bigpo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 4 5
ПРОГРАММА

ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ И ПОДГОТОВКИ

УЧАЩИХСЯ К УСПЕШНОМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ

САМООПРЕДЕЛЕНИЮ


Пояснительная записка


Успешность человека в современном обществе определяется его достижениями в какой-либо области деятельности, признанием его заслуг в обществе, получении хороших результатов в работе. Успех осознается человеком во время приобретения социального опыта и достигается за счет приложенных стараний и усилий. Успешность оценивается как людьми, так и самим человеком. Потребность в достижении – желание преодолеть, побороть, опередить других; достичь высшего уровня в каком либо деле, быть последовательным и целеустремленным, является одной из ведущих потребностей человека, по Мерею. Потребность в самоактуализации: стремление к реализации своих способностей, венчает их «пирамиду», по А. Маслоу.

Удачное профессиональное самоопределение учащихся является одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни. Этому должны способствовать профильное образование старшеклассников и предпрофильная подготовка учащихся среднего звена.

Данный курс предназначен преимущественно для учеников девятых классов и рассчитан на 5 занятий по 1 час. 20 мин. (2 урока).

Курс предполагает проведение диагностической, информационно-просветительской и обучающей работы с детьми. В качестве форм организации учебных занятий предлагается использовать: интерактивные лекции (с последующим обсуждением), ролевые игры, самостоятельную работу учащихся, учебно-тренинговые процедуры с последующим рефлексивным анализом.

Контроль достижения поставленной цели может быть осуществлен путем сравнения результатов анкетирования детей по форме в Приложении 1.

Цели и задачи курса

Основной целью курса является оказание помощи учащимся в формировании профессиональных намерений и успешном профессиональном самоопределении.

Задачи курса:

  • оформление углубленного представления школьников о мире профессий;

  • диагностика собственных ресурсов и интересов учащихся;

  • формирование профессиональных намерений учеников с учетом имеющихся у них интересов и способностей;

  • овладение способами самосовершенствования личности с целью успешной профессиональной самореализации в будущем.


Учебно-тематический план


№ п/п

ТЕМА

Количество часов

1.

Что я знаю о профессиях?

2

2.

Мир профессий, в котором мы живем

2

3.

Влияние мотивации на успешность самореализации в выбранной профессии

2

4.

Мотивы выбора профессии

2

5.

Карта моих интересов

2




Итого

10


Тема 1. Что я знаю о профессиях?

Цель: Диагностика профнамерений школьников. Изучение профессии с различных точек зрения.

Основные понятия:

профессия, специальность, должность; предмет, цель, орудия и условия труда;

степень проблемности трудовых ситуаций, социально-психологические параметры, эмоционально-волевые параметры.

Используемые материалы: опросники выявления профнамерений учащихся и схемы описания профессиональной деятельности на печатной основе (Приложения 1, 2).

Этапы проведения занятия.

1. Путем устного опроса учащихся, выявить какие потребности, устремления и желания присутствуют у людей на протяжении их жизни. Из предложенных детьми высказываний выделить группу ценностей, связанных с профессиональной деятельностью людей (интересная работа, хорошая зарплата, материальное обеспечение, общественное признание, творчество, независимость, самостоятельность и т. д.).

2. Провести письменный опрос школьников для выявления их профнамерений (Приложение 1). Путем обсуждения с детьми результатов опроса, выяснить, какие вопросы получили наибольшее количество отрицательных ответов. Сделать вывод (представления о профессиях поверхностны и связаны, в основном, с названиями и внешними признаками).

3. Рассмотреть предлагаемую схему описания профессиональной деятельности (Приложение 2), проанализировать одну из профессий (устно всем классом или по группам с последующим представлением составленного описания профессии).

4. Предложить детям (группам) инсценировать трудовую деятельность представителя описанной выше профессии. Выяснить, что ощущали школьники во время представления.

5. Рефлексивный анализ занятия: продолжить предложения (Приложение 3).

Тема 2. Мир профессий, в котором мы живем.

Цель: актуализация представлений учащихся о хорошей работе, знакомство с миром профессий и перспективными направлениями развития экономики.

Основные понятия: ценностный и прагматический тип мотивации трудовой деятельности, названия профессий «нового времени».

Используемые материалы: таблица перспективных направлений развития экономики и связанных с ними специальностей, анкеты обследования типа мотивации трудовой деятельности, список наименований новых профессий (Приложения 4, 5, 6).

Этапы проведения занятия.

1. Восстановить в памяти учащихся тему и основные моменты предыдущего урока.

2. Провести анкетирование с целью определения типа мотивации трудовой деятельности (Приложение 5).

3. Обсудить с детьми вопросы, наводящие на мысль о том, что человек, занимающийся любимой и интересной работой, более счастлив и успешен в жизни. Какие последствия могут возникнуть у человека, который долгое время занимается нелюбимой работой? (негативные эмоции, плохое выполнение своих обязанностей, работа приносит раздражение и усталость, нервное напряжение, стресс, болезни). Что может сделать работник для выхода из такой ситуации? (сменить место работы или профессию; попытаться найти в своей деятельности положительные стороны – рядом с домом, не слишком тяжелая, хорошо оплачивается, полезная людям).

4. Познакомить школьников с перспективными направлениями развития экономики и связанных с ними специальностями, так как востребованность профессии на рынке труда – один из критериев успешного профессионального самоопределения человека (Приложение 4).

5. Представить краткие характеристики профессий «нового времени»: бренд-менеджер, букмекер, диджей, имиджмейкер, криэйтор, логистик, маркетолог, медиапленнер, мерчендайзер, риэлтор, системный администратор, стрингер, трейдер, PR – менеджер (Приложение 6). Предложить одним учащимся изобразить какую-либо профессию, а другим угадать ее.

6. Домашнее задание: по схеме описания профессиональной деятельности проанализировать профессии «нового времени» (по выбору учащихся).

7. Рефлексивный анализ занятия (Приложение 3).

Тема 3. Влияние мотивации на успешность самореализации в выбранной профессии.

Цель: диагностика и формирование мотивационно-потребностной сферы учащихся как одного из факторов благоприятной профессиональной самореализации.

Основные понятия: «хочу, могу и надо».

Используемые материалы: таблицы (Приложение 7).

Этапы проведения занятия.

1. Восстановить в памяти учащихся тему и основные моменты предыдущего урока. Констатировать, что человек, занимающийся любимой работой, более счастлив и успешен в жизни.

2. Обсудить с учащимися как выполнялось домашнее задание, заслушать одного–двух человек с анализом профессий нового времени.

3. Дать задание ученикам самостоятельно заполнить первую и вторую колонки таблицы «Мои профессиональные запросы» (Приложение 7). Вторая колонка заполняется в соответствии с описанием профессиональной деятельности (Приложение 2). Обсудить полученные результаты в следующем ключе: заполнение какой колонки вызвало у учащихся наименьшие (наибольшие) трудности? (1, 2).

4. В чем заключаются эти трудности? (отсутствие некоторых способностей, знаний, умений). Что необходимо сделать для их преодоления? (развивать память, внимание, свою волевую и эмоциональную сферы, некоторые специальные способности, углубленно изучать определенные предметы в школе, заняться спортом).

5. Предложить учащимся заполнить третью колонку таблицы: «Что я должен сделать, для превращения «не могу» в «могу», чтобы овладеть этой профессией». После выполнения работы обратить внимание детей на то, что они сами составили (или попытались составить) программу для самосовершенствования с целью успешной самореализации в выбранной ими профессии. «Если я хочу стать …, то я буду делать …».

6. Рефлексивный анализ занятия (Приложение 3).

Тема 4. Мотивы выбора профессии.

Цель: определить составляющие формирования мотивов выбора профессии.

Основные понятия: мотивация на успех, способности, склонности, интерес.

Используемые материалы: опросники Дж. Холланда (Приложение 8).

Этапы проведения занятия:

1. Вспомнить со школьниками тему и основные мысли предыдущего урока. «Если я хочу стать…, то я буду делать…».

2. В процессе ролевой игры выявить составляющие, которые влияют на формирование мотивов выбора профессии.

Предлагаемая ситуация:

Школьник заканчивает одиннадцатый класс. Через месяц ему необходимо определиться с будущей профессией и учебным заведением, где он будет обучаться. В городе, где он проживает, есть торговый техникум (около дома) и медицинский колледж. Выпускник проявил в школе способности к математике и химии, вечером посещает театральный кружок. Мама работает бухгалтером в магазине, а папа программист. Друзья по классу поступают в колледж. Классный руководитель – учитель математики.

Задача: обсуждать тему будущей профессии выпускника на протяжении обычного рабочего дня школьника: дом (мама) – школа (классный руководитель) – после уроков (одноклассники) – вечер, театральный кружок (художественный руководитель) – поздний вечер (папа).

Этапы:

1. Обобщить мнения учащихся относительно составляющих формирования мотивов выбора профессии, которые сложились у класса во время игровой ситуации. (Стремление к успеху, мнение родителей, учителей и друзей, представление о себе, о своих способностях, возможностях и интересах).

2. Обсудить вопросы: чем, по вашему мнению, склонность к какой-либо деятельности отличается от интереса к ней? С какими фразами они чаще сочетаются «неудачи в работе» или «достижение успеха?

3. Предложить детям определить по опроснику Дж. Холланда сферу деятельности, в которой они, благодаря определенным личностным качествам, скорее всего, могут добиться успеха.

4. Рефлексивный анализ занятия (Приложение 3).


Тема 5. Карта моих интересов.

Цель: Помочь учащимся определиться со сферой своих интересов. Диагностика эффективности проведенного курса.

Используемые материалы: опросник «карта интересов» (Приложение 9, 1).

Этапы проведения занятия.

1. Восстановить в памяти учащихся тему и составляющие формирования мотивов выбора профессии.

2. Напомнить, что при выборе профессии благоприятная для каждого сфера деятельности должна учитываться, но не должна быть определяющей, поскольку является одним из многих факторов успешного профессионального самоопределения. Вспомнить с учащимися эти факторы.

3. Предложить детям заполнить «карту интересов» (Приложение 9) и определиться не только с более предпочтительной сферой деятельности, но и с областями знаний интересующих каждого их них.

4. Обсудить со школьниками полученные результаты. Подтверждаются ли они в школьной жизни, в отношении к отдельным предметам или внеклассной работе?

5. Провести письменный опрос школьников для выявления профнамерений (Приложение 1). Сравнить результаты опроса последнего и первого занятий.

6. Рефлексивный анализ занятия и всего курса.


Литература


1. Дубровина И. В., Акимова М. К. и др. Рабочая книга школьного психолога. – М., 1991. – 303 с.

2. Энциклопедия для детей. Выбор профессии. – М., 2003. – 428 с.

3. Серова Л. Г. Тесты для отбора персонала. – Ростов-на-Дону, 2004. – 256 с.


Приложение 1


Вопросы для выявления профнамерений школьников


1. Выбрал ли ты профессию или круг профессий?

2. Почему ты выбрал эту область труда, чем тебя привлекает профессия?

3. Каково основное содержание профессии?

4. В каких областях народного хозяйства (науки, культуры, просвещения и т.д.) работают специалисты данного профиля?

5. Задумывался ли ты над тем, есть ли у тебя качества, необходимые для того, чтобы овладеть этой профессией? Можешь ли ты их назвать?

6. Знания каких школьных предметов в наибольшей степени необходимы для овладения избранной тобой профессией?

7. Что повлияло в большей степени на твой выбор?

Приложение 2

Схема описания профессиональной деятельности

1. Цель труда

1. Гностическая. Не создавать новый продукт, а оценивать уже имеющийся продукт (или его отдельные параметры и характеристики), какое-либо изделие, произведение искусства, поведение людей и т.д., то есть различать, оценивать, анализировать что-либо.

2. Преобразующая. Преобразовать какой-либо продукт, изделие, человеческие отношения, здоровье, информацию и т.п. с целью их изменения, усовершенствования, доработки:

а) организовать, упорядочить,

б) оказывать влияние, воздействовать, обрабатывать,

в) перемещать, обслуживать.

3. Изыскательная. Создавать новый, не существовавший ранее продукт, изобретать, продумывать что-либо, находить новый вариант, результат, образец.

II. Орудия и средства труда

1. Внешние:

а) ручные инструменты;

б) механизмы, машинное оборудование, различные виды транспорта;

в) автоматическое оборудование;

г) приборы измерительные устройства.

2. Внутренние, функциональные:

а) речь:

– эмоциональная, выразительная,

– деловая, бесстрастная;

б) поведение (мимика, жесты):

– эмоциональное, выразительное,

– деловое;

в) интеллектуальные средства.

III. Степень проблемности трудовых ситуаций

1. Низкая. Работа четко определена правилами, инструкциями, в ней практически нет новых, неожиданных для работника проблемных ситуаций.

2. Средняя. Деятельность достаточно четко определена, но иногда в ней возникают ситуации, требующие принятия новых, нестандартных решений.

3. Высокая. Часто встречаются новые, сложные ситуации, требующие творческой активности и нестандартного подхода.

IV. Социально-психологические параметры

1. Степень коллективности процесса:

а) низкая (индивидуальный труд),

б) высокая (коллективный труд).

2. Степень самостоятельности в организации работы:

а) исполнитель,

б) организатор собственной деятельности,

в) организатор работы других людей.

3. Особенности трудового взаимодействия (контактов):

а) по количеству контактов:

– немногочисленные,

– многочисленные;

б) по типу партнера:

– посетители, клиенты,

– сотрудники,

– группа (класс, аудитория);

в) по степени постоянства круга партнеров:

– постоянный,

– меняющийся.

Приложение 3



следующая страница >>