bigpo.ru
добавить свой файл
1 2 3
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Исторический факультет


ПРОГРАММА К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ИСПЫТАНИЮ

ПО ИСТОРИИ ИСКУССТВА

ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ НА МАГИСТЕРСКИЕ ПРОГРАММЫ

«ИСТОРИЯ РУССКОГО ИСКУССТВА»

«ИСТОРИЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО ИСКУССТВА»

ИСТОРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

РУССКОЕ ИСКУССТВО


Древнерусское искусство


1. Домонгольский период


Своеобразие средневековой культуры. Искусство и действительность. Памятник искусства как исторический источник. Виды искусства и их соотношение.
Проблемы древнерусского искусства в дореволюционной и советской историографии. Современные проблемы изучения древнерусского искусства. Основные проблемы изучения зодчества X- XIII веков. Методы и приемы изучения. Периодизация и классификация. Архитектурные школы. Историко-художественное своеобразие архитектуры домонгольского периода.

Основные проблемы изучения живописи X-XIII веков. Станковая и настенная живопись. Техника, стилистика, иконография. Характеристика основных памятников. Вопрос о школах. Проблемы реставрации. Прикладное искусство и состояние его изученности. Место и значение древнерусского искусства домонгольского периода в истории национальной культуры.

2. Послемонгольский период


Историческая действительность и искусство. Основные этапы развития древнерусского искусства в послемонгольский период. Современные проблемы изучения архитектуры, живописи, графики и прикладного искусства. Зодчество XIII- XV веков и проблемы традиции. Архитектурные школы и проблемы их изучения. Характеристика памятников по школам. Настенная живопись, иконопись, миниатюра. Новгородская, псковская, московская школы живописи. Творчество Феофана Грека и Андрея Рублева. Проблемы изучения прикладного искусства.
Искусство конца ХV- XVI веков. Архитектура Москвы и других городов. Проблемы изучения шатрового зодчества. Творчество Дионисия. Новые явления в живописи XVI века и их причины. Искусство в условиях централизованного государства. Итоги изучения искусства конца ХV-XVI века.

XVII век в истории русской культуры. Основные проблемы изучения искусства XVII века. Общая тенденция развития всех видов искусства. Дискуссионные вопросы. Архитектура 1-й половины XVII века. Никоновское строительство. Проблема барокко в зодчестве конца XVII века. Монастырское, военно-оборонное и гражданское строительство. Деревянное зодчество.

Традиционные и новые черты живописи. Зарождение теории живописи. Настенные росписи и иконопись. Творчество Симона Ушакова. Парсуна. Миниатюра и гравюра. Прикладное искусство. Искусство XVII века и его место в развитии отечественного искусства. Судьба древнерусской культурной традиции в XVII- ХХ вв. Художественное наследие Древней Руси и современность.


Литература

  1. История русского искусства. Т.1- 4. М., 1953-1956.

  2. Всеобщая история архитектуры: В 12 т. Т. III. Л.- М., 1966.

  3. Очерки русской культуры ХIII-XV вв. Ч. 2. М.- Л., 1970.

  4. Очерки русской культуры ХVI в. Ч. 2. М., 1977.

  5. Вагнер Г. К. От символа к реальности. М., 1980.

  6. Вагнер Г. К. Скульптура Владимиро-Суздальской Руси. М., 1964.

  7. Вагнер Г. К., Владышевская Т. Ф. Искусство Древней Руси. М., 1993.

  8. Вздорнов Г. И. Фрески Феофана Грека в церкви Спаса Преображения в Новгороде. М., 1978.

  9. Воронин Н. Н. Зодчество Северо- Восточной Руси ХII- XV вв. Т. II. М., 1962.

  10. Выголов В. И. Архитектура Московской Руси середины ХV века. М., 1988.

  11. Ильин М. А. Каменная летопись Московской Руси. М., 1966.

  12. Комеч А. И. Древнерусское зодчество конца Х- начала ХII в. М., 1987.

  13. Комеч А. И. Каменная летопись Пскова ХII- начала ХVI в. М., 1993.

  14. Лазарев В. Н. Андрей Рублев и его школа. М., 1966.

  15. Лазарев В. Н. Искусство Новгорода М.- Л., 1947.

  16. Лазарев В. Н. Мозаики Софии Киевской. М., 1960.

  17. Лихачев Д. С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени. Л., 1978.

  18. Раушенбах Б. В. Пространственные построения в древнерусской живописи. М.,

  19. Смирнова Э.С. Живопись Великого Новгорода ХIII- начала ХVI в. М., 1976.

  20. Смирнова Э.С. и др. Живопись Великого Новгорода ХV век. М., 1982.

  21. Человек в литературе древней Руси. М., 1970.


Русское искусство ХVIII века


Основные источники по истории искусства ХVIII века. Начало историографии искусства ХVIII в.: 1-я половина ХVIII- середина ХIХ в. Интерес к русской культуре ХVIII в. во второй половине ХIХ столетия. Выставки 1860- х – 1870-х гг. ХIХ. Исследования П. Н. Петрова. Историография конца ХIХ- начала ХХ в.: роль «мирискусников» в «открытии» и изучении русского искусства ХVIII в. Основные выставки, периодические издания. «История русского искусства» И. Э. Грабаря. Основные этапы разработки проблем русского искусства ХVIII в. в отечественной историографии: а) 1920-е гг.; б) 1930-е – 1950-е гг.; в) 2-я половина 1950-х – 1990-е гг.

Дискуссионные вопросы: проблема художественного обучения в петровское время, в середине века и во 2-й половине ХVIII столетия, «институт пенсионерства». Проблема русского просветительства и его связи с русским классицизмом 2-й половины столетия. Новые методы исследования. Новые работы отечественных ученых в последней четверти ХХ века.

1. Искусство петровского времени.

Россия на рубеже XVII – XVIII веков. Вытеснение средневековых представлений элементами светской культуры. Архитектура петровского барокко в Москве и Петербурге. Образцовое строительство. Д.Трезини. Ж.-Б.Леблон. Новые градостроительные предложения и их осуществление. Храмы, дворы и крупные общественные сооружения - типология и стилистика. Развитие барокко в архитектуре России (кон. ХVII- 1-я пол. ХVIII вв.)

Представление о личности в петровское время. Организация “художественного дела”. Обучение. Первые петровские пенсионеры. Иностранные мастера: И.Г. Таннауэр, Г. Гзелль, Л. Каравак. Степень их влияния на русских мастеров. Русские живописцы в петровское время. Отзвуки парсуны в серии портретов шутов. Элементы нового, порывающего с принципами средневекового искусства. Петровские пенсионеры братья Никитины и Андрей Матвеев. Истоки русской светской круглой скульптуры. Работы И. Зарудного. Знакомство с западноевропейской скульптурой: покупка “антиков” за границей, заказ на современную скульптуру. Скульптура Летнего сада. Иностранные мастера в России: К. Оснер, А. Шлютер, Н. Пино, Б.К. Растрелли. Образ Петра в творчестве Растрелли. Анна Иоанновна как первый русский монумент. Гравюра и рисунок: прикладной, практический характер в петровское время. Иностранные мастера Схонебек и Пикар. Их ученики – зачинатели русской графики XVIII века: братья Зубовы, национальный характер их творчества. Новые жанры.

2. Русское искусство середины XVIII в.

Характеристика царствования Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны. Расцвет декоративной живописи в середине XVIII века. Б. Суходольский, бр. Бельские, И. Фирсов. Иностранные художники - театральные декорации Валериани, декоративная живопись Торелли, портретисты Г. Гроот, П. Ротари, Л. Токке. Развитие реалистических традиций русскими портретистами. Бр.Никитины и А.Матвеев. И. Вишняков. Ал. Антропов. Традиция древнерусской живописи в творчестве мастеров середины века. Круг Антропова: М. Колокольников, Ив. Лигоцкий, Гр. Молчанов и др. Крепостной живописец Иван Аргунов, различие трактовки образа в его парадных и интимных портретах. Ретроспективные портреты Аргунова. Живописные достижения.

Проблема «елизаветинского рококо» в русской архитектуре середины XVIII в. Формирование творческой манеры Ф.-Б. Растрелли. Национальные и европейские композиционные приемы. Принципы организации пространства – сады, здания, интерьер. Архитекторы 1740- нач.1760х гг.в России- С.Чевакинскский, А.Ринальди и др. Расцвет декоративной пластики в связи с бурным строительством. Творчество Дункера.

Развитие декоративно-монументальной и книжной альбомной гравюры. (“фейерверк” и альбомные серии окрестностей Петербурга и Москвы).Иностранцы: Вортман, Эллингер, Штенглин, Шмидт. Русские мастера, их обучение. Творчество Соколова, Качалова, Виноградова, Грекова. М. Махаев, его альбомы Петербурга, специфика почерка, техника рисунка. Путь от ведуты петровского времени к пейзажу как самостоятельному жанру.

3. Русское искусство второй половины XVIII в.

Создание Академии Художеств, одной из лучших художественных школ в Европе XVIII века и первого художественного учебного заведения в России. Основы академического преподавания, первые профессора и ученики. Теория искусства. Роль Академии в истории русского искусства. Становление классицизма, его идейно-художественная сущность. Идея независимости личности “естественного человека” и идея “Отечества”. Русский классицизм и русские просветительство.

Первый русский исторический живописец А. Лосенко. Интерес к русской истории. Преемники Лосенко – П. Соколов и И. Акимов. Русская история в творчестве Г. Угрюмова. Угрюмов – педагог. Понятие о личности и пафосе гражданственности в русском просветительстве. И. Новиков. Блестящий расцвет русского портрета во второй половине XVIII века. Ф.С. Рокотов. Оценка и изучение его творчества в русском искусствознании. Интимизация портретного жанра в его творчестве. Поиск идеала современного человека. Глубина и психологизм работ Рокотова. Поэтизация модели. Эволюция живописных приемов Д.Г. Левицкий. Отношение к нему современников. Оценка творчества во времени. Левицкий и украинское искусство XVIII века. Начало художественной деятельности. Левицкий и Антропов, общее и различия. Репрезентативные и камерные портреты. Различие в подходе к модели. Интимные портреты Левицкого и Рокотова в 1770-е годы. “Смольнянки”, особое место в русском искусстве XVIII в. Портреты Екатерины II. Парадные портреты 1780 – начала 90-х годов. Левицкий и русское просветительство. Левицкий и Новиков. Национальное своеобразие его творчества – высшей точки развития портретного искусства XVIII века. Ученики Левицкого. В.Л. Боровиковский. Истоки его творчества, ранний период, переезд в Петербурге. Новый образ человека в его портретах. Выражение идеалов сентиментализма – простота и интимность как характерные особенности его творчества. Образ Екатерины II у Левицкого и Боровиковского. Природа русского сентиментализма. Колорит и композиция портретов. Классицистические черты позднего Боровиковского. Его репрезентативные портреты. С. Щукин и круг портретистов 1790-х гг. Иностранные живописцы в России - де Велли, Лагрене - ст., Лепренс, Лампи, Фонтебассо, Рослин, Вуаль, Виже-Лебрен. Появление пейзажа как самостоятельного жанра во второй половине XVIII века. С. Щедрин, Ф. Алексеев.

Значение эстетики классицизма в формировании скульптуры второй половины XVIII века. Влияние просветительства на идеалы, теорию и практику скульптуры. Роль Жилле как руководителя скульптурного класса. Фальконе и его памятник Петру. Творческая биография Ф. Шубина. Ф. Гордеев. М. Козловский. И. Прокофьев, Ф. Щедрин и И. Мартос.

Проблема перехода от барокко к классицизму в архитектуре 1760х гг. Ж.-Б.Валлен Деламот и А.Кокоринов. Ранний классицизм в творчестве А.Ринальди и Ю.Фельтена. Сложение творческого почерка В.Баженова и И.Старова. Проблема палладианства в России. Строгий классицизм. Д.Кваренги и Ч. Камерон. Градостроительная деятельность «Комиссии о каменном строении».Романтический характер архитектуры при Павле I. Н.Львов. В.Бренна. П.-Г.Гонзага.

Национальное своеобразие русского искусства XVIII века. Связь с передовыми идеями эпохи. Вклад в мировую художественную культуру.


Литература


  1. Алексеева Т. В. Л. Боровиковский и русская культура на рубеже ХVIII – ХIХ вв. М., 1975.

  2. Богуславский Г. О портрете А. Воейкова // Сообщения ГЭ. №20 1961.

  3. Бунин М. Мозаика Ломоносова «Полтавская баталия». М.- Л., 1961.

  4. Гершезон-Чегодаева Н. Д. Г. Левицкий. М., 1964.

  5. Евангулова О. С. Искусство в России 1-й четверти ХVIII века. М., 1985.

  6. Жидков Г. История русского искусства ХVIII века. М.- Л., 1951.

  7. Ильина Т. В. И. Я Вишняков: Жизнь и творчество. М., 1979

  8. Ильина Т. В. Русское искусство ХVIII века. М., 2001.

  9. Ильина Т. В., Римская- Корсакова С. В. А. Матвеев. М., 1984.

  10. История русского искусства / под ред. И. Э. Грабаря / Изд. Кнебель, 1909- 1915 гг. (Тома по ХVIII веку.)

  11. История русского искусства / под ред. И. Э. Грабаря, В. Н. Лазарева и В. С. Каменова / Изд. АН СССР. Т.5- 7.

  12. История русского искусства / Под ред. Н. Машковцева. М., 1957. Т. 1. Разделы 6- 8.

  13. Книга для чтения по истории русского искусства. Вып. 2. М., 1950

  14. Коваленская Н. История русского искусства ХVIII века. М.- Л., 1940; М., 1962 (2-е изд.).

  15. Коваленская Н. Русский классицизм. М., 1964.

  16. Лапшина М. Русское искусство ХVIII века. М., 1963.

  17. Лебедев Г. Русское искусство первой половины ХVIII века. Л., 1938.

  18. Михайлова К. О портретах детей Фермор работы Вишнякова // Сообщения ГРМ. 1961. №7.

  19. Молева Н., Белютин Э. Живописных дел мастера. Канцелярия от строений и русская живопись 1-й половины ХVIII века. М., 1965.

  20. Русская культура петровского времени: Путеводитель по залам Эрмитажа. Л., 1967.

  21. Русское искусство ХVIII века: Сборник / Под ред. Т. Алексеевой.

  22. Русское искусство ХVIII- первой половины ХIХв.: Материалы и исследования / Под ред. Т. В. Алексееевой. М., 1984.

  23. Русское искусство: Очерки о жизни и творчестве художников ХVIII века / Под ред. А. Леонова. М., 1952.

  24. Салинова Т. А. И. П. Аргунов. М., 1973.

  25. Сахарова И. М. А. П. Антропов. М.. 1974.

  26. Сахарова И. Н.Е.Струйский и его связи с Ф. С. Рокотовым // ГТГ. Очерки по русскому и советскому искусству. М., 1962.

  27. Федоров- Давыдов А. Русский пейзаж ХVIII- начала ХIХ вв. М., 1958.

  28. Чарновский О. Психологическая характеристика в портретах Ф. С. Рокотова // Искусство. 1960. №3.

  29. Всеобщая история архитектуры. В 12 т. Т.6, Т.10

  30. Грабарь И.Э. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках СПб., 1994

  31. Зодчие Санкт-Петербурга. XVIII век. СПб., 1997

  32. Петербург и другие новые российские города XVIII- первой половины XIX века / Под общ. ред. Н.Ф.Гуляницкого. М., 1995


Русское искусство ХIХ - начала ХХ вв.


Периодизация. Базовая проблематика каждого из периодов. Историография (ХIХ- начала ХХ вв.) В. И. Григорович. П. Н. Петров. Д. А. Ровинский. Н. П. Собко. В. В. Стасов. А. Н. Бенуа. И. Э. Грабарь. Искусствоведческая периодика ХIХ-начала ХХ вв. Фундаментальная научная литература. Справочники, словари, каталоги.

1. Искусство первой трети ХIХ в. Общая характеристика. Черты классицизма данного периода. Историческая живопись и ее приоритеты. Монументально- декоративная скульптура и особенности синтеза ее с архитектурой. Ф. Ф. Щедрин. И. И. Теребенев, В. И. Демут-Малиновский. Монументальная скульптура И. П. Мартоса. Рельефы Ф. П. Толстого. С. И. Гальберг и скульптурный портрет первой трети ХIХ века. Пластические реформы Б. И. Орловского. Проблема романтизма в русском искусстве первой трети ХIХ века. Портретисты О. А. Кипренский, В. А. Тропинин. С. Ф. Щедрин и пейзажисты первой трети ХIХ века. А. Г. Венецианов. Теория оптического пространства. Педагогические взгляды. Художники школы Венецианова. Графика Ф.Толстого.

Архитектура Петербурга и Москвы до 1812 г. Т. де Томон, А.Воронихин, А.Захаров, Дж.Кваренги, Д.Жилярди. Проблема «ампира» в русской архитектуре. Принцип ансамблевости. К.Росси и В. Стасов. Восстановление Москвы после пожара. О.Бове, Д.Жилярди и А.Григорьев.

2. Искусство второй трети ХIХ века. Выдающиеся представители академической школы К. П. Брюллов, А. Иванов. Принципиальные различия методов их творчества.Формирования понятия «русский академизм», его эволюция.Критический реализм и его мастера. П. А. Федотов, А. А. Агин, Т. Г. Шевченко.Появление профессиональной художественной критики. В. В. Стасов.
Возникновение стилизаторства. А.Менелас. О.Монферран. А.Брюллов. Л. Кленце. А.Штакеншнейдер. Проблема неостилей в архитектуре. Развитие русско-византийского и русского стиля. К.Тон и А.Горностаев. Проблемы историзма в архитектуре. Высокая эклектика. Н.Бенуа и Г.Боссе.

3. Искусство последней трети ХIХ века. «Бунт четырнадцати» в Академии Художеств. Создание «Санкт- Петербургской артели художников», ее роль в подготовке деятельности «Товарищества передвижных художественных выставок».

Неакадемическое и академическое направления. И. Е. Репин. Концепция исторической живописи В. И. Сурикова. Жанр передвижников. Формирование школы национального пейзажа. И.Левитан.

Поздняя эклектика и рационалистическое направление в архитектуре. И.Кинтер. В.Шретер. М.Месмахер. П.Сюзор. В.Шервуд.

4. Русское искусство конца ХIХ- начала ХХ вв.

Стиль модерн в архитектуре Москвы и Петербурга. О.Шехтель и Ф.Лидваль Основные направления и их особенности. «Мир искусства» и его роль в обновлении искусства конца ХIХ века.

Проблема неоромантического движения эпохи. Некоторые общие признаки формальных перемен конца ХIХ века. Начало реформ: роль В. М. Васнецова в реформировании сюжета. Элементы символизации в творчестве И. И. Левитана.

Символизм модерн. Проблематика. Черты.

М. А. Врубель и В. А. Серов. В. Э. Борисов-Мусатов и особенности его символизма. Завершение символизма: «Голубая роза», «Бубновый валет» и его ветви: сезаннистская и неопримитивистская. Рождение беспредметного искусства.
Мастера русского авангарда. В. В. Кандинский. П. Н. Филонов. М. З. Шагал. В. Е. Татлин. К. С. Малевич. Концепция творчества. Влияние на русское и европейское искусство. Ретроспективные стили в архитектуре. И.Фомин и В.Щуко.

Февральская революция и искусство. Проблема власти. Проблема Академии Художеств. Проблемы охраны памятников искусства.


Литература

1. История русского искусства: В 13 т. / Под общ. ред. акад. И. Э. Грабаря и др. М., 1953- 1969.

Т. VIII. Кн. 1. Русское искусство первой трети ХIХ века. М., 1963.

Т. VIII. Кн. 2. Русское искусство второй трети ХIХ века. М., 1964.

Т. IХ. Кн. 1. Русское искусство второй половины ХIХ века: Живопись и графика М., 1965.

Т. IХ. Кн. 2. Русское искусство второй половины ХIХ века: Живопись и графика (приложение). Скульптура. М., 1965.

Т. Х. Кн. 1. Русское искусство конца ХIХ- начала ХХ века: Живопись и графика М., 1968.

Т. Х. Кн. 1. Русское искусство конца ХIХ- начала ХХ века: Живопись и графика (продолжение)

2. История русского и советского искусства / Под ред. Д. В. Сарабьянова. Изд. 2-е, переработанное и дополненное. М, 1989.

3. Ильина Т. В. История искусств. Отечественное искусство. М., 1994

4. История европейского искусствознания. Первая половина ХIХ века (Раздел: Россия. Изобразительные искусства). М., 1965.

Вторая половина ХIХ века. М., 1966.

Вторая половина ХIХ - начало ХХ века. 1871- 1917. Кн. 2. М., 1969.

5. Острой О. С. История искусствоведческой библиографии в России (ХIХ- начало ХХ вв.). Л., 1991.

6. Сарабьянов Д. В. Русская живопись. Пробуждение памяти. М., 1998.

7. Сарабьянов Д. В. История русского искусства второй половины ХIХ в. М., 1989.

8. Сарабьянов Д. В. История русского искусства конца ХIХ- начала ХХ вв. М., 1993.

9. Сарабьянов Д. В. Русская живопись ХIХ в. среди европейских школ. М., 1980.

10.Сарабьянов Д.В. Стиль модерн. Истоки. История. Проблемы. М., 1989

11. Борисова Е. А. Стернин Д. Ю. Русский модерн. М., 1990.

12. Русский футуризм. Теория. Практика. Критика. Воспоминания. М., 1999

13.Аркин Д. Е. Архитектура русского классицизма//Образы архитектуры и скульптуры. М., 1990.

14. Кириченко Е. И. Русская архитектура 1830—1910-х гг. М., 1982.

15. Пунин А.Л. Архитектура Петербурга середины и первой половины XIX века 1830-1860-е годы. Ранняя эклектика Спб., 2009

16. Лисовский В. Г. «Национальный стиль» в архитектуре России. М., 2000

17. Горюнов В. С, Тубли М. П. Архитектура эпохи модерна: концепции, направления, мастера. СПб., 1994

18. Кириков Б.М. Архитектура петербургского модерна. СПб., 2003

19. Кириллов В. В. Архитектура «северного модерна». М., 2001

20. Ревзин Г.И. Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века. М., 1992



следующая страница >>