bigpo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 6 7

РАССМОТРЕНО И ОБСУЖДЕНО

на заседании НМС школы

Протокол № _______

от «___»____________2012 г.

Председатель НМС

____________Н.Г. Федюк


УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим советом школы

Протокол № ____

от «___» ________________2012 г.

Председатель педсовета

______________В.А.Ткач



Дружина юных пожарных

«ЛикБез»


ПРОГРАММА

научно-технической направленности

для обучающихся 7 специализированных (кадетских) классов

срок реализации 1 год



Составители: Н.В. Кудинова,

начальник отделения

1 ОФПС МЧС России по ЯНАО
по работе с общественностью,

Бородинова А.П., заместитель директора по ВР



Надым

2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Образовательная область и предмет изучения

Данная программа относится к военно-патриотической направленности программ дополнительного образования.

Практика показала, что наиболее важной составляющей полноценной реализации педагогического процесса по данной программе является социальное партнерство общеобразовательного учреждения и террирориального отряда противопожарной службы Надымского района, что является ключевой отечественной традицией в обучении детей и подростков пожарной безопасности.

Занимаясь в Дружине юных пожарных «ЛикБез», ребенок расширяет и углубляет знания, полученные при изучении базового курса ОБЖ, а также приобретает дополнительные знания, умения и навыки по оказанию первой помощи, предотвращению пожаров и применению первичных средств пожаротушения. В программе заложены воспитательные и развивающие цели и задачи, направленные на формирование социально-активной личности с четкой гражданско-патриотической позицией.


Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

Актуальность и педагогическая целесообразность изучаемого курса заключается в том, что нам ежедневно приходится сталкиваться с необходимостью принимать решения, действовать если не в чрезвычайной ситуации, то, по крайней мере, в ситуации нестандартной. Отсюда вытекает необходимость подготовки детей к адекватной реакции на динамичность ситуации как один из аспектов социализации личности.

При разработке данной программы за основу было взято обоснование, разработка и внедрение в учебный процесс методов и средств обучения детей Правилам Пожарной безопасности, гражданско-патриотическое воспитание и профориентационная работа, а также формирование навыков безопасного поведения путем охвата детей массовыми формами работы в Дружине юных пожарных.

Нередко пожары, происшедшие по вине детей, заканчиваются трагически. В возникновении таких несчастий неправильно было бы обвинять только детей. Во многих случаях, в ходе выявления причин возникновения пожара выяснялось, что в отдельных случаях дети не знали основ пожарной безопасности и правил поведения при обнаружении и возникновении пожара. Всероссийские опросы населения последних лет показывают, что каждый третий взрослый россиянин не обучен мерам пожарной безопасности. Обучая детей, можно заложить основу для всеобщего и непрерывного обучения населения. Необходима специальная система профилактической работы.

Эффективность экскурсии в пожарную часть трудно переоценить: это и профориентационная работа, и мощный профилактический заряд - ребята понимают, что Пожарная охрана - не просто большая красная машина с мигалкой. Это, прежде всего люди, которые идут в огонь исправлять чужие ошибки. Близкий позитивный контакт с Пожарной охраной предоставляет ребятишкам возможность задуматься перед запуском петарды - кто, какой ценой будет расплачиваться за минутную шалость?

Необходимо отметить, что работа по пожарной профилактике дает и возможности организации досуга детей, развития их творческих способностей. 1ОФПС и его структурные подразделения регулярно проводят конкурсы декоративно-прикладного творчества, художественной самодеятельности, соревнования по пожарно-прикладному спорту. Все это способствует разностороннему формированию личности ребенка, вовлекает подрастающее поколение в социально-значимую деятельность.

Таким образом, играя, занимаясь творческой и общественно-полезной деятельностью, ребята усваивают правила безопасного поведения, вырабатывают особый взгляд на окружающий мир.

Основным направлением выполнения поставленных задач мы считаем создание Дружин юных пожарных, работа которых позволяет реализовать все вышеозначенные направления работы - профилактика, профориентация, вовлечение обучающихся в социально-значимую деятельность. Именно в рамках работы ДЮП наиболее полно достигается привлечение обучающихся к пожарно-профилактической работе, к систематическому обучению в области пожарной безопасности, к различным видам творческой деятельности (декоративно-прикладное искусство, художественная самодеятельность, агитационная работа с младшими обучающимися). В составе ДЮП дети получают возможность выхода на различные соревнования и фестивали, другие массовые мероприятия детских общественных организаций окружного и муниципального уровней.


Цель и задачи образовательной программы

Цель:

Формирование у воспитанников прочных и осознанных навыков безопасного поведения (профилактика пожаров и целесообразное поведение в условиях ЧС).

Задачи:

  1. Вовлечение подростков в разнообразные формы работы ДЮП.

  2. Формирование гармонично развитой личности с четкой гражданско-патриотической позицией.

  3. Предоставление возможности каждому ребенку попробовать себя в различных видах деятельности и подобрать направление, наиболее соответствующее развитию его интересов и способностей.

  4. Ориентирование подростков на приобретение социально-значимой профессии пожарного-спасателя (от увлечения к профессии).


Образовательные задачи:

- формирование навыков пожаробезопасного поведения;

- формирование навыков действия в ЧС;

- формирование умения оказания первой медицинской помощи;

Воспитательные:

- организация досуговой деятельности обучающихся;

- гражданско-патриотическое воспитание;

Развивающие:

- всестороннее развитие личности ребенка;

- развитие представлений о профессиях, направленных на защиту жизни, здоровья и безопасности человека и окружающей среды.


Отличительные особенности данной программы

Данная программа предусматривает занятия в течение учебного года с обучающимися специализированных (кадетских) классов, на базе которых организована в школе Дружина юных пожарных «ЛикБез», включая каникулы, по 2 часа 2 раза в неделю, то есть подразумевается систематическая и углубленная работа. Данная программа включена разделом в программу дополнительного образования кадет «Основы гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций».

Учебный план составлен из расчета 4-х часовой учебной нагрузки на учебную группу в неделю, то есть 144 часа в год. Реализация данной подпрограммы рассчитана на 1 учебный год, для подростков 11-12 лет.

Учебный план «Дружины юных пожарных «ЛикБез» разработан в соответствии с основными требованиями к программам дополнительного образования детей (Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (утв. научно-методическим советом по дополнительному образованию детей МО РФ 03.06.2003 г.).

Согласно СанПиН, при зачислении дети предоставляют медицинскую справку о разрешении заниматься по выбранному профилю. Дополнительных требований к состоянию здоровья не предъявляется, так как спортивно-прикладная составляющая программы может осуществляться ребенком по желанию и в рамках его физических возможностей.

Но для участия в спортивных соревнованиях и лагерных сборах дети предоставляют медицинские справки установленного образца.

Данная программа предусматривает работу и в творческих направлениях (подготовка выступлений, театрализации, работа Пресс-центра «Огнетушитель» и наглядности). В системе эта программа является одной из составляющих целостной системы, в том числе и планомерной военно-патриотической работы.

Учитывая возрастные и физиологические особенности развития детей среднего школьного возраста, в данной программе большое место отводится теоретической и общеразвивающей подготовке. Основной упор делается на расширение кругозора обучающихся по ликвидации безграмотного поведения в чрезвычайных ситуациях («ЛикБез»).

Например, раздел «История пожарной охраны», цель которого сформировать четкие представления о становлении и развитии пожарного дела, рассказывает не только о пожарной охране в России, но и охватывает периоды истории борьбы с огнем в античное время (Древняя Греция, Древний Рим), Средние века (особенности архитектуры и обустройства средневековых замков), на Руси (история Российской Пожарной охраны).

Дидактический аппарат представлен специальной литературой, художественной литературой о пожарах и пожарных, видеофильмами, Интернет-материалами, дидактическими играми.

При реализации данной программы все педагогические задачи решаются через специфический учебный материал.

Развитие личности ребенка: приобщение ребенка к общественно-полезному и социально-значимому делу является мощным средством формирования личности. Специфика работы пожарного связана с риском собственной жизни во имя спасения других людей, требует постоянной добросовестности, тщательности выполнения поставленных задач, самодисциплины, мужества. Таким образом, при общении с пожарными, с ветеранами пожарной охраны, при регулярном ознакомлении с их повседневным трудом у детей формируются определенные представления о необходимых моральных качествах будущего пожарного, возникает желание самовоспитания, развития у себя таких качеств, как сила воли, стойкость, умение жить и работать в коллективе, готовность «жизнь положить за други своя». Особенно важно в условиях современного перекоса моральных ценностей то, что раскрываются перспективы работы, направленной не на самообогащение, как большинство популярных и широко пропагандируемых профессий, а на реализацию социально-значимой деятельности.

Развитие талантов ребенка происходит в процессе повседневной работы в ДЮП. Члены ДЮП занимаются пропагандой противопожарных знаний в различной форме: выпуск стенгазет и боевых листков, проведение бесед и игр по данной тематике с младшими обучающимися, выступления агитбригад, выезд в подразделения пожарной охраны с концертами художественной самодеятельности, театрализованными постановками с привлечением Пожарного Кузи. Таким образом, каждый из этих видов деятельности дает возможность любому из членов ДЮП выбрать себе дело по душе и развивать свой талант художника, чтеца, танцора, театрала, организатора интересных дел, работы на компьютере и с радио-видеоаппаратурой. Многие дети, только придя в ДЮП и столкнувшись с возможностью поучаствовать в агитбригаде или выпуске боевого листка, обнаруживают у себя способности к этим занятиям. Часто при работе с младшими обучающимся, ребята более старшего возраста, обнаруживают у себя ростки педагогических способностей. Участие в культурной и творческой жизни путем участия в конкурсах творчества по противопожарной тематике по различным направлениям - рисунки, поделки, компьютерные программы, художественная самодеятельность, литературное творчество. Проводятся концерты и выставки по данной тематике.

Одним из структурных подразделений Дружины юных пожарных является Пресс-центр «Огнетушитель». По сравнению с другими, это объединение является относительно немногочисленным, так как сюда входят воспитанники других объединений школы в связи с тем, что специфика деятельности этой группы достаточно сложна. В обязанности Пресс-центра «Огнетушитель» входит выпуск боевого листка с одноименным названием, подготовка заметок на сайт школы, в официальные средства массовой информации города и района, участие в тематических прямых эфирах НСТ, радио Надыма.

Развитие умственных способностей ребенка является неотъемлемым компонентом любого учебно-воспитательного процесса. В ходе занятий в ДЮП ребенок узнает о том, что современный пожарный должен владеть широким спектром знаний в области физики (работа изолирующих противогазов, распространение огня, устойчивость конструкций, давление воды, распределение температур), химии (процессы горения, горение различных веществ, совместимость веществ, самовоспламеняемость, невозможность тушения водой некоторых соединений), математики (расчет времени работы в КИП-8 и АСВ-2, расчет количества подаваемых стволов от одного водоисточника, скорости расхода воды при работе с различными стволами - прямым, перекрывным, высокого давления); словесности (составление документации, подготовка агитационно-пропагандистских материалов); биологии (понимание смысла приемов оказания первой помощи, закаливание, спасение животных).

Умственные способности формируются и при подготовке сообщений, бесед с младшими обучающимся.

Развитие физических способностей ребенка в ходе занятий в ДЮП не подлежит сомнению. Работа пожарного требует отличной физической формы. Участие в соревнованиях по пожарно-прикладному спорту, пожарно-строевая и пожарно-тактическая подготовка дают возможность и стимул развивать свои физические способности.

Воспитание уважения к окружающей среде также реализуется на занятиях ДЮП, так как предотвращение пожаров снижает риск ущерба окружающей среде (сохранение зеленых насаждений, чистота воздуха, сохранение биоценозов водоемов при отсутствии необходимости прямого забора воды для пожаротушения). Особое место занимает профилактика лесных пожаров.

Таким образом, все эти направления работы также способствуют развитию личности ребенка, способствуют формированию адекватной самооценки личности, создают предпосылки развития гармонически развитой личности. Дополнительным стимулом для каждого ребенка является и индивидуальные результаты по некоторым видам деятельности с последующим награждением грамотами и ценными подарками.


Формы и режим занятий

Режим занятий подчиняется требованиям СанПиН. Соблюдается режим проветривания помещений, санитарное содержание помещений и площадок проведения занятий.

Оптимальная наполняемость учебной группы - 12-15 человек.

Учебный процесс предусматривает групповые (вся группа) формы учебных занятий.

Формы работы разнообразны. Как правило, они традиционны для объединений системы дополнительного образования, а существенному изменению подвергается их содержание - в рамках пожарно-спасательной тематики:

- учебные занятия на базе школы и пожарной части;

- работа агитбригады;

- учебные экскурсии;

- театрализованные представления;

- походы;

- военно-спортивные соревнования;

- военно-спортивные игры на местности;

-издание боевых листков и стенгазет;

- КТД (коллективное творческое дело);

- обучение социальному проектированию.

Основной формой является работа группы в учебном классе, но это не предусматривает обязательного нахождения воспитанников за рабочим местом сидя (только при просмотре визуального материала). В зависимости от конкретных целей и задач занятия дети принимают участие в практической деятельности.


Ожидаемые результаты и способы их проверки

Планируемые знания, умения, навыки по всей программе

К концу обучения воспитанники:

Приобретают новые социальные

знания о (об)

Развивают позитивное отношение к базовым общественным ценностям

Накапливают опыт самостоятельного социального действия в

  • истории Пожарной охраны;

  • основных задачах Пожарной охраны и Дружины юных пожарных;

  • причинах возникновения пожаров;

  • опасных факторах пожара;

  • пожарно-техническом вооружение, о его назначении и применении

  • способах прекращения горения веществ и материалов;

  • правилах поведения на пожаре;

  • правилах оказания первой помощи;

  • требованиям пожарной безопасности в быту и в детском учреждении.

  • надевании боевой одежды пожарного (норматив № 1);

  • выполнении прокладки рукавной линии;

  • работе со стволом «Б» с подачей воды от ПК;

  • переноске пострадавшего на носилках и подручными способами;

  • наложении жгута;

  • наложении шины табельными и подручными способами;

  • наложении типовых повязок на различные участки тела табельными и подручными способами.

Формы оценки результативности образовательной программы

Сдача нормативов и зачетов по пожарно-строевой подготовке и основам медицинских знаний.

Участие детей в соревнованиях среди Дружин юных пожарных, среди военно-патриотических клубов.

Участие в выставках, конкурсах творческой направленности.

Подготовка детьми работ проектного характера (компьютерные презентации).

Профориентация.



следующая страница >>