bigpo.ru
добавить свой файл
1
Как выполнить часть С ЕГЭ.

Памятка

  1. Как обозначить проблему?

  • Прочитайте текст внимательно и подумайте, ради какой идеи (мысли, концепции) тратил усилия автор? Что он хотел вам сказать? Нашли? Попробуйте задать к этому тезису вопрос.

  • Проблема должна быть взята более крупно, чем просто частный случай, описанный автором (проблема милосердия, нравственного выбора (между чем и чем), социальной справедливости, жестокого отношения (к чему или кому?), одиночества, цели и смысла (жизни, писательского труда и тому подобное), сложности жизни, роли (книг, музыки, природы и т. п.) в жизни человека и др. Как правило, описанный случай для автора – иллюстрация к его размышлениям о проблеме. Об этом следует помнить. Но при этом нельзя формулировать проблему очень общо: проблема человека, проблема добра и зла. Проблема должна быть сформулирована достаточно узко, но при этом не сведена к конкретному примеру, приведенному в исходном тексте.

  • Слово "проблема" (или "вопрос") обязательно должно прозвучать в тексте. Причем не надо путать проблему с авторской позицией. Позиция обозначается как тезис (законченное предложение), а проблема формулируется либо как вопрос, либо сочетанием слова «проблема» с существительным в родительном падеже. Кроме того, очень важно различать проблему, над которой размышляет автор текста, и проблемы, которые возникают в его собственной жизни. Мы пишем о первой. (Многие путают и пишут: «У автора есть проблема»… Звучит довольно забавно).

  1. Как прокомментировать текст?

  • Комментарий – это не пересказ, не сплошное цитирование. Чтобы прокомментировать текст, вы должны понять, что делает автор, чтобы заставить читателя задуматься над тем или иным вопросом.

  • Важно заявить и прокомментировать одну и ту же проблему, а не разные – автор в тексте может поднимать несколько проблем, вам важно говорить только об одной

  • Поразмышлять над некоторыми вопросами, связанными с прочитанным текстом:

Важно анализировать текст с точки зрения обозначенной Вами проблемы. Здесь важны слово, образ, деталь, жизненный материал, на котором строится рассуждение, опора на авторитетное мнение (цитаты). Возможны следующие варианты работы:

  1. Если текст художественный и есть сюжет, обязательно 1-2 предложениями передать суть сюжета. Далее можно ответить на следующие вопросы:

  • От чьего лица ведется повествование (не нужно ставить знак равенства между героем-рассказчиком и автором исходного текста)?

  • Почему автор привлекает именно этот материал для иллюстрации своей точки зрения? Типична ли ситуация, изображенная автором? На какие факты, детали важные с точки зрения обозначенной проблемы автор обращает внимание? Почему? Какое это производит впечатление на читателя?

  • Что вы, как читатель, отметили в повествовании? С каким настроением пишет автор? (грустная ирония, сарказм, печаль, грусть, радость и т. п.) Нужно указать, в чем это проявляется (желательно основываться на выборе писателем (или публицистом) конкретных слов, деталей).




  • Почему герой (повествователь) поступает именно так? Как этот поступок помогает понять позицию автора?

  1. Если текст публицистический или научный, то опять же можно ответить на следующие вопросы:

  • Что делает автор, чтобы читатели поняли его точку зрения (какой жизненный (научный) материал привлекает для иллюстрации своей позиции)?

  • Как автор строит доказательства (сопоставление, противопоставление фактов (позиций), цитирование, подчеркивание важных деталей)?

  • Что именно вы, как читатель, отметили в повествовании (авторская интонация, ирония)? Что показалось Вам странным, неожиданным?

  • Как автор подводит читателя к пониманию его точки зрения?

Обратите внимание, что нужно комментировать проблему, отраженную в тексте, а не просто текст и его темы и не просто проблему в отрыве от текста.

  1. Как сформулировать авторскую позицию?

Авторская позиция в публицистическом тексте, скорее всего, будет обозначена прямо, и ее легко можно обнаружить. Лучше не цитировать целиком предложение, в котором отражена авторская точка зрения, а процитировать его частично или передать своими словами. Впрочем, если вы процитируете, балл не снизят. Если же текст художественный, позиция автора может быть не заявлена прямо. Здесь нужно обратить внимание на некоторые особенности художественного текста:

    • Если автор просто рассказывает о каком-либо событии, не вмешиваясь в повествование, и его позиция все же не обозначена прямо, можно написать примерно следующее: Писатель прямо не высказывает своего отношения к происходящему, но мы, читатели, прекрасно понимаем, что … (условно говоря, так поступать недопустимо, потому что это влечет за собой…).

    • Некоторые авторы используют «маску»: говорят от имени героя-рассказчика, заставляют его произносить откровенные глупости, совершать неблаговидные поступки, а сами вроде бы остаются в стороне, их позицию определить трудно. Что делать в таких случаях? Нужно присмотреться, каковы действия героя и каковы их последствия? Какова речь рассказчика (особенно если она содержит речевые ошибки)? Если герой поступает, с вашей точки зрения, неправильно, то, возможно, автор думает так же, как и вы. Проще говоря, не надо ставить знак равенства между автором и героем-рассказчиком.

  1. Как высказать и обосновать собственное мнение?

Недостаточно только выразить согласие или несогласие с автором. Формула должна быть примерно такая: «Я согласен/не согласен с автором, потому что …» или «я согласен / не согласен с автором и считаю (полагаю, думаю), что…»

    • Подбирая аргументы, помните, что вы аргументируете не авторскую точку зрения (он вас об этом не просит, он уже сказал всё, что хотел), а свое согласие (несогласие) с ним. Я знаю то-то и то-то из научной, публицистической литературы, читал художественные книги, где на подобный вопрос дан вот такой ответ, сталкивался с определенными жизненными ситуациями, был свидетелем того или иного события и т.д.

    • Собственная позиция должна быть четко оформлена. Проверьте, сформулирован ли Вами тезис, выражающий Вашу точку зрения. Доказывают ли Ваши аргументы сформулированный тезис?

    • При четко сформулированном тезисе пример становится аргументом, если он подтверждает вашу позицию. После приведенного примера нужно сделать вывод, Просто пример ничего не доказывает (факт существования героя или произведения не является аргументом).

Строить работу лучше всего в соответствии с теми критериями, по которым ее будут проверять:

I Проблема, над которой размышляет автор.
II. Комментарий.
III. Авторская позиция
IV. Ваше мнение (согласие/несогласие с позицией автора).
1). Первый аргумент.
2). Второй аргумент.
V. Вывод (заключение).


  • Не забывайте каждую часть начинать с красной строки и продумывать логику перехода от одного абзаца к другому.

  • Внимательно проверьте свою работу. Если не уверены в написании какого-то слова, в вашей власти заменить его на другое.

  • Пишите разборчиво! Хорошо читаемый текст – единственная для вас возможность расположить к себе эксперта, который будет проверять вашу работу.

Примеры формулировок проблемы:

  • Взаимозависимости человека и природы (экологии), музыки и Родины и т.п

  • Воспитания, нравственного формирования личности, взросления, становления личности

  • Нравственного выбора (в чем он состоит) жизненного пути

  • Роли и назначения дома, музыки, литературы, искусства, труда, природы, личности в истории

  • Взаимоотношений (кого с кем)

  • Исторической памяти

  • Экологии языка (природы)

  • Цели и смысла жизни

  • Подвига и предательства

  • Одиночества, утраты связей, разобщенности

  • Восприятия красоты, счастья, музыки, искусства, природы и т.п.

  • Объективной оценки исторических событий

  • Нравственной ответственности (кого перед кем)

  • Бедности, социального неравенства, социальной незащищенности

  • Подлинных и мнимых ценностей

  • Влияния (кого на что) (например асоциальной среды на подростка, телевидения и на формирование характера и т.п.)

  • (человеческих достоинств и пороков): лицемерия, равнодушия, черствости, искренности, такта и деликатности, совести, честности,. чести и долга, милосердия и жестокости и т.п

  • Отношения к чему-л….(Как следует относиться к…)

Если проблема формулируется Вами как вопрос, то начать такой вопрос лучше со слов: КАК, ПОЧЕМУ, КАКУЮ РОЛЬ, ЗАЧЕМ, ПРИ КАКОМ УСЛОВИИ, В ЧЕМ СУТЬ и наконец КТО ВИНОВАТ и ЧТО ДЕЛАТЬ…