bigpo.ru
добавить свой файл
1 2
Программа курса


«Политическое управление»


Автор программы –

Пушкарева Г.В., доктор политических наук, профессор


Тема 1. Управление в политике.


Политика как объект управления. Специфические свойства политики. Системный характер организации политической сферы. Механизмы функционирования политической системы. Кибернетические модели политической системы. Управление как способ функционирования политики. Процессы самоорганизации в политической сфере.

Политическая власть и политическое управление. Политическое влияние и политическое управление. Управление как целеориентированная деятельность. Политические цели. Особенности процесса принятия политических решений.

Субъектно-объектный характер управленческой деятельности. Политические акторы, их роль в политических процессах. Субъекты политического управления. Государство как субъект политического управления. Общественно-политические движения и группы интересов: специфика их положения в системе политических управленческих отношений.

Виды управления в политике. Государственное управление политическими процессами. Управление в политических организациях. Политический менеджмент, его специфические черты. Управление институциональными изменениями в политике и управление политическими процессами.

Технологическая составляющая управленческих отношений в политике. Проблема алгоритмизации управленческой деятельности в политике. Особенности технологий, используемых в политическом менеджменте. Классификации политических технологий. Возрастание значения политических технологий в современном политическом процессе.


Тема 2. Политический менеджмент.


Место и роль политического менеджмента в системе политических управленческих отношений. Причины возрастания роли политического менеджмента в современном обществе.

Виды политического менеджмента. Политический имиджмейкинг. Электоральный менеджмент. Управление политическими конфликтами. Создание политических коалиций и политических партий. Лоббистские кампании. Политическая поддержка государственных решений. Их общие и специфические черты. Переплетение видов политического менеджмента, их взаимодополняемость.

Политический менеджмент и политический маркетниг: соотношение понятий. Политический менеджмент и политический PR: соотношение понятий.

Политический менеджмент как профессия. Профессионализация политического управления. Социальная потребность в профессиональных политических менеджерах и технологах. Развитие научно-эмпирического политологического, социологического, психологического, управленческого знания как условие профессионализации в области политического менеджмента. Становление рынков политических консалтинговых услуг в отдельных странах. Международная ассоциация советников по политическим кампаниям. Российский рынок политических консалтинговых услуг. Основные российские политические консультационные фирмы. Диапазон и характер оказываемых услуг. Проблема качества политических консалтинговых услуг. Конкуренция на рынке политических консалтинговых услуг: формы конкурентной борьбы и ее последствия для общества.

Этические проблемы в политическом менеджменте. Проблема соотнесения политических целей и выбранных способов их достижения с существующими в обществе нормами морали. «Чистые» и «грязные» технологии. Необходимость совершенствования правового механизма регуляции политической борьбы. Профессиональная этика политических технологов. Правила конкурентной борьбы на рынке политических консалтинговых услуг.


Тема 3. Теоретико-методологические проблемы политического управления.


Политическое управление как наука и как искусство. Специфика научного знания об управлении. Предметное поле науки о политическом управлении. Теория принятия политических решений. Политический анализ и политическое прогнозирование. Дискуссия в современной политической науке о соотношении теоретической и прикладной политологии. Креативная составляющая политического управления.

Структура научного знания о политическом управлении. Значение теоретических методов для адекватного восприятия управленческого процесса и объекта управленческого воздействия. Неоинституционализм и структурализм: их значение для управления институциональными изменениями в политике. Особенности методологической основы управления политическими процессами.

Эмпирические исследования в политическом управлении: необходимость и основные принципы проведения.


Тема 4. Политическая кампания.


Политическая кампания как способ организации конкретного управленческого процесса, ориентированного на достижение политических целей. Виды политических кампаний. Особенности политических кампаний, проводимых государственными акторами. Специфика избирательных и лоббистских кампаний.

Участники политической кампании: общая характеристика. Субъект и объект управления в политической кампании. Инициаторы и организаторы политических кампаний. Задачи и функции субъекта управления. Виды субъектов политического управления и специфика решения ими политико-технологических задач. Политические партии как инициаторы и организаторы политических кампаний. PR-службы в государственных структурах, основные направления их деятельности. Группы интересов как субъекты управления лоббистскими кампаниями. Неформальные группы, клиентелы в политике. Профессиональные консалтинговые фирмы, их роль в политических кампаниях. Технологии создания эффективной команды, выступающей в роли субъекта управления политической кампанией. Объект управленческого воздействия в политической кампании, его внутренняя неоднородность, подвижность и изменчивость. Проблема адекватной оценки и правильного выбора объекта управленческого воздействия в политической кампании.

Внешняя среда политической кампании. Институциональное политическое пространство. Особенности правового регулирования политических процессов и управленческих отношений в политике. Культура общества как фактор, влияющие на выбор технологий проведения политической кампании. Ситуативные факторы внешней среды политической кампании. Пространственно-временной континуум развертывания политической кампании. Конкурентная среда управленческих отношений в политике. Особенности российского контекста политических кампаний.


Тема 5. Проектирование политических кампаний.

Теоретико-методологические основания проектирования политических управленческих процессов. Особенности научного конструирования политических объектов и политических процессов. Интерсубъективный характер политической реальности. Теоретические модели и их значение для проектирования политических управленческих процессов. Проблема выбора теоретической модели политического взаимодействия для выработки эффективных технологий политического влияния. Модель политического взаимодействия, ее связующие процессы: процессы мотивации, процессы коммуникации, процессы структуризации. Экспликативные возможности и технологический потенциал модели политического взаимодействия. Единство процессов мотивации, коммуникации и структуризации во взаимодействиях участников политической кампании.

Проект политической кампании: основные характеристики. Необходимость разработки проекта. Основные разделы проекта: стратегия политической кампании; ресурсы политической кампании; тактика политической кампании, или основные направления, пути и способы реализации стратегии; план-график политической кампании. Основные требования к проекту: обоснованность, системность, конкретность и лаконичность, ограниченность доступа.

Технологии составления проекта политической кампании. Алгоритм разработки проекта политической кампании. Подготовительный этап, его основное содержание. Диагностика ситуации. Значение теоретических моделей политических и социальных объектов для диагностики ситуации. Особенности диагностирования состояния окружающей среды политической кампании. Основные требования к прикладным исследованиям. Этап разработки стратегии политической кампании. Политическая цель кампании. Основные требования к ее формулированию. Управленческие цели политической кампании. Концепция убеждающей коммуникации как составляющая проекта политической кампании. Определение адресных групп. Этап разработки тактического рисунка политической кампании. Основные принципы разработки тактического рисунка политической кампании. Отбор приемов, способов воздействия на массы на основе критериев практической целесообразности и ресурсной обеспеченности; предварительное распределение предполагаемых действий во времени и пространстве с целью установления их взаимосогласованности; «наполнение» техник, приемов и способов конкретным содержанием в соответствии с главной темой убеждающей коммуникации; составление плана. Особенности планирования политической кампании.


Тема 6. Информационно-аналитические технологии в политических кампаниях.

Диагностика управленческой ситуации. Управленческая ситуация как совокупность объектов, условий и факторов, проблематизирующих достижение целей политической кампании. Знание об управленческой ситуации и проблема эффективности политических технологий. Аналитическое конструирование ситуации как необходимый подготовительный этап в проведении политической кампании. Моделирование объекта управленческого воздействия. Основные этапы аналитического конструирования ситуации. Определение проблемы. Выбор (разработка) теоретической концепции (модели). Операционализация. Сбор информации. Анализ данных. Интерпретация результатов. Реальная ситуация и аналитически сконструированная ситуация: общие и отличительные черты. Принципы составления отчета об исследовательской работе и выработки рекомендаций для менеджеров политических кампаний.

Методы прикладного исследования. Количественные и качественные методы. Вид политической кампании и проблема выбора методов получения информации об управленческой ситуации. Анкетирование: возможности проведения и его ограничения. Методика разработки анкеты при диагностике политической управленческой ситуации. Фокус-группы: основные принципы проведения и условия использования при диагностике политической управленческой ситуации. Контент-анализ как метод диагностирования политической управленческой ситуации. Вторичные данные: способы получения и особенности их использования в диагностировании политической ситуации.

Мониторинг в политических кампаниях. Необходимость отслеживания ситуации в ходе политической кампании. Основные принципы организации мониторинговых исследований. Периодичность мониторинга.


Тема 7. Технологии управления мотивацией в политической кампании.

Мотивация политического действия: понятие, основные направления исследования.

Управление мотивацией в политической кампании: место, роль и необходимость овладения технологиями влияния. Мотивация политического действия. Теории мотивации политического действия: социологическая, социально-психологическая, рационального выбора, контекстуальная, когнитивная. Их значение для проектирования политической кампании. Возможности и ограничения теорий мотивации политического действия. Проблема согласованности теоретической модели мотивации и выбираемых технологий для рационального построения политической кампании.

Основные задачи управления мотивацией в политической кампании.

Управление мотивацией политического действия как направленное воздействие на мотивационную сферу определенных людей с целью вовлечения их в политическую кампанию и побуждения к действиям, отвечающим интересам инициаторов политической кампании. Мотивационная сфера как открытая система. Особенности индивидуального восприятия информации в ходе политической кампании. Ограничения и возможности внешнего воздействия на мотивацию политического действия. Основные задачи управления мотивацией в политических кампаниях. Формирование в мотивационной сфере личности устойчивых убеждений, установок, ценностных ориентаций. Пути и способы решения этой задачи и основные трудности. Воздействие на процесс индивидуальной интерпретации ситуации как способ побуждения к определенным действиям. Особенности решения этой задачи и проблема ограничения возможностей использования ее результатов. Необходимость комплексного подхода к использованию технологий управления мотивацией в политической кампании.

Манипуляция в политических кампаниях. Соотношение понятий управление мотивацией и манипуляция. Манипуляция как особый способ воздействия на мотивационную сферу личности. Отличительные черты манипуляции: сокрытие манипулятором своих истинных целей, скрытый характер воздействия на психику и сознание человека. Суггестия. Проблема грани между скрытым и открытым воздействием на сознание человека. Основные виды манипуляционных технологий, используемых в политических кампаниях. Проблемы защиты от манипуляционных технологий.


Тема 8. Технологии убеждающей коммуникации в политических кампаниях.


Основные принципы организации коммуникационных процессов в политической

кампании. Модель коммуникационного процесса. Субъект управления политической кампанией как коммуникатор. Рациональная и спонтанная коммуникация. Убеждающая коммуникация как процесс направленного информационного воздействия субъекта политического управления на отдельных индивидов или их совокупности с целью формирования, подкрепления или изменения их убеждений в соответствии со своими политическими целями. Основные задачи управления коммуникационными процессами. Разработка концепции информационного влияния. Продвижение информации. Проблема выбора канала трансляции. Способы организации обратной связи в политико-технологическом процессе. Профилактика и устранение шумов в коммуникационном процессе.

Технология разработки модульной схемы (концепции) убеждающей коммуникации. Основные виды убеждающей коммуникации: центральная (прямая) и периферийная (косвенная). Эффект дополнительности в убеждающей коммуникации. Принцип модульности в концепции убеждающей коммуникации. Главная тема убеждающей коммуникации. Технология выбора главной темы в конкретной политической кампании. Изучение ожиданий, установок, интересов, ценностных ориентаций людей как необходимое условие выбора главной темы. Разработка сюжетных линий главной темы. Сюжетная линия как модуль убеждающей коммуникации. Основные требования к разработке сюжетных линий. Особенности отбора фактов, аргументов, иллюстраций, значимых образов. Информационные продукты как реальное воплощение главной темы, сюжетных линий в конкретных рекламных роликах, плакатах, листовках, в статьях, выступлениях позиционируемого политика и его сподвижников, в событиях, освещаемых службами новостей. Особенности создания различных информационных продуктов.

Способы и приемы усиления воздействия сообщений в системе убеждающей коммуникации. Основные виды технологий усиления информационного воздействия. Приемы, активизирующие внимание людей к определенной информации. Приемы, повышающие доверие населения к информации. Приемы, позволяющие влиять на процессы категоризации и атрибуции, на понимание информации. Приемы, обеспечивающие закрепление информации в памяти. Проблема эффективности технологических приемов убеждающей коммуникации. Слоганы в политических кампаниях: назначение и основные принципы создания.


Тема 9. Технологии управления коммуникационными процессами в политической кампании.


Коммуникационные каналы в политической кампании. Понятие коммуникационного канала. Проблема «зависания» информации в политической кампании. Принципы отбора каналов передачи сообщений. Необходимость комплексного подхода к проблеме трансляции информационных продуктов в ходе политической кампании. Лидеры мнений. Основные типы лидеров мнений. Возможности и ограничения использования лидеров мнений в политических кампаниях. Основные принципы работы с лидерами мнений в ходе политических кампаний. Разговоры и слухи в политических кампаниях. Особенности этого коммуникационного канала и оценка его эффективности. Причины обращения политических технологов к каналам слухов и массового разговора.

Политическая реклама. Политическая реклама и другие информационные сообщения: общее и отличительные черты. Виды политической рекламы: реклама в СМИ, наружная реклама, печатная реклама, прямая почтовая реклама, рекламные сувениры. Принципы отбора рекламных носителей для передачи сообщений убеждающей коммуникации. Технологии организации наружной рекламы. Технологии организации прямой почтовой рекламы. Технология проведения рекламной кампании в СМИ. Проблема отношения населения к политической рекламе. Технологии минимизации негативного отношения людей к политической рекламе. Проблема скрытой политической рекламы. Адресная рассылка как вид рекламного послания. Основные требования к составлению адресного сообщения. Базы адресных данных.

Работа со средствами массовой информации. СМИ как система учреждений, созданных в обществе для открытой, публичной передачи информации с помощью специальных технических средств. Многообразие СМИ. Возможности и ограничения использования СМИ для распространения информации на бесплатной основе. Технологии «покорения СМИ». Изучение СМИ и оценка возможности их использования в политической кампании. Принципы адресной работы со СМИ. Особенности журналистской деятельности. Способы привлечения внимания журналистов к главной теме убеждающей коммуникации, к другим сообщениям субъекта управления политической кампании. Методы работы со СМИ. Технологии проведения пресс-конференций, подготовки и рассылки пресс-релизов. Информационный повод. Основные требования к созданию информационного повода.

Интернет в политических кампаниях. Технологии распространения политической информации во всемирной паутине.

Основные принципы планирования трансляции информации в политической кампании.

Принципы отбора каналов трансляции информации в политической кампании. Объем аудитории. Предпочтения населения. Специфика аудиторий различных каналов. Оценка охвата аудитории. Частота подачи информации. Проблема стоимости продвижения информации. Информационные продукты и коммуникационные каналы: проблема взаимосвязи. Планирование продвижения информации. Кумулятивный информационный эффект. Основные принципы достижения кумулятивного информационного эффекта. Тактический рисунок информационного обеспечения политической кампании. Проблема согласованности подачи в информационное пространство подготовленных сообщений. Мониторинг информационной кампании.




следующая страница >>