bigpo.ru
добавить свой файл
1


УТВЕРЖДАЮ

Ректор НОУ ВПО Тульского

института управления и бизнеса

им.Н.Д. Демидова

________________Я.Ю. Волкова

«__»_________________2011 г.


ПРОГРАММА

ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ПО ПРЕДМЕТУ

«РУССКИЙ ЯЗЫК»


Программа по предмету «Русский язык» для поступающих в НОУ ВПО Тульский институт управления и бизнеса им. Н.Д. Демидова составлена на основе примерной программы вступительного экзамена по русскому языку Министерства образования и науки Российской Федерации и в соответствии с Государственным образовательным стандартом основного общего и среднего (полного) общего образования.

Настоящая программа предназначена для абитуриентов, поступающих на следующие специальности среднего профессионального образования: правоохранительная деятельность (на базе 11 кл.); земельно-имущественные отношения (на базе 9 и 11 кл.); компьютерные сети (на базе 11 кл.); коммерция (на базе 11 кл.).


  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТОВ

Абитуриент должен:

а) знать:

- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязи;

- нормы современного русского литературного языка: орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные;

б) уметь:

- показать общую, орфографическую и пунктуационную грамотность;

- по орфографии: находить в словах изученные орфограммы, правильно писать слова с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки;

- по пунктуации: находить в предложении места для постановки знаков препинания, ставить тире в нужных случаях между подлежащими и сказуемыми, ставить знаки препинания в простых предложениях с однородные членами предложения, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в сложноподчиненных, сложносочиненных и бессоюзных сложных предложениях, в предложениях с прямой речью, при цитировании, при обращениях, вводных словах и предложениях;

- толковать значения общеупотребительных слов, подбирать к ним синонимы и антонимы;

- выделять грамматическую основу предложения;

- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления.


  1. СОДЕРЖАНИЕ

Общие знания о языке

Русский язык в современном мире. Группы славянских языков, место русского языка в восточнославянской группе. Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.

Фонетика. Графика.

Звуки и буквы, их соотношение. Графика. Алфавит. Звуковое значение букв е, ë, ю, я. Употребление букв ь и ъ, их функции.

Гласные и согласные звуки. Слог. Ударение. Гласные ударные и безударные. Правописание безударных гласных. Правописание гласных после шипящих и ц. Глухие и звонкие, твердые и мягкие согласные. Обозначение мягких и твердых, глухих и звонких согласных на письме.

Основные нормы русского литературного произношения. Элементарные сведения о фонетической транскрипции.

Лексика.

Понятие о лексике. Значение слова. Прямое и переносное значение слова. Многозначные и однозначные слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Паронимы.

Лексика русского языка с точки зрения происхождения: исконно русские и заимствованные слова.

Лексика русского языка с точки зрения употребительности: общеупотребительные слова, устаревшие слова (архаизмы и историзмы), неологизмы.

Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления: профессиональные слова, диалектные слова.

Понятие о фразеологизмах.

Состав слова. Словообразование.

Приставка, корень, суффикс, окончание как минимальные значимые части слова. Понятие о словообразовательных и формообразовательных частях слова. Основа слова и окончание. Нулевое окончание.

Правописание значимых частей слова: приставок, корней с чередующимися гласными и согласными, суффиксов, окончаний - у слов различных частей речи. Правописание слов с двойными и непроизносимыми согласными.

Основные способы словообразования в русском языке. Понятие производной и производящей основ. Различные словообразовательные средства. Словообразование имен существительных, прилагательных, числительных, глаголов, наречий.

Сложные и сложносокращенные слова, их правописание.

Морфология

Имя существительное. Значение имени существительного, его грамматические признаки и синтаксическая роль в предложении. Постоянные и непостоянные грамматические признаки. Собственные и нарицательные имена существительные. Одушевленность и неодушевленность. Род (мужской, женский, средний, общий). Род несклоняемых имен существительных. Число. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Падеж. Склонение имен существительных - первое, второе, третье; разносклоняемые имена существительные; склонение по образцу имен прилагательных. Правописание имен существительных.

Имя прилагательное. Значение имени прилагательного, его грамматические признаки и синтаксическая роль. Разряды имен прилагательных по значению и грамматическим признакам: качественные, относительные, притяжательные. Качественные прилагательные: полная и краткая форма, степени сравнения. Образование сравнительной и превосходной степеней сравнения. Грамматические признаки кратких форм и форм степеней сравнения. Типы склонения имен прилагательных.

Имя числительное. Значение имени числительного и его грамматические признаки: падеж; число и род. Синтаксическая роль имен числительных. Разряды по значению: количественные (целые, собирательные, дробные) и порядковые. Числительные простые и составные. Особенности склонения числительных. Правописание имен числительных.

Местоимение. Значение местоимений. Разряды местоимений по значению и по соотносительности с другими частями речи. Грамматические признаки местоимений разных разрядов и их синтаксическая роль. Склонение местоимений и их правописание.

Глагол. Значение глагола, его грамматические признаки и синтаксическая роль.

Постоянные признаки: переходность-непереходность, вид, возвратность, спряжение. Разноспрягаемые глаголы. Непостоянные признаки: наклонение (изъявительное, условное, повелительное), время (в изъявительном наклонении), лицо и число (в изъявительном и повелительном наклонении), род и число (в изъявительном и условном наклонении). Неопределенная форма глагола. Безличные глаголы. Причастие и деепричастие как особые формы глагола; их синтаксическая роль. Грамматические признаки причастий. Действительные и страдательные причастия настоящего и прошедшего времени, их образование. Полные и краткие страдательные причастия. Склонение полных причастий. Грамматические признаки деепричастий. Образование деепричастий от глаголов совершенного и несовершенного вида. Особенности употребления деепричастий. Правописание глагольных форм.

Наречие. Значение наречий, их синтаксическая роль в предложении. Разряды наречий по значению. Степени сравнения наречий и их образование. Правописание наречий.

Предлог. Предлог как служебная часть речи. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги, их правописание.

Союз. Союз как служебная часть речи. Союзы сочинительные и подчинительные. Классификация сочинительных и подчинительных союзов по значению. Простые и составные союзы, их слитное и раздельное написание.

Частицы. Частица как служебная часть речи. Разряды частиц. Отрицательные частицы не и ни; различие в их значении. Раздельное и дефисное написание частиц.

Междометие как особая часть речи. Знаки препинания при междометиях.

Синтаксис.

Словосочетание. Строение словосочетаний. Виды подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание.

Предложение как основная единица синтаксиса. Типы предложений по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные) и по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные).

Простое предложение. Типы предложений по структуре: двусоставные и односоставные.

Члены предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены двусоставного предложения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Способы выражения подлежащего. Типы сказуемого (простое глагольное, составное глагольное, составное именное) и способы его выражения. Тире между подлежащим и сказуемым.

Односоставные предложения: определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные. Способы выражения главного члена односоставных предложений.

Предложения распространенные и нераспространенные; полные и неполные.

Осложнение простого предложения. Однородные члены предложения, их связь в предложении, знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.

Обособленные второстепенные члены предложения: определения (в том числе приложения), дополнения, обстоятельства; знаки препинания при них. Обращения, вводные слова и предложения, вставные конструкции, сравнительные обороты и знаки препинания при них.

Сложное предложение. Типы сложного предложения. Союзные (сложносочиненные и сложноподчиненные) и бессоюзные сложные предложения.

Сложносочиненные предложения с соединительными, противительными, разделительными союзами и знаки препинания в них.

Сложноподчиненные предложения: главная и придаточная часть, средства связи между ними (подчинительные союзы и союзные слова). Виды придаточных предложений. Место придаточной части по отношению к главной.


3. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ

(БЛАНКОВОГО ТЕСТИРОВАНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ

«РУССКИЙ ЯЗЫК»)

Вступительный экзамен в форме бланкового тестирования засчитывается в том случае, если абитуриент в результате его выполнения набрал 60 и более баллов.

Максимальное количество баллов, которые абитуриент может набрать в процессе выполнения заданий теста – 100.

За каждое правильно выполненное задание теста абитуриент получает 10 баллов, неверный ответ или отсутствие ответа оценивается 0 баллов.


4. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Гырдымова Н.А. и др. Русский язык. Универсальный справочник. 2010. - 368с.

  2. Пучкова Л.И. Русский язык: сборник заданий: методическое пособие для подготовки к экзамену. 2010. - 254с.

  3. Цыбулько И.П., Львова С.И. Русский язык. Репетитор.  2008. - 208с. 

  4. Гырдымова Н.А. Русский язык. Справочник. 2009. – 224 с. 

  5. Щербинина Ю.В. Русский язык. Материалы для подготовки к экзамену. Сер. "Экспресс-курс". 2009. -352 с.

  6. Любичева Е.В. Русский язык. На пути к экзамену. Сдаем без проблем. 2009. -224 с. 

  7. Трошева Т.Б. Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку: программа, теория, практика.  2007. – 232 с.   



Данная программа рассмотрена

и одобрена на заседании кафедры

гуманитарных и естественнонаучных

дисциплин, протокол № 6 от 01. 02. 2011 г.


Заведующий кафедрой гуманитарных и естественнонаучных дисциплин

В.Г. Ляшко

Секретарь кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин

Н.Н. Стойкова