bigpo.ru
добавить свой файл
1
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества Рассказовского района


Утверждена на заседании педагогического совета

МОУ ДОД Дома детского творчества

Рассказовского района

протокол №___от _______

директор __________И. А. Ильичева


ПРОГРАММА

ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

«РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ»

Возраст детей от 6 до 14 лет

Срок реализации 2 года


Составитель педагог дополнительного образования

Демидова Лариса Вячеславовна


с. Платоновка

2010 г.


Пояснительная записка.

В современной концепции обучения детей заложен принцип всестороннего развития личности ребенка. Многогранность этой проблемы затрагивает вопросы обучения, воспитания, развития и формирования богатого внутреннего мира, нравственного становления детей. Одним из главных компонентов духовности любого общества является народная культура, поэтому приобщение детей к прикладному народному творчеству, развитие у них интереса к народным промыслам и ремеслам способствует укреплению национального сознания, сохранению исторических культурных корней, формированию, духовно богатой личности ребенка. Содержание программы «Роспись по дереву» предусматривает освоение детьми нескольких видов росписи:

  • хохломской;

  • городецкой;

  • жостовской;

  • гжельской;

  • урало – сибирской.


Освоение этих видов росписи детьми способствует расширению их кругозора, развитие эстетического и художественного вкуса, основных психических процессов: мышления, внимания, памяти, воображения и их свойств: наблюдательности и фантазии.

Занятия росписью помогают формированию у детей таких черт характера, как усидчивость, трудолюбие, самостоятельность, актуальность.

На занятиях воспитанники знакомятся с основными законами цветоведения.

Обучение в рамках программы «Роспись по дереву» способствует развитию личностных качеств детей. Атмосфера неформального общения, царящая на занятиях, поощрение личной творческой активности влияет на формирование и проявление у детей творческой инициативы, нестандартности, гибкости мышления. В процессе реализации программы используются технологии индивидуализации, дифференциации обучения, которые способствуют созданию ситуации успеха. Новизна данной программы определяется в следующем:

воспитанники получают знания и умения различать и выполнять различные виды росписи.

Актуальность состоит в том, что дети получают дополнительные знания о многообразии народных промыслов, развивают художественный вкус, оригинальность мышления, чувство коллективизма и навыки общения.

Цель: познакомить детей с историей росписи, воспитать интерес и любовь к народному творчеству и дать определенные навыки в освоении художественного ремесла.


Задачи

ГОД ОБУЧЕНИЯ

I

II

III

Образовательные

-знакомство с историей возникновения росписи;

-овладение приемами выполнения простейших элементов.

-познакомить с особенностями народного декоративно-прикладного творчества;

-самостоятельно подготовить эскиз.

-совершенствование профессионального мастерства;

-овладение приемами дизайна интерьера.

Развивающие

-развитие познавательных процессов памяти, внимания, воображения, творческого и логического мышления;

-развитие положительной самооценки.

-развитие гибкости, оригинальности мышления;

-развитие пространственного воображения;

-развитие коммуникативных навыков.

-развитие творческой активности;

-развитие умений коллективной творческой деятельности.

Воспитательные

-формирование эстетического вкуса;

-воспитание аккуратности, трудолюбия, целеустремленности.

-формирование личностных качеств;

-воспитание чувства коллективизма, взаимовыручки.

-воспитание эстетического вкуса;

- воспитание лидерских качеств;

-воспитание адекватной самооценки.

Для проведения учебных занятий используются различные группы методов и приемов обучения.

МЕТОДЫ




Объяснительно-иллюстративные

  • беседа;

  • рассказ;

  • экскурсия;

  • обзор литературы.

Наглядные

  • просмотр репродукций;

  • фото и видеосюжетов;

  • образцов изделий мастеров.

Практические

  • изготовление наглядных пособий;

  • образцов и макетов изделий.

Проблемно – поисковые

  • наблюдение;

  • анализ – синтез;

  • индукция дедукция;

  • обобщение – конкретизация.



Оценка и контроль результатов.

Сроки

Виды деятельности

Формы контроля и оценки результатов

Первый год обучения

Первое полугодие

Освоение простых и сложных элементов.

Познакомиться с основами знаний в области композиций, формы образования, цветоведения.

Тестирование по специальным карточкам. Выполнение зачетной работы по образцам. Проверка теоретических знаний по технологии хохломского письма.

Второе полугодие

Получение знаний о возникновении и зарождении Хохломской и Городецкой росписи.

Роспись разделочных досок.

Беседа, подготовка мини – рефератов.

Участие в выставке.



Занятия по программе «Роспись по дереву» проводятся 2-3 раза в неделю:

I год обучения – 2 раза в неделю, продолжительность по 2 академических часа. На учебный год отводится 144 часа;

II и III год обучения – 2 раза в неделю, продолжительностью по 3 академических часа. На учебный год отводится 216 часов.

В детское объединение принимаются все желающие дети в возрасте от 7 до 16 лет.

Число воспитанников каждого творческого объединения не менее 9-15 человек.


Методическое обеспечение программы.

Форма организации занятий.

За основу композиционного замысла программы взяты такие методы и формы занятий, как мотивация и стимулирование, когда на первых занятиях педагог формирует интерес к обучению и самому себе, создавая ситуацию успеха в кабинете, используя при этом:

  • словесные, наглядные, аудиовизуальные, практические занятия;

  • познавательные игры;

  • методы эмоционального стимулирования;

  • творческие задания;

  • анализ, обобщение систематизация полученных знаний и умений;

  • проблемные, поисковые формы занятий;

  • выполнение работ под руководством педагога - дозированная помощь, самостоятельная работа;

  • контроль в виде экспертизы, анализа и коррекции; взаимоконтроль, самоконтроль, которые могут быть устными, письменными или выражаться в виде рецензии, смотра знаний.

Методы занятий характеризуются постепенным смещением акцентов с репродуктивных на саморазвивающие, продуктивные, с фронтальных на групповые и индивидуальные.

Наряду с традиционными формами организации занятий, такими как лекция, семинар, экскурсия дискуссия, программой предусмотрены и нетрадиционные:

  • интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях;

  • конкурс профессионального мастерства;

  • защита творческого проекта;

  • тренинги знакомства, общения, эрудиции;

  • аукцион знаний.

В основу всех форм учебных и воспитательных занятий заложены общие характеристики:

  • каждое занятие имеет цель, конкретное содержание, определенные методы организации учебно – педагогической деятельности;



Методы и приемы обучения.

Сознательная целенаправленная деятельность.

Программа предусматривает каждому воспитаннику свободу для художественно – творческого решения общей учебной задачи. Постепенно способность детей к целенаправленной творческой деятельности должна стать критерием художественного развития учащихся.

Обсуждение работ воспитанников.

Этот вид чрезвычайно активизирует внимание детей. Обсуждаются достоинства и недостатки. Учащиеся сами находят слова и образы для выражения понимания своего эмоционального отношения.

Самостоятельная работа.

Она вводится для закрепления приобретенных на занятиях навыков и формирование умений для расширения представлений о связях народного творчества с жизнью.


Упражнения.

На каждом практическом занятии воспитанники по определенным заданиям формируют навыки и закрепляют умения в конкретных видах деятельности.

Работа коллективного творчества.

Коллективный труд обеспечивает опыт творческого общения, сплачивает детей, а ошибки, допущенные одним, всегда бывают замечены товарищами и вовремя исправлены. При коллективном обсуждении результатов важно акцентировать внимание на том, что получилось, то есть, дается положительная оценка деятельности.


Краткое содержание разделов программы.

I год обучения.

Тема: Введение в программу.

Диагностика базовых знаний, умений и навыков детей.

Правила поведения на занятиях в объединении. Необходимые принадлежности. История возникновения хохломской и Городецкой росписи. Что представляет собой роспись, где используется. Знакомство с красками.


Тема: Техника работы простым карандашом.

Теория:

- Знакомство с простыми элементами хохломской росписи -

  • Ведущая линия.

  • Завитки.

  • Трехлистник.

  • Пятилепестковый цветок.

  • Ягодка.

Сложные элементы.

  • Травка.

  • Пятилистник.

  • Фрукты.

  • Сложный цветок.

Практика:

- Выполнение простых и сложных элементов.

Тема: Виды краски.

Теория:

- Знакомство со свойствами акварельных красок.

- Свойства гуаши.

- Свойства масляных красок.

Практика:

- Выполнение работ красками.


Тема: Работа над мотивами хохломы.

Теория:

- Зарождение и возникновение хохломской росписи.

- Последовательность выполнения техники хохломской росписи:

  • Изготовление «белья»;

  • «Вопление» - покрытие грунтом;

  • «Вгона» - покрытие олифой или лаком.

  • . «Полуда».

  • Роспись изделия проводят масляными огнестойкими красками. «Фоновое» и «Верховое» письмо.

Практика:

  • Грунтование, шпаклевание, шлифование досок.

  • Подготовка эскиза.

  • Перевод эскиза на доску.

  • Выполнение росписи на доске красками.

  • Покрытие доски лаком.

Тема: Работа над росписью Городецких мотивов.

Теория:

- Последовательность выполнения техники Городецкой росписи:

  • Шлифовка изделия.

  • Покрытие изделия парозаполнителем.

  • Грунтовка клеевым грунтом.

  • Роспись изделия.

  • Лакирование изделия.

  • Естественная сушка изделия.

Практика:

  • Составление цветочной композиции для оформления разделочной доски.

  • Составление эскиза.

  • Перевод эскиза на доску.

  • Выполнение росписи по доске красками.

  • Покрытие доски лаком.



Краткое содержание разделов программы.

II год обучения.

Тема: Введение в программу.

Обзорное знакомство с программой 2 года обучения.

Диагностика базовых знаний, умений и навыков детей.

Составление композиций хохломской и Городецкой росписи.

Составление растительного орнамента.

Знакомство с жостовской росписью.

Тема: Хохломская роспись.

Теория:

- Технологические особенности хохломской росписи.

- Инструменты и материалы, необходимые для производства хохломской посуды.

- Два вида письма: «верховое» и «фоновое».

- Типы орнамента:

  • травная роспись;

  • роспись «под листок» или «под ягодку»;

  • роспись «пряник» или «рыжик».

- Фоновое письмо выделяет два типа орнамента:

  • роспись «под фон»;

  • «Кудрина».

Практика:

  • Составление эскиза растительного орнамента.

  • Подготовка доски к росписи.

  • Перенести эскиз на доску.

  • Выполнение росписи красками.

  • Покрытие готового изделия лаком.


Тема: Виды композиций Городецкой росписи.

Теория:

- Цветочные типы орнамента:

  • «Букет», «ромб», «цветочная полоса», «гирлянда», «венок».

  • Цветочная композиция с включением мотива «птица» и «конь».

  • Так же в цветочной росписи в изделиях с изображением коня или птицы могут быть симметричны.

  • Сюжетная роспись – это одна из самых трудоемких и удивительно красивых видов композиций Городецкой росписи.

Практика:

  • Подготовка эскиза цветочной композиции.

  • Подготовка доски к росписи.

  • Переносим эскиз на доску.

  • Выполнение росписи красками.

  • Покрытие готового изделия лаком.

Тема: Технологическая последовательность выполнения Городецкой росписи.

Теория:

- Городецкую роспись пишут различными видами красок. В связи с этим различаются и материалы, используемые в подготовленных операциях данного технологического процесса.

Тема: Жостовская роспись.

- Жостовская роспись представляет собой цветочную композицию пышных роз, тюльпанов, астр, георгинов, пионов, маков, колокольчиков, васильков, незабудок, ромашек.

- Техника выполнения заключается в двух стадиях:

  1. Замалевка – набрасывание силуэтов букета на поверхность подноса.

  2. Выправка – состоит из следующих этапов:

  1. теневка;

  2. бликировка – нанесение бликов

  3. прокладка – яркими красками усиливаются объемы цветов и листьев;

  4. чертежка – завершает разделку форм тонкими линиями;

  5. привязка – дополнительные элементы травки.

Практика:

- Подготовка подноса под роспись:

  • Грунтовка.

  • Шлифовка.

  • Покрытие подноса лаком.

  • Роспись подноса масляными красками.

  • Лакировка подноса.

  • Полировка подноса.

  • Наводка зеркального блеска.


Краткое содержание разделов программы

III год обучения.

Тема: Введение в программу

Диагностика базовых знаний.

Обзорное знакомство с программой 3 года обучения

Тема: Урало – Сибирская роспись

Теория:

- Декоративная роспись Урала – одно из самобытнейших явлений русского народного искусства. Она включает в себя гармоничную и поразительную по своей целостности роспись бытовых вещей.

Каждый промысел по росписи деревянной посуды использует свои инструменты, материалы и оборудование, которые связаны не только с местными традициями, но и с видом расписываемых изделий. Имеет свою особенность и Уральский промысел.

Практика:

  • Подготовка деревянных изделий под роспись.

  • Роспись изделий масляными красками.

  • Покрытие изделия лаком.

Тема: Польхово – майданская игрушка

Теория:

  • I этап работы – токарный (матрешки, шкатулки, грибочки).

  • Грунтовка, шлифовка.

  • Роспись изделия.

Практика:

  • Наброска карандашом рисунка.

  • Раскраска гуашью.

  • Покрытие лаком.

Тема: Гжельская роспись

Теория:

  • Разнообразие форм росписи.

  • Техника работы с изделиями гжельской росписи.

Практика:

  • Набросок карандашом рисунка.

  • Раскраска гуашью.

Тема: Папье – маше

Теория:

  • Что такое «Папье – маше»?

  • Технология изготовления изделий из папье – маше.

Практика:

  • Изготовление тарелки, матрешки, чашки с блюдцем.

  • Роспись тарелки.

  • Покрытие лаком.

Тема: Батик

Теория:

  • История возникновения батика.

  • Основы цветоведения и композиции.

Практика:

- Изучение технологических приемов изготовления батика:

  • Свободная роспись.

  • Горячий батик.

  • Узелковый батик.

  • Холодный батик.

  • Набойка.

  • Изготовление панно.



Методическое обеспечение программы.

Занятия объединения проводятся в сухом, хорошо проветриваемом помещении. У каждого ребенка есть место за столом и набор необходимых инструментов. Кабинет оборудован шкафами для хранения материалов, незаконченных изделий, оборудования, методической литературы и образцов изделий.

Для реализации образовательной программы материалы и инструменты.

Наименование. Количество.

Канцтовары:

- карандаши простые 15 шт.

- карандаши цветные 3 набора

- ластик 10 шт.

- акварельные краски 12 коробок

- гуашевые краски 5 коробок

- масляные краски 3 коробки

- альбом 10 шт.

- бумага писчая 1 пачка

- кисти №1 5 шт.

- кисти №2 6 шт.

- кисти №3 6 шт.

Инструменты:

- наждачная бумага 10 шт.

- деревянные доски 40 шт.

- кисть для покрытия лаком 5 шт.

- лак для покрытия изделий 1 литр

- олифа 0,5 литра.


Список литературы для педагога.

Аллахвердова Е. Э «Батик. Глина. Дерево»

Домашнее рукоделие. АСТ «Астрель» , Москва 2004 г.

Гуткнехт А. «Пейзажи», Москва, АСТ «Астрель» 2006 г.

Конев А. Ф. Маланов И. Б. «Рисуем деревья» Харвест Москва, 2003 г.

Кирчев Ю. М. «Рисунок и живопись» Москва, 1992г.

Корчинова О. В. Декоративно – прикладное творчество в детских учреждениях. Серия «Мир вашего ребенка», Ростов: Феникс, 2002г.

Караваева Г. «Игрушки» Москва, 2001 г.

Немецкий Б. И., Фомина Н. И. Изобразительное искусство и художественный труд: Книга для учителя. Просвещение, 1991 г.

Соколова М. С. Художественная роспись по дереву. Технология народных художественных промыслов. Москва, Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2002 г.

Соколова О. Ю. Секреты композиций для начинающих художников. Москва «Астрель» 2002 г.


Список литературы для детей.

Курчевский В. «Быль – сказка о карандашах и красках» Педагогика, 1980 г.

Вохринцева С, В. «Раскраска Гжель» Издательство «Страна фантазий», 2004 г.