимодействия в образовательной среде Чукотского автономного округа

2

-

2




2.10

Археологические культуры Чукотки


2

2

-




2.11

Изучение древней истории Чукотки (Северо-востока Азии)

2

-

2




2.12

Древнее искусство Северо-востока

2

2

-




2.13

Методы изучения традиционных локальных культур Чукотки

4

2

2




2.14

Особенности традиционной культуры приморских жителей Восточной Чукотки: экологический аспект

2

2







2.15

Формирование знаний об этноэкологических традициях в оленеводческой культуре континентальной Чукотки

2

-

2




2.16

Источники изучения темы ГУЛАГа на Колыме и Чукотке

2

-

2




2.17

Конкурсы в образовательном учреждении как одна из форм повышения профессионального мастерства педагогов

2

2

-




III

Методический модуль: «Методическое обеспечение воспитательного и образовательного процесса

в учреждении образования на современном этапе»

18

6

12




3.1

Учебно-методическая литература как учебно-методический материал к урокам родного языка и предметам, отражающим региональную специфику

2

-

2




3.2

Организация познавательно-исследовательской деятельности в ОУ

4

2

2




3.3

Литературное краеведение: чукотская и эскимосская литература

2

-

2




3.4

Этнографические аспекты изучения особенностей региона

2

-

2




3.5

Технологический процесс создания авторской педагогической разработки: от идеи к воплощению

2

2

-




3.6

Формирование единой системы педагогического воздействия на детей, подростков и старшеклассников от 6 до 17 лет средствами музейной педагогики

2

-

2




3.7

Самоанализ профессиональной деятельности учителя

2

-

2




3.8

Разрешение школьных жизненных ситуаций на основании ценностей толерантности

2

2

-




IV

Информационно-технологический модуль: «Внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс»

4




4




4.1

Использование дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе

2

-

2




4.2

Использование программы «Hot potatos» в преподавании гуманитарных предметов

2

-

2







ИТОГО

72

32

40




V

Индивидуально-диагностическая деятельность

18










5.1

Консультации

10










5.2

Зачет

8













Всего

90














следующая страница >>