bigpo.ru
добавить свой файл
1
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ УСПЕШНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ


А.И. Юнашко,

начальник отдела организационно-кадровой работы

Ошмянского райисполкома


Не может управлять другими тот,

кто не в состоянии управлять собой

Английская пословица


Одной из основных проблем психологии управления является проблема управленческой эффективности. Не просто управлять, а управлять успешно, получая высокий результат, при минимальных затратах сил, энергии, времени и денег – таким был социальный заказ.

То, что мы видим, наблюдая работу любого управленца – это результат личной одаренности в сочетании с опытом, накопленным в ситуациях, которые повлияли на формирование его представлений о том, как надо и как не надо руководить. На основании этого опыта и возможностей собственного характера современные начальники сегодня решают проблему управления со своими подразделениями, согласовывая свои карьерные и руководительские амбиции с потребностями подчиненных им людей, выполняя центральную задачу управления, которая находиться в треугольнике интересов подчиненных, лидера и бизнеса [9] .

Каждому необходимо умение управлять. Успешно управлять – значит уметь справляться с заданиями и выполнять их достаточно хорошо для того, чтобы получить желаемый результат. Это означает, что результат достигается благодаря тщательно обдуманным действиям, а не случайным образом. Существует разница между доведением дела до конца и нулевым результатом или только частичным достижением цели.

Управление включает в себя множество разнообразных действий, таких как планирование, распределение ресурсов, решение проблем, принятие решений, управление операциями и контроль. Каждое из них может показаться горой, на которую невозможно взобраться. Когда же мы их упрощаем, они становятся рядом невысоких холмов, которые легко преодолеть – особенно, если известно как это сделать.

Для большинства людей понимание – это ключ, который отпирает дверь к действию. Многие из них всю жизнь решают проблему, которая состоит в примирении двух одинаково важных тенденций: полностью сочетаться как личность, проявить себя, добиться всего задуманного и при этом не пойти в острый конфликт с обществом, жить в согласии с окружающими, не ущемлять их интересов.

Интеллект, воображение и информированность - безусловно, существенные качества, но только в сочетании с эффективностью они воплотятся в результатах. Взятые сами по себе, они лишь устанавливают планку возможных достижений [9].

Руководителю платят за его эффективность. Он просто обязан быть эффективным в той организации, где работает.

Эффективности можно научиться, но ей нельзя научить. Кроме всего прочего, эффективность не "предмет", а самодисциплина. Эффективность представляется важнейшим элементом саморазвития человека, развития организации и залогом жизнеспособности современного общества.

Саморазвитие руководителя играет огромную роль в его становлении как успешного работника. Он должен приобрести соответствующие знания и умения. Он должен освоить множество новых для себя навыков по мере смены деятельности; нередко он вынужден отбросить и забыть некоторые старые трудовые навыки. Но любые знания и навыки мало чем помогут руководителю, если он не будет развивать себя под углом зрения эффективности [6].

Эффективных организаций не так уж много. Они встречаются даже реже, чем эффективные руководители, но они служат ярким примером для всех других, В общем и целом результативность организаций находится все еще на довольно примитивном уровне. Несмотря на то, что в распоряжении современных предприятий, учреждений, больниц и т. д. имеются огромные ресурсы, результаты их работы зачастую бывают скромными, их силы и внимание распыляются, обращены во вчерашний день и вообще направлены на то, чтобы избежать принятия решений и действий. Как организации, так и руководители должны систематически работать над своей эффективностью, более того, им нужно выработать в себе привычку работать эффективно. Они должны научиться использовать возможности и не давать повода для возникновения проблем. Им нужно учиться извлекать максимальную пользу из тех качеств, которые могут принести результат. Им нужно уметь концентрироваться на основных направлениях и определять приоритеты, а не делать всего понемногу [7].

Эффективность управленческого труда является залогом эффективности организации и важным вкладом в её развитие. Социальная потребность в эффективном управлении еще более явственна. Сплоченность и прочность нашего общества все в большей степени зависит от соединения психологических и социальных потребностей работника умственного труда с целями организации и всего индустриального общества [5] .

Такой работник не должен сталкиваться с экономическими проблемами. Его материальное состояние в принципе должно быть устойчивым. Он имеет высокие гарантии занятости, а его знания дают ему свободу действий. Но его психологические потребности и личные ценностные ориентации могут удовлетворяться его работой и положением в соответствующей организации. Он считается профессионалом, представителем свободной профессии. В то же время он является служащим и подчиняется приказам. Своему положению он обязан знаниям, но вынужден подчинять всю их силу целям и задачам организации.

Руководитель, который стремится к производительному использованию сильных качеств - как своих собственных; так и других людей, - автоматически совмещает функциональность организации с личными достижениями. Сознательный руководитель стремится сделать так, чтобы его знания стали источником благоприятных возможностей для организации. Имея перед собой основную цель - внести конкретный вклад в деятельность организации, он превращает свои собственные ценностные ориентации в результаты этой организации.

Только эффективность управления позволит нашему обществу согласовать свои две потребности: потребность организации добиться от индивидуального работника личного вклада в ее деятельность и потребность отдельного работника в том, чтобы организация служила средством достижения его собственных целей. Эффективности нужно учиться.

В современных условиях нужны не про­сто квалифицированные руководители, а психологически мыслящие, мудрые в управлении профессионалы. Сейчас, как никогда прежде, требуется выработка у руководи­телей знания психологических основ управления, высо­кой управленческой культуры [8].

Противоречивость и разноголосица среди психо­логов лишь подчеркнула актуальность проблемы вы­явления необходимых управленческих качеств, бла­годаря которым обеспечивается эффективность совместной деятельности. В ходе многочисленных пси­хологических исследований установлено, что в уп­равленческой деятельности руководителей разных рангов есть ряд совпадающих характеристик, позво­ляющих смоделировать основные качества руково­дителя. У различных авторов наиболее часто встре­чаются следующие:

- интеллект. Он должен быть выше среднего, но не на уровне гениальности. Существенной является спо­собность к решению сложных и абстрактных проблем;

- инициатива и деловая активность. Предполагает наличие мотива к действию, самостоятельность и находчивость;

- уверенность в себе, связанная с высокой само­оценкой компетентности и высоким уровнем притя­заний;

- так называемый «фактор геликоптера», или спо­собность подниматься над частностями и восприни­мать ситуацию в более широком контексте [9].

Для практической работы по формированию эффективного руководства важно знать не только общие положительные качества руководителя, сколько их реальную значимость для типичных ситуаций по руководству персоналом [3].

Из широкого круга моделей предложенных исследователями данной проблемы необходимо особо отметить модель известного психолога Кейт Кинан [4], которая выделила пять основных аспектов эффективного управления.

Функции управления. Управление в широком смысле слова – это принятие решений о том, что должно быть сделано, и воплощение задуманного в жизнь. Хотя оба вида деятельности могут рассматриваться как разные, все же в чем-то они совпадают.

Чтобы соответствовать своему назначению, управление должно включать некоторые основные функции:

- планирование того, что нужно сделать (постановка целей и четкое определение намеченных действий);

- организация исполнителей (разделение труда и поручение разнообразных заданий);

- руководство действиями (направление, разъяснение людям заданий и получение от них максимального результата);

- контроль результата (соблюдение сроков, произведенных затрат и соответствие первоначальному плану).

Профессионализм руководителя. Представляет собой целый ряд способностей, которых на первый взгляд должно быть слишком много. На самом деле, их можно объединить в следующие три категории.

Аналитические способности помогают решать проблемы и принимать решения. Сначала нужно выяснить, что проблема существует, понять ее причину и разработать план для ее устранения. Далее следует определить, какие меры нужно принимать – и принять их.

Коммуникационные способности необходимы для обмена информацией, проведения совещаний и отстаивания своей точки зрения. Передача идей и инструкций другим людям требует умелого использования умения говорить. Для поддержания потока информации необходимо развивать способности к общению, уметь отстаивать свою точку зрения и проводить совещания.

Способность оказывать влияние нужна для руководства, мотивации, делегирования полномочий и ведения переговоров. Невозможно делать все одному, более того – это не правильно. Управление предполагает, что часть работы должна лечь на плечи тех, кто трудиться рядом.

Умение справляться с непредвиденными ситуациями. Реальная жизнь далека от идеала, поэтому довольно много времени обычно тратиться на исправление ошибок, возвращение к исходным положениям, регулирование и ежедневные изменения. Для решения проблем такого рода понадобятся следующие навыки [1].

Разрешение конфликтных ситуаций, или умение улаживать расхождения во взглядах. Во избежание обострения любой конфликт или спорную ситуацию следует разрешать немедленно после их возникновения.

Отношение к изменениям, или навыки адаптации. Изменения происходят в нашей жизни постоянно, и их стоит учитывать, а не игнорировать, потому что изменения – обязательная составляющая процесса управления.

Стрессовые ситуации. Умение справиться со стрессом – очень важный навык, помогающий в кризисных ситуациях или при неожиданных изменениях. Кроме того, это качество позволит повысить эффективность управления в целом.

Управление персоналом. Любой вид руководства предполагает общение с людьми. И действительно, управление – это умение достигать намеченных целей с помощью других людей. Для управления людьми требуются некоторые навыки и умения.

Подбор персонала позволяет выбрать нужных для выполнения конкретной работы людей.

Оценка персонала позволяет определять способности и компетентность сотрудников.

Обучение персонала обеспечивает развитие необходимых способностей.

Создание команды позволяет использовать личные качества сотрудников для достижения наилучшего результата.

Подбирая наиболее подходящих кандидатов, оценивая уровень их подготовки, обеспечивая возможности для профессионального роста и поддерживая командный дух, сотруднику дается понять, насколько он подходит для данной работы и что от него требуется [2] .

Самоменеджмент. Руководитель должен иметь особый склад ума. Неожиданности подстерегают нас на каждом шагу, и, чтобы идти дальше требуются гибкость ума, оптимизм и позитивный настрой. Успешное управление означает правильный подход к следующим моментам.

Самоконтроль. Если руководитель способен управлять собой хотя бы наполовину так же хорошо, как и своими сотрудниками, ему будет намного легче справляться с любыми неожиданностями.

Управление временем. Разумное использование рабочего времени для того, чтобы иметь также время для досуга.

Управление людьми. Очень важно доброжелательно относиться к людям. Если вы хотите бросить вызов фортуне и достичь намеченных целей [4].

Управление - часть нашей жизни. Уровень образования повышается, и люди лучше научились выражать свои мысли. Ими больше нельзя командовать так, как раньше. Владение навыками эффективного управления даст любому из нас хорошие преимущества в решении реальных проблем, принятии важных решений, умении преодолевать препятствия, выдерживать напряжения, положительно влиять на события и людей и получать от своей работы удовольствие.

По мере развития частного бизнеса появляется все больше людей, которые, открывая собственной дело, автоматически становятся руководителями своего предприятия или организации. Вот только мало кто из них задумывается о том, что управлять трудовым коллективом совсем непросто. И уж тем более руководителям не приходит в голову, что они, возможно, не готовы на данный момент выполнять административные и управленческие функции. Им остается недоумевать: почему приказы и распоряжения не выполняются, бизнес не развивается, а вместо прибыли – одни убытки.

Этому существует только одно объяснение - руководитель не обладает необходимыми личностными качествами.

Прежде всего от него требуются решительность, настойчивость, умение сосредоточиться на достижении конкретного результата. Без целеустремленности руководитель вряд ли сможет пасовать перед теми или иными преградами на пути к достижению цели. Для этого в первую очередь управленцу нужно научиться организовывать самого себя, становясь для трудового коллектива примером того, как нужно придерживаться трудовой дисциплины, эффективно работая над реализацией той или иной производственной задачи. И при этом всегда нужно помнить, чем цель отличается от мечты. У цели всегда должен быть план достижения и конкретные сроки исполнения.

«Учитесь управлять собой» - это главный совет начинающим руководителям, если они хотят добиться реальных положительных результатов на новом поприще.

Для того, чтобы успешно мотивировать подчиненных на добросовестное выполнение той или иной работы, руководитель должен заслужить у них авторитет. Причем не словами, а делами. А для этого управленцу необходимо быть компетентным в тех вопросах, которыми он занимается. В противном случае могут быть поставлены такие задачи и приняты такие решения, которые принесут общему делу только минус. Совсем не случайно сегодня все более востребованной становится такая наука, как психология управления. Изучение и реализация практических наработок в этой сфере позволит руководителю максимально эффективно достигать тех или иных управленческих целей. Для этого ему необходимо овладеть приемами убеждения и мотивации подчиненных (как морально-психологическими, так и финансово-материальными). И в каждой конкретной ситуации, к каждому конкретному человеку руководитель должен подобрать свой ключик. Задача – непростая, и осилить ее сумеет лишь тот, кто умеет управлять собой, не уставая самосовершенствоваться, обеспечивая свой собственный личностный рост. Только такой человек сможет быть не просто руководителем, а лидером, способным воодушевлять, вдохновлять, постоянно поддерживать в подчиненных высокий уровень мотивации и преданности делу. Только тогда он сможет сплотить себя не просто группу сотрудников, а команду, коллектив единомышленников, способных выполнить любую задачу.


Список использованных источников:

1. Батрик, Р. Техника принятия эффективных управленческих решений/ Р.Батрик; пер. с англ. под ред. С.К.Мордовина. – 8-е изд. – Спб.: Питер, 2006. – 416 с.

2. Бодров, В.А. Психологические проблемы профессионализации личности // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. – М.:ИП РАН ССР, 1991. – 124 с.

3. Грановская, Р.М. Элементы практической психологии. – Спб.: Свет, 1997 – 608 с.

4. Кейт Кинан Эффективное управление. Эксмо, Москва, 2006. – 167 с.

5. Малышев, К.Б. Психология управления: научн.-методич. Пособие для вузов/ К.Б.Малышев. – М.: ПЕР СЭ, 2000. – 144 с.

6. Поваренков, Ю.П. Психология становления профессионала. – Курск: КГПИ, 1999. – 132 с.

7. Розанова, В.А. «Психология управления» Учебное пособие. ЗАО “Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999. – 352 с.

8. Урбанович, А.А. Психология управления. Учебное пособие. – Мн. Харвест, 2003. – 640 с.

9. http://psifaktor/org Игорь Молчанов «Успешный руководитель: что он собой представляет»

10. www.nataliapetrowa/ru Наталья Петрова «Эффективный руководитель современной кампании: новая и новейшая история»