bigpo.ru
добавить свой файл
1 2 3




УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БРЕСТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А. С. ПУШКИНА»


ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ


ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР


КОНСПЕКТ КОНСУЛЬТАЦИЙ

ПЕРЕД ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЭКЗАМЕНОМ

ПО СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

« СУДЕБНО – ПРОКУРОРСКО - СЛЕДСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

СТУДЕНТАМ ДНЕВНОЙ И ЗАОЧНОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА


Брест,2008

1.МЕТОДИЧЕСКОЕ ВСТУПЛЕНИЕ К КОНСПЕКТУ КОНСУЛЬТАЦИЙ

1. Обязательно ли студенту - выпускнику посещать консультации перед государственным экзаменом?


Консультация – это разъяснение сведущего лица по какому либо вопросу, проблеме.

Консультации перед государственным экзаменом на юридическом факультете по специализации «Судебно – прокурорско – следственная деятельность» - одна из форм дополнительных занятий со студентами – выпускниками. Сутью указанных консультаций являются советы о том, как наиболее полно раскрыть вынесенные на государственный экзамен вопросы по определенной учебной дисциплине. Вместе с тем, на консультации студенты не могут ожидать от преподавателя того, чтобы он свое разъяснение превратил в изложение вопроса от начала до конца.

Напомним, что полнота ответа студента на экзаменационный вопрос определяется объемом и глубиной знаний. Объем знаний – это границы знаний студента, которые должны быть оптимальными, позволяющими членам экзаменационной комиссии сделать вывод о научно-теоретической и практической подготовке выпускаемого специалиста. Глубина знаний – степень изучения вопросов, которые содержатся в экзаменационном билете или задаются студенту дополнительно.

2. Почему студенту - юристу при подготовке к государственному экзамену по специализации «Судебно – прокурорско – следственная деятельность» необходимо руководствоваться учебной программой государственного экзамена по данной специализации?


Любая учебная дисциплина, в том числе и «Прокурорский надзор», представляет собой систему знаний, выражающих содержание определенной науки. Основное содержание, объем знаний, которыми должны обладать студенты, определяются учебной программой.

Студент - выпускник при подготовке к государственному экзамену по специализации «Судебно – прокурорско – следственная деятельность» должен руководствоваться «Учебной программой государственного экзамена по специализации

1 – 24 01 02 03 «Судебно – прокурорско – следственная деятельность», потому что она является документом, который направляет познавательную деятельность студентов, делает процесс самоподготовки конкретным и рациональным.

Используя данный конспект консультаций при подготовке к сдаче государственного экзамена по специализации «Судебно – прокурорско - следственная деятельность», студенты юридического факультета смогут быстро систематизировать и конкретизировать знания по вопросам дисциплины «Прокурорский надзор», сосредоточить внимание на главных понятиях, составить примерный план ответа на возможные экзаменационные вопросы.


3. Какое значение имеет план ответа на вопрос?

При подготовке ответа на вопрос, сформулированный в экзаменационном билете, на наш взгляд, эффективнее всего начинать не с написания сплошного текста, а с составления плана ответа.

План ответа на вопрос – это такая форма изложения содержания ответа, когда основные утверждения только называются, поэтому в его первоначальный вариант можно легко внести дополнения, изменения, уточнения.

Нужно помнить, что план ответа не должен быть перегружен проблемами, не имеющими отношения к экзаменационному вопросу, и в тоже время узким, неполным, логически нестройным, без вступления и заключения.

Вступление может помочь студенту воспользоваться авансированным вниманием членов комиссии лишь тогда, когда оно будет направлено на придание ответу глубокого характера. Для этого во вступлении студент может, например, кратко указать на актуальность излагаемого вопроса, степень его научной разработки, на место в учебном курсе, практическое значение. Однако следует помнить, что вступление нельзя затягивать, превращать в водный рассказ.

Заключение, как последняя часть ответа, также должно быть кратким и четко сформулировано. В нем могут быть выводы, указание перспектив, пожелания.


2.СОВЕТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ ВЫНЕСЕНЫ НА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО СПЕЦИАЛИЗАЦИИ «СУДЕБНО – ПРОКУРОРСКО – СЛЕДСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР»

Вопрос 1. Основные принципы деятельности прокуратуры


1. В данном вопросе, прежде всего, необходимо раскрыть понятие, систему принципов деятельности прокуратуры, их общую характеристику и значение.

В самом начале ответа можно отметить, что принцип – это основное, исходное положение какой – либо теории, учения, науки и т. д.; руководящая идея, основное правило поведения, деятельности.

Принципы деятельности прокуратуры – основные положения, правила, на которых строятся и организуются все конкретные виды ее деятельности: прокурорский надзор; уголовное преследование; координация деятельности по борьбе с преступностью; и др.

Деятельность прокуратуры основывается на принципах: законности при осуществлении деятельности прокуратуры; равенства всех граждан перед законом; независимости прокурора при осуществлении своих полномочий; подчиненности нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам; гласности в деятельности прокуратуры; обязательности исполнения требований прокурора.

При подготовке ответа на вопрос не спутайте принципы деятельности прокуратуры с принципами организации работы прокуроров управлений и отделов Генеральной прокуратуры, прокуратур областей, г. Минска и приравненных к ним прокуратур (предметный, зональный и зонально-предметный).

В раскрываемом вопросе очень важно подчеркнуть, что основные принципы деятельности прокуратуры, во–первых, закреплены в Конституции Республики Беларусь (ст.127) и Законе о прокуратуре (ст. 5- 10). Во–вторых, законодательное закрепление принципов означает, что они носят общеобязательный характер, т. е. должны обязательно соблюдаться каждым прокурорским работником. И, в-третьих, принципы деятельности прокуратуры связаны между собой и взаимообусловлены.

Раскрывая значение принципов деятельности прокуратуры, следует отметить, что соблюдение их способствует выполнению задач, стоящих перед прокуратурой, обеспечивает деятельность прокуратуры, отвечающую требованиям Конституции Республики Беларусь и другим актам законодательства. Изучение принципов деятельности прокуратуры является предпосылкой познания сущности прокурорского надзора как специфического вида государственной деятельности.


2. После общей характеристики основных принципов деятельности прокуратуры для полного раскрытия их сущности и значения необходимо рассмотреть каждый из принципов в отдельности.


Принцип законности при осуществлении деятельности прокуратуры. Данный принцип деятельности прокуратуры означает, что:

прокурор в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, соответствующими ей актами законодательства; прокурор в пределах предоставленных ему полномочий осуществляет функции, возложенные на него Законом о прокуратуре и иными законодательными актами; прокурор принимает предусмотренные Законом о прокуратуре и иными законодательными актами меры по пресечению нарушений законодательства, от кого бы эти нарушения ни исходили, привлечению к ответственности лиц, их совершивших, восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан и организации.

Принцип законности при осуществлении деятельности прокуратуры содержит в себе требование о том, чтобы:

прокуроры всех звеньев и рангов были образцом уважительного отношения к закону и его соблюдению при выполнении своих полномочий; прокурорские работники действовали исключительно в рамках законов и только в пределах своих полномочий; прокуроры не выносили свои постановления, не приносили протесты, представления исходя из целесообразности, эффективности, особенности момента, «злобы дня»; прокуроры не допускали в своей деятельности произвола; каждый правовой акт и процессуальное действие, исходящие от прокурора, выполнялись в тех формах, которые предусмотрены законом; каждый прокурор нес всю полноту ответственности за законность принимаемых решений (ст. 55 Закона о прокуратуре); каждый прокурор проявлял твердость, принципиальность и решительность в борьбе с местническими и ведомственными влияниями.

Значение соблюдения принципа законности при осуществлении деятельности прокуратуры состоит в том, что он: способствует повышению авторитета органов прокуратуры, всей системы юстиции и права; позволяет противостоять должностным лицам, пытающимся взять под защиту, оградить от уголовного преследования или административной, имущественной ответственности нарушителей законов; помогает исключить случаи незаконных задержаний, арестов, обысков, необоснованного привлечения к уголовной ответственности.


Принцип равенства всех граждан перед законом. Сначала следует сказать о том, что согласно ст.22 Конституции Республики Беларусь все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов.

Принцип равенства всех граждан перед законом, закрепленный в ст. 7 Закона о прокуратуре, означает:

не фактическое, а юридическое равенство, т. е. равноправие граждан независимо от их пола, расы, национальности, языка, происхождения, гражданства, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к политическим партиям и другим общественным объединениям, а также от иных обстоятельств;

прокурор осуществляет надзор за соблюдением гарантированных государством прав и свобод граждан независимо от их пола, расы, национальности, языка, происхождения, гражданства, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к политическим партиям и другим общественным объединениям, а также от иных обстоятельств;

ни один гражданин не может пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими законодательству;

все граждане должны одинаково соблюдать нормы права;

прокурор должен принимать меры по пресечению нарушений прав и законных интересов граждан, от кого бы они ни исходили;

необходимость законодательного установления, исходя из фактического неравенства граждан, дополнительной юридической защиты отдельных категорий лиц в зависимости от возраста, пола и других обстоятельств;

ограничения прав и свобод должны быть обусловлены потребностями общества, необходимостью обеспечения прав и свобод других лиц


Принцип независимости прокурора при осуществлении своих полномочий. Названный принцип означает, что:

прокурор при осуществлении своих полномочий независим, т. е. огражден от местного и ведомственного влияния. Он независим от органов государственной власти, управления, должностных лиц, СМИ, политических, иных общественных объединений и религиозных организаций;

прокурор обладает процессуальной самостоятельностью в области судопроизводства;

все решения и действия прокуроры осуществляют на основе закона, своего внутреннего убеждения и материалов проверок и расследований;

осуществление прокурором своих организационных мер по надзору и укреплению законности в тесном контакте с центральными и местными органами представительной и исполнительной власти. В этих целях в ст.11 Закона о прокуратуре закреплено право прокурора на участие в заседаниях государственных органов и иных государственных организаций.

Принцип независимости прокурора при осуществлении своих полномочий означает также недопустимость какого-либо вмешательства в деятельность прокурора.

Возможные формы нежелательного воздействия на прокурора – это:

угроза и реальные меры физического воздействия; обращение должностных лиц, депутатов, представителей СМИ к прокурору с требованием предоставить информацию, составляющую следственную или служебную тайну, осуществить конкретные надзорные действия либо совершить их определенным образом вопреки требованиям закона, установления истины; недопущение прокурора на территорию или в помещение поднадзорных субъектов; ограничение доступа к документам и материалам;

непредставление документов и материалов по запросам либо предоставление их с нарушение срока; предоставление фальсифицированных данных; невыделение специалистов и экспертов; затягивание сроков проведения проверок, ревизий; исскуственное создание причин неявок по вызову для дачи объяснений и заключений; и т. д.

Принцип независимости прокурора при осуществлении своих полномочий обеспечивается: подотчетностью Генерального прокурора только Президенту Республики Беларусь; порядком финансирования и материально – технического обеспечения органов прокуратуры.

Финансирование и материально-техническое обеспечение органов прокуратуры осуществляются за счет средств республиканского бюджета. Финансирование строительства и капитального ремонта зданий, технического оснащения органов прокуратуры может осуществляться также за счет средств местных бюджетов. Финансовое обеспечение деятельности органов прокуратуры осуществляет Генеральная прокуратура Республики Беларусь.

Местные исполнительные и распорядительные органы обеспечивают органы прокуратуры, за исключением военных прокуратур, расположенные на подведомственных им территориях, соответствующими линиями и средствами связи, охраной, служебными помещениями (ст. 69 Закона о прокуратуре).

Финансирование деятельности военных прокуратур, обеспечение их транспортными средствами, средствами связи, оружием, охраной, служебными помещениями осуществляются Министерством обороны Республики Беларусь, Государственным комитетом пограничных войск Республики Беларусь, другими государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств, предусмотренных в республиканском бюджете на финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности органов прокуратуры и выделяемых на эти цели Министерству обороны Республики Беларусь, Государственному комитету пограничных войск Республики Беларусь, другим государственным органам, в которых предусмотрена военная служба (ст. 78 Закона о прокуратуре).

Принцип независимости прокурора при осуществлении своих полномочий обеспечивается также: порядком назначения прокуроров на должность; гарантированным законом сроком пребывания в должности, а также ограниченным кругом оснований освобождения от должности; наделением прокуроров служебным иммунитетом, неприкосновенностью при исполнении служебных обязанностей; тем, что прокурорские работники не могут быть членами политических партий и иных общественных объединений, преследующих политические цели (ч. 3 ст. 8 Закона о прокуратуре); тем, что прокурорские работники не имеют права оказывать платные услуги, заниматься предпринимательской деятельностью, работать по совместительству на предприятиях учреждениях, организациях; созданием в органах прокуратуры Инспекции по личному составу и отдела, обеспечивающего прокурорских работников средствами личной безопасности; установлением ответственности за какое-либо вмешательство в деятельность прокурора (ст. 401,402 УК РБ).


Принцип подчиненности нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам. В ст. 8 Закона о прокуратуре закреплено положение о том, что деятельность прокуратуры осуществляется на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам, в том числе Генеральному прокурору Республики Беларусь. Это означает: подчинение и подотчетность нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам, а всех их Генеральному прокурору Республики Беларусь; сосредоточение властных полномочий в руках соответствующего руководителя прокуратуры; необходимость соответствия любого акта, исходящего от прокурора, закону, приказам и указаниям Генерального прокурора Республики Беларусь; вышестоящий прокурор может поручать нижестоящему прокурору выполнение своих обязанностей, принять на себя исполнение обязанностей нижестоящего прокурора, изменить любое его решение, кроме случаев, специально предусмотренных в законе.

Принцип подчиненности нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам не исключает: процессуальную самостоятельность прокуроров при принятии ими конкретных решений; их инициативность и творческий подход к исполнению служебных обязанностей; образования коллегий в составе Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, а также в прокуратурах областей, города Минска и приравненных к ним специализированных прокуратурах в качестве совещательных органов по актуальным проблемам деятельности прокуратуры.



следующая страница >>