bigpo.ru
добавить свой файл
  1 2 3 ... 20 21

ГЛАВА 1




ПОНЯТИЕ ПРОФЕССИИ. ПРОФЕССИЯ КАК СПОСОБ ВКЛЮЧЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС



В безбрежном море проблем, окружающих человека на протяжении всей его жизни, важнейшей является проблема его судьбы, смысла жизни, участия в общественных делах. Реализация человеком всех своих возможностей всецело зависит от его трудовых усилий, глубины и широты познания. Умение применять свои знания на деле, создавать нечто новое, преодолевать трудности и препятствия – всего этого может достичь человек, который в полной мере овладел мастерством, профессией, приобрел высокую квалификацию, достиг совершенства в каком-либо деле.

Проблема определения человеком своего жизненного пути, выбора профессии является одной из сложных и все еще в полной мере не решенной в педагогике, психологии, социологии и других науках. Установить четкий критерий выбора человеком своего, чаще всего пожизненного, занятия трудно и сложно, ибо в этом деле слишком много личного, субъективного и даже подсознательного.

В связи с этим мы сочли необходимым уделить в работе серьезное внимание тому, что такое профессия, почему она является значительной ценностью, составляет основу жизни человека, служит показателем полнокровного участия индивида в развитии им человеческой культуры. Ведь культурным можно считать только такого человека, который смог в совершенстве овладеть профессией, подчинить свою жизнь какому-либо общеполезному делу и в конечном счете способствовать развитию общественного процесса. Профессия и культура тесно и постоянно между собой взаимодействуют и друг без друга существовать не могут. Профессия, соединяясь с общечеловеческой культурой, порождает такое социальное явление, которое называется «профессиональная культура» и охватывает собой как область трудовой деятельности человека, так и качество этой деятельности, что в конечном счете составляет самое культуру как уникальный феномен всей человеческой истории, всего человеческого бытия. Следует заметить, что истоки профессионализма, профессиональной культуры в целом необходимо искать в трудовой деятельности людей, в общественном разделении труда. Именно общественное разделение труда и возникновение профессий явились объективными стимулами становления и развития культуры как «второй природы» человека. И разделение труда, и появление многочисленных и разнообразных профессий – это феномены, демонстрирующие закономерность общецивилизационной эволюции человечества и вызванные к жизни специфически-человеческим способом отношения к окружающей действительности – деятельностью.

ПОНЯТИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Что представляет собой деятельность? Если смотреть на нее исторически, то надо отметить, что деятельность явилась единственным и уникальным способом, позволившим человеку выжить во враждебной ему среде, борясь за свое существование, преодолевая инертность, стихийность природы, относясь к ней не пассивно-приспособленчески, а активно-преобразующе. Все, что человек имел первоначально и имеет в настоящее время, получено им из природы – и в первую очередь орудия деятельности как проводники его (человека) энергии, силы, способы воздействия на окружающий мир. Создавая орудия деятельности – материальные носители своей мощи, – человек одновременно возводил здание своего интеллекта, т. е. знания, которые составляют духовную сторону этой деятельности, ее «инобытие». В человеческой деятельности материальное не существует вне духовного, а духовное в свою очередь – вне и до материального, они взаимодействуют между собой, составляя такое единство, которое можно рассматривать порознь лишь в дидактических, или педагогических, целях.

Деятельность – это сугубо человеческий способ отношения к миру, сущностью которого является преобразование и подчинение материального мира человеческим целям, побуждениям и воле, т. е. всему тому, что составляет духовную сторону бытия людей и выступает истинно творческим отношением к окружающей среде, созданием нового, всего того, что не произведено природой. Деятельность по своему содержанию есть не что иное, как производство материальных и духовных ценностей, разнообразных форм общения людей, преобразование социальных условий и отношений, а также развитие самого человека, его способностей, умений и знаний.

Наиболее общими признаками деятельности являются следующие: во-первых, деятельность – это принципиально новый, присущий только человеку способ взаимодействия со средой, во многом ему враждебной, способ, состоящий в том, что человек своими действиями создает условия своего существования, и прежде всего орудия деятельности, так что эта деятельность по сути является предметной, т.е. преобразующей, реально изменяющей как внешний мир, так и самого человека. Во-вторых, это особый способ бытия и развития самого человека, всех его жизненных сил и способностей, т.е. деятельность изначально социальна, представляет собой сущность и самого человека, и общества; она – среда существования индивидов, а также и бытие общества и социальных общностей. В-третьих, деятельность – это специфически человеческие свойства жизненной активности, энергии, творческого потенциала, направленных на целесообразные изменения и преобразования внешней природной и социальной действительности. Причем понятие «действительность» означает единство существования и сущность этого существования.

Будучи важнейшим способом жизнедеятельности людей, деятельность сопрягается с самой действительностью. В деятельности «выявляется в самой общей форме тот контур реальности, который очерчивает бытие человеческое» (Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Ростов н/Д, 1979. С. 75). Деятельность выступает как процесс воплощения сущностных сил индивида в предметных формах, в которых запечатлеваются знания и умения, идеи и мотивы, ценности и средства, т. е. весь многообразный мир человеческой культуры. Так как деятельность социальна, то ее смысл и содержание определяются и объективными условиями социальной среды, и реализацией идеалов, задач, целей, выбором методов и средств для их воплощения в ходе самой деятельности. Поэтому всякая деятельность представляет собой органичное единство объективных и субъективных моментов, которые можно разграничить лишь путем логического анализа, в то же время не забывая об их слитности и неразрывности.

Объективными факторами человеческой деятельности являются конкретные условия места и времени действия, совокупность многочисленных социально-исторических факторов, социальных общностей, расстановка политических партий, сил и движений, определенных общественных материальных отношений людей и, наконец, способ производства. К числу наиболее характерных субъективных факторов деятельности можно отнести ее целенаправленность, планомерность, организованность, которые демонстрируют активность самого носителя деятельности – человека. «Активность человека выполняет две важнейшие функции: во-первых, воздействуя на окружающий мир и преобразуя его, она служит средством удовлетворения материальных и духовных потребностей индивида; во-вторых, она является средством выражения и развития знаний, умений, способностей личности» (Деятельность: теории, методология, проблемы. М., 1990. С. 63).

Активный характер человеческой деятельности, ее целенаправленность и планомерность, систематичность и организованность обусловлены внутренне присущими ей признаками, составляющими ее структуру: цель, средство и результат. Общим выражением их единства должны выступать согласованность и сбалансированность в процессе деятельности. Однако это правило, столь желанное в теоретической сфере, в области возможного, практически никогда не осуществляется, ибо человеческой деятельности, в ее реальном движении, свойственно нарушать данное единство из-за факторов неопределенности, неполноты, непознаваемости, которые постоянно сопровождают всю человеческую историю. «Желаемое совершается лишь в редких случаях, – писал Ф. Энгельс, – по большей же части цели, поставленные людьми перед собой, приходят во взаимные столкновения и противоречия или оказываются недостижимыми частью по самому своему существу, частью по недостатку средств для их осуществления. Столкновения бесчисленных отдельных стремлений и отдельных действий приводят в области истории к состоянию, совершенно аналогичному тому, которое господствует в лишенной сознания природе. Действия имеют известную желаемую цель; но результаты, на деле вытекающие из этих действий, вовсе нежелательны. А если вначале они, по-видимому, и соответствуют желаемой цели, то в конце концов они ведут совсем не к тем последствиям, которые были желательны» (Маркс К., Энгельс Ф. Избр. произв.: В 3 т. Т. 3. С. 404). То, что в этих словах содержится определенная доля истины, подтверждается самой историей, и историей России в частности. Достаточно в этой связи вспомнить сакраментальную фразу графа С. Ю. Витте, видного русского государственного деятеля, которая в настоящее время стала неожиданно популярной: «Хотели, как лучше, а получилось, как всегда».

В системе «цель – средство – результат», составляющей самое деятельности, господствующее положение, определяющее всю ее структуру, занимает цель, потому что она есть мысленный результат деятельности, ее предвосхищение. Цель – это идеальный внутренний побуждающий мотив деятельности; она является направляющим и регулирующим моментом всех человеческих действий и поступков. По сути дела цель представляет собой не что иное, как «интенцию» (желание, намерение, стремление) индивида, т. е. то, что человеком должно быть достигнуто, или же то, к чему он страстно стремится. «Под целью, – писал Б. Спиноза, – ради которой мы что-либо делаем, я разумею влечение» (Спиноза Б. Избр. произв.: В 2 т. Т. 1. М., 1957. С. 525). Одновременно с этим сознательная цель – идеальное и как закон определяет способ и характер действий человека, имеющих предметное, материальное значение. Она служит до некоторой степени «контролером», «ревизором» образа действий людей, она формирует также образ будущего результата этих действий. Свое завершение цель находит в результате. Цель содержит в себе результат самой деятельности, ее итог. Результат венчает самое деятельность; вся деятельность существует ради результата. Последний понимается как продукт и функция самой деятельности, как изменения, наступившие благодаря процессу деятельности, вначале содержавшиеся в цели. Но переход от цели к результату не является непосредственным. «Собственно говоря, не сами сознательные, идеальные цели как таковые приводят к тому или иному объективному результату, а процесс осуществления их с помощью определенных материальных средств» (Материалистическая диалектика. Краткий очерк теории. М., 1990. С. 168). Средства выступают в качестве опосредующего звена между целью и результатом, они включаются в структуру деятельности и создают условия для получения определенного результата. «Диалектика взаимоотношения цели и средства выражается в том, что цель не только определяет тот или иной предмет как соответствующее ей средство, но и сама выступает как нечто содержательное, конкретное лишь в связи с отношением к средству» (там. же. С. 169). Средство – это «связной» между «крайними», «полярными» сторонами, центральный элемент в системе осмысленной, целеполагающей деятельности. Средство подчиняется цели, оно существует ради цели и поэтому является определенностью самой цели. Цель, таким образом, есть идеальное, мысленное предварение результата деятельности и путей его осуществления с помощью определенных средств. Цель, средство и результат влекутся друг к другу «силой» самой деятельности. Но над этой системой все же царит цель, ибо деятельность приводится в движение именно целью, и если нет цели, то нет и деятельности; содержание деятельности определяется целью с помощью определенного средства. Данное соотношение можно выразить следующей схемой:





Как мы хорошо знаем, действительность, «живая жизнь», чаще всего приводит к трагическому несоответствию между целями, средствами и желаниями людей. Ибо в самой деятельности, сотканной из целей и средств множества человеческих особей, объективных и субъективных факторов, можно обнаружить результат, который не содержался в перво-цели.

Все элементы и звенья человеческой деятельности, процесса ее развития и становления не существуют порознь, друг без друга, они сливаются, соединяются в трудовом акте деятельности. Сама же деятельность венчается трудом как высшей формой деятельности, ее основной сферой, в которой обнаруживается социальная природа человека. В самом общем виде труд есть «вечное естественное условие человеческой жизни, и потому он не зависим от какой бы то ни было формы этой жизни, а, напротив, одинаково общ всем ее общественным формам» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 195). Лишь в труде человек постигает самое себя, раскрывает законы природы и общества, выступает подлинным творцом своих форм общения, закладывает основы науки, техники, производства, создает разнообразный мир человеческой культуры. «Ничто так, как труд, не облагораживает человека. Без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство», – писал Л. Н. Толстой (Разум сердца. М., 1990. С. 145). Через труд человек входит в пестрый и многообразный мир профессий. Профессия – не что иное, как определенный род трудовой деятельности, которой индивид обычно занимается всю свою жизнь.

Первоначально труд представлял собой нерасчлененный, синкретичный процесс, но постепенно он становился все более разнообразным, сложным, многосторонним и совершенным. Происходит так называемое разделение труда, под которым понимается дифференциация и сосуществование различных и вместе с тем связанных между собой видов и форм трудовой деятельности, разделение занятий.

Понятие «общественное разделение труда», или «разделение труда», употребляется в неодинаковых значениях, но, как бы ни понималось данное социальное явление, отражаемое этим термином, речь всегда идет об историческом процессе, при котором объективно, вполне самостоятельно, исходя из потребностей людей и общества в целом, происходит качественная дифференциация видов трудовой деятельности, имеющая безусловно прогрессивное значение. Разделение труда сопровождается обособлением, дроблением отдельных видов конкретного труда и отдельных трудовых операций на вполне самостоятельные сферы деятельности. Это в свою очередь приводит к профессиональному разделению труда, разделению занятий, специализации. Поэтому можно говорить о том, что разделение труда включает в себя два типа разделения форм и видов деятельности: собственно социальное разделение труда и специализацию. Мы не будем рассматривать первый тип этого общественного процесса из-за его теоретической ясности и глубокой исследованности. Здесь достаточно отметить, что изучение разделения труда имелось уже в трудах Платона и Ксенофонта. Платон обнаружил в разделении труда основу распадения общества на сословия, что привело к профессиональному его разделению. Остановимся подробнее на вопросе о специализации трудовой деятельности, имеющей прямое отношение к данной проблеме, – роли профессий в обществе. Дело в том, что специализация напрямую связана с профессиональным разделением общества по характеру самого труда, по выполняемым им функциям. В связи с этим следует напомнить, что человек в своей деятельности имеет дело с различными предметами, применяет разные орудия и приемы труда; это придает его деятельности специфический характер, приводит к делению общества на профессиональные группы.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА явилось показателем того факта, что в обществе уже существуют разные виды труда, произошло закрепление за отельными социальными группами тех или иных трудовых функций, сложились устойчивые навыки и умения при осуществлении трудового процесса. Одна профессиональная группа от другой отличается именно выполнением того или иного вида деятельности, которым не занимается и не может заняться другая группа ввиду того, что профессиональная «ниша» занята прочно, чаще всего пожизненно, и вся группа, как и отдельный индивид, вынуждена носить имя этого вида деятельности, к примеру, ткач, кожевник, воин, учитель, служащий, инженер и т. д.

Профессиональное разделение труда свидетельствует также о том, что в обществе профессиональное деление закрепляется и социально-экономическими отношениями, под которыми понимаются отношения собственности, распределения, потребления и т. д. Отсюда – крестьянин, слуга, мастер, хозяин... Разделение труда по профессиям, по роду занятий образует устойчивые, прочные общности людей, которые цементируются в профессиональные группы рядом факторов; среди последних можно выделить трудовой опыт, навыки, определенный круг занятий, использование сходных методов и ряд других.

Интересные свидетельства, подтверждающие определенное единство социальных и профессиональных признаков, их сращенность, закрепление в стойких традициях кастовым строем, можно обнаружить в современной Индии. Индийская Конституция 1950 г. отменила все виды кастовой дискриминации, т. е. уравняла касты в их правах, но не отменила само деление на касты, которых в Индии насчитывается более 3,5 тыс. Представители высших каст (к слову, заметим, что сам термин «каста» в Индии не употребляется, его ввели в научный оборот португальцы, подразумевая под ним родовые и качественные различия как основы индийского общества; в Индии существует термин «джати» или «варна», которыми обозначается сословная иерархия, сословная принадлежность к четырем главным социальным группам: брахманам, кшатриям, вайшьям и шундрам. Кроме того, существует еще более низкий слой общества – парии, или неприкасаемые, которых М. Ганди назвал «хариджанами», т.е. «забытыми Богом и людьми»). Брахманы, кшатрии, вайшьи занимают господствующее положение в обществе, являются хранителями и вершителями родоплеменных религиозно-кастовых законов и традиций, обладают правом частной собственности, определяют внутреннюю и внешнюю политику страны. В то же время низшая каста и парии лишены всех прав, из них формировались низшие слои и профессиональные объединения – касты ремесленников, слуг, уборщиков, мусорщиков, стиральщиков белья, пастухов, грузчиков и т. д. 429 каст относятся к неприкасаемым. Индийцы говорят: «Мы живем по обряду», т. е. по законам и обычаям касты. Как свидетельствуют ученые очевидцы: «За последние годы сложились новые касты, соответствующие новым трудовым профессиям и специальностям, – официантов, шоферов и т. д. – причем юношам из касты шоферов, работающих на «фордах», запрещается жениться на девушках из касты работающих на «мерседесах» (Руднев В. А. По историческим и культовым местам Индии. Л., 1980. С. 25).

На наш взгляд, ошибочной не выглядит точка зрения, согласно которой общественное разделение труда, в том числе и профессиональное его деление, – это процесс, завершенный в таком далеком прошлом, что его развитие не имеет места в наши дни. В том-то и дело, что общественное и профессиональное разделение труда – это по своей природе, по своей сути вполне объективный, т.е. независимый от людей процесс; он имеет свой ход развития, свою логику, свои законы. Подтверждением данного суждения является наша действительность, научные и технические открытия, происходящие буквально каждый день; одновременно с этим появляются и исчезают многие профессии и специальности. Достаточно напомнить, что появление компьютера, первой коммерческой электронно-вычислительной машины в 1951 г., вызвало новую «компьютерную революцию». Она характеризуется небывалым по масштабу и силе влиянием электронной вычислительной техники на развитие всех сторон жизни общества. Компьютеры самым существенным образом преобразуют содержание и характер труда, ставят новые социальные проблемы в различных сферах деятельности, в структуре профессиональной занятости населения. Компьютерная революция привела к появлению большого количества новых профессий, специальностей, специализаций или же наполнила новым содержанием старые традиционные профессии: пользователь ЭВМ, программист системный – специалист в области программного (математического) обеспечения ЭВМ; программист прикладной – специалист, занимающийся разработкой программ для решения проблемных задач в той или иной области производства, технологии и т. д.; оператор, который в зависимости от содержания и характера выполняемых функций в автоматизированных системах может быть: оператором-техналогом, оператором-манипулятором, оператором ввода информации, оператором-исследователем и т. д.

Таким образом, общественное разделение труда проявляется в виде единого по своей сути процесса – разграничения, дифференциации трудового процесса и размежеванием, людей на профессиональные группы, участие их в специализированных видах труда. Этот общественный процесс вызвал к жизни разделение людей по профессиям, по видам занятий, способствовал появлению большого числа профессий, специальностей, видов и типов занятий. «Профессиональное разделение труда, – пишет И. Н. Сиземская, – обнаруживает себя как разделение людей с точки зрения общности знаний, навыков и умений, необходимых человеку для выполнения определенного вида труда. Этим определяется его специфика как формы общественного разделения труда» (Сиземская И. Н. Влияние общественного разделения труда на развитие человека // Исторический материализм как теория социального познания и деятельности. М., 1972. С. 109).

Конечно, профессиональное деление людей не является единственным и самым глубоким; имеют место другие способы и иные основания размежевания представителей человеческого рода: национальные, расовые, половозрастные, социально-экономические и т. д., и т. п. Но все же среди многочисленных оснований для объединения, разделения и размежевания людей мы выбрали профессиональное разделение потому, что оно дает возможность обнаружить скрытую причину всех других типов разделения в обществе, но выделить также и то, что объединяет, сплачивает людей в целостные группы по самому глубокому признаку – способу деятельности, по образу их жизни, основу которого составляет процесс, направленный на изменение окружающей действительности. Следовательно, профессиональное разделение труда не только разделяет и соединяет людей, но и изменяет мир, в котором они живут. Иными словами, мир изменяется, развивается не сам по себе, т. е. не только благодаря внутренне присущим, имманентным законам, но и благодаря деятельности людей, владеющих определенными профессиями. Мир изменяется профессионалами, так как они являются самой активной, побудительной причиной, движущей силой, которая переделывает, преображает окружающий мир своим трудом. Правда, в самой деятельности содержится опасность не только созидать, создавать новое, творить невиданные доселе формы бытия, но и разрушать, превращать в развалины не когда цветущие цивилизации. Несмотря на это негативное свойство, присущее человеческой деятельности, она по своим истокам глубоко созидательна, позитивна, устремлена к совершенствованию, улучшению бытия людей. Это неистребимое свойство человеческой деятельности обнаруживается практически во всех земных профессиях.

Все или почти все профессии – созидательны, профессионал – созидатель. В его деятельности, действиях, по нашему мнению, не содержится явных стимулов к разрушению. Профессионал – это воинственно-созидательная натура, другой она быть не может и не должна. Но кто такой профессионал? Ответ простой и, на первый взгляд, вполне ясный. Профессионал – это тот индивид, который овладел определенной профессией. Опровергать данное определение пока не будем только лишь потому, что не дали разъяснения относительно того, что такое профессия, что представляет собой тот род человеческой деятельности, который называется профессиональным; каким образом (способом) можно овладеть профессией. Эти и масса других вопросов постоянно возникают, когда приближаешься к данной проблеме. Вопросы далеко не простые и не однозначные.

ПОНЯТИЕ ПРОФЕССИИ: ПРИЗНАКИ, СОДЕРЖАНИЕ, СУЩНОСТЬ. Слово «профессия» латинского происхождения и буквально означает «(официальное) объявление (о своей специальности)». В Россию оно попало в XIX в. из французского языка. Первоначально смысл этого слова, по-видимому, состоял в том, чтобы по установленным нормам и формам объявлять другим о своем деле и занятии с тем, чтобы привлечь их внимание к предмету своей деятельности, которая вызывает объект их потребности и нужды. Иногда данное слово переводят так: «определенное занятие», «занятие своим делом», «преподавание».

В самом общем виде профессию мы определяем как относительно самостоятельный род деятельности, занятий, который обусловлен общественным разделением труда и требует определенной подготовки. Профессия – это определенная форма трудовой деятельности, чаще всего пожизненное занятие человека, за которое он получает плату, т. е. профессия – это оплачиваемая деятельность человека, дающая средства к существованию, способ получения материальных и духовных благ, возможность своим трудом оплачивать жизнь своих близких и свою собственную. Благодаря профессии человек становится не только «мерой всех вещей», но и своим собственным богатством, своим собственным капиталом, высшей стоимостью. Профессия – это гарантия благополучия человека, то, что обеспечивает его относительно независимое существование, призвано дать ему постоянный доход, служить залогом его благоденствия. «Большой энциклопедический словарь» дает такое определение: «...Профессия... род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовки и являющихся обычно источником существования» (Большой энциклопедический словарь. М.; СПб., 1997. С. 971).

В профессии человек находит, обнаруживает себя. Ибо профессия – это одно из важнейших убежищ индивида; она – самое главное, «святое» в его жизни; более того, она – пожизненная деятельность, вечный его спутник. Польский поэт Юлиан Тувим даже уверяет, что профессия может сопровождать человека и за пределами земного существования. В поэме «Цветы Польши» он вспоминает о своих детских годах и о том впечатлении, которое произвела на него, еще ребенка, маленькая старушка-прачка, приходившая в их лодзинский дом стирать белье


Сгибаясь худенькою спинкой

И о шершавый край доски

«Цветное» терла и «куски»,

Синила васильковой синькой,

Сияя каждою морщинкой.

Седой и хрупкою вошла

Она в мои воспоминанья...

Она теперь в раю. Белье

Она там ангелам стирает,

Лишь чистая душа ее

Ту кухню в Лодзи навещает.


Если человек не получает удовлетворения в работе – именно в работе как роде своей деятельности, – то он не может быть счастливым, или ему кажется, что удача покинула его и он сетует на свое невезение.

Работа, интересная и нужная профессия в полной мере является избавлением человека от материальной и духовной нищеты. Профессия – спасательный круг человеческой жизни, в ней и с ней он чувствует себя крепким, сильным, почти всемогущим; с профессией – он истинный Человек, который осознает свое величие и может вслед за американским поэтом Уолтом Уитменом воскликнуть: .«Я весь не вмещаюсь между башмаками и шляпой». Лишь профессия как деятельная сфера делает человека всерьез счастливым, красивым и жизненно активным.

В то же время профессия, работа является важнейшим стимулом развития индивида. Только на своем рабочем месте он может расти как личность, здесь он обретает себя, его социальное становление и индивидуализация происходят на работе.

Профессия – это уникальное средство человеческой самореализации, возможность воплотить в себе все свои социальные потенции; профессия – это один из способов человеческой социализации. Она определяет образ жизни индивида, является константным показателем его бытия. Человек чаще всего воспринимает, «видит» себя, идентифицирует себя с родом и видом своей деятельности, своих занятий. Профессия, думается, есть мера самоопределения человека. «Я – поэт, тем и интересен!» – писал о себе В. В. Маяковский. Можно вспомнить и привести хвалебные оценки в свой адрес представителей многих профессий, признающих достоинства своей профессии.

Когда мы выше отмечали, что профессия дает возможность человеку расти, является средством его социализации, то имели в виду то, что профессия не изначально дана индивиду, что прежде чем он овладеет каким-либо ремеслом, приобретет ту или иную профессию, он должен достичь определенного уровня своего физического и социального развития, выбрать себе занятие по душе (чаще всего «на всю оставшуюся жизнь»), определить свой профессиональный жизненный путь. Если даже определить оптимальный, логически «выровненный» путь, то он будет включать в себя ряд периодов, или фаз, профессионального становления личности.

Для обозначения указанных фаз профессионализации воспользуемся подходом одного из авторитетных исследователей этой сферы Е. А. Климова, который весь жизненный путь профессионала разбивает на следующие периоды: оптант, адепт, адаптант, интернал, мастер, авторитет, наставник. Он – оптант (от лат. optatio желание, избрание) – человек, который «обретает озабоченность вопросами выбора или вынужденной перемены профессии и делает этот выбор» (Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д, 1996. С. 419 и далее). К оптантам относятся школьники, подростки, выбирающие свой будущий профессиональный путь, а также люди зрелого возраста, частично утратившие прежнюю работу, или же безработные, вынужденные приобретать новую специальность, заново овладевать новой профессией.

Адепт – «человек, уже ставший на путь приверженности к профессии и осваивающий ее (сюда отнесем и учащихся профтехучилищ, и студентов техникумов, вузов, а также «слушателей», «курсантов», «учеников» мастера-наставника и др.) (там же. С. 420).

Адаптант (или фаза адаптации, «привыкания» молодого специалиста к работе) – выпускники учебных заведений всех уровней, видов и типов, те, кто только что завершил свою профессиональную подготовку и еще не в полной мере освоил «секреты» мастерства, несмотря на то, что это осведомленные в своей профессии специалисты, но в большей степени с теоретической ее стороны, не знающие тонкостей дела, психологически не вписавшиеся в рабочие коллективы. Фаза «привыкания», видимо, необходимое звено становления профессионала, без нее трудно обойтись потому, что социальные, деятельностные цели, нормы и задачи учебного заведения и производственного коллектива различны (там же. С. 421).

Интернал, или фаза интернала, на которой мы встречаем уже опытного, «поднаторевшего» в своем деле работника; он уже любит свое дело, может вполне самостоятельно «все более надежно и успешно справляться с основными профессиональными функциями на данном трудовом посту. И это признают товарищи по работе, по профессии» (там же. С. 422). Интернал – это человек, которого уже можно назвать профессионалом, ибо на данной фазе профессия освоена им как бы «изнутри», это дело наконец-то стало своим, правда, еще не до совершенства. Это происходит на следующей ступени – на фазе мастера.

Мастер – это работник, способный решать сложные задачи. «Он выделяется или какими-то специальными качествами, или универсализмом, широкой ориентировкой в профессиональной области, или тем и другим. Он обрел свой определенный индивидуальный, неповторимый стиль деятельности, его результаты стабильно хороши, и он имеет основания считать себя в чем-то незаменимым (во всяком случае – невоспроизводимым) работником» (там же. С. 422).

Две последующие фазы: авторитет, или фаза авторитета, и наставник, или фаза наставничества, – можно с полным основанием назвать лишь качественными характеристиками мастера; и авторитет, и наставник – это высшие степени мастерства, мастерство в его зрелой, развитой форме. Что касается мастера, характеристик зрелости мастерства (авторитета и наставничества), то можно с полной уверенностью сказать, что на данном этапе индивид уже овладел как теоретической, так и практической стороной своей профессии, уже произошло социально-профессиональное его становление. Таким образом, профессия – это некий результат, пусть небольшой, но итог уже прожитой жизни, за пределами которой осталось ученичество в школе, гимназии, лицее, училище, где остро и злободневно стоял вопросе жизненном профессиональном пути.

Существует несколько подходов, позволяющих выделить степень овладения человека профессией. Предложенная выше точка зрения принадлежит психологии, где основанием классификации служит в основном возрастная зрелость человека. Философия и социология по-иному смотрят на данный процесс. Здесь принято больше говорить о социальном взрослении индивида: ведь обучение, получение профессии приобретает социальную значимость. С этой целью в обществознании вводятся понятия «компетенция» и «компетентный». Иногда к этим понятиям прибавляют и «компетентность» как якобы однопорядковое с двумя первыми.

По нашему мнению, термин «компетенция» выражает собой должностные обязанности, которые может и/или должен выполнять орган или должностное лицо по закону, а также распоряжениям, инструкциям. О том, что данное определение является адекватным самому понятию, свидетельствует и латинское значение его (competentia – принадлежность по праву), происходящее, по-видимому, из административной, юридическо-правовой практики и имеющее отношение к государственной службе. К примеру, можно услышать и прочитать: «Дума, и только она, компетентна принимать законы»; «Конституционный Суд, и только он, может дать верную трактовку закона (статьи Конституции)»; и т.д.

Компетенция – это права, полномочия, власть, вмененные данному лицу или правительственному органу, и только они (правительственный орган или должностное лицо) вправе действовать, опираясь на закон.

Существуют и другие определения этого понятия. Так, Л. Н. Пономарев считает, что «компетенция – это круг вопросов, в которых данное лицо обладает опытом, познаниями и может решать их наиболее квалифицированно» (Государственная кадровая политика и механизм ее реализации / Курс лекций. М., 1997.С.164). Автор, однако, допускает, что «компетенция – круг (объем) полномочий какого-либо органа или должностного лица», хотя в дальнейшем он пишет: «Компетенция, т.е. способность реализовать свои полномочия в объеме имеющихся (полученных) знаний» (там же. С. 165). На наш взгляд, компетенция никакого отношения к «объему знаний», к знаниям вообще не имеет, ибо орган или лицо наделены правами, властью, способны совершать те иные действия: превышать свою компетенцию или же недоиспользовать, пренебрегать ею, и т. д.

Латинское слово «competentis» – «компетентность» – и прилагательное от него «компетентный» означают «соответствующий», «способный», т.е. «знающий, обладающий соответствующими знаниями, сведущий в определенной области».

Раз «компетентность», «компетентный» имеют прямое отношение к знаниям, т. е. к умениям, навыкам, которые базируются на осведомленности как на способности что-либо сделать, осуществить, то можно практически всегда установить степень «зрелости» знаний, уровень грамотности, качество умений и навыков.

Компетентность – это показатель социальной и профессиональной зрелости человека, получения им своей профессии и одновременно с этим уровень профессионального мастерства, достигнут им. Компетентность поэтому может быть разной степени совершенства, например безотчетная или неосознанная некомпетентность. Это то, что Е. А. Климов называет «оптантом» и «адептом». Итак, самая низкая степень компетентности – безотчетная, неосознанная некомпетентность. Находясь на данном уровне, индивид не в полной мере осознает всю глубину своей будущей деятельности. Второй уровень компетентности – это осмысленная, или разумная, некомпетентность, возникающая тогда, когда молодой специалист, окончив обучение, приступает к работе по специальности и перед ним открываются горизонты будущей деятельности. На данной ступени разумной, осмысленной некомпетентности индивид привыкает к своей работе, знает ее преимущественно теоретически. Это состояние молодого человека, входящего в суть дела, Е. А. Климов называет «адаптантом».

Третья фаза овладения профессией может быть названа «безотчетной компетентностью», она возникает тогда, когда индивид освоил свою профессию, но не до полного совершенства. По определению Е. А. Климова, – это интернал. «Неосознанная компетентность» свидетельствует о том, что профессионал достигает той меры ответственности, когда с него будет спрошено со всей строгостью.

И, наконец, четвертый период, завершающий становление профессионала, может быть обозначен как «осмысленная, добросовестная компетентность». На этой ступени овладения своей специальностью человека называют «профессионалом», мастером, авторитетом. Здесь он обретает свой неповторимый стиль деятельности, является наставником молодых специалистов. Только в этом случае можно говорить о профессиональной компетентности. Ее Л. Н. Пономарев определяет так: «Профессиональная компетентность определяет деловую надежность, способность успешно и безошибочно осуществлять конкретную деятельность в любых ситуациях» (Пономарев Л.Н. Указ соч. С. 167).

Таким образом, профессия не есть нечто готовое и данное изначально, она представляет собой длительный и непрестанный процесс совершенствования индивидом выбранного некогда вида деятельности. И на всех ступенях овладения своим делом человек все прочнее приковывает себя «золотыми цепями» к своей работе, своему делу. Он постепенно, шаг за шагом овладевает мастерством, становится компетентным, профессионально подготовленным специалистом высокой категории, человеком, чей долг и наиважнейшая обязанность – делать все в высшей степени добросовестно и надежно, никогда не совершая того, о чем остроумно и парадоксально писал П. Валери: «Человек компетентный – это тот, кто заблуждается по правилам» (Великие мысли великих людей // Антология афоризма: В 3 т. Т. 3. С. 116).

Профессией овладевает, как правило, уже зрелый человек; он «уже не находится более во власти своих частных побуждений и субъективных взглядов и не занят уже своим личным развитием, но погружен в разум действительности и проявляет себя деятельным для мира» (Гегель. Энциклопедия философских наук. Т. 3. М., 1956. С. 94). Профессия постигается индивидом, приобщившимся к определенным социальным условиям, усвоившим принципы социальной игры, или, как говорит Гегель:

«Он должен принять условия, поставленные ему этим миром, и от их неподатливости отвоевать то, что он хочет иметь для себя самого» (там же. С. 95). Профессия осваивается человеком, постигшим до некоторой степени содержание и смысл социальных отношений, т. е. профессия осмысливается им (индивидом) как процесс, при котором происходит формирование целостной личности, приобщение ее к общечеловеческим культурным ценностям.

Профессия – это ценность. Что же делает ее ценностью? Что поднимает обычную ежедневную работу на уровень сокровенного в жизни человека?

ПРОФЕССИЯ КАК ЦЕННОСТЬ. Ценностью профессия выступает потому, что в ней и посредством нее раскрывается весь человек, его свойства, особенности и качества. Ценность профессии проявляется в том, что она обнажает сущность самого человека как социального существа, служит условием полноценного существования индивида, средством реализации его знаний, опыта и мастерства. Вообще ценность есть то, что люди ценят, и профессия ценится человеком потому, что она жизненно необходима ему для удовлетворения потребностей и интересов, воплощения в жизнь своих потенций и желаний. Ценность проистекает из ее социальной, конкретно-исторической значимости для общества и самого человека, ибо все профессии, раз они существуют, общественно полезны и необходимы. И в связи с этим позиция «нравственной» оценки профессии по типу «хорошая – плохая», «выгодная – невыгодная», «высокая – низкая», «привлекательная» – непривлекательная» не всегда корректна, так как профессия – это объективный результат общественно необходимого процесса разделения труда, при котором возникают различные многочисленные отрасли производства и одновременно разные специальности, профессии и, следовательно, профессиональные группы. Различные виды труда закрепляются за определенными видами деятельности, образуя общество как единый целостный трудовой организм. В нем при общей согласованности частей и звеньев для обеспечения жизнедеятельности выделяются группы лидирующих видов деятельности, которые подчиняют себе (в силу своего общественного положения) другие социальные группы и виды деятельности. К числу таких константно господствующих групп относится ряд профессиональных структур, занятых в системе социального управления и получивших название государственных служащих, чиновников, должностные лица, занятые профессиональной деятельностью по обеспечению выполнения законов, нормативных актов, управленческих решений.

Профессиональная ценность этих групп обнаруживается в их властных полномочиях, во власти как средстве осуществлять свою волю

<< предыдущая страница   следующая страница >>