bigpo.ru
добавить свой файл
1



Программа

духовно-нравственного развития,

воспитания обучающихся

ГБОУ СОШ № 928

на ступени начального образования

МОСКВА

2011

Пояснительная записка

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального образования (далее – Программа) направлена на обеспечение духовно-нравственного развития младших школьников

ГБОУ СОШ № 928

Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Программа составлена на основе Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, Закона Российской Федерации «Об образовании», Стандарта начального общего образования 2009г, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,

приказа Минобрнауки России № 19707 от 04 февраля 2011 г. «О внесении изменений в ФГОС начального общего образования»

Программа реализуется образовательным учреждением во взаимодействии и сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – социальными партнерами школы.

Программа направлена на организацию воспитательной работы через учебную деятельность, внеучебную, социально значимую для обучающихся 1-4 классов, основанную на создании системы духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемую в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.


1. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования



Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является личностный рост каждого ребенка нашей школы, проявляющийся в приобретении им социально значимых знаний, в развитии его социально значимых отношений и в накоплении им опыта социально значимого действия.





Задачи духовно-нравственного воспитания


  • создать и поддерживать воспитывающий уклад школьной жизни;

  • реализовать воспитательный потннциал познавательной деятельности младших школьников на уроке;

  • начать процесс формирования коллективов в классах младших школьников;

  • наладить социальное партнерство школы с семьями младших школьников;

  • наладить методическую работу, направленную на повышение профессиональной квалификации педагогов в сфере воспитания.



Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:


·воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

·воспитание нравственных чувств и этического сознания;

·воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

·воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);

·воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).


Принципы организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования


1. Личностно-ориентированная система влияний на младшего школьника: учет особенностей развития личности каждого учащегося, уровня сформированности его интересов, этических норм и ценностных ориентаций.


2. Принцип соответствия требованиям современного общества к общественно значимым ценностям. Применительно к первой ступени школы реализация этого принципа обеспечивает отказ от идеологического отбора содержания образования; признание демократического стиля общения обучающихся и учителя; раскрытие пред учащимися роли культуры в развитии общества.


3. Нравственная ценность отбора содержания учебного материала является также важнейшим принципом воспитательной работы образовательного учреждения.


4. Принцип разнообразия и альтруистичности деятельности реализуется посредством организации разнообразной деятельности детей: младшие школьники принимают участие в подготовке и организации труда, игры, общения, которые направлены на помощь, содействие, сопереживание объектам окружающего мира, проявление альтруистических чувств и бескорыстных поступков.


Основное содержание и формы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования


I. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:


·элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;

·представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

·элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

·элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;

·интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

·уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;

·ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;

·начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

·элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов;

·интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации – городе Москве;

·стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;

·любовь к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;

·уважение к защитникам Родины;

·умение отвечать за свои поступки;

·негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.


II. Воспитание нравственных чувств и этического сознания:


·первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;

·различение хороших и плохих поступков;

·представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на природе;

·элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;

·уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

·установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

·бережное, гуманное отношение ко всему живому;

·знание правил этики, культуры речи;

·стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его;

·представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

·отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.


III. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:


·первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

·уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

·элементарные представления об основных профессиях;

·ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;

·элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

·первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

·умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

·умение соблюдать порядок на рабочем месте;

·бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

·отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.


IV. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):


·развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

·ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

·элементарный опыт природоохранительной деятельности;

·бережное отношение к растениям и животным.


V. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):


·представления о душевной и физической красоте человека;

·формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;

·интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

·интерес к занятиям художественным творчеством;

·стремление к опрятному внешнему виду;

·отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

·получение первоначальных представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой.

Формы: на плакатах, картинах, в процессе бесед, чтения книг, изучения предметов, предусмотренных базисным учебным планом;


·ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина


Формы:процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания, изучения основных и вариативных учебных дисциплин);


·ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России


Формы: в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, туристско-краеведческих экспедиций, изучения вариативных учебных дисциплин);


·знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников


Формы: в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвящѐнных государственным праздникам);


·знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина


Формы: в процессе посильного участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями);


·участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества,


Формы: при подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими;


·получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми — представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни


Формы: в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национально-культурных праздников, участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы, ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.


II. Воспитание нравственных чувств и этического сознания:


·получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов


Формы: в процессе изучения учебных инвариантных и вариативных предметов, бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки и др., отражающие культурные и духовные традиции народов России;


·ознакомление по желанию обучающихся и с согласия родителей (законных представителей) с деятельностью традиционных религиозных организаций


Формы: путем проведения экскурсий в места богослужения, добровольного участия в подготовке и проведении религиозных праздников, встреч с религиозными деятелями, участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия;


·ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознаванию хороших и плохих поступков (


Формы: в процессе бесед, классных часов, просмотра учебных фильмов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей


·усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и образовательного учреждения — овладение


навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, взрослым, обучение


Формы: дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности;


·посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых существах, природе;


·получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье, расширение опыта позитивного взаимодействия в семье


Формы: участие в беседах о семье, о родителях и прародителях, в процессе проведения открытых семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями (законными представителями) творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями).


III. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.


Формы:

В процессе изучения учебных дисциплин и проведения внеурочных мероприятий обучающиеся получают первоначальные представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества:

- участвуют в экскурсиях по микрорайону, городу, во время которых знакомятся с различными видами труда, различными профессиями в ходе экскурсий на производственные предприятия, встреч с представителями разных профессий;

- узнают о профессиях своих родителей (законных представителей) и прародителей, участвуют в организации и проведении презентаций «Труд наших родных»;

- получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности (в ходе сюжетно-ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров, организации детских фирм и т. д.), раскрывающих перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности);

- приобретают опыт уважительного и творческого отношения к учебному труду (посредством презентации учебных и творческих достижений,

стимулирования творческого учебного труда, предоставления обучающимся возможностей творческой инициативы в учебном труде);

- учатся творчески применять знания, полученные при изучении учебных предметов на практике (в рамках предмета «Технология», участия в разработке и реализации различных проектов);

- приобретают начальный опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе образовательного учреждения и взаимодействующих с ним учреждений дополнительного образования, других социальных институтов (занятие народными промыслами, природоохранительная деятельность, работа творческих и учебно-производственных мастерских, трудовые акции, деятельность школьных производственных фирм, других трудовых и творческих общественных объединений как младших школьников, так и разновозрастных, как в учебное, так и в каникулярное время);

- приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома;

- участвуют во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомятся с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни.


IV. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):


o ·усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, о традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой


Формы: в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, бесед, просмотра учебных фильмов);


o ·получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе


Формы: в ходе экскурсий, прогулок, туристических походов и путешествий по родному краю);


o получение первоначального опыта участия в природо-охранительной деятельности (


Формы: в школе и на пришкольном участке, экологические акции, десанты, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т. д., в деятельности школьных экологических центров, лесничеств, экологических патрулей; участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов.

участие в деятельности детско-юношеских общественных экологических организаций;


o ·усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой (при поддержке родителей (законных представителей) расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях, участие вместе с родителями (законными представителями) в экологической деятельности по месту жительства).


V. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):


o получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России


Формы: в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, посредством встреч с представителями творческих профессий, экскурсий на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей, знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам);


o ·ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами


Формы: в ходе изучения вариативных дисциплин, в системе экскурсионно-краеведческой деятельности, внеклассных мероприятий, включая шефство над памятниками культуры вблизи образовательного учреждения, посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, театрализованных народных ярмарок, фестивалей народного творчества, тематических выставок


o обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает обучающихся в пространстве образовательного учреждения и дома, сельском и городском ландшафте, в природе в разное время суток и года, в различную погоду; разучивание стихотворений, знакомство с картинами, участие в просмотре учебных фильмов, фрагментов художественных фильмов о природе, городских и сельских ландшафтах; обучение понимать красоту окружающего мира через художественные образы;

○ обучение видеть прекрасное в поведении и труде людей, знакомство с местными мастерами прикладного искусства, наблюдение за их работой

Формы: участие в беседах «Красивые и некрасивые поступки», « Все красивы люди вокруг нас», в беседах о прочитанных книгах, художественных фильмах, телевизионных передачах, компьютерных играх; обучение различать добро и зло, отличать красивое от безобразного, плохое от хорошего, созидательное от разрушительного);


o ·получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества (


Формы: на уроках художественного труда и в системе учреждений дополнительного образования, участие вместе с родителями (законными представителями) в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности, реализации культурно-досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в образовательном учреждении своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ;


Календарь традиционных школьных дел и праздников

Сентябрь

Торжественная линейка и телеурок, посвященные «Дню знаний»;

Посвящение в гимназисты;

Участие в мероприятиях, посвященных «Дню города»;

Посвящение в первоклассники;

Международный день памяти жертв фашизма (участие в районных мероприятиях);

Запись в объединения дополнительного образования

Октябрь

Месячник по благоустройству школьной территории;

День учителя;

День Царскосельского лицея;

Праздник «Осенины»; Конкурс «Юные таланты ШПШ».

Ноябрь

Сборы содружеств;

Тематические классные часы, посвященные Дню согласия и примирения;

Конкурс творческих работ и концерт, посвященные «Дню матери»;

Декабрь

Декада добрых дел;

Месячник «Твои защитники – Москва»;

Мастерская Деда Мороза;

Конкурс новогодних сказок;

Новогодняя дискотека.

Январь

Конкурс чтецов «Навстречу Победе в ВОВ»;

День воинской славы России (снятие блокады Ленинграда);

Турнир по шашкам.

Февраль - Военно-спортивный месячник.

День воинской славы России (день разгрома фашистских войск под Сталинградом);

«Веселые старты»;

Парад юнармейских войск;

Классные часы, посвященные Дню Защитника Отечества;

Март

Праздник Букваря;

Конкурс поздравительных открыток и концерт, посвященные Международному Женскому Дню – 8 марта;

Праздник «За честь школы», посвященный дню рождения А.С.Макаренко;

Неделя малышей и детской книжки.

Апрель

Месячник по благоустройству школьной территории;

Фестиваль детского творчества – отчет творческих коллективов дополнительного образования школы;

Участие в акции «Память, высеченная в камне»;

Весенний марш юных миротворцев;

День космонавтики;

Сборы содружеств;

День культурного и исторического наследия.

Май

Праздничные мероприятия, посвященные «Дню Победы»;

Военно-спортивная игра «Зарничка»;

День культурного и исторического наследия;

Спортивный праздник содружеств классов;

Праздник «До свидания, начальная школа».

Июнь

Городской оздоровительный лагерь.


Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьей, внешкольными учреждениями по месту

жительства. Взаимодействие образовательного учреждения и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни обучающегося. В формировании такого уклада свои традиционные позиции сохраняют учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. Таким образом, важным условием эффективной реализации задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является эффективность педагогического взаимодействия различных социальных субъектов при ведущей роли педагогического коллектива образовательного учреждения.

При разработке и осуществлении программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования образовательное учреждение может взаимодействовать, в том числе на системной основе, с традиционными религиозными организациями, общественными организациями и объединениями гражданско-патриотической, культурной, экологической и иной направленности, детско-юношескими и молодежными движениями, организациями, объединениями, разделяющими в своей деятельности базовые национальные ценности и готовыми содействовать достижению национального педагогического идеала.

Формы взаимодействия:

·участие представителей общественных организаций и объединений, а также традиционных религиозных организаций с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей) в проведении отдельных мероприятий в рамках реализации направлений программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

·реализация педагогической работы указанных организаций и объединений с обучающимися в рамках отдельных программ, согласованных с программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования и одобренных педагогическим советом образовательного учреждения и родительским комитетом образовательного учреждения;

·проведение совместных мероприятий по направлениям духовно-нравственного развития и воспитания в образовательном учреждении.

Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся

Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся — один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития и воспитания, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни обучающегося.

Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) рассматривается как одно из ключевых направлений реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Необходимо восстановление с учетом современных реалий накопленных в нашей стране позитивных традиций содержательного педагогического взаимодействия семьи и образовательного учреждения, систематического повышения педагогической культуры родителей (законных представителей).

Права и·обязанности родителей (законных представителей) в современных условиях определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об·образовании».

Система работы образовательного учреждения по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся младшего школьного возраста должна быть основана на следующих принципах:

·совместная педагогическая деятельность семьи и образовательного учреждения,

·сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей);

·педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям);

·поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей);

·содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

·опора на положительный опыт семейного воспитания.

Формы работы:


родительское собрание,


родительская конференция, круглые столы


наглядная агитация для семьи и родителей(выставки, классные уголки для родителей, доска объявлений)


консультации для родителей школьного психолога, логопеда, учителей


анкетирования для родителей.


Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования


Каждое из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России.

В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:

·воспитательных результатов — тех духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрел, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность);

·эффекта — последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его компетентности, идентичности и т. д.).

При этом учитывается, что достижение эффекта — развитие личности обучающегося, формирование его социальных компетенций и т. д. — становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ), а также собственным усилиям обучающегося.

Воспитательные результаты распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов(1 класс) — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов(2-3 классы) — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, в которой ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов(4 класс) — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

·на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;

·на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие обучающихся достигает относительной полноты.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.

Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т.д.

По каждому из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должны быть достигнуты обучающимися следующие воспитательные результаты.


Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

·ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

·элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

·первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

·опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

·опыт социальной и межкультурной коммуникации;

·начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

·начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

·нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

·уважительное отношение к традиционным религиям;

·неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

·способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

·уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

·знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

·ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

·ценностное и творческое отношение к учебному труду;

·элементарные представления о различных профессиях;

·первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

·осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

·первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

·потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;

·мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

·ценностное отношение к природе;

·первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

·элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

·первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

·личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

·первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

·первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

·элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

·первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

·первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

·первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

·мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.

Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут: экспертные суждения (родителей, партнеров школы); анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения детей.

К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы, относятся:


ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции( этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.)


характеристики социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.)


индивидуальные личностные характеристики (доброта, дружелюбие, честность и т.п.).


Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.

Портрет выпускника начальной школы

Обобщенный результат образовательной деятельности начальной школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее выпускника:


умеющий учиться, способный организовывать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;


владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международных уровней;


обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);


любознательный, интересующийся, активно познающий мир;


владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;


любящий свой край и свою Родину;


уважающий и принимающий ценности семьи и общества;


готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки;


доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;


выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.


Мониторинг воспитательных результатов

В современном российском обществе, мыслящим себя в рамках так называемой общемировой (а точнее европейской) цивилизации, приоритетными признаются гуманистические ценности. Таким образом, личностный рост целесообразно рассматривать как развитие гуманистических ценностных отношений личности к миру, к людям, к самому себе.

Однако в школьный период проблема взаимодействия и взаимоотношений является, наверно, одной из самых сложных. Уровень агрессии подростков, как отмечают большинство современные исследователи и педагогов, возрастает. Возможно, данному факту способствует средств массовой информации, ведь практически ежедневно телевизионные новостные передачи содержат сведения о насилии и убийствах, российские и зарубежные художественные фильмы перенасыщены кровавыми сценами. Не удивительно, что все чаще говорится о чрезмерной жестокости в подростковой и молодежной среде. Психологическое здоровье – один из важнейших составляющих здоровья школьника. Ценностями в современном обществе могут быть признаны такие феномены как Человек, Семья, Отечество, Земля, Мир, Знания, Труд, Культура, поэтому мы для определения ценностного отношения выделили объекты, которые можно «схватить», объективировать в действительности, в отличие, от таких феноменов как Добро, Истина, Красота, которые многими людьми понимаются-то по-разному.

Мониторинг результативности воспитывающей деятельности проводится по направлению «Воспитанность».


Цель диагностической работы:

o выявить актуальный уровень общей воспитанности учащихся;

o выявить актуальный уровень воспитанности учащихся по критериям: экологическое воспитание, нравственное, эстетическое, трудовое, экономическое, отношения «Ребенок и общество», отношения к себе, самооценка характера;

o определить критерии воспитанности, в которых учащиеся показываются средние и низкие результаты;

o предоставить классным руководителям материал для того, чтобы наметить (спланировать) направления дальнейшей воспитательной работы.

В современном российском обществе, мыслящим себя в рамках так называемой общемировой (а точнее европейской) цивилизации, приоритетными признаются гуманистические ценности. Поэтому основным параметром, который изучается в направлении «Воспитанность», является личностный рост, который понимается как развитие гуманистических ценностных отношений человека к миру, к другим людям, к самому себе.

Для диагностики по направлению «Воспитанность» используется:

-методика «Диагностика эффективности воспитания на основе динамики личностного роста ребенка» (Д.В. Григорьев, П.В. Степанов, И.В. Кулешова).

Литература

Конституция Российской федерации (Ст.1,10,17,15,19,32,43,50,51,52)

Закон об основных гарантиях прав ребёнка 1998.

Ш.А.Амонашвили «Школа жизни». Москва, 2007.

Т.В.Волкова «Наука быть человеком» Волгоград, 2008.

А.В.Агафонова «Классные часы на темы этики» Москва, 2009.

И.В.Персидская и др. «Классные часы 1-4 классы» Москва, 2007.

М.А.Андрианов «Философия для детей» Минск, 2003.

Н.Е.Щуркова Тест. «Размышления о жизненном опыте». Москва,1991.

М.И.Шилова Методика «Изучение воспитанности учащихся», Москва, 1990.

Е.Н. Степанов «Педагогу о воспитательной системе школы и класса» М.2004.

П.В. Степанов. Воспитание и внеурочная деятельность в стандарте начального общего образования. Москва, 2011.

Н.Е. Щуркова. «Программа воспитания школьника». – М., 1998.

Стандарты второго поколения. Концепция под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова.