bigpo.ru
добавить свой файл
  1 ... 2 3 4 5 6
РАЗДЕЛ V. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ


  1. Что такое социальный контроль? Какие элементы он включает и какие функции в обществе выполняет?

  2. Какова классификация социальных санкций?

  3. Что означает понятие самоконтроля и каково его значение в жизни общества?

  4. Как соотносятся между собою нормы и ценности?

  5. Каковы основные функции социальных норм?

  6. В чем суть интегрирующей функции социальных норм?

  7. Из каких кругов состоит сконструированная П. Бергером система социального контроля?

  8. Каковы основные виды внешнего контроля?

  9. В чем сущность надзора как разновидности внешнего контроля?

  10. Как соотносятся между собою контроль и управление?

  11. Какова трактовка процесса социализации с точки зрения теории социальных ролей?

  12. На какие этапы подразделяется процесс социализации?

  13. Что такое “ресоциализация”?

  14. Каковы явные и латентные функции вторичной социализации?

  15. Каковы главные паттерны социализации зрелого возраста?

  16. Чем характеризуется социализация старости?

  17. Что понимается под агентами социализации и ее институтами?

  18. Охарактеризуйте типы социальных движений и приведите два-три примера массовой демонстрации.

  19. Дайте развернутое определение конфликта. Охарактеризуйте его субъектов, укажите объект, причины, повод и способы разрешения. Приведите примеры решения из своей практики.

  20. Приведите классификацию конфликтов. Какие конфликты вы считаете наиболее актуальными в современной России?

  21. Что такое протестное движение? Какие формы оно принимает? Можете ли вы привести пример из реальной жизни?

  22. Почему конфликт интересов стимулирует возникновение конкуренции и ожидание угрозы, а не наоборот?

  23. Почему конфликт усиливает внутригрупповую солидарность, а не разъединяет группу еще больше?

  24. Что общего между следующими понятиями и чем они различаются: конфликт, драка, разборка, дуэль, ссора, диспут, война, битва.

  25. К каким видам конфликтов вы отнесете шахтерские забастовки, политические перевороты, акции гражданского неповиновения, ссору из-за границы садового участка между садоводами и председателем кооператива, жалобу жильцов в ЖЭК на протечку крыши дома.

  26. Что такое общение? Почему оно названо процессом взаимодействия двоих людей?

  27. Что такое ритуальное общение?

  28. Чем различаются физические, вербальные и жестовые действия?

  29. С какими тремя формами взаимодействия вы познакомились в этом параграфе? Можно ли конфликт рассматривать как частную форму конкуренции? Что между ними общего и чем они различаются?

  30. В чем выражаются сущность и структура социального обмена? Можно ли его сравнить с экономическим?

  31. В чем заключается разница между девиантным и делинквентным поведением? Приходилось ли вам сталкиваться с ними?

  32. Иногда можно слышать такое суждение: России нужна “сильная рука” для того, чтобы покончить со взрослой и подростковой преступностью. А что вы думаете по этому поводу?

  33. Чем различаются два явления – профессиональная преступность и профессионализация преступности?

  34. Что такое подростковая преступность? Чем она отличается от организованной преступности?


ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ


  1. Охарактеризуйте основные виды конфликтов в современной России.

  2. Каким способом разрешаются конфликты? Приведите примеры решения из своей практики.

  3. Какие формы принимает человеческое общение? Все ли они проявляются в вашем поведении, деятельности? Понаблюдайте за собой и сделайте небольшой анализ.

  4. Приведите примеры делового и бытового общения, используя собственный жизненный опыт и свои наблюдения за другими людьми.

  5. Понаблюдайте за своим общением с другими людьми. Какие особенности вы подметили?

  6. Перелистайте “Войну и мир”, найдите примеры “чистого общения”. Проанализируйте темы и тип светских разговоров. Напишите краткий отчет проведенного исследования.

  7. Почему статусные системы и сферы социального взаимодействия тесно связаны между собой? Приведите обоснование и примеры.

  8. Приходилось ли вам сталкиваться со стихийными формами коллективных действий, например паникой и истерией? Расскажите, как они протекают и в чем заключается их природа.

  9. Подберите научную литературу и охарактеризуйте процесс, омоложения преступности в российском обществе, происходящий в 90-е годы.

  10. Проанализируйте поведение окружающих вас людей в быту и отметьте те поступки, которые считаете девиантными.

  11. Чем различаются между собой индивидуальный и коллективный отбор? Почему один способен привести к появлению общества, а другой нет? Немножко пофантазируйте: представьте на минуту, что в человеческом роде все время действовал бы только коллективный отбор. Какими тогда были бы современные люди?

  12. Присмотритесь к своему образу жизни. Как он разворачивается во времени и пространстве. Постройте его хронологию (в течение суток, недели, месяца) и его топографию: где вы бываете обычно, что делаете, с кем встречаетесь и т.д.

  13. На примере сделки о поставке крупной партии импортного оборудования на текстильную фабрику опишите: какие цели преследуют партнеры; каковы их интересы и мотивы; кто является прямым и косвенным участником сделки; какова технология самого действия; какие нормы регулируют деловые операции и какие наказания следуют за их нарушение.

  14. Перечислите известные вам типы социальных норм и виды наказания, которые могут последовать за их нарушение.

  15. Подумайте, могут ли выступать средствами социального контроля: домашние задания, медицинская справка, паспорт, проездной билет, библиотека, ученая степень, заседание парламента, телефон, блокнот, часы, компьютер, телевизор, весы, одеж­да, ценники на товары, реклама, светофор, окно.


ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ:

    1. Традиционный и современный типы личности.

    2. Человек как биологический и социальный индивид.

    3. Проблема рассогласования сознания и действий.

    4. Классификация социальных действий М. Вебера.

    5. Динамика и иерархия потребностей

    6. Агенты и институты социализации.

    7. Десоциализация и ресоциализация.

    8. Социальный контроль как механизм социальной регуляции.

    9. Социология девиантного поведения.

    10. Формы социального взаимодействия

    11. Социальные конфликты

    12. Формы организованного протеста



РАЗДЕЛ VI. СОЦИОЛОГИЯ ГЛОБАЛИЗАЦИИ


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ


  1. Что такое процесс глобализации и какую роль играют средства массовой информации?

  2. Какова роль научно-технического прогресса в геополитическом развитии современного мира?

  3. Чем различаются органическая и неорганическая модернизация?

  4. Назовите основные параметры многополярного миропорядка.

  5. Что такое “наднациональные единицы различного масштаба”? Приведите примеры и опишите их функции.

  6. Назовите основные направления интеграции экономики разви­вающихся стран в мировую экономику.

  7. Опишите функции телевидения как глобального фактора развития человеческого общества.

  8. В чем проявляется многообразие форм социального развития в современном мире?

  9. Что такое урбанизация? Назовите основные тенденции развития современных мегаполисов.

  10. Каковы перспективы формирования единого мирового государ­ства?

  11. В чем заключается сущность теории глобального общества И.Валлерштайна?

  12. Назовите и охарактеризуйте глобальные социальные проблемы современности.

  13. Являются ли экологические проблемы человечества последствием глобализации, или же они стали реальностью вследствие недостаточно развитых международных отношений?

  14. Что такое национальная безопасность?

  15. Перечислите новейшие социологические концепции, связанные с глобализацией.

  16. Что такое модель устойчивого развития?

  17. Использование современных информационных технологий в эмпирических и прикладных социологических исследованиях.

  18. Каково соотношение центростремительных и центробежных тен­денций в современном мире?

  19. Каковы судьбы национального государства как главного субъек­та международных отношений?

  20. В чем суть глобализации экологических проблем?

  21. Дайте характеристику основных направлений деятельности ООН.

  22. Каковы причины и в чем заключается угроза международного терроризма?

  23. Что такое постмодерн? Назовите основных представителей.

  24. Какие, на ваш взгляд, факторы будут определять характер кон­фликтов и войн в многополярном миропорядке?

  25. Применение компьютерных технологий в науке и образовании.

  26. Какова роль международных организаций в современном мире?

  27. Каков характер взаимоотношений между Россией и Западом?

  28. Теории модернизации, основные представители и их взгляды.

  29. Особенности модернизации и развития капитализма в России.

  30. Россия и Восточная Европа: сравнительный анализ трансформирующихся обществ.

  31. Какие новые области социологии возникли в связи с широким развитием Интернета?

  32. Назовите основные причины сохранения и расширения НАТО.

  33. Что вы думаете относительно перспектив установления единопо-лярного миропорядка?

  34. Какие образы общества будущего вы можете назвать?



ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ


  1. Охарактеризуйте современное состояние России в перспективе глобализации социальных процессов. Перечислите положительные и отрицательные тенденции в данном направлении.

  2. В 1919 г. известный английский политолог Г.Макиндер высказал такую мысль «демократия несовместима с организацией, необходи­мой для войны против автократических режимов». Почему он так сказал? В чем выражается существо его мысли?

  3. По мнению некоторых авторов, Россия вновь становится форпостом христианско­го мира, выдвинутым в огромный мир Ислама, от отношений с которым зависят стабильность и будущем России. Согласны ли Вы с такой позицией? Поразмышляйте над этой проблемой.

  4. Перечислите основные положения концепции столкновения ци­вилизаций.

  5. В России усиливаются опасности социального взрыва, распростране­ния насилия, увеличения количества и ожесточенности антагонистических конфликтов, угрозы гражданской войны и т.д. Сможете ли Вы доказать или опровергнуть утверждение, опираясь на конкретные факты?

  6. Объясните, почему в современном мире научно-технический прогресс привел к качественному изменению прежних представлений о роли геогра­фических факторов в развитии государства и общества.

  7. Исследовав позиции сторонников и противников глобализации, дайте их характеристику.

  8. Американский геополитик Х1Х века А.Т.Мэхен придумал формулу: N + ММ + NB = SP, т.е. военный флот + торговый флот + военно-морские базы = морское могущество. Ею многие руководствуются до сих пор. Как бы Вы ее расшифровали?

  9. Проанализируйте последствия глобализации для нашей страны. Дайте подобный прогноз для стран СНГ.

  10. Какие проблемы глобализации уже успели коснуться росийских мегаполисов – Москвы и Санкт-Петербурга? С какими проблемами, возникающими на почве глобализации, им еще придется столкнуться?

  11. В одном из манифестов евразийства говорилось, что «русскую культуру надо противопоставить культурам Европы, и Азии как средин­ную, евразийскую культуру», что «мы должны осознать себя евразийцами, чтобы осознать себя русскими. Сбросив татар­ское иго, мы должны сбросить и европейское иго». Как Вы понимаете данную мысль?

  12. Попытайтесь охарактеризовать последние веяния отечественной и зарубежной социологической мысли, связанные с перспективами развития мировой цивилизации.

  13. Некоторые политологи высказывают мысль о том, что в современную эпоху по мере утверждения во всем мире западной демократи­ческой модели жизнеустройства войны становятся достоянием ис­тории. А что по этому поводу думаете Вы?



4. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ,


    1. Актуальные вопросы социальной стратификации российского общества.

    2. Взаимодействие общества, государства и СМИ в современном обществе.

    3. Компьютерная преступность как комплексная международная проблема.

    4. Новые бедные и "новые богатые" в России.

    5. Неравный доступ в системе образования

    6. Общее и особенное в развитии современного российского общества.

    7. Социальные последствия техногенных катастроф.

    8. Социальные проблемы трансграничной миграции в СНГ.

    9. Социологическое мышление и социологическое знание.

    10. Трансформации социальной структуры российского общества и их последствия.

    11. Формирование и функционирование наднациональных институтов глобального общества.

    12. Демонстрация как социальный феномен

    13. Анатомия социальных движений

    14. Источники социального напряжения.

    15. Регрессивные и революционные движения.

    16. Теории модернизации

    17. Профессиональная и уголовная преступность.

    18. Агенты формального и неформального контроля.

    19. Взаимодействия общества, государства и церкви в России.

    20. Общественное мнение как форма социального контроля.

    21. Процесс социализации: кризисные точки.

    22. Мотив и мотивация.

    23. Социальные ценности и их значение.

    24. Свобода действий и свобода выбора

    25. Иррациональные и рациональные социальные действия.

    26. Защитные механизмы личности

    27. Ролевая теория личности.

    28. Понятие о биологической и культурной эволюции.

    29. Самооценка и формирование Я-концепции.

    30. Детерминанты мобильности.

    31. Интернет как фактор развития образования

    32. Групповая мобильность.

    33. Бедность как основа международного терроризма.

    34. Индивидуальная мобильность.

    35. Информатизация общества и глобальное "киберпространство".

    36. Молодежная и подростковая преступность.

    37. Структурная мобильность.

    38. Закрытость и открытость российского общества.

    39. Две волны маргинализации в России.

    40. Пауперизация, деклассирование, пролетаризация.

    41. Теория социальной мобильности К. Маркса.

    42. Обуржуазивание и пролетаризация сегодня.

    43. Миграция и ее исторические формы.

    44. Этнизация и мультикультурализация национально-государственного пространства.

    45. Эмиграция и иммиграция.

    46. Терроризм как вызов XXI века.

    47. Миграционная картина современной России.

    48. Рынок иностранной рабочей силы.

    49. “Утечка мозгов”.

    50. Вынужденная миграция и беженцы.

    51. Старый и новый средний класс.

    52. Исторические этапы становления среднего класса в России.

    53. Ценностные ориентации среднего класса.

    54. Источники пополнения и каналы мобильности среднего класса в России.

    55. “Челноки” как источник пополнения среднего класса.

    56. Российская олигархия и “новые средние”.

    57. Правящий класс и номенклатура.

    58. Теория циркуляции элит.

    59. Трудовая и экономическая миграция.

    60. Класс капиталистов, его возникновение, роль и структура.

    61. Демографические факторы мобильности.

    62. Предприниматели, социальный портрет и современные поколения российских предпринимателей.

    63. Класс капиталистов и класс управляющих: теория революции менеджеров.

    64. Рабочий класс, состав, структура и генезис.

    65. Социальные группы бедных.

    66. “Новые бедные” в России.

    67. “Социальное дно” и маргиналы.

    68. Каналы мобильности в российском обществе.

    69. Социальный феномен нищенства

    70. Субкультура и основные характеристики нищенства.

    71. Бомжи и их социологическое изучение.

    72. Уровень жизни и удовлетворение базисных потребностей.

    73. Стандарт жизни в ХХI веке.

    74. Хроническая и временная бедность.

    75. Методология измерения бедности.

    76. Депривация и обездоленность.

    77. Социальное расслоение в советском и постсоветском обществе.

    78. Социальные общности как формы социальной организации индивидов и источник социальных изменений.

    79. Социологическое изучение публики.

    80. Социально-экономические проблемы молодежи в российском обществе.

    81. Социальные нормы и социальные роли.

    82. Идентификация с ролью и статусом.

    83. Социальное пространство и время.

    84. Исследование образа жизни и досуга.

    85. Социокультурное пространство общества.

    86. Культурно-речевая среда.

    87. Элементы культурно-речевого поведения: привычки, манеры, этикет, кодекс чести.

    88. Стилизация поведения.

    89. Культурно-речевая стратификация.

    90. Культурная статика и культурная динамика.

    91. Формы и разновидности культуры

    92. Специфика молодежной культуры.

    93. Образование как социальный институт общества.

    94. Университеты в Европе и России.

    95. Кризис образования и выход из него.

    96. Государство и политическая система общества.

    97. Противоречия и специфика правового сознания в России.

    98. Проблема религиозности и веры в современном российском обществе.

    99. Теневая и неформальная экономика.

    100. Профессиональные ориентации российской молодежи.

    101. Особенности социально-экономического развития современного российского общества.

    102. Распределение ролей в семье.

    103. Семейная политика в современной России

    104. Функционирование социальных институтов.

    105. Явные и латентные функции института.

    106. Социобиологическая эволюция общества.

    107. охота и собирательство

    108. Специфика социальных изменений в обществе.

    109. Социологическое воображение как метод развития профессионального мышления



5. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ ПО ВСЕМУ КУРСУ


    1. Предмет и уровни социологического знания

    2. Отрасли социологии.

    3. Исходные категории социологии.

    4. Культура как социальное явление: язык, обычаи, традиции, нормы, ценности.

    5. Материальная и духовная культура.

    6. Базисные элементы культуры.

    7. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная культура; субкультура и контркультура.

    8. Социальные проблемы российской культуры.

    9. Признаки общества

    10. Гражданское общество и правовое государство.

    11. Социальный прогресс и регресс.

    12. Типология обществ

    13. Мировое сообщество.

    14. Органическая и неорганическая модернизация.

    15. Основные институты: семья, производство, государство, религия, образование.

    16. Современная семья.

    17. Экономические институты и труд

    18. Государство и политическая система общества.

    19. Религия как социокультурный институт.

    20. Образование как институт общества.

    21. Структура деятельности

    22. Структура и виды социального действия.

    23. Иерархия потребностей и мотивация.

    24. Ценности и ценностные ориентации.

    25. Общественное мнение и его изучение.

    26. Формы массового поведения и коллективные действия.

    27. Формы организованного и стихийного коллективного протеста.

    28. Структура и содержание социальных ролей.

    29. Формы социального взаимодействия: кооперация, конкуренция, конфликт.

    30. Формы и содержание социальных конфликтов.

    31. Классификация статусов и понятие статусной несовместимости.

    32. Виды и формы социальных отношений.

    33. Механизм социального контроля.

    34. Классификация социальных норм.

    35. Типология социальных санкций.

    36. Внешний и внутренний контроль.

    37. Отклоняющееся и преступное поведение.

    38. Преступность и криминализация общества в России

    39. Человек как биологический и социальный индивид.

    40. Социальная изоляция и одиночество.

    41. Социализация и ее стадии

    42. Агенты и институты социализации

    43. Десоциализация и ресоциализация.

    44. Классификация социальных групп.

    45. Профессиональные и экономические группы

    46. Кровно-родственные общности

    47. Публика и толпа.

    48. Малая группа.

    49. Социально-экономические проблемы молодежи в российском обществе.

    50. Слагаемые социальной стратификации

    51. Исторические типы стратификации: рабство, касты, сословия, классы.

    52. Социальные классы.

    53. Особенности классовой структуры российского общества.

    54. «Новые русские» и средний класс.

    55. Измерение неравенства

    56. Измерение бедности.

    57. Уровень и качество жизни.

    58. Абсолютная и относительная бедность.

    59. «Новые бедные» и социальная защита населения.

    60. Проблема нищенства в России.

    61. Сущность и классификация видов социальной мобильности.

    62. Каналы вертикальной мобильности

    63. Профессиональная и экономическая мобильность

    64. Миграция населения.

    65. Феномен беженцев и «утечка мозгов».

    66. Структура и динамика организации

    67. Сущность и типология власти.

    68. Менеджмента как социально-экономический институт.

    69. Руководство и лидерство.

    70. Формальная и неформальная структуры организации.



III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ




п/п

НАИМЕНОВАНИЕ

РАЗДЕЛОВ И ТЕМ

ВСЕГО

(часов)

АУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ (ч),

в том числе:

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (ч)

Лекции

Семинары




I

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ СОЦИОЛОГИЮ

12

4

4

4

1

ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ И УРОВНИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

12

4

4

4

II

СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА

68

20

20

28

1

СУЩНОСТЬ И СТРОЕНИЕ ОБЩЕСТВА

10

6

6

6

2

СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

30

6

6

14

3

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

16

4

4

4

4

ОБЩЕСТВО КАК СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИСТЕМА

12

4

4

4

III

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА

48

14

14

20

1

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ

6

2

2

2

2

СОЦИАЛЬНЫЕ СТАТУСЫ И РОЛИ

14

4

4

6

3

СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ

14

4

4

6

4

СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

14

4

4

6

IV

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ И МОБИЛЬНОСТЬ

62

16

16

30

1

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ

14

4

4

6

2

БЕДНОСТЬ И НЕРАВЕНСТВО

16

4

4

8

3

КЛАССЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

16

4

4

8

4

СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ И МИГРАЦИЯ

16

4

4

8

V

ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО

36

12

12

12

1

ЛИЧНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНОЕ СУЩЕСТВО

8

2

2

2

2

СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ И ПОВЕДЕНИЕ

8

2

2

2

3

ПОТРЕБНОСТИ И ЦЕННОСТИ

4

2

2

2

4

СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ СВОЕГО “Я”.

8

2

2

2

5

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

4

2

2

2

6

СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И КОЛЛЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

4

2

2

2

VI

СОЦИОЛОГИЯ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

8

2

2

4

1

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

8

2

2

4




ИТОГО:

234

68

68

98


<< предыдущая страница   следующая страница >>