bigpo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 4 5
Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов

Республики Беларусь 16 января 2006 г. N 5/17097


ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

11 января 2006 г. N 27


О ПРОГРАММЕ РАЗРАБОТКИ И ПРОИЗВОДСТВА ОБОРУДОВАНИЯ

ДЛЯ ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО

КОМПЛЕКСА НА 2006 - 2010 ГОДЫ


Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Программу разработки и производства оборудования для перерабатывающей промышленности агропромышленного комплекса на 2006 - 2010 годы (далее - Программа).

Министерству промышленности, Национальной академии наук Беларуси довести Программу до заинтересованных и ежегодно до 1 марта информировать Совет Министров Республики Беларусь о ходе ее реализации.

2. Министерству промышленности, Министерству сельского хозяйства и продовольствия, Национальной академии наук Беларуси, Белорусскому государственному концерну пищевой промышленности "Белгоспищепром" внести предложения Министерству экономики, Государственному комитету по науке и технологиям о включении в установленном порядке заданий Программы, требующих проведения комплекса опытно-конструкторских работ, в разрабатываемый проект государственной программы импортозамещения на 2006 - 2010 годы.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство промышленности и Национальную академию наук Беларуси.


Премьер-министр Республики Беларусь С.СИДОРСКИЙ




УТВЕРЖДЕНО

Постановление

Совета Министров

Республики Беларусь

11.01.2006 N 27


ПРОГРАММА

РАЗРАБОТКИ И ПРОИЗВОДСТВА ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ

ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО

КОМПЛЕКСА НА 2006 - 2010 ГОДЫ


1. Программа разработки и производства оборудования для перерабатывающей промышленности агропромышленного комплекса (далее - Программа) разработана в соответствии с пунктом 2.4 протокола заседания Президиума Совета Министров Республики Беларусь от 3 мая 2005 г. N 16.

Программа предусматривает комплекс мероприятий по созданию условий, способствующих развитию отечественного машиностроения для обеспечения потребностей в техническом перевооружении организаций мясной и молочной промышленности.

Реализация Программы позволит снизить зависимость республики от импорта указанного оборудования, стимулировать отечественных производителей.

Животноводческую продукцию в республике перерабатывает 521 организация, в том числе переработкой скота, производством мясопродуктов занимается 381 организация, переработкой молока - 140. Из общего количества следует выделить 26 крупных технически оснащенных организаций мясной и 81 - молочной промышленности, на долю которых в текущем году приходится 63 процента перерабатываемого скота и 98 процентов перерабатываемого молока.

Действующее технологическое оборудование уступает зарубежным аналогам в части производительности, расхода энергии и материалоемкости. Моральный и физический износ оборудования организаций мясной промышленности составляет 76 процентов, молочной - 56 процентов.

В настоящее время организации мясной и молочной промышленности находятся в коммунальной собственности, а их техническое перевооружение финансируется из местных бюджетов. Наряду с общим уровнем износа необходимо отметить высокий уровень технологий КУП "Минский мясокомбинат" и некоторых других, оснащенных самым современным оборудованием с программным управлением.

Техническое оснащение производств организаций, расположенных в районных центрах, осуществлялось, в основном, оборудованием, производившимся в бывшем СССР и странах, входивших в СЭВ, и требует первоочередной замены или модернизации.

2. Современное состояние рынка технологического оборудования для мясной и молочной промышленности.

Машиностроение для пищевой промышленности в мировой экономике достигло высокого уровня развития. В Германии только по профилю оборудования для мясопереработки специализируется около 600 компаний. Вместе с тем по профилю сложного оборудования происходит монополизация рынка. Такие компании, как Вестфалия-сепаратор, Реда, Нагема, Франк-а-Матик, Кремер-Гребе, Обрам и другие, обеспечивают значительный сектор мирового рынка в поставках сложного дорогостоящего оборудования (сепараторы, куттеры), а также специализированные компании по поставкам компрессоров, холодильного оборудования, термокамер (Богекомпрессор, Грасса и др.).

Значительную потребность рынка государств - участников СНГ обеспечивают специализированные организации России и Украины, представители которых предлагают всю номенклатуру оборудования, необходимого для технического переоснащения организаций перерабатывающей промышленности агропромышленного комплекса. В организациях республики эксплуатируется широкий спектр технологического оборудования организаций государств - участников СНГ, стран, входивших в состав СЭВ, компаний Италии, Германии.

3. Потенциал отечественного машиностроения для мясной и молочной промышленности.

Основными производителями технологического оборудования для мясопереработки в республике являются ОАО "Брестмаш", частное унитарное машиностроительное предприятие "Компо" (г. Брест) (далее - УМП "Компо"), ОАО "Завод "Продмаш" (г.Минск). Ими производится комплекс оборудования для первичной переработки свиней, крупного рогатого скота, производства продуктов быстрого приготовления (котлет, пельменей, сосисок) и другого.

В производстве оборудования для расфасовки молочной продукции специализируется РУП "Приборостроительный завод "Оптрон", входящий в состав НПК "Белмашприбор" НАН Беларуси, конструкторско-производственное республиканское унитарное предприятие "ОКБ "Академическое", подчиненное НАН Беларуси, и ОАО "Брестмаш" - обеспечивают потребность в насосах, емкостях для транспортировки молочной продукции. ЗАО "Стройэнерго" (г.Минск) организовано производство теплообменников пластинчатых, используемых для нагрева (пастеризации) и охлаждения молока, ОАО "Гродненский механический завод" концерна "Белнефтехим" освоило производство автоцистерн изотермических для транспортировки молока емкостью от 0,9 до 24 куб.м.

Отечественные производители обеспечивают около 20 процентов необходимого оборудования для мясопереработки и еще меньше для молокопереработки. Кроме того, по своим эксплуатационным характеристикам оно не в полной мере отвечает задачам технического перевооружения организаций. Из этого вытекает необходимость проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию нового поколения технологического оборудования для мясной и молочной промышленности.

Отсутствие в республике специализированных проектно-конструкторских организаций в мясной и молочной промышленности не позволяет создавать технологические потоки пастеризации, бактериологической обработки молока и другие на базе имеющегося оборудования (пластинчатые теплообменники, емкости, насосы, пневматические клапаны и др.).

Это одна из причин преобладания на отечественном рынке иностранных компаний, которые поставляют не только оборудование, а и новые технологии "под ключ" с комплексом услуг на этапе запуска и эксплуатации.

4. Потребность в оборудовании для технического перевооружения.

Имеющийся потенциал организаций республики позволяет обеспечить производство оборудования согласно планам технического перевооружения по целому ряду позиций, таких, как установки для транспортировки фарша, шприцы вакуумные, массажеры, инъекторы, клипсаторы, автоматы пельменные, котлетные, устройства порционирующие, подъемники для загрузки сырья, насосы молочные, пластинчатые охладители молока, резервуары различного назначения, контейнеры для созревания и хранения сыра и другие.

Планы технического перевооружения до 2010 года включают внедрение таких технологических комплексов, как линии производства творога методом сепарирования, в которую входит сепаратор, линия розлива молочных напитков и другое оборудование единичной потребности. На них не имеется конструкторско-технологических разработок, и требуется проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по полному циклу с изготовлением опытных образцов.

5. Задачи и цели Программы.

Задания по разработке и производству оборудования для технического перевооружения перерабатывающей промышленности агропромышленного комплекса на 2006 - 2010 годы согласно приложению составляют основу новых инновационных проектов, включенных в Программу. К ним относятся линии производства сыров, линии производства творога, впервые в республике принятые к освоению РУП "Завод средств комплексной автоматизации" (г.Минск). НПК "Белмашприбор" (г.Минск) планируется освоение комплекса розливочно-упаковочного оборудования. Одновременно в Программу включен перечень мероприятий по оказанию услуг в части создания локальных автоматизированных систем управления технологическими процессами на базе программируемых логических контроллеров, систем энергообеспечения с использованием энергосберегающего оборудования, а также ремонта технологического оборудования. Предусматривается разработка и освоение контрольно-измерительных приборов, в том числе счетчиков учета молока, станций моечных, насосов молочных и другого.

По переработке мясного сырья предполагается освоение линий переработки свиней в вертикальном положении, стоимость аналогов которой составляет более 1,2 млн. евро, линии переработки крупного рогатого скота, линии обработки кишечного сырья и другого.

Для переработки мяса планируется разработка и освоение линий производства колбас, сосисок, шприцев вакуумных, варочно-коптильных камер. УМП "Компо" планирует создание куттеров вакуумных - основного и технически сложного оборудования для производства колбас с 90 режимами работы (программами) и эмульгаторов. Стоимость аналогов такого куттера составляет 250 - 350 тыс. долларов США.

РУП "Оптическое станкостроение и вакуумная техника" (г.Минск), НПК "Белмашприбор" ориентированы на создание комплекса машин для переработки плодоовощной продукции.

Таким образом, основной целью Программы является:

снижение зависимости от импорта технологического оборудования для перерабатывающей промышленности;

формирование отечественного сектора машиностроения, инфраструктуры по техническому обеспечению перевооружения организаций молочной, мясной промышленности;

обеспечение потребности в оборудовании для формирования основных технологических потоков переработки и технического перевооружения организаций;

снижение стоимости оборудования;

развитие экспорта продукции машиностроения для мясо- и молокопереработки.

6. Конструкторско-технологическое обеспечение Программы.

Конструкторско-технологический потенциал реализации Программы ограничен имеющимися наработками в области мясопереработки ОАО "Брестмаш" и УМП "Компо"; в области розлива и упаковки молока - НПК "Белмашприбор", в области создания молокоохладительных установок - РУНИП "ИМСХ НАН Беларуси".

Принявший к освоению линий производства сыров и творога РУП "Завод средств комплексной автоматизации" не имеет опыта в данной области. Представляется актуальным привлечение потенциала УП "Белгипроагропищепром" Министерства сельского хозяйства и продовольствия как разработчика проектов технического перевооружения организаций агропромышленного комплекса в формировании технических требований на создаваемое оборудование, а также включать в дальнейшем в проекты отечественные разработки.

Важнейшим фактором реализации Программы выступает способность ее участников использовать опыт мирового машиностроения и организаций перерабатывающей промышленности.

7. Финансовое обеспечение Программы.

С учетом имеющихся конструкторско-технологических заделов ОАО "Брестмаш" и УМП "Компо" создание образцов новой продукции планируют за счет средств организаций.

Отсутствие конструкторско-технологических разработок по оборудованию для молокопереработки требует государственной поддержки проведения комплекса научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию опытных образцов импортозамещающего оборудования. Долевое финансирование таких заданий Программы предполагается из республиканского бюджета (из средств на финансирование проектов разрабатываемого проекта Государственной программы импортозамещения на 2006 - 2010 годы) в соответствии с законодательством в объеме 4750 млн. рублей.

Фактические объемы затрат из республиканского бюджета будут уточняться при проведении государственной экспертизы проектов, в результате которой отдельные проекты могут быть отклонены.

8. Ожидаемая социально-экономическая эффективность.

Реализация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию опытных образцов оборудования носит затратный характер. Социально-экономический эффект будет определяться по совокупности ряда факторов, и в первую очередь техническим уровнем, количеством заказанного оборудования, его стоимостью и объемом предоставляемых изготовителем сервисных услуг.

Значимость Программы в том, что она представляет механизм реализации интересов организаций агропромышленного и машиностроительного комплексов республики. Программа предусматривает создание научно-технического и производственного потенциала в республике по производству оборудования для молокопереработки на РУП "Завод средств комплексной автоматизации", создание автоматизированных систем управления технологическими процессами, современных систем энергообеспечения и ремонта оборудования.

Экономическую эффективность в значительной мере определяет стоимостный фактор. Так, при практически равных технических характеристиках колбасно-сосисочного комплекса ОАО "Брестмаш" реализует их по стоимости 7 - 8 тыс. долларов США, а компании Польши и Германии - по стоимости выше 70 тыс. долларов США (в зависимости от комплекта насадок).

Прогнозируется стоимость изготовления линии переработки свиней в пределах 100 - 120 тыс. долларов США при стоимости линии компании Обрам (Германия) до 1,5 млн. евро. Окупаемость средств, затраченных на разработку, изготовление и сертификационные испытания заданий Программы, составит 2 - 3 года.



следующая страница >>