bigpo.ru
добавить свой файл
1 2 3
Совместное выполнение проектов при реализации программ внеурочной (кружковой) деятельности (образовательно – воспитательная программа по краеведению «РОДНИКИ»)


Ганичева Е.С. – учитель начальных классов


В настоящее время произошли глобальные изменения в системе образования: пересмотрены прежние ценностные приоритеты, целевые установки и педагогические средства. Современная школа ориентирована на формирование у обучающихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в сознании приоритетов общечеловеческих ценностей. Социальный заказ в области обучения и воспитания предполагает, прежде всего, подготовку учащихся к самостоятельному усвоению знаний и их пополнению, как предпосылку для полного применения учащимися своих творческих способностей, дарований.

Поэтому одна из главных задач современной начальной школы – создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка и формирование его активной позиции.

В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся начальной школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально – волевую сферу, создаёт условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу. В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний. Одной из разновидностей такого подхода является проектная деятельность. Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям 21 века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной школе). В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач. Обучение учащихся началам проектной деятельности возможно и вполне осуществимо через уроки и внеурочную деятельность.

Многолетняя массовая практика школ и педагогические исследования позволили установить, что значительным потенциалом в формировании у школьников общеучебных умений и навыков обладает краеведение. В настоящее время школьное краеведение рассматривается как одно из перспективных направлений педагогической практики. Возможности краеведения в совершенствовании педагогического процесса были изучены Н.В. Борисовой, А.Д. Даринским, И.Б. Дуденко, П.В. Ивановым, А.К. Красновым, Г.А. Морозовой, P.P. Мунировым, А.А. Остапец, Н.Л. Панченко, Ю.А. Самохиным, А.З. Сафиуллиным и др. Ими установлено, что использование краеведения дает существенные результаты в процессе обучения и внеурочной деятельности, способствуя овладению учащимися навыками познавательной, исследовательской, собирательной краеведческой работы; формированию у них интереса к науке, учению, общественной деятельности.

В рамках внеурочной деятельности в школе в 4 классах изучается курс «Краеведение» с использованием регионального учебного пособия «Родники, или о чём рассказали Калужские дали» авторов А.Д.Артамонова и А.Ф.Малышевского (для начальной школы) 4 класс. К данному курсу учителями школы разработан методический комплект, который содержит образовательно – воспитательную программу (Приложение 1) и методические разработки 34 уроков с электронным сопровождением (все материалы размещены на сайте школы)

Проекты, используемые как средство образования, могут быть типологизированы по учебному предмету или образовательной области. Могут быть дифференцированы как обучающие, и воспитательные; по типу руководства; по типу деятельности; по продолжительности (мини – проекты, краткосрочными, среднесрочными, долгосрочными) и по числу участников – групповые, индивидуальные. Для начальной школы пока более приемлемы групповые и индивидуальные.

Проблема выбора необходимого метода работы возникает перед педагогом всегда. Но в новых условиях нам необходимы эти новые методы, позволяющие по – новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником. Ученики сегодня другие, и роль учителя должна быть другой.

ГРУППОВЫЕ ПРОЕКТЫ, реализованные при изучении курса «Краеведение»:

  • Пособие для начинающих «Люби и знай свой край родной» (Приложение 2)

  • Центр ускоренной помощи «Лечим болезни родного города - информационно – практический журнал «Лечим болезни родного города - охрана водоёмов » (Приложение 3)

У школьников при работе над групповым проектом формируется и развивается не только умение планировать свою деятельность и осуществлять её в соответствии с составленным планом, но и коммуникативные качества: сотрудничать в процессе деятельности; оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, умение выходить из конфликтных ситуаций.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ. Главное для учителя начальной школы – увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности, вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Многие родители никогда не имели возможности, участвовать в каких – либо делах, не связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью. В данном случае им даётся возможность сблизиться со своими детьми, участвуя в проектной работе. Эта работа оказывается для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они вместе с детьми делают фотографии, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребёнку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребёнка и родителей. Продуктом совместного проекта родителей и ребёнка может быть буклет, кроссворд, сочинение, журнал. Учащиеся видят перед собой конечный результат – вещь, которую они сделали своими руками, вложили в нее душу.

Нельзя ограничиваться только внешкольной или внеурочной деятельностью, строя её по типу проектной. Такое ограничение означает, что развивающий потенциал будет существенно сужен. Формируя инициативность, самостоятельность и ответственность в социальной сфере, мы оставляем без внимания накопленный знаниевый багаж в качестве средства, то есть утрачиваем один из наиболее важных потенциалов проектного обучения – превращение уже приобретённого арсенала знаний в средства собственной деятельности.

Направленность современного образования на формирование ключевых компетенций требует новых подходов в содержании и технологиях образовательного процесса.

Но для начальной школы главное – заинтересовать ребёнка, вовлечь в атмосферу деятельности, что позволяет раскрыть индивидуальные особенности детей, и даёт им возможность приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. И пусть дети не сделают новых открытий или проектов, они повторяют путь учёных: от выдвижения гипотезы до её доказательства или опровержения.

Как сказал А.П.Чехов: «Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы наша земля».

Приложение 1


Образовательно – воспитательная программа «Родники, или о чем рассказали Калужские дали»


Автор: Ганичева Е.С.,

учитель начальных классов


Пояснительная записка

   Программа курса составлена на основе учебного пособия А.Д. Артамонова, и А.Ф. Малышевского « Родники, или О чем рассказали калужские дали» (для начальной школы),  реализует  культурно-исторический подход к образованию  и предназначена для учащихся 4 классов общеобразовательных школ Калужской области.

 

   Краеведческий курс «РОДНИКИ» рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).

 

   Цель курса - привитие любви к прошлому и настоящему родного края, его многовековой истории, через инновационные технологии деятельности и интегрированные формы обучения.

Это достигается в ходе решения следующих задач:

- воспитание чувства патриотизма и национальной гордости за Калужский край, за его богатую историю;

- расширение знаний расширения краеведческого материала о родном крае;

- обучение вариативным приемам работы с письменными, устными и вещественными историческими источниками;

- развитие кругозора, мышления, внимания, памяти детей через проведение игровых занятий, экскурсий, организацию совместной деятельности учащихся, родителей и педагогов.

   Основной принцип программы.

Данный курс предполагает сформировать целостное, системное представление об истории своего города, области через показ этнографо-бытовой, общественно-политической, промышленной, научной и культурно-исторической значимости региона в масштабах страны.

   Способы мотивации учащихся:

- вариативность форм, приемов  и методов обучения;

- использование ИКТ ресурсов с учетом возрастных особенностей  учащихся начальной школы;

- представление возможности «увидеть» историю вокруг себя: в домах, которые нас окружают, в предметах быта, которыми пользуемся, в названиях улиц на которых живем, в названиях водоемов, населенных пунктов.

   Формы обучения:

Лекции, экскурсии, ролевые и дидактические игры, заочные путешествия, уроки-проекты, работа в группах, презентации.

 

Содержание 

1. Введение. «Родники или, о чем  рассказали  Калужские дали»

Что такое «краеведение». Цели и задачи курса.

2. Дом, в котором мы живем, или прогулки по Калуге.

Легенды и сказания о происхождении названия города Людинова. Герб города, его достопримечательности.

Моя родословная: понятие родословной, родословное древо, традиции семьи.

Калуга областной центр. Топонимический признак происхождения названия «Калуга», герб города. Прогулки по достопамятным местам Калуги: драматический театр, каменный мост, площадь Победы, гостиный ряд, краеведческий музей, палаты Коробовых. Калуга космическая: жизнь и деятельность К.Э. Циолковского, дом-музей Циолковского, музей космонавтики.

3. Калужская область.

Географическое положение области на карте России. Города Калужской области. Население, экономика, социальная среде, экология, культура. Символика городов (тайны происхождения гербов)

4. Твердыни духа и силы

Ю. Долгорукий и легенда о возникновении Москвы. Батыево  нашествие.

1238г. Батый,

1480г. – великое «стояние на Угре».

По дорогам войны1812 г. Маршруты походов по местам Калужской области:

1. Тарутино - Леташевка – Жуково – Спас-Загорье – Малоярославец;

2. Малоярославец – Детчино – Карамышево – Полотняный завод;

3. Полотняный завод – Медынь – Кременское.

5. Калужская область в годы Великой Отечественной войны.

Роль Калужской области в обороне Москвы. Штаб Западного фронта под командованием Г.К. Жукова в поселке Обнинском. У Ильинских рубежей. Боевые события  1941года в Калуге.

Трагедия Хатыни в д. Крюково, Бельня  Барятинского р-на. Бои у Зайцевой горы. Тяжелые дни боровчан  в годы II Мировой войны. С октября 1941г. по август 1943 – фашистская оккупации в городе Жиздра. Братские могилы и обелиски – памятники о войне.

Угодско - Заводской район, центр активного партизанского движения возглавляемого Гурьяновым М.А.

Подвиги людиновцев: героическая деятельность партизанских отрядов и подпольной комсомольско-молодежной группы.

Поклонные места.

6. Достопамятные люди земли Калужской

История полотняного завода, История красавицы Н.Н. Гончаровой, величайшего поэта А.С. Пушкина и их светлой и  чистой любви.

Возрождение духовной жизни: молитва, покаяние, восстановление оскверненных святынь

 

Учебно-тематический план

1



3

4

5

6

Введение «Родники или, о чем рассказали  Калужские дали»

Дом, в котором ты живешь, или Прогулки по Калуге и ее окрестностям

Калужская область

Твердыни духа и силы

Калужская область в годы Великой Отечественной войны

Достопамятные люди земли Калужской

4 часа

6 часов

5 часов

4 часа

5 часов

10часов

 

Всего

34 часа

 

Ожидаемые результаты

1. Теоретический компонент

 обучающиеся должны знать:

- что и как изучает краеведение

- виды исторических источников

 иметь представление о

- наиболее о важных  событиях  в истории родного края.

- о значимости Калужского региона в масштабах страны

2. Практический компонент

обучающиеся должны уметь:

- рассказывать о наиболее важных событиях в истории родного края

- воспринимать во взаимосвязи разные исторические источники

-общаться друг с другом и другими людьми, связно и логично отвечать на вопросы.

3. Эмоционально-ценностный компонент

у обучающих  вырабатываются способности

- выражать свое отношение к историческим событиям

- восхищаться красотой родной природы, ее отражениям в произведениях искусства

- качественно  выполнять творческие задания.

познавательные интересы

- к истории родного края

- к окружающему миру

установки

- личностное, социально-нравственное отношение к происходящим событиям

- занятие активной гуманистической позиции к проблеме сохранения исторических ценностей


Библиография 

1. Анисимов Н.Н., Соркин В.Н., Козельск; Тула Приокское книжное издательство,1966 г.

2. Беспалов В.М., Дмитриев А.Е., Малоярославец, Калужское книжное издательство.1962

3. Кузнецов Н.Г., Людиновский район, Учебное пособие для учащихся средних школ Людинова, 2003

4. Морозова Г.М., Калуга (Прогулки по старой Калуге) Издательство «Золотая аллея»,1993

5. Пантелеев В.М., Сидоренков А.И., Полотняный завод; Тула, Приокское книжное  издательство,1970

6. Петухов В.А., Боровск, Калуга «Топограф»,1991

7. Черных Н.С., Обнинск, Тула, Приокское книжное издательство, 1971

8. Фехнер М.В., Калуга,  Москва, Государственное издательство литературы по строительству,1961

9. Фотоальбом «Людиново»,1995


Приложение 2


Проект

«Люби и знай свой край»


Авторы проекта:

Ганичева Е.С.

Летута И.И.

Летута Д.

учащиеся 3 «В» класса


Людиново, мой город!

Дом родной мой.

Тебе я кланяюсь,

Тебе я песнь пою.

Тобой любуюсь и тебя я славлю,

Тебя я просто-напросто люблю.

Обоснование проекта.

Под высоким, синим небом раскинулись просторы нив и лесов. Шумят, переливаются на ветру хлеба. И в какой-то чудодейственной тишине нежатся нагретые солнцем луга, не шелохнутся в лесах могучие сосны и ели, цветут на опушке пахучие травы. И отражается вся эта красота в реках и озерах нашего края!

Все это – родной наш край, Людиновская земля. Многое повидала она за годы славной русской истории.

Славны и культурные традиции края. Многие писатели, поэты, художники прославили его своими бессмертными произведениями. Их эстафету подхватывают новые и новые люди, славя любимый сердцу край.

И рождается желание не хвастать этой землей, ибо хвастать значит, как бы транжирить то, что заработано не тобой, но отцами и дедами нашими, а желание продолжить их благородные традиции.

Итак, вот он – Людиновский край, край мастеровых и трудолюбивых людей, край созидателей и героев, любящих свою малую родину. Возможность развивать в них новые формы познания окружающего мира через исторические корни обуславливает необходимость изучения родного края.

Проект было решено реализовать в три этапа.

Цель проекта: Сформировать представление о своём родном крае, о месте своего рождения, более содержательное знакомство с традициями, историей родного края.

Задачи проекта: 1.Дать полное представление о городе, где живут дети, о его достопримечательностях, памятных местах; расширять знания о родном крае. Активизировать познавательную деятельность учащихся;

2. Развивать кругозор, внимание, речь;

Развивать творческие способности детей и коммуникативные навыки в совместной деятельности;

3.Воспитывать чувство патриотизма, гражданственности.



следующая страница >>