bigpo.ru
добавить свой файл
1
МОУ « Основная общеобразовательная школа №2»


Программа социального педагога

МОУ « Основная общеобразовательная школа


«Школа + семья:

шаги навстречу»

на 2007-2010 годы


Автор программы:

Кузьмина Галина Юрьевна

социальный педагог

МОУ «ООШ

ул. Молодежная д.15

733305


Новочебоксарск-2008г


Содержание программы:


1. Пояснительная записка_________ 3 стр.


2. Содержательная часть _________ 4-11 стр.


3. Список литературы_____________ 11 стр.


4. Приложения: _________________ 12- 16 стр.

-Таблица 1 . Статистические данные семей.

-Схема 1. Структура управления процессом социальной адаптации подростков.

- фотоматериалы;


«Семьяэто общество в миниатюре, от

целостности которого зависит

безопасность всего большого

человеческого общества».

Ф.АДЛЕР

Пояснительная записка

Данная программа является одним из механизмов решения актуальной задачи в нашей стране - восстановить воспитательное влияние семьи, добиться единства действий педагогов и родителей, найти пути нейтрализации вредных воздействий на родителей и взрослых. Все яснее становиться понимание роли семьи в формировании, поддержании и развитии познавательных интересов ребенка. Поэтому работа с семьей становиться важнейшим компонентом учебно-воспитательного процесса школы.

Есть старинная русская пословица: человек следует тому, чему научился в дому. Семья учит, прежде всего, нравственности – доброму отношению, доброму поступку, любви к ближнему, милосердию и состраданию. С незапамятных времен семья остается уникальным и в то же время универсальным и самым массовым институтом социализации личности. Семья – дом, объединяющий людей, здесь закладываются основы человеческих отношений, происходит первая социализация личности

Программа позволяет:

- раскрыть потенциал семьи;

- способствовать формированию и развитию ценности семейных отношений;

- установить гармоничные отношения между членами семьи;

-взаимодействовать школе и семье в вопросах становления личностного потенциала каждого учащегося школы.

Суть проблемы:

Педагогический коллектив в целом и социальный педагог принимают современную воспитательную систему школы для формирования личности детей и подростков, растущих в сложном окружении, так и разностороннюю работу с семьями.

Микрорайон школы и его среда оказывают негативное влияние на личность ребенка, так как многие семьи проживают в домах секционного и гостиничного типа, гостинцах; не обустроена предметно-эстетическая среда: монотонные асфальтированные покрытия, вытоптанные газоны, сломанные заборы, исписанные двери и стены домов. В микрорайоне школы большинство семей - неблагополучные. Неблагоприятная среда является провоцирующим фактором для правонарушений. Все это отрицательно воздействует на личность ребенка и на самих родителей.


Содержательная часть



  1. Нормативная база

Программа разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании», с Программой развития школы на 2007-2010г.г., воспитательной концепцией школы « Учеба. Творчество. Успех» на 2007-2012 г.г., школьной программой по ограничению курения табака «Быть здоровым - модно и престижно» на 2007-2008 г.г.



  1. Цель и задачи программы

Основной целью программы является воспитание социально – адаптированной конкурентно – способной личности.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

-выработка взаимопонимания;

-восстановление воспитательного влияния семьи;

- добиться единства действий педагогов и родителей;

3. Основные направления реализации Программы

Комплекс программных мероприятий предусматривает профилактические и реабилитационные работы с семьей, основанные на принципах социального партнерства родителей и всех учащихся школы – с 1 по 9 –е. классы (6 – 15 лет).

3.1 Диагностика семьи и семейных проблем.

1. В центре внимания всегда должен стоять ребенок, а витальной, т.е. жизненно необходимой, средой для его развития является семья. Необходимо четко ориентироваться в таких базовых понятиях, как здоровая (функциональная) семья, конфликтная (дисфункциональная) семья, асоциальная семья с наркологическими проблемами и противоправным поведением членов семьи, распавшаяся семья.

2. Для здоровой семьи характерна сильная родительская позиция с устойчивыми семейными традициями.

3. Друзья семьи – родителей и детей – свободно входят во внутрисемейное пространство, принимаются в нем без риска быть отвергнутыми. Опору семьи создают взаимно солидарные и поддерживающие друг друга родители.

4. Социально – психологическая оценка семьи:

а) недостаточность эмоционального тепла в отношениях между родителями и детьми;

б) конфликтные отношения между взрослыми и детьми в семье - одна из причин, обусловливающих сегодня невысокую эффективность воспитательных функций семьи, - ее конфликтность. Совершенно очевидно, что любой семейный конфликт ведет к возникновению у ребенка серьезных проблем, зачастую влечет за собой ту или иную форму безнадзорности. А здесь уже недалеко до последней в этом ряду стадии – беспризорности.

в) враждебное отношение к ребенку (ребенок в роли виноватого);

г) физическое насилие в отношении ребенка;

д) неадекватное или искаженное общение в семье.


3.2 Организация психолого – педагогического консультирования.

- основан на оценке структурированных признаков: полная, неполная семья, стереотип неправильного воспитания, алкоголизация родителей, аморальное или криминальное поведение родных.


В большей или меньшей мере жизненный путь ребенка определяют:



1. Нуклеарная семья 2. Молодая семья 3. Неполная семья


Отец, мать, 1-2 детей Супружеская пара Мать (или отец), дети


4. Внебрачная семья 5. «Маленькая мама»


Мать, дети «Ребенок»


- обращено к анализу психологических аспектов кризисной семейной ситуации и особенностям личностного реагирования в конфликте.


Данные направления реализуются на различных уровнях:

Традиционные и нетрадиционные массовые и групповые формы общения.

«Семья – дети», «семья – семья», «дети – дети», «дети- подростки – взрослые». Вошли в практику семейные праздники, дни открытых дверей, игровые семейные конкурсы-состязания. Внутрисемейные отношения активно воздействуют на создание благоприятного психологического климата в семье и в социуме. Совместная деятельность взрослых и детей положительно сказывается на укреплении и сплочении семьи, на контактах детей и взрослых.

  • Просветительские.

Передача родителям знаний о специфике развития ребенка в разном возрасте, знакомство с опытом воспитания, накопленным в науке, ориентация родителей на самовоспитание и самообразование.

  • Информационные.

Предоставление родителям о службах и специалистах, способных помочь в конкретной ситуации, реклама о мероприятиях для родителей, воспитывающих детей определенной возрастной ситуации.

  • Коммуникационные.

Организация взаимодействия родителей, семьи и специалистов, различных служб и центров, способных помочь в решении сложных ситуаций.



ЭТАПЫ

СОДЕРЖАНИЕ

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОГРАММЫ

ОЖИДАЕМЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ




1.Диагностический

1) Сбор информации об учащихся и о семьях классными руководителями.

2) Анализ информации социальных карт классов.

3) Анализ социального паспорта школы с целью:

- классификации типа семей;

- выявление проблемных ситуаций;

- составление плана работы.

4) Разработка проектов, программ по развитию отдельных социологических аспектов воспитания отдельными классами, внешкольными объединениями и т.п.;


5)Комплексная профилактическая и реабилитационная работа с семьями.


Ежегодно


Ноябрь

2007,2008г.г.


2007-2010г.г.


каждый год

- составление социальной карты класса;

- составление категории семей по различным основаниям классификации;


- составление социального паспорта школы;

- выявление детей «группы риска», ОПДН.

(Приложение).


Программы, реализуемые в классах:

1а «Мое здоровье - мое будущее».

1б «Славься, Отечество».

2а «Быть всезнайками – непросто, но можно и нужно».

2б «Личность – это Я».

3а «Такой незнакомый Я»

3б « В дружбе взрослых и детей – сила школы и семей».

3в« Здоровому – все здорово».

4а «Мир красоты».

4б «Мой мир на рисунке».

5а «Развитие гармоничной личности школьника».

6а «Формирование здорового образа жизни учащихся».

6б «Пропаганда – ЗОЖ».

7а «Развитие гармоничной личности школьника».

7б «В здоровом теле – здоровый дух».

8а «Я в мире культуры».

8б «Надежда».

Введение индивидуальной папки учащихся, состоящих в «группе риска», ВШУ, ОПДН и результаты анкетирования.

(Приложение)






2.Деятельностный

1) Реализация комплекса проектов, – как вновь созданных, так и традиционных как внутри, так и внешкольных.



2007-2010г.г.

Ученик 7а класса Чирков И. принял участие в рамках городского конкурса творческих работ детей – сирот, оставшихся без попечения родителей «Моя семья» и занял 1 место.




3.Рефлексивный

Выявление результативности реализуемых программ (общешкольной программы и программ классных коллективов) посредством комплексной диагностики, обобщение итогов, определение перспектив.



2009-2010г.г.

Улучшение личностной характеристики подростков.




































Участие классных коллективов в программе.


Каждый классный руководитель конкретизирует данную программу. Исходя из особенностей жизни класса, интересов и возможностей школьников и их родителей, в каждом классе разрабатывается своя собственная система дел по ее реализации.


План по реализации программы





Действия

Сроки

Ответственные

Ресурсы

Результат

1

Предварительная диагностика.

Октябрь-ноябрь 2007

Соц. педагог,

школьный психолог

Проводят классные руководители, учителя, психологическая и медицинская службы школы, охранник школы.

Социальный паспорт класса.

Выявление детей «группы риска».

2

Уточняющая диагностика.

Январь-февраль 2008

Соц.

педагог, школьный психолог

Наблюдения, беседы, опросы, тестирование,

анкетирование, получение опосредованной информации.

Социальный паспорт школы, позволяющий определять характеристику семьи.



3

Составление индивидуальной программы педагогической коррекции по социализации подростка.

Ежегодно

Классный руководитель, соц.

педагог

«Сетка возможностей»- использование всех имеющихся школьных ресурсов.

Личность, адаптированная в социальной среде.

4

Отслеживание предварительного результата работы.

Ежегодно в конце учебного года

Соц.

педагог

Административные ресурсы школы, беседы, наблюдения.

Позитивныеизменения в индивидуальной характеристике подростка.

5

Получение результатов работы.

Заключительный этап реализации программы

Соц.

педагог

Административные ресурсы школы.

Улучшение личностной характеристики подростков, трудоустройство, выбор профессии, самоопределение, снятие с учета.





















Список использованной литературы



  1. Воспитание школьников. Теоретический и научно – методический журнал, «Школьная пресса» - М., №9,2000.



  1. Игошев К. Е., Миньковский Г.М. Семья, дети, школа.- М.:Юрид.лит., 1990.-448с.



  1. Методическое обеспечение социального партнерства при проведении профилактической и реабилитационной работы в семье. - М.,2005




  1. Научно – методический журнал «Классный руководитель» - М., №2, 2008.



  1. Региональные модели социально - педагогической профилактики ПАВ- зависимостей в молодежной среде. – М.,2005.



  1. Социальная педагогика в России. Изд-во «Современное образование».- М.:№1, 2008г.



  1. Справочник социального педагога: 5-11 классы. Авт.-сост. Т.А. Шишковец, - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2007.



Таблица 1 . Статистические данные семей.



Характеристика семьи

Количество семей

за 2007-2008 учебный год

1 Многодетных семей

25

2 Опекаемых

7

3 Отцы, воспитывающие детей

4

4 Малообеспеченных

7

5 Матерей одиночек

123

6 Неполных семей

127

7 Семьи, где ребенок инвалид

4

8 Социально-опасные

7



Сведения о детях, стоящих на учете в ОПДН -3 ученика, на ВШУ- 6,

в «группе риска»- 6.


Схема 1. Структура управления процессом социальной адаптации подростков.


СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ




Фотоматериалы

Посещение и вручение подарков многодетной семьи Калининых в рамках Республиканского проекта « Добровольцы многодетным семьям».




Оказание помощи многодетной семье Ковалевых от школы.


Взаимодействие субъектами профилактики


Учителя классный руководитель руководители кружков

Воспитатели ГПД ГИБДД, ГОВД

Семья СОЦИАЛЬНЫЙ РГУ «НСРЦН» инспектора ПДН ПЕДАГОГ Школьный психолог

Специалисты МПЦ ТОС

КДН Наркологический центр Управляющий совет