bigpo.ru
добавить свой файл
1
Программа патриотического воспитания школьников

Программа патриотического воспитания учащихся

 МОУ «Фоминичская средняя общеобразовательная школа» на 2011 – 2015 годы. 

           1. Обоснование для разработки Программы.

   Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование учащихся любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите. Программа работы школы по патриотическому воспитанию направлена на неустанную работу по созданию у школьников чувства гордости за свою работу и свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого.

  Программа разработана в соответствии с муниципальной программой «Патриотическое воспитание граждан Кировского района на 2011-2015 годы», (утверждена 28.10.2010 года, постановление №2101)

   В Программе отражены основные цели, задачи, мероприятия по развитию системы патриотического воспитания, а также средства и механизмы, обеспечивающие их практическую реализацию в МОУ «Фоминичская средняя общебразовательная школа» на период с 2011 по 2015 годы.

   Программа имеет школьный статус и ориентирована на учащихся 1-11-х классов.

2. Цели и задачи Программы.

 Под патриотическим воспитанием в Программе понимается  систематическая и целенаправленная деятельность администрации школы и педагогического коллектива. Она направлена на формирование у школьников высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, упрочнению единства и дружбы народов Российской Федерации. Составной частью патриотического воспитания является краеведческое, гражданское и военно-патриотическое воспитание школьников.

    Целью программы является поддержка развития системы всеобщего, комплексного и непрерывного патриотического воспитания, образования школьников на основе сохранения и приумножения культурного наследия школы и района, возрождения традиционных нравственных ценностей. Создание и развитие в школе единой системы формирования патриотических чувств; сохранение, развитие  и эффективное использование потенциала школы патриотической направленности. Совершенствование системы патриотического воспитания учащихся МОУ «Фоминичская СОШ»

  В качестве основных задач выступают

- создание условий для формирования духовно-богатого, социально- активного гражданина;

-         снижение уровня правонарушений  и вредных привычек школьников средствами патриотического воспитания;

-         разработка механизмов, обеспечивающих координацию деятельности урочной и внеурочной системы программных мероприятий;

-         обобщение и распространение передового педагогического опыта работы педагогов по патриотическому воспитанию;

-         разработка и создание научно-методических рекомендаций по проблемам формирования патриотизма учащихся.

-         реализация системы программных мероприятий патриотической направленности и оценка их эффективности.

        3. Актуальные проблемы патриотического воспитания и основные

                 направления их решения.

    В основу программы положены проблемы, связанные с разрешением противоречий и необходимостью возрождения авторитета армии, государства и понимания роли и места в жизни общества и Отечества. Этому во многом способствуют такие явления последнего времени, как экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей. Кроме этого снижение воспитательного воздействия; насаждение культа вседозволенности, насилия и жестокости в средствах массовой информации. Необходимо обеспечивать пронизанность патриотизмом все основные школьные мероприятия, чтобы он становился для нас важнейшей духовной и социальной ценностью укрепляющей основы российской государственности.

   Работа по основным направлениям системы патриотического воспитания поможет:

-         повысить  патриотическое сознание, нравственные и этические ориентиры;

-         раскроется понимание  истинного значения интернационализма;

-          не получают широкое распространение в общественном сознании равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность;

-         проявляется устойчивая тенденция повышения престижа военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.

   В настоящих  условиях становление системы патриотического воспитания необходимо рассматривать, как объединяющее начало, фактор взаимодействия детского и молодежного движения, администрации школы, детской организации, как основу патриотического воспитания школьников.

   Основными направлениями, дальнейшего развития системы патриотического воспитания МОУ «Фоминичская средняя общеобразовательная школа» остаются:

1.       Создание нормативно-правовой базы патриотического воспитания в школе.

2.       Совершенствование деятельности администрации школы в районе патриотического воспитания школьников.

3.       Информационная и просветительская деятельность в области патриотического воспитания школьников.

4.       Координация деятельности детских школьных организаций в интересах патриотического воспитания школьников. 

4. Контроль за  реализацией  Программы.Для координации  и реализации деятельности всех структур школы, заинтересованных организаций в реализации системы патриотического воспитания и образования создан координационный совет при администрации МОУ «Фоминичская средняя общеобразовательная школа» , который обсуждает промежуточные результаты работы по Программе, уточняет механизм ее реализации.

   В состав  совета входят:

1.     Зам. директора по воспитательной работе.

2.     Зам. директора по учебно-воспитательной работе.

3.     Руководитель МО классных руководителей.

4.     Учителя истории.

5.   Библиотекарь.

 

         5. Оценка эффективности реализации Программы:

   В результате осуществления Программы ожидается:

-         повышение эффективности патриотической работы;

-         повышение качества  мероприятий по организации и проведению патриотической работы с детьми и подростками;

-         формирование гражданской грамотности учащихся;

-         внедрение новых форм  и методов работы по данному направлению;

-         обеспечение духовно-нравственного единства в школе, снижение степени идеологического противостояния;

-         развитие толерантности и  сохранение  славных боевых и трудовых традиций нашего края.

-         Сформированность идеала жизни и идеала человека.

   Количественными результатами реализации Программы должны стать доведение числа систематически занимающихся патриотической работой школьников до уровня 50%.

Создание элективных курсов и кружков патриотической направленности.

Привлечение подростков групп «риска» к общественным мероприятиям патриотической направленности и как следствие снижение числа школьников совершивших правонарушения.

Повышение уровня воспитанности  и нравственности учащихся.

Разработка исследовательско - поисковых работ учащихся.

 

6.     Программа патриотического воспитания учащихся МОУ «Фоминичская средняя общеобразовательная школа» реализуется во время учебного процесса, при проведении внеклассных мероприятий, в традициях, сложившихся в школе, в окружающем социуме

       школы.

 

7. Мероприятия по патриотическому воспитанию

 



Наименование мероприятий

      Сроки

Участники

1.      

Участие в областных и районных мероприятиях, проводимых в рамках районной и областной программы «Патриотическое воспитание школьников».

2011-2015г.

   1 – 11 классы

2.      

Участие в общешкольных и районных смотрах – конкурсах:

-         «Люблю тебя, Калужский край»;

-         «Мой Кировский край»;

-         «Творчество юных»

-         «Пою тебе – мой край родной».

-         «Вахта памяти».

- «Овеянные славою флаг наш и герб»

   

 

 

 

2011 – 2015 г

 

 

 

 

 

 

 

 

  1 – 11 классы

3.      

Принимать участие в постоянно действующих областных конкурсах, реализующих программы патриотического воспитания школьников.

 

2011 – 2015 г

 

   1 – 11 классы

4.      

Участие в областном конкурсе проектов 

«Я – гражданин России»

 2011 – 2015г

  9 – 11 классы

5.      

Участие в проведении учебных сборов учащихся 10 классов 

 

 2011 - 2015

       

  10 классы

6.      

 Участие в районном смотре конкурсе кабинетов ОБЖ

ежегодно

10-11 классы

7.      

Участие в районной, областной викторине среди учащихся школы по военно-патриотическому воспитанию

 

 2011 – 2015 г.

      

   6 – 11 классы

8.      

Содержание закрепленных за школой памятников и братских могил.

2011 -2015 г.

  5 – 11 классы

9.      

Проведение мероприятий по изучению государственной символики России

ежегодно

   1 -  9 классы

10.  

Участие в районной научно-практической конференции  краеведческой направленности.

 

ежегодно

 

 6 – 11 классы

11.  

Подготовка и проведение военно-спортивной игры «Зарница» в школе и районе

ежегодно

 5 – 11 классы

12.  

Проведение рейда «Забота»  практики шефства школы над вдовами, матерями погибших воинов при исполнении служебных обязанностей.

 

2011 – 2015 г

 

  5 – 10 классы

13.  

Пополнение банка педагогической информации материалами по организации  и осуществлению патриотического воспитания школьников.

 

   постоянно

 

  МО классных

  руководителей

14.  

Организация традиционных встреч:

- с ветеранами ВОВ 1941-1945 г.;

- с вдовами погибших на войне;

- с воинами-интернационалистами;

- с чернобыльцами;

- с призывниками;

- с творческими людьми;

- с династиями. 

 

 

 

 

2011 -2015 г.

 

 

 

 

  1 – 11 классы

15.  

Проведение в школе конкурсов, выполнение рефератов, связанных с героическим прошлым России, важнейшими событиями в жизни народа.

- « Никто не забыт – ничто не забыто»

- 200-летию Победы в Отечественной войне 1812 года

-  «Внуки твои, Победа»

- Космос начинается с земли

 

 

 

 


2011 -2015г.

 

 

 

 

 

  6 – 11 классы

16.  

Участие в мероприятиях по благоустройству села и школы.

Акция «Мы - чистюли»  

 

   2 раза в год

  6 – 11 классы

  1 – 11 классы

     

17.  

Проведение общешкольных мероприятий  «Доброта спасет мир», посвященных Дню защиты детей;

 Дню пожилого человека,

Дню матери.

   

ежегодно

 

    1 – 7 классы

18.  

Участие в районном, школьном  конкурсе  патриотической песни.

 ежегодно

  5 – 11 классы

19.  

Участие в ежегодной районной конференции по патриотическому воспитанию молодёжи

 ежегодно:

 апрель, май

         

   5 – 11 классы

20.  

Проведение уроков мужества, посвященных Дню Победы.

 ежегодно

 

   1 – 11 классы

21.  

Проведение легкоатлетического кросса, посвященного празднику Дня Победы;

«Легкоотлетическая эстафета »

 ежегодно:

 май,

 сентябрь

         

    5 – 11 классы

22.  

Мероприятия, посвященные православным праздникам и обрядам

 ежегодно

   1 – 11 классы

23.  

Цикл мероприятий, посвященных:

- Кировчанам героям Советского союза;

- героям-землякам;

- погибшим в горячих точках.

 

 

 ежегодно

   1 – 11 классы

24.  

 Пополнение уголка боевой славы экспонатами

 2011 - 2015

  5- 11 классы

25.  

Проведение памятных дней:

- День призывника

- День Победы

-День вывода войск из Афганистана

- День защитников Отечества

- День освобождения района от немецко-  фашистских оккупантов;

 

 ежегодно

 9 мая

 15 февраля

 23 февраля

 13 января

        

  1 – 11 классы

26.  

Участие в акциях:

       «Сто добрых дел»

«Мы граждане России»

«День народного единства»

«День России»


 

 

2011 -2015 г.

   4 – 11 классы

27.  

Организация и проведение школьных мероприятий совместно сельской библиотекой

  постоянно

 1 – 11 классы

28.  

Использование символов Российской Федерации при проведении школьных мероприятий.

  постоянно

 1 – 11 классы

29.  

Организация изучения краеведческих материалов на уроках истории, географии, литературы

2011 – 20105г.

 4 – 11 классы













Программа работы МОУ СОШ №1 по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся в 2010-2011 учебном году

Система работы по патриотическому воспитанию в школе №1  отражает концепцию патриотического воспитания  граждан РФ, государственную программу «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010годы» и областную государственную целевую программу на 2007-2009годы «Патриотическое воспитание граждан в Свердловской области», целью которой является повышение качества патриотического воспитания  в образовательных учреждениях.

Защита Отечества является долгом и обязанностью его граждан. Высшее проявление его – гражданский, патриотический долг перед Отечеством.

Коренные преобразования в стране конца XX — начале XXI века, определившие крутой поворот в новейшей истории России, сопровождаются изменениями в социально-экономической, политической и духовной сферах общества и сознании ее граждан. Резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма.

События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной службы.

Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей “малой родине”, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.

Патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

 На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

Патриотическое воспитание учащихся МОУ СОШ №1 - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Цель патриотического воспитания - развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.

Патриотическое чувство свойственно всем национальностям и народностям. Это чувство, которое мы впитываем с детства “с молоком матери”. Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества – это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства. Эти качества необходимо формировать в процессе патриотического воспитания посредством различных средств и способов.

Героическая борьба, подвиги лучших сынов Отечества должны стать основой патриотического воспитания. Рассказывая о героических личностях, необходимо подчеркивать их нравственные устои и мотивы их действий, так как это может затронуть душу ребенка.
Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций, связанных с консолидацией общества и подъемом патриотизма.

Система гражданско-патриотической работы в школе №1 включает в себя систему, комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания учащихся. Патриотическое воспитание является плановым, системным, постоянным, одним из приоритетных направлений в области воспитательной деятельности и включает в себя:

Направления

Содержание

Основные мероприятия

Краеведческое и поисковое направление

Освоение детьми и подростками традиционной культуры своего народа, развитие творческой деятельности, сохранение и развитие русской культуры через изучение народных обычаев и  традиций. Изучение истории Отечества

  • Все виды деятельности, осуществляемые  на базе Зала боевой Славы (лекции, беседы, рассказы, встречи с ветеранами)

  • Защита исследовательских работ

  • Шефская работа. Помощь ветеранам.

  • Встречи с ветеранами войны и труда.

  • Акции «Забота», «Милосердие», «Неделя добрых дел», «Поздравь ветерана!»

Литературно-музыкальное

Привитие художественного вкуса, потребности в общении с искусством, изучение произведений и творчества  местных писателей, поэтов, композиторов, воспитание музыкальной культуры.

  • Концерты Екатеринбургской филармонии.

  • Литературно-музыкальная композиция совместно с оркестром русских народных инструментов

  • Литературные гостиные

  • Театральные  постановки

  • Школьные  песенные фестивали: (иностранных языков, конкурс хоров в начальной школе)

  • Фестиваль гражданско-патриотической песни, посвященный  Дню Победы

  • Конкурс шумовых оркестров

  • Конкурс  стихов, посвященный  Дню Победы

  • Традиционные линейки к праздникам (Дню учителя, Дню Матери, Дню защитника Отечества, Дню 8 марта)

  • Праздники, посвященные Дню Матери

  • Праздники Последнего звонка

  • Осенний и зимний балы

  • Творческий вечер оркестра «Оркестр собирает друзей»

  • Итоговый праздник «Лидер года»

Экскурсионно-туристическое

Воспитание потребности в изучении истории родного края, изучение шедевров народной и мировой культуры, воспитание грамотного зрителя, умеющего отличать высокохудожественные образы традиционной и современной Российской культуры от низкопробных. Знакомство с памятниками культуры и архитектуры России.

  • Экскурсии на предприятия нашего города в рамках программы по профориентации

  • Экскурсионные поездки в города Свердловской области

  • Экскурсионные и туристические поездки за пределы Свердловской области в  города – герои России)

Физкультурно - оздоровительное

Формирование у учащихся культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья, воспитание здорового спортивного соперничества между детскими коллективами.
Пропаганда здорового образа жизни.

  • Участие в городских  акциях «Мы – за позитив!» -  «Класс без курения», «Молодежь против пива», «Мы хотим жить!»

  • Цикл лекций (по профилактике табакокурения, ПАВ, употребления алкоголя) специалистами учреждений дополнительного образования – (ДДТ, клуба «Маяк»)

  • Организация общешкольного конкурса «Самый спортивный класс»

  • Цикл классных часов по ЗОЖ

  • Проведение месячников и Дней безопасности в школе

  • Малые олимпийские игры

  • Общешкольный турслет

  • «Тропа здоровья»

  • Городские эстафеты

  • Турниры по баскетболу

Экологическое

Воспитание любви к природе, потребности в её защите от негативных воздействий – загрязнения, вырубки лесов, истребления редких видов растений, изучение природы родного края.

  • День Земли в школе №1  22 апреля

  • Выступление агитбригады «Гринмис»

  • Конкурс плакатов, рисунков по экологии «Наша зеленая планета»

  • Экскурсии в лес, на природу

  • Походы

  • Уроки на природе

  • Участие в городских и областных экологических акциях

 

Гражданское

Формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом.

  • Работа Ученического Совета школы

  • Работа лекторской группы

  • Система классных часов по правовому воспитанию

  • Цикл классных часов по патриотическому воспитанию

  • Участие в городском проекте «Молодежная инициатива».

  • Организация и проведение выборов в городскую школьную Думу

  • Работа отрядов ДЮП и ЮИД

  • Цикл классных часов к государственным праздникам РФ  -        ( Дню народного единства и Дню Конституции)

  • Месячник защитника Отечества (по особому плану)

  • Участие в Вахте памяти