bigpo.ru
добавить свой файл
1 2 3
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия»


УТВЕРЖДАЮ:

ректор академии, профессор

Дозоров А.В.

« » 2007 г.


ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


ТРЕБОВАНИЯ

к минимуму содержания и уровня подготовки выпускников факультета ветеринарной медицины по специальности 020209 - «Микробиология»


Квалификация: Микробиолог

по специальности 020209 - «Микробиология»


Составитель: Золотухин С.Н., декан факультета ветеринарной медицины, доктор биологических наук, профессор кафедры микробиологии, вирусологии, эпизоотологии и ветеринарно-санитарной экспертизы


Ульяновск 2007

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ 020209 - МИКРОБИОЛОГИЯ

  1. Специальность утверждена приказом Министерством образования Российской Федерации от 02.03.2000 № 686.

  2. Квалификация выпускника - микробиолог.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки биолога по специальности 012400 - Микробиология при очной форме обучения 5 лет.

1.3. Квалификационные характеристики выпускника. Специалист-микробиолог осуществляет деятельность по исследованию различных микроорганизмов с целью их применения в народном хозяйстве, биотехнологии, медицине, фармакологии, охране окружающей среды. Разрабатывает нормативные документы в своей области деятельности, организует, и выполняет экспедиционные работы и лабораторные исследования; анализирует получаемую полевую и лабораторную информацию, обобщает и систематизирует результаты выполненных работ, используя современную вычислительную технику; составляет научно-технические отчеты и другую установленную документацию; следит за соблюдением установленных требований, действующих норм, правил и стандартов в области своей деятельности. Проводит экспериментальные исследования в своей области, формирует их задачу, участвует в разработке и осуществлении новых методических подходов, обсуждении, оценке и публикации результатов, проводит патентную работу, участвует в работе семинаров и конференций, составлении патентных заявок.

На производстве разрабатывает и применяет методы получения, культивирования и использования микроорганизмов, обеспечивает технологическую эксплуатацию микробиологического производства, разрабатывает планы мероприятий повышения его эффективности и экологической безопасности.

• Исходя из своих квалификационных возможностей, специалист-микробиолог подготовлен к самостоятельной работе на должностях микробиолога, бактериолога, биолога, лаборанта-исследователя, инженера-исследователя, научного сотрудника в научно-исследовательских и научно-производственных учреждениях, и других должностях, в соответствии с требованиями Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденных постановлением Минтруда РФ от 21.08.98 № 37.

Специалист-микробиолог подготовлен к педагогической деятельности на должности преподавателя в средней школе и учреждениях профессионального образования при условии освоения дополнительной образовательной программы психолого-педагогического профиля.

  1. Область профессиональной деятельности специалиста-микробиолога: всестороннее исследование микроорганизмов с целью их применения в народном хозяйстве, биотехнологии, медицине, фармакологии и охране окружающей среды.

  2. Объекты профессиональной деятельности: различные виды природных, хозяйственно-полезных и патогенных микроорганизмов.

  3. Сфера профессиональной деятельности:

  • Проектные, научно-исследовательские, научно-производственные организации: системы Академии наук, здравоохранения и медицины, сельского хозяйства, биотехнологии

  • Органы охраны природы

  • Общеобразовательные и специальные учебные заведения (в установленном порядке)

• Выпускники могут замещать все должности в соответствии с законодательством РФ, требующие наличия высшего профессионального образования.

1.3.4. Виды и обобщенные задачи профессиональной деятельности

  • Научно-исследовательская деятельность: сбор и подготовка научных материалов, квалифицированная постановка экспериментов, проведение полевых исследований, обработка результатов полевых и экспериментальных исследований.

  • Прикладная лабораторная деятельность: получение материалов для лабораторных анализов, квалифицированное проведение экспериментов, заключение по результатам экспериментов и анализов.

  • Научно-производственная деятельность: осуществление контроля за процессами биотехнологического производства, решение проектных и производственных задач, требующих базовой биологической и специальной микробиологической подготовки.

  • Педагогическая деятельность (при условии освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы педагогического профиля) преподавание в средней и высшей школе.

  • Биомониторинг и биологический контроль состояния природной среды, оценка антропогенных воздействий на нее.

  • Охрана природы: проектирование и осуществление мероприятий по охране природы, заповедное дело.

  • Иные виды деятельности, позволяющие использовать подготовку по специальности 012400 - Микробиология.

1.4. Возможности продолжения образования

Специалист подготовлен к продолжению образования: в магистратуре по направлению 510600 – Биология к обучению в аспирантуре по биологическим и смежным научным специальностям.

2. Требования к уровню подготовки специалистов по специальности

020209 - МИКРОБИОЛОГИЯ

2.1. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки специалиста-микробиолога

2.1.1. Требования к циклу гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Эти требования предполагают освоение предусмотренного ГОС обязательного минимума содержания и уровня подготовки выпускника высшей школы по данному циклу дисциплин. В частности, микробиолог должен:

  • быть знакомым с важнейшими отраслями и этапами развития гуманитарного и социально-экономического знания, основными научными школами, направлениями, концепциями, источниками гуманитарного знания и приемами работы с ними;

  • знать условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры, понимать роль насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе;

  • уметь дать психологическую характеристику личности, владеть элементарными навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций;

  • иметь научное представление об основных эпохах в истории человечества, знать оснсгвные исторические факты, даты, события, имена исторических деятелей;

  • уметь анализировать в общих чертах основные экономические события в нашей стране и за ее пределами, находить и использовать информацию, необходимую для ориентирования в основных текущих процессах экономики;

• знать права и свободы человека, основы российской правовой системы и законодательства, правовые и нравственно-этические нормы в сфере профессиональной деятельности;

• знать основы физической культуры и здорового образа жизни, приобрести опыт использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

2.1.2. Требования к циклу общие математических и естественнонаучных дисциплин


Специалист-микробиолог должен:

  • Иметь представление об аналитической геометрии и линейной алгебре; дифференциальном и интегральном исчислении; гармоническом анализе; дифференциальном уравнении; численных методов; функции комплексного переменного; элементах функционального анализа; вероятности и статистики: теории вероятностей, случайных процессах, статистическом оценивании и проверки гипотез, статистических методах обработки экспериментальных данных, математических методах в биологии.

  • Знать: понятие информации, общую характеристику процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации; технические и программные средства реализации информационных процессов; модели решения функциональных и вычислительных задач; алгоритмизация и программирование; языки программирование высокого уровня; базы данных; программное обеспечение и технологии программирования; локальные и глобальные сети ЭВМ; основы защиты информации и сведений, составляющих государственную тайну; методы защиты информации; компьютерный практикум.

  • Физические основы механики; колебания и волны; молекулярная физика и термодинамика; электричество и магнетизм; оптика; атомная и ядерная физика;

  • Общую, аналитическую, физическая, органическую, коллоидная химию, высокомолекулярные соединения.

  • Сущность жизни, разнообразие и уровни организации биологических систем, основные концепции и методы биологических наук; стратегия охраны природы.

2.1.3. Требования к циклу общепрофессиональных дисциплин направления Микробиолог должен изучить:

  • Строение и принципы жизнедеятельности клетки; единство и разнообразие клеточных типов; воспроизведение и специализация; ткани, их происхождение в индивидуальном и историческом развитии, строение, функции, гистологическую технику.

  • Многообразие растительного мира, основные закономерности развития и строения растений, систематика растений, взаимоотношения между растениями и другими живыми организмами, их связи со средой обитания, роль растений в биосфере и жизни человека.

• Строение, жизнедеятельность, экологию, поведение, географическое распространение, геологическую историю животных, многообразие животного мира, животных как компонента биосферы, прикладную зоологию.

• Анатомические и физиологические особенности человека, основы органогенеза, положение человека в системе животного мира, представления об эволюции человека, о биосоциальных основах его жизнедеятельности.

• , Морфологические, функциональные, биохимические изменения в процессе развития животного; влияние внешней и внутренней среды на этот процесс; разнообразие путей развития животных разных таксономических групп; применение данных биологии развития в практической деятельности человека

• Наследственность, изменчивость на всех уровнях организации живого, генную теорию; мутагенез, генетику популяций, генетические обоснования эволюции, генетические основы селекции.

  • Физиологию растений: физиология растительной клетки, фотосинтез, дыхание, водообмен, минеральное питание, рост, развитие растений; движения растений; устойчивость к неблагоприятным факторам; методы физиологии растений;

  • физиологию животных и человека: строение и функции основных систем органов животных и человека, принципы восприятия, передачи и переработки информации в организме; регуляция жизненных функций и системы обеспечения гомеостаза; сравнительный аспект становления функций.

  • Основные химические превращения, лежащие в основе жизнедеятельности; ферменты; кинетика и термодинамику биохимических процессов; биоэнергетику; биологические мембраны и их функции; принципы регуляции обмена веществ в клетке и в организме; современные методы и актуальные проблемы биохимии; элементы эволюционной биохимии.

  • Важнейшие свойства микроорганизмов, их признаки и разнообразие, принципы систематики; метаболизм; значение в природе, применение в народном хозяйстве, здравоохранении; основные методы изучения; применение в биотехнологии; основы санитарной, промышленной, сельскохозяйственной микробиологии.

• Свойства вирусов, формы существования, особенности вирусных частиц, их структуру и превращения, различные виды вирусов; бактериофаги.

• Кинетику и термодинамику биологических процессов; молекулярную биофизику; биофизику процессов транспорта веществ через мембраны; биоэлектрогенез; механизмы трансформации энергии в первичных фотобиологических процессах; радиационную биофизику.

• Структуру и свойства белков, нуклеиновых кислот, липидов, углеводов, пути био-. синтеза макромолекул, их биологическая роль; обмен веществ как единая система; регуляция обмена веществ в клетке.

  • Взаимодействие организма и среды; факторы среды; сообщества организмов, экосистемы, их состав, разнообразие, динамику, пищевые сети и цепи; структуру, эволюцию и условия устойчивости биосферы; антропогенные воздействия.

  • Экологические принципы охраны природы; особенности охраны чистоты атмосферы, водных ресурсов, почвы, растительного и животного мира; методы контроля качества окружающей среды.

• Концепции видообразования, теории эволюции, молекулярно-генетические основы эволюционного процесса, естественный отбор как направляющий фактор эволюции популяций.

2.1.4. Требования к циклу специальных дисциплин и дисциплин специализации

Специалист-микробиолог должен изучить и знать:

  • Цитологические методы, применяемые к микроорганизмам; организацию и функции структур эу- и прокариотов; изменение клеточных структур при воздействии разных физических и химических факторов.

  • Особенности морфологии и цитологии, физиологии, биохимии и экологии ряда групп про- и эукариотных микроорганизмов, систематику бактерий и вирусов.

  • Законы наследственности и изменчивости микроорганизмов; способы передачи генетической информации у микроорганизмов, а также прикладные аспекты: селекционная работа с микроорганизмами, методы генетического конструирования микроорганизмов для использования в качестве промышленных штаммов.

  • Теоретические и практические основы микробиологического получения белковых продуктов, вакцин, бактериальных удобрений, липидов, нуклеотидов, полисахаридов, ферментов, витаминов, аминокислот, органических кислот, спирта, растворителей; нейтральных и других продуктов; микробиологические процессы и стадии, используемые в других отраслях промышленности, биологическое консервирование, пивоварение, виноделие; микробиологическую трансформацию; Микроорганизмы в металлургии и при получении топлив.

  • Общие представления о ферментах - состав и строение, механизм действия; кинетика ферментативных реакций.

  • Учение об антигенах; антигенное строение бактериальной клетки; факторы видового (естественного) иммунитета; гуморальные и клеточные факторы; онтогенез факторов видового иммунитета; Т- и В-система иммунитета; понятие о центральных и периферических органах иммунной системы; онтогенез иммунной системы; гуморальный иммунный ответ; антитела, классы иммуноглобулинов, их молекулярное строение и генетическая детерминация; строение активного центра антитела; механизм серологических реакций; понятие об иммунологической памяти; иммунологическая толерантность; клеточный иммунный ответ; медиаторов клеточного иммунитета - лимфокины; понятие об иммунологическом надзоре.

  • Современные представления об антибиотиках; основные принципы поиска, выделения и изучения продуцентов антибиотических веществ; классификацию антибиотиков, их роль в метаболизме продуцентов; образование антибиотиков различными группами организмов, устойчивость к антибиотикам и меры борьбы с ней; промышленное получение и применение антибиотиков.

  • Экологический принцип Виноградского-Бейеринка; дисперсию микроорганизмов; характеристику микробных экосистем, авторегуляцию микробных сообществ; водные и наземные среды: энергетический поток, круговорот элементов (углерода, азота фосфора, серы); микробов как контролирующих агентов в макросистемах; роль микроорганизмов в формировании газового состава атмосферы; микробов и экзо-биологию; геохимическую деятельность микроорганизмов; их использование при добыче полезных ископаемых; роль микроорганизмов в очистке окружающей среды.

  • Основы регуляции метаболизма микроорганизмов: способы регуляции скорости метаболических процессов у микроорганизмов; регуляция физиологических функций биомембран, транспортных процессов на уровне биосинтеза, сборка и функционирование компонентов транспортных систем, взаимоотношение репликации ДНК, построение клеточной перегородки, скорость метаболизма в процессе клеточного деления; методологические подходы к решению научных проблем.

  • Молекулярную генетику: основные процессы жизнедеятельности клетки, такие как: репликация, репарация, рекомбинация и их генетический контроль на молекулярном уровне.

  • Генную инженерию: технология получения рекомбинантных ДНК in vitro; способы введения их в клетки эу- и прокариот; идентификация клеток, содержащих рекомбинантные ДНК; конструирование штаммов-продуцентов для использования в биотехнологии.

  • Физиология роста микроорганизмов: закономерности роста микроорганизмов в разных условиях выращивания; кинетическая характеристика популяции в целом и кинетика отдельных химических реакций in vivo; компьютерное моделирование роста популяций микроорганизмов в гипотетических условиях внешней среды.

  • Биологическую безопасность в лабораторных условиях.

• Биологические свойства, методы лабораторной диагностики бактериальных, вирусных, грибковых и паразитарных заболеваний человека и животных.

  • Основы эпидемиологии и эпизоотологии.

  • Санитарную и клиническую микробиологию.


В процессе освоения профессиональной образовательной программы специалист-микробиолог должен обладать суммой теоретических знаний и практических навыков в области биологии, позволяющих ему свободно решать профессиональные задачи:

• понимать роль биологического многообразия как ведущего фактора устойчивости живых систем и биосферы в целом;

  • знать особенности морфологии, физиологии и воспроизведения, географическое распространение и экологию представителей основных таксонов,

  • уметь осуществлять мероприятия по охране биоразнообразия и рационально использовать природные ресурсы в хозяйственных и медицинских целях;

  • иметь опыт наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов;

• владеть навыками и методами анатомических, морфологических и таксономических исследований биологических объектов (приготовление объекта к исследованию, фиксация, резка, окраска, микроскопия, препарирование, зарисовка, работа с гербарием и коллекционным материалом и др.);

  • знать принцип системной организации, дифференциации и интеграции функций организма;

  • знать регуляторные механизмы обеспечения гомеостаза живых систем;

  • знать особенности строения и функционирования основных систем органов животных и человека; иметь представление о молекулярных механизмах физиологических процессов, о принципах регуляции обмена веществ, сравнительно-физиологических аспектах становления функций, о принципах восприятия, передачи и переработки информации в организме;

  • владеть электрофизиологическими методами и некоторыми другими функционально-диагностическими методами оценки состояния основных систем организма, методами экспериментальной работы с лабораторными животными;

  • иметь представление о природе основных физиологических процессов зеленого растения, о механизмах регуляции и основных закономерностях взаимоотношений организма растения с окружающей средой;

  • иметь представление о биологии поведения, онтогенезе поведения, поведении как факторе эволюции, генетике и физиологии основных форм поведения;

  • знать современное учение о клетке;

  • иметь представление о единстве и многообразии клеточных типов,

  • знать основные черты физиологии растительной клетки, механизмы фотосинтеза, дыхания, водообмена, роста и развития растений, устойчивости растений к неблагоприятным факторам;

  • уметь работать с растительными объектами с использованием методов физиологии растений;

  • иметь представление о формировании иммунитета в системах органов и о процессах, отвечающих за иммунную реакцию у различных организмов;

  • знать основные черты строения, метаболизма, закономерности воспроизведения, специализации клеток, основные черты строения, развития, функционирования и эволюции тканей животных и растений, типы тканей;

  • владеть методами световой микроскопии;

  • иметь представление о методах выделения и исследования субмикроскопических структур (электронная микроскопия, дифференциальное центрифугирование и др.), о методах культивирования клеток;

  • знать биохимические характеристики основных субклеточных компонентов, метаболические пути, клеточный цикл и его регуляцию; иметь представление о биологическом узнавании, матричных макромолекулярных синтезах, термодинамических особенностях живых систем и биоэнергетике, о современных методологических подходах в области биологии клетки;

  • владеть методами исследования и анализа живых систем, математическими методами обработки результатов биологических исследований;

  • знать проявления фундаментальных свойств организма - наследственности и изменчивости на всех уровнях организации живого (молекулярном, клеточном, организ-менном и популяционном);

  • иметь представление о структуре гена, принципах и методах генетического анализа, мутагенезе, мутагенных эффектах природных и антропогенных факторов;

  • быть знакомым с принципами генетической инженерии и ее использовании в биотехнологии, иметь представление о генетике популяций и эволюционной генетике,

. генетике человека, генетических основах и методах селекции;

  • знать основные закономерности биологии размножения животных и растений;

  • знать основные этапы онтогенеза, морфологические, функциональные и биохимические изменения в ходе развития у представителей различных таксонов;

  • понимать механизмы роста, морфогенеза и дифференциации, причины появления аномалий развития;

  • понимать психофизиологические и биологические основы жизнедеятельности человека, иметь представление о биологических основах интеллектуальной деятельности, об эмоциях, стрессе и адаптации, о требованиях к среде обитания и условиях сохранения здоровья, о парадигмах антропоцентризма и биоцентризма, о ноосфере, о роли человека в эволюции Земли;

  • иметь представление о фундаментальных принципах и уровнях биологической организации, регуляторных механизмах, действующих на каждом уровне;

  • знать принципы формирования и функционирования надорганизменных систем различных уровней, иметь представление о механизмах, определяющих устойчивость биологических систем разных уровней, о механизмах взаимосвязи организма и среды, о круговороте веществ и энергии в биосфере, об основных для экологической экспертизы ч экологического прогноза деятельности человека;

  • иметь представление о методах анализа и моделировании экологических и эволюционных процессов;

  • знать последствия антропогенных воздействий на биосферу, планировать мероприятия по ее охране;

  • иметь четкую ценностную ориентацию на охрану жизни и природы;

  • знать экологические принципы рационального природопользования;

  • понимать роль эволюционной идеи в биологическом мировоззрении, знать основные теории эволюции, концепции видообразования, уметь аргументировать современный эволюционный подход к изучению биологических процессов;

  • знать основные принципы, методы и перспективы современной биотехнологии;

  • знать и уметь применять основные математические методы моделирования биологических систем и компьютерные методы анализа их состояния;

  • иметь опыт полевых и лабораторных работ, и знать требования техники безопасности и приемы оказания первой помощи при несчастных случаях.

В части подготовки по специализации микробиолог должен:

  • знать особенности клеточных структур микроорганизмов;

  • владеть цитологическими методами, применяемыми в микробиологии;

  • знать особенности основных групп про- и эукариотных организмов и уметь их идентифицировать;

  • знать основы санитарной бактериологии;

  • знать законы наследственности и изменчивости микроорганизмов;

  • владеть методами селекционной работы с микроорганизмами;

  • знать, методы генетического конструирования микроорганизмов;

  • владеть основами теории и практики управляемого культивирования микроорганизмов;

  • знать методы направленного промышленного синтеза антибиотников и других практически важных соединений, принципы поиска, выделения и изучения их продуцентов;

  • знать методы изучения и применения бактериофагов, иметь представления об энзимологии;

  • знать основы иммунохимии, антигенное строение бактериальной клетки, факторы иммунитета, механизмы иммунного ответа;

• знать особенности распространения микроорганизмов в различных средах обитания, • их роль в экосистемах и биосфере в целом, а также в ликвидации последствий антропогенных загрязнений окружающей среды;

  • знать особенности регуляции метаболизма у микроорганизмов, способы управления метаболическими процессами;

  • знать основы молекулярной генетики микроорганизмов;

• владеть генно-инженерной технологией и методами генетического конструирования штаммов - продуцентов;

  • знать закономерности роста микроорганизмов в различных условиях культивирования и владеть основами математического моделирования этих процессов;

  • знать методику микробиологических исследований, вопросы их планирования и организаций, современное лабораторное оборудование и аппаратуру;

  • знать технику безопасности при проведении микробиологических работ в лабораторных и промышленных условиях;

  • знать действующую систему и вопросы организации охраны окружающей среды, методы защиты природы от воздействия вредных микроорганизмов;

• . уметь применять полученные в области микробиологии знания для решения научных, учебных, практических, методических, информационно-поисковых и других задач; пользоваться современными методами изучения микроорганизмов и микробиологических процессов генетического анализа и генной инженерии в научных и производственных целях; выделять штаммы микроорганизмов и осуществлять контроль за их чистотой; вести количественный учет микроорганизмов, работать с условно-патогенными и патогенными штаммами; идентифицировать микроорганизмы в лабораторных и производственных условиях; проводить их количественный учет, исследовать морфологические и физиолого-биохимические свойства; анализировать продукты метаболизма;

  • уметь планировать и организовывать научно-исследовательскую работу по специальности, используя методы математического планирования эксперимента и статистической обработки данных; составлять отчеты и вести документацию; обобщать и распространять передовой опыт научно-производственной и исследовательской деятельности;

  • уметь использовать лабораторное оборудование, специальную аппаратуру и технические средства сбора и обработки данных, электронно-вычислительную технику;

  • уметь ориентироваться в специальной научной и методической литературе по профилю подготовки и смежным вопросам; применять рациональные приемы поиска, отбора, систематизации и использования информации, осуществлять ее проверку и классифицировать источники;

  • уметь редактировать, реферировать и рецензировать тексты; подготавливать рукописи к публикациям и осуществлять авторский контроль за их изданием;

  • уметь на практике применять знания и навыки, приобретенные в области научной организации и охраны труда; систематически повышать свою профессиональную квалификацию.



следующая страница >>