bigpo.ru
добавить свой файл
1 2
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Курлекская средняя общеобразовательная школа»

Томского района


Директор школы:

Круглицкий А.Н.


Программа элективного курса по биологии


«Юный энтомолог»


Составил учитель биологии

Бобовская Елена Афанасьевна


с. Курлек – 2006


Пояснительная записка


Программа курса «Юный энтомолог» является предметноориентированной и предназначена для учащихся 7-8-х классов. Насекомых, жизнь большинства из которых почти не изучена или мало изучена, на Земле более миллиона видов, ознакомиться с таким многообразием в рамках базовой учебной программы не представляется возможным. Учащиеся младших и средних классов всегда проявляют большой интерес к насекомым. Многие ребята собирают красивых жуков, бабочек, приобретая практические знания. Программа данного курса рассчитана на удовлетворение любознательности тех учащихся, которые, живо интересуясь зоологией и стремясь к непосредственному общению с природой, хотят больше знать об особенностях строения, физиологических особенностях и значении насекомых. Летние задания наблюдений за определенными видами насекомых и ведение дневников наблюдений формируют у учащихся навыки самостоятельной исследовательской работы. Данный курс рассчитан на 17 часов (1 час в неделю).


Цель курса – познакомить с многообразием насекомых, показать на практике возможность применения знаний в области сельского и лесного хозяйства


Задачи курса

  1. Расширение кругозора учащихся в области биологии

  2. Формирование умения работать с научной, популярной литературой.

  3. Формирование умений правильно оформлять рефераты и доклады.

  4. Пробуждение интереса к самостоятельному овладению знаниями в ходе исследовательской работы.

  5. Формирование навыков устной речи в роли докладчика, лектора.

  6. Помочь учащимся сориентироваться в выборе профиля.

Методы обучения:

- реферативные исследования;

- самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации, включая Интернет-ресурсы;

- метод проблемных задач.

Формы учебных занятий: интерактивные лекции, семинары, экскурсии, практикумы, уроки защиты рефератов, нетрадиционные уроки («Клуб знатоков»)


В процессе изучения курса учащиеся должны узнать:

- основные виды общественных насекомых, вредителей сельского и лесного хозяйства, одомашненные виды насекомых, полезных насекомых;
- методы борьбы с насекомыми-вредителями: механический, химический, агротехнический, биологический;

- многообразие строения насекомых, отражающее приспособленность к различным условиям обитании;

- понятие «мимикрия»;

- редкие виды насекомых.

В процессе обучения учащиеся должны приобрести следующие умения:

- определять по повреждениям растений виды насекомых-вредителей;

- работать с атласами-определителями, коллекциями;

- подбирать самостоятельно оборудование для энтомологических исследований;

- владеть методами элементарных энтомологических исследований;

- представлять результаты наблюдений, исследований в виде отчетов;

- работать с научной и популярной литературой;

- оформлять рефераты;

- делать доклады.

Достижения учащимися планируемых результатов выявляется в следующих формах:

  1. Защита практических и лабораторных работ.

  2. Защита рефератов.

  3. Ведение портфолио работ, выполненных в учебном процессе.

  4. Текущие и тематические собеседования по изученным темам.

  5. Текущее и итоговое тестирование.


Вводное занятие (0,5 часа)

Энтомология- наука о насекомых Жан Анри Фабр – исследователь насекомых.

Раздел 1. Строение насекомых. (2,5 часа)

Краткая характеристика насекомых.

Разнообразие строения ротовых органов.

Устройство крыльев насекомых. Виды полетов.

Что видят слепень и муравей.

Лабораторная работа № 1: строение ротовых органов насекомых.

Экскурсия на водоем.

Раздел 2. Занимательная энтомология (1 час)

Химическое оружие. Жук-нарывник.

Маленький чемпион. Жук-навозник.

Непонятные склонности. Жук ломехуза - гость многих муравейников.

Таланты жесткокрылых.

Жуки-великаны.

Раздел 3. Этот пестрый, пестрый мир насекомых.

Тема 1. Бабочки. (2 часа)

Мифы в названиях бабочек. Отчего бабочки красивы. Строение ротового аппарата бабочек. Цикл развития бабочек. Разнообразие бабочек. Редкие виды бабочек.

Лабораторная работа № 2: изучение под микроскопом крыла бабочки.

Практическая работа: работа с коллекциями бабочек.

Тема 2. Общественные насекомые.(2 часа)

Шмели.

Белые разбойники-термиты.

Шестиногие дорожники-муравьи. Муравьи – «скотоводы», «грибоводы».

Муравьи-амазонки – рыжие захватчики.


Тема 3. Одомашненные насекомые.(2 часа)

Пчёлы: состав семьи, биография одной пчелы, календарь превращений. Пчела и ее орудия. Как строятся соты. «Танцы» пчёл. Превращение нектара в мёд. Прополис – пчелиный клей.

Тутовый шелкопряд.

Тема 4. Наши маленькие друзья (1 час)

Божья коровка

Наездники.

Аммофилы.

Ежемухи.

Ктыри.

Биологические методы борьбы с насекомыми.

Тема 5. Насекомые – вредители леса (4 часа).

Корневые вредители и меры борьбы с ними. Хрущи, щелкуны, медведки.

Вредители молодняков и меры борьбы с ними. Долгоносики, клопы, пилильщики, листоеды, листовертки. Огневки.

Хвое- и листогрызущие вредители и меры борьбы с ними. Совки, коконопряды.

Стволовые вредители и меры борьбы с ними. Короеды, дровосеки, рогохвосты, древоточцы.

Вредители плодов и семян и меры борьбы с ними. Огневки, долгоносики.

Экскурсия в музей местного лесничества.

Лабораторная работа: определение по характеру повреждений растения вида насекомого.

Практическая работа: работа с атласом и коллекциями вредителей леса.

Тема 5. Насекомые – двойники (0,5 часа)

Мимикрия-способ самозащиты насекомых.

Практическая работа: работа с коллекцией «Мимикрия у насекомых»

Раздел 4. Насекомые под охраной. (0,5 часа)

Редкие виды насекомых. Заказник полезной энтомофауны в Омской области.

Летние задания: наблюдения за насекомыми, ведение дневников наблюдений.

1 час – резервный


Оборудование:

Таблицы:

Насекомые

Чешуекрылые

Медоносная пчела

Жёсткокрылые или Жуки

Многообразие перепончатокрылых

Коллекции:

Бабочки

Жуки

Вредители леса

Вредители сада

Мимикрия у насекомых

Микропрепараты:

Набор микропрепаратов по зоологии

Лабораторное оборудование:

Микроскопы учебные

Предметные стекла

Покровные стекла

Водные сачки с грузами

Промывальное сито

Пинцеты

Стеклянные банки

Кюветы

Ручные лупы

Литература

Гребенников В.С. «Мой удивительный мир».- Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1983.-183 с.

Гребенников В.С. «Миллион загадок».- Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1980.-166 с.

Плавильщиков Н.Н. «Занимательная энтомология».- М.: Детгиз, 1960.-152 с.

Аверкиев И.С. «Атлас вреднейших насекомых леса». – М.: «Лесная промышленность», 1984.- 70 с.

Шевырев И.Я. «Загадка короедов». - М.: Лесная промышленность, 1969.-93 с.

Халифман И.И. «В мире пчел». – М.: Детская литература, 1955.-159 с.

Фабр Ж.А. «Нравы насекомых». – М.: ТЕРРА, 1993.-594 с.

Гиляров М.С., Правдин Ф.Н. «Жизнь животных. Том третий». – М.: Просвещение, 1984. – 462 с.


Тематическое планирование


Тема занятия

Кол-во часов

Деятельность учащихся

Форма итоговой

работы

Вводное занятие – 0,5 часа

Энтомология- наука о насекомых

Жан Анри Фабр – исследователь

насекомых.








Строение насекомых -1,5 часа

Краткая характеристика насекомых.

Разнообразие строения ротовых органов.

Устройство крыльев насекомых. Виды полетов.

Что видят слепень и муравей.


Экскурсия на водоём

Лабораторная работа №1: строение ротовых органов насекомых.


Работа с

научно-популярной

литературой


Отчет по выполненной лабораторной работе.

Защита рефератов.

Предлагаемые темы рефератов:

«Устройство крыльев насекомых. Виды полетов»,

«Строение органов зрения насекомых. Что видят стрекоза, слепень и муравей»,

«Разнообразие форм конечностей насекомых – результат разнообразия условий обитания насекомых».


Тест

Занимательная энтомология (1 час)

Химическое оружие. Жук-нарывник.

Маленький чемпион. Жук-навозник.

Непонятные склонности. Жук ломехуза - гость многих муравейников.

Таланты жёсткокрылых.

Жуки-великаныны.



Работа с

научно-популярной

литературой


Работа с коллекциями насекомых.


Доклады учащихся по итогам работы с научно-популярной литературой


Бабочки. (2 часа)

Мифы в названиях бабочек. Отчего бабочки красивы. Строение ротового аппарата бабочек. Цикл развития бабочек. Разнообразие бабочек. Редкие виды бабочек.

Лабораторная работа № 2: изучение под микроскопом крыла бабочки.

Практическая работа: работа с коллекциями бабочек.


Работа с

научно-популярной

литературой.

Работа с коллекциями

Отчет по выполненной лабораторной работе.

Защита рефератов


Предлагаемые темы рефератов:

«Мифы в названиях бабочек»,

«Редкие виды бабочек».




Общественные насекомые.(2 часа)

Шмели.

Белые разбойники-термиты.

Шестиногие дорожники - муравьи. Муравьи – «скотоводы», «грибоводы».

Муравьи-амазонки – рыжие захватчики.



Работа с

научно-популярной

литературой




Доклады учащихся по итогам работы с научно – популярной литературой.



Одомашненные насекомые.(2 часа)

Пчёлы: состав семьи, биография одной пчелы, календарь превращений. Пчела и ее орудия. Как строятся соты. Превращение нектара в мед. Прополис - пчелиный клей.

Тутовый шелкопряд.


Работа с

научно-популярной

литературой



Защита рефератов.

Предлагаемые темы рефератов:

«Пчёлы – собиратели мёда и их паразиты»,

«Пчёлы и травы»,

«Танцы» пчёл».

Наши маленькие друзья (1 час)

Божья коровка.

Наездники.

Аммофилы.

Ежемухи.

Ктыри.

Биологические методы борьбы с насекомыми-вредителями.


Работа с

научно-популярной

литературой



Доклады учащихся по итогам работы с научно – популярной литературой.



Насекомые – вредители леса (4 часа) из них

Семинарское занятие -2 часа.

Лабораторная работа- 1час

Экскурсия- 1 час

Корневые вредители и меры борьбы с ними. Хрущи, щелкуны, медведки.

Вредители молодняков и меры борьбы с ними. Долгоносики, клопы, пилильщики, листоеды, листовертки. Огневки.

Хвое- и листогрызущие вредители и меры борьбы с ними. Совки, коконопряды.

Стволовые вредители и меры борьбы с ними. Короеды, дровосеки, рогохвосты, древоточцы.

Вредители плодов и семян и меры борьбы с ними. Огневки, долгоносики.

Практическая работа: работа с атласом и коллекциями вредителей леса.

Экскурсия в местный музей лесничества.

Лабораторная работа № 3: определение по характеру повреждений растений вида насекомых.



Работа с

научно- популярной литературой.

Работа с коллекциями


Отчет по выполненной лабораторной работе.



Защита рефератов

Предлагаемые темы рефератов:

«Загадка короедов»,

«Иван Яковлевич Шевырев – исследователь в области лесной энтомологии»,

«Вредители хвойных пород на территории Томской области».



Насекомые – двойники (1 час)

Мимикрия-способ самозащиты насекомых.

Практическая работа: работа с коллекцией «Мимикрия у насекомых»



Работа с коллекцией




Насекомые под охраной. (1 час)

Редкие виды насекомых. Заказник полезной энтомофауны в Омской области.


Работа с наборами открыток, Красной книгой




Итоговое занятие в форме игры

«Клуб знатоков»

Летние задания – наблюдения

1 час







ИТОГО: 17 часов








Приложения

Приложение 1.

Экскурсия на водоём по теме «Особенности строения насекомых»

Экскурсию на водоем целесообразно проводить в первой половине сентября, после изучения особенностей строения насекомых. К этому времени ученики уже располагают достаточным количеством знаний для выполнения наблюдений за водными насекомыми и их личинками. Кроме того, в это время обитатели водоёма ещё активны и доступны наблюдению.

Цель экскурсии:

  1. Познакомить учащихся с некоторыми типичными насекомыми – обитателями местного водоёма;

  2. Научить школьников самостоятельно выявлять признаки приспособленности водных насекомых к среде их обитания;

  3. Формировать ответственное отношение к природе, биологическим объектам, к их охране.

Оборудование: водные сачки с грузами, промывальное сито, пинцеты, стеклянные банки, кюветы, ручные лупы, карточки – задания, блокноты, карандаши.



следующая страница >>