bigpo.ru
добавить свой файл
1 2 3
Министерство экономического развития и торговли

Российской Федерации


Государственный университет -

Высшая школа экономики

Факультет социологии


Программа дисциплины


«ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ: ПРАКТИКУМ»

для направления 040200.68 «Социология» подготовки магистра

Автор: доцент, к.э.н. Я.М. Рощина

yroshchina@hse.ru

Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры


«Социология» экономической социологии

Председатель Зав. кафедрой

Девятко И.Ф. Радаев В.В.

«_____» __________________ 2006 г. «31» октября 2006 г


Утверждена УС факультета

социологии

Ученый секретарь

Иванченко Г.В.

« ____» ___________________2006 г.


Москва, 2006


I.Пояснительная записка

Автор кандидат экономических наук, доцент Рощина Я.М.

Требования к студентам

Курс предназначен для магистров специализации «социология». Изучение курса «Поведение потребителей: практикум» предполагает предварительное знакомство студентов с такими учебными дисциплинами как «Микроэкономика», «Социология потребления», «Основы маркетинга», «Социология массовых коммуникаций», «Социологические методы в маркетинговых исследованиях».
Аннотация

Предлагаемая учебная дисциплина представляет собой в первую очередь практический курс, позволяющий студентам-магистрам реализовать полученные при обучении в бакалавриате знания по маркетингу и социологии потребления. Курс содержит вводную часть – лекции, позволяющие студентам повторить ту часть курса маркетинга, который будет им необходим для практических занятий и выполнения собственного мини-исследования. Во вводной теоретической части курса представлены современные концепции, подходы и методы управления поведением потребителей на рынке товаров и услуг в условиях глобализации. Рассмотрены внешние и внутренние факторы потребительского поведения, а также возможности их использования в маркетинге для влияния на процесс принятия потребителем решения о покупке. Анализируются понятия и основные подходы к сегментированию рынка и позиционированию товара.

Практическая часть курса реализуется на основе занятий в компьютерном классе с базой данных Российский индекс целевых групп (R-TGI). База данных за 1999-2003 гг. была любезно предоставлена компанией Комкон-Медиа, имеющей лицензию на проведение этих исследований в России, ГУ-ВШЭ на безвозмездной основе для использования в учебных и научных целях. Для корректной работы с базой данных часть теоретических занятий посвящается особенностям этих маркетинговых данных, их специфике в России. Изучаются история и возможности использования исследований R-TGI в России, основные характеристики генеральной совокупности (население городов свыше 100 тыс. человек), направления исследований, перечень используемых переменных, способы измерения характеристик. Одна из лекций проводится сотрудниками компании Комкон-Медиа на базе своего офиса, в которой студентам рассказывается об истории и исследованиях, которые проводит компания, а также специфике базы данных R-TGI.

Основная часть курса проводится в форме занятий в компьютерном классе на основе работы с прикладным пакетом DataFriend, специально созданного компанией Комкон-Медиа для работы с базой данных R-TGI. В ходе практических занятий студенты получают возможность приобрести навыки работы в базе данных R-TGI-1999-2003 на основе программного продукта компании Комкон-Медиа DataFriend. В результате курса студенты реализуют самостоятельное мини-исследование по анализу рынка на основе базы данных R-TGI-1999- 2000.
Учебная задача курса

Цель настоящего курса – напомнить студентам теоретические основы анализа поведения потребителя в маркетинге, основные методы его изучения, а также обучить практическим навыкам работы с маркетинговыми данными и написанию аналитических отчетов.

В ходе курса проводятся занятия в компьютерном классе, где студенты получают возможность реализовать полученные знания на практике. Итогом курса будет написание мини-исследования на одну из предложенных в курсе тем.




  1. Название темы

    Всего часов по дисциплине

    Аудиторные часы

    Самостоятельная работа










    Лекции

    Практ. занятия




    1

    Тема 1. Поведение потребителей и факторы, влияющие на него.

    9

    2




    5

    2

    Тема 2. Потребление как процесс принятия решений

    9

    2




    5

    3

    Тема 3. Воздействие маркетинга на продвижение товаров на рынке

    9

    2




    5

    4

    Тема 4. Рынок и его сегментирование

    9

    2




    5

    5

    Тема 5. Позиционирование товара

    9

    2




    5

    6

    Тема 6. Исследование «Индекс целевых групп» (R-TGI) в России

    9

    2




    5

    7

    Тема 7. Основы работы с программой DataFriend и данными R-TGI: Выбор исследований и трансформация признаков.

    6




    4

    2

    8

    Тема 8. Основы работы с программой DataFriend и данными R-TGI: формирование и форматирование отчета.

    6




    4

    2

    9

    Тема 9. Основы работы с программой DataFriend и данными R-TGI: построение стандартного отчета.

    6




    4

    2

    10

    Тема 10. Основы работы с программой DataFriend и данными R-TGI: статистические методы многомерного анализа данных.

    6




    4

    2

    11

    Тема 11. Правила написания и презентации маркетингового отчета.

    16




    4

    12

    12

    Тема 12. Написание мини-исследования по анализу рынков на основе данных R-TGI

    16




    4

    12




    Итого:

    108

    12

    24

    72
    Тематический план учебной дисциплины



Базовый учебник:

Энджел Д.Ф., Блэкуэл Р.Д., Миниард П.У. (1999). Поведение потребителей. С-Пб., «Питер».


следующая страница >>