bigpo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 56 57

ҚР ДЕНСАУЛЫҚ САҚТАУ МИНИСТРЛІГІ

С.Д.АСФЕНДИЯРОВ АТЫНДАҒЫ

ҚАЗАҚ ҰЛТТЫҚ МЕДИЦИНА УНИВЕРСИТЕТІ



МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РК

КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.Д.АСФЕНДИЯРОВА





Специальность общая медицина


Кафедра нормальной анатомии


УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ


КУРС: I, II


ДИСЦИПЛИНА: АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА


Алматы, 2008


содержание


  1. Типовая программа дисциплины

  2. Рабочая программа дисциплины

  3. Силлабус

  4. Лекционный комплекс

  5. Методические рекомендации для практических занятий

  6. Методические рекомендации для самостоятельной работы студента

  7. Контрольно-измерительные средства

  8. Карта учебно-методической обеспеченности дисциплины



Специальность общая медицина


Кафедра нормальной анатомии


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Курс I,II


дисциплина анатомия


Алматы, 2007


Факультет – «Общая медицина»


«Утверждаю»

Проректор по УМ и ВР КазНМУ

_____________А.А.Шортанбаев

«__» ____________ 2007 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


По нормальной анатомии человека Anat – 1(2)203

(наименование и код дисциплины)


Для специальности 051301 – общая медицина

(номер и наименование специальности)


Кафедра анатомии


Курс первый


Лекции 18 (часов) Семестр ІІ


Практические (семинарские)

занятия 126 (часов)


СРСП (часов)


Всего часов (кредитов) 216


Самостоятельная работа 72 (часов)


Форма контроля:

Зачет____диф.зачет__ІІ с._

(семестр)


Экзамен ____ІІІ_______

(семестр)


г. Алматы, 2007 г.

Программа дисциплины составлена профессором кафедры нормальной анатомии Романюк С.Н. на основании типовой программы по «Анатомии человека», утвержденной «15» июня 2007 г.


Рассмотрена на заседании кафедры нормальной анатомии

« 15 » июня 2007 г. Протокол №_17б____


Зав.кафедрой, профессор Жаныбеков Д.Е.


Рабочая программа обсуждена цикловой методической комиссией медико-биологических дисциплин

« 15 » июня 2007 г. Протокол №__9___


Председатель ЦМК, профессор Юй Р.И.


Одобрена Советом (центральным методическим советом) Казахского национального медицинского университета имени С.Д.Асфендиярова

« » 2007 г. Протокол №_____


Председатель проф. А.А.Шортанбаев


1. Общие сведения

Наименование вуза Казахский национальный медицинский университет имени

С.Д.Асфендиярова

Кафедра нормальной анатомии

Дисциплина анатомия человека Anat – 1(2)203

Специальность 051301 «Общая медицина»

Объем учебных часов (кредитов) 216

Курс и семестр изучения 1 курс, ІІ семестр; 2 курс, ІІІ семестр


2. Программа:


Введение

Анатомия человека – наука о формах и строении, происхождении и развитии организма человека. Анатомия предусматривает систематическое описание формы, строения, положения и типографических взаимоотношений частей и органов тела с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей. Она широко использует данные эмбриологии, сравнительной анатомии, антропологии, выясняет влияние окружающей среды и социальных факторов, труда и спорта на строение организма человека. Анатомия является дисциплиной, составляющей фундамент медицинских знаний, без освоения которого, студент не может приступить к изучению прикладных клинических дисциплин, составляющих в основном надстройку медицинских знаний, необходимых практическому врачу.

Анатомия изучает не только строение современного человека, а также исследует, как сложился человеческий организм в его историческом развитии. Программа дисциплины Анатомия-1 направлена на изучение строения тела человека составляющих его систем, органов и тканей, на основе современных достижении макро-микроскопической анатомии, физиологии, биологии с учетом индивидуальных, половых и возрастных особенностей организма, включая пренатальное развитие; анатомо-топографических взаимоотношении органов.


Цель дисциплины: изучить строение органов тела человека, составляющих его систем, с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей, анатомо-топографических взаимоотношений органов и применять полученные знания на клинических кафедрах.


Задачи дисциплины:

  • сформировать основу знаний о строении и топографии органов и систем органов для развития клинического мышления;

  • выработать научное представление о взаимосвязи и взаимозависимости структуры и функции органов человека, организма в целом с изменяющимися условиями окружающей среды, труда и социальных факторов;

  • уметь определять положение и проекцию органов и их частей для освоения навыков физикального осмотра и оказания первой неотложной медицинской помощи;

  • проявлять уважительное и бережное отношение к органам человеческого тела и трупу, как биологическому материалу.



Конечные результаты обучения:

Студент должен

Знать:

  • основные приемы работы с анатомическими препаратами и другими учебными пособиями;

  • отличительные особенности костей скелета;

  • виды соединений костей, классификацию и биомеханику суставов;

  • анатомию, классификацию и функции мышц;

  • топографию органов головы, шеи, конечностей, груди, живота и таза;

  • анатомию и топографию органов пищеварительной, дыхательной, сердечно-сосудистой и мочеполовой систем, особенности их строения;

  • строение спинного и головного мозга;

  • анатомию органов чувств;

  • формирование и функции спинномозговых и черепно-мозговых нервов, области их иннервации;

  • анатомию и топографию кровеносной и лимфатической систем;

  • строение, функции эндокринных желез;

  • морфо-функциональную характеристику кожного покрова головы, шеи, туловища и конечностей;

  • международную анатомическую номенклатуру на латинском языке.


Уметь:

  • определять отличительные особенности костей черепа, туловища и конечностей;

  • находить на анатомических препаратах структурные элементы соединений костей;

  • демонстрировать на трупе мышцы головы, туловища и конечностей;

  • находить органы головы, шеи, грудной, брюшной полостей и малого таза;

  • показывать отделы спинного и головного мозга;

  • показывать спинномозговые и черепно-мозговые нервы;

  • демонстрировать на трупе сосуды головы, шеи, грудной, брюшной полостей, малого таза и конечностей;

  • определять проекцию органов, сосудов и нервов на поверхностях тела человека.


Пререквизиты и постреквизиты дисциплины:


Пререквизиты: - школьная программа по биологии, анатомии человека.

Постреквизиты: - анатомия 2, гистология 2, физиология 2, патологическая анатомия 1, патологическая физиология 1 , введение в клинику 2, пропедевтика внутренних болезней, визуальная диагностика, общая хирургия.


Тематический план лекций, практических занятий, СРС


№ недели



№ пп

№ раздела анатомии



Тема



Форма проведения и продолжительность в часах

Балл

л

пр

срс

1.

1.

1.

Предмет и задачи анатомии. Общая характеристика тканей, органов, систем организма. Начальные стадии эмбриогенеза человека.


1







0,5




2.

1

Методы изучения анатомии на живом человеке: антропометрия. Типы телосложения.







3

*




3.

1.

Международная анатомическая номенклатура. Понятие об осях и плоскостях. Общий обзор скелета. Строение костей туловища: позвонки, грудина, ребра.




3




0,5




4.

1

Международная анатомическая номенклатура. Латинский анатомический глоссарий.








3

*




5.

1

Изучение особенности строения шейных, грудных, поясничных, крестцовых и копчиковых позвонков на анатомических препаратах.







2

*

2.

6.

1.

Общая анатомия опорно-двигательного аппарата. Кость как орган. Строение и развитие костей. Классификация костей. Роль социального и биологического факторов в развитии и строении скелета.

1







0,5




7.

1

Роль труда, спорта, социального и биологического факторов на строение костей.







3

*




8.

1.

Строение костей плечевого пояса и свободной верхней конечности.




3




0,5




9.

1

Определение принадлежности парных костей к правой или левой половине скелета.







2

*




10

1

Места прощупывания выступающих частей скелета на живом человеке, имеющих практическое значение.







2

*

3.

11

1.

Анатомия и топография черепа в целом. Развитие черепа человека. Возрастные, половые и типовые особенности строения человеческого черепа.

1







0,5




12

1

Изучение костей черепа в возрастном аспекте.







3

*




13

1.

Строение костей тазового пояса и свободной нижней конечности.




3




0,5




14

1

Изучение особенностей костей скелета в возрастном аспекте.







2

*

4.

15

2.

Понятие о соединениях костей. Развитие соединений. Виды соединений костей.

1







0,5




16

1.

Строение костей мозгового черепа.




3




0,5

5.

17

3.

Общая миология. Мышца как орган. Развитие мышц в онтогенезе. Классификация мышц. Вспомогательный аппарат мышц. Биомеханика мышц: анатомический и физиологический поперечники мышц. Подъемная сила. Внешние и внутренние силы, действующие на мышцы и суставы.

1







0,5




18

1.

Строение костей лицевого черепа.




3




0,5




19

1

Краниометрия. Определение индексов мозгового и лицевого черепа.







3

*

6.

20

4.

Понятие о нервной системе. Принципы организации нервной системы. Простая и сложная рефлекторные дуги. Формирование коры головного мозга. Понятие об анализаторах.

1







0,5




21

1.

Топография черепа.




3




0,5

7.

22

4

Анатомия и топография проводящих путей головного и спинного мозга.

1







0,5




23

2


следующая страница >>