bigpo.ru
добавить свой файл
1 2 3 4

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ПО ГЕОГРАФИИ



Программа предназначена для поступающих:

1. на факультеты на направления /специальности подготовки высшего профессионального образования:

  • биолого-почвенный: Экология и природопользование;

  • географии, геоэкологии и туризма: География, Экология и природопользование, Туризм;

  • геологический: Геология.


2. на факультеты на направления /специальности подготовки на сокращенные программы на базе среднего профессионального образования:

  • географии, геоэкологии и туризма: Туризм;


Настоящая программа разработана на основе обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования и примерных программ по общеобразовательным предметам, составляющим инвариантную часть (федеральный компонент) действующего Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, письма Министерства образования РФ от 18 февраля 2000 г. № 14-51-129ин/12 «О примерных программах вступительных испытаний в высшие учебные заведения Российской Федерации».

Структура основных разделов данной Программы соответствует кодификатору элементов содержания по географии, разработанному Министерством образования РФ.

Структура программы включает разделы:

I. География как наука.

II. Общий географический обзор (план и карта, глобус, форма и движение Земли, литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера, географическая оболочка).

III. Материки, океаны, народы и страны (природные особенности материков и океанов, политическая карта мира, население Земли, география мирового хозяйства).

IV. География России (географическое положение, природа, население, хозяйство, география отраслей, районирование России, Россия в современном мире).

V. Природопользование и геоэкология (взаимодействие природы и общества, рациональное природопользование, современные экологические проблемы, стихийные природные явления и обеспечение безопасности).

VI. Географическая номенклатура (важнейшие географические объекты Земли).



Требования к уровню подготовки абитуриентов

В результате изучения географии в соответствии с программой, абитуриент должен иметь представление о географической картине мира, владеть географическими понятиями и терминами, иметь представление о закономерных явлениях и процессах в природе и обществе, характеризовать природные и экономические условия отдельных территорий России и других регионов мира, знать географическую номенклатуру, современные геоинформационные технологии, уметь работать с картой, статистическим материалом. Содержание программы учитывает идеи гуманизации и социологизации современного общества. Геоэкологический подход нацеливает на осознание проблемы устойчивого развития человечества.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I. География как наука.

Что изучает география. Предмет, объект и методы исследования физической, эко­номической и социальной географии России. Место географии в системе научных знаний о природе и обществе. Связи географии с другими науками о Земле и об­ществе. Становление и развитие географии в России.

Значение географических знаний в жизни людей.


II. Общий географический обзор

План и карта. Понятие о горизонте. Стороны горизонта. Способы ориен­тирования на местности. Умение пользоваться компасом. План местности, топографические и географические карты. Мас­штаб, его виды. Условные знаки. Гра­дусная сеть на карте и ее элементы. Географическая широта и долгота. Картографические проекции. Изо­бражение на географических картах неровностей земной поверхности. Шкала высот и глубин. Сходство и различия географической карты и плана местности. Аэрофотокосмическая съемка земной поверхности. Значение карты в жизни и хозяйственной деятельности человека. Географические атласы.

Понятия, на которые в дальнейшем надо обратить особое внимание в теме – в дальнейшем «Ключи» - карта, план, азимут, масштаб, картографическая проекция, абсолютная и относительная высота, условные знаки, географические координаты.

Знания и умения:

  • понимать отличие карты от плана по масштабу, содержанию и способам картографического изображения;

  • определять направления, азимуты, расстояния и высоты отдельных точек на местности, плане и карте;

  • определять характер местности по горизонталям;

  • определять элементы градусной сети;

  • находить географические координаты точек.

Форма и движение Земли. Земля как планета Солнечной системы. Форма Земли. Шарообразная форма Земли и ее доказательство. Путешествие Ф.Магеллана. Размеры земного шара. Глобус - модель Земли. Суточное вращение Земли вокруг своей оси и его географические следствия. Годовое движение Земли и его географические следствия. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности.

«Ключи» - форма, размеры Земли, суточное и годовое движение, дни равноденствий и солнцестояний, пояса освещенности, часовые пояса.

Знания и умения:

  • знать основные следствия суточного и годового движения Земли;

  • знать особенности положения солнца над горизонтом на разных широтах;

  • объяснить причины смены дня и ночи, времен года;

  • определять разницу в поясном времени разных территории.

Литосфера. Внутреннее строение земного шара: ядро, мантия, земная кора. Земная кора материковая и океаническая. Понятие литосферы. Возраст Земли. Геологическое летоисчис­ление. Происхождение материков и океанических впадин. Литосферные плиты, их движение; роль в формировании современного рельефа Земли. Осадочные, магматические и метаморфические гор­ные породы. Полезные ископаемые, их происхождение и значение для человека. Тектоническая карта. Понятие о платформах и складчатых областях. При­уроченность крупнейших равнин Земли к платформам. Закономерности распо­ложения наиболее значительных гор суши, срединных океанических хребтов и сейсмических поясов Земли.

Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Землетрясения и вулканизм, горячие источники и гейзеры. Районы распространения. Внешние процессы, изменяющие поверхность Земли: вывет­ривание, деятельность текучих вод, ветра, льда и деятельность человека.

Формы земной поверхности: равнины, низменности, возвышенности, плато, плоскогорья, нагорья, горы. Абсолютная и относительная высота поверхности суши. Различия равнин и гор по абсолютной высоте. Современный рельеф ре­зультат взаимодействия внутренних и внешних процессов. Главнейшие равнины, горы и нагорья частей света. Влияние рельефа на жизнь и хозяйственную дея­тельность человека. Стихийные явления, их характеристика и правила обеспечения безопасности. Воздействие хозяйственной деятельности людей на литосферу. Охрана литосферы.

«Ключи» - строение Земли, геологическое летоисчесление, литосфера, земная кора, платформа, горные породы, рельеф, землетрясение, вулканизм, выветривание, формы земной поверхности.

Знания и умения:

  • знать этапы (эры) формирования Земли;

  • знать основные типы земной коры и их отличия;

  • объяснить зависимость рельефа от строения земной коры;

  • объяснить причины возникновения землетрясений и вулканизма;

  • знать типы горных пород и их происхождение;

  • объяснить возникновение форм рельефа, образованных в результате деятельности поверхностных вод, ледников, ветра;

  • объяснить влияние рельефа на особенности жизни и хозяйственной деятельности человека.

Атмосфера. Понятие атмосферы. Состав и строение атмосферы. Изменение температуры воздуха в зависимости от географической широты и вы­соты места над уровнем океана. Суточный и годовой ход температуры воздуха. Давление атмосферы и его измерение. Ветры и их происхождение. Ветры посто­янные и временные. Циркуляция атмосферы. Воздушные массы. Понятие: атмосферный фронт, циклон, антициклон. Роза ветров. Влажность воздуха. Атмосферные - осадки, их образование и виды. Измерение количества осадков, единицы измерения. Географические закономерности распределения осадков на поверхности земного шара. Погода и ее метеорологические элементы. Климат и его отличие от погоды. Понятие о климатообразующих факторах. Зависимость климата от географической широты, циркуляции атмосферы, близости океана, морских течений, рельефа и высоты местности, подстилающей поверхности. Роль климата в жизнедеятельности человека. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения безопасности. Охрана воз­душного бассейна.

«Ключи» - атмосфера, ветер, осадки, давление, влажность, погода, климат.

Знания и умения (объяснить):

  • процесс нагревания атмосферы, особенности распределения тепла и света по поверхности Земли;

  • свойства основных типов воздушных масс;

  • причины возникновения областей повышенного и пониженного давления воздуха, распределение поясов атмосферного давления;

  • причины возникновения ветра, направление ветров общей циркуляции атмосферы;

  • процесс образования атмосферных осадков, причины неравномерного распределения осадков на Земле;

  • зависимость климата от географической широты и различия между основными и переходными климатическими поясами.

Гидросфера. Понятие гидросферы. Составные части гидросферы. Мировой круговорот воды в природе.

Мировой океан - составная часть гидросферы. Части Мирового океана. Мо­ря, заливы, проливы. Суша в океане: острова, полуострова. Рельеф дна Мирового океана. Глубина, температура и соленость океана. Динамика вод: течения (теплые и холодные), цунами, ветровые волны, приливы и отливы. Растительный и жи­вотный мир океанов и морей. Природные богатства океанов и внутренних морей. Экологические проблемы Мирового океана.

Ледники. Условия образования и районы распространения. Горное и по­кровное оледенение. Ледники - аккумуляторы пресной воды. Гидрологическая роль ледников.

Поверхностные воды суши. Река и ее части. Понятие о речной долине. Реч­ная система. Речной бассейн, водосбор, водораздел. Реки горные и равнинные. Пороги и водопады. Питание рек. Водный режим рек. Хозяйственное использование рек.

Озера и болота. Происхождение озерных котловин и образование болот. Использование в хо­зяйстве озер и болот. Искусственные водные объекты: каналы, водохранилища, пруды.

Причины истощения поверхностных вод. Проблема пресной воды. Крупнейшие реки и озера мира.

Подземные воды. Их происхождение, различия по условиям и глубине зале­гания, химическому составу и температуре. Значение подземных вод в природе и хозяйственной деятельности человека.

Стихийные явления в гидросфере, их характеристика и правила обеспечения безопасности. Ох­рана вод от загрязнения.

«Ключи» - гидросфера, Мировой океан, круговорот воды в природе, рельеф дна океана, температура и соленость воды, океанические течения, поверхностные воды, река, озеро, ледник, болото.

Знания и умения:

  • Знать состав гидросферы, составные части Мирового океана, вод суши;

  • знать основные виды движения вод и элементы рельефа дна Мирового океана;

  • объяснить особенности распределения температуры и солености вод Мирового океана;

  • объяснить причины возникновения ветровых волн и цунами;

  • знать основные элементы реки и влияние рельефа на характер течения, типы питания рек;

  • знать особенности озерных котловин в зависимости от способа их образования;

  • объяснить процесс образования подземных вод и их основные свойства;

  • знать причины образования ледников, болот.

Биосфера. Понятие биосферы. В.И.Вернадский - основоположник учения о биосфере. Разнообразие растительного и животного мира на суше и в Мировом океане. Биологический круговорот вещества. Взаимодействие организмов с лито­сферой, гидросферой и атмосферой. Биологические ресурсы Земли. Формы охраны растительного и животного мира.

Понятие о почве: строение (генетические горизонты, их цвет и мощность), свойства (содержание гумуса, механический состав, структура, плотность, влаж­ность, плодородие), влияние человека. Зависимость почв от состава подстилающих горных пород, рельефа, климата, растительности, условий увлажнения. Главные зональные типы почв, их основные свойства. В.В.Докучаев - основоположник учения о почвах. Почвенное плодородие, гумус. Использование и охрана почв.

«Ключи» - биосфера, биологический круговорот веществ, почва, гумус, зональные типы почв, плодородие.

Знания и умения:

  • знать признаки понятия «биосфера», ее составные части;

  • знать разнообразие растительного и животного мира на суше и в Мировом океане, понятие «биомасса»;

  • знать главные факторы почвообразования и основные зональные типы почв;

  • знать понятия: почвенной профиль, строение почвы, почвенное плодородие, гумус.

Географическая оболочка. Понятие географической оболочки, ее строение и свойства. Основные этапы развития географической оболочки. Природный ком­плекс. Взаимосвязь компо­нентов в природном комплексе. Материки и океаны - крупнейшие природные комплексы. Зональность природных комплексов. Высотная поясность в горах. Взаимодействие сфер географической оболочки. Необходимость международного сотрудничества в использовании при­роды и ее охране. Формы охраны растительного и животного мира. Крупнейшие биосферные заповедники и национальные парки мира.

Природные зоны Земли. Краткая характеристика природных зон.

«Ключи» - географическая оболочка, природный комплекс, ландшафт, зональность, природная зона, заповедники и национальные парки.

Знания и умения:

  • знать основные этапы развития географической оболочки, ее строение и свойства;

  • знать понятие «природный комплекс» и объяснить взаимозависимость и взаимосвязь между его составляющими;

  • знать закономерности географической оболочки;

  • объяснить зональную и азональную дифференциацию природных комплексов;

  • знать особенности смены природных комплексов на разных территориях;

  • уметь характеризовать природные зоны Земли.

III. Материки, океаны, народы и страны.

Природные особенности материков и океанов. Географическое положение материка (конти­нента), история открытия, природные условия (геологическое строение, рельеф, климат, поверхност­ные и подземные воды, почвы, растительность, животный мир) и ресурсы. Струк­тура природных зон.

Океаны и моря. Географическое положение. Рельеф дна. Климат. Течения. Свойства воды. Природные ресурсы. Хозяйственное использование.

«Ключи» - материк, географическое положение, природные особенности, океаны, моря.

Знания и умения:

  • знать крайние точки и определять географическое положение материка (океана);

  • объяснять пространственное размещение основных географических объектов, процессов и явлений на материках;

  • определять влияние климатообразующих факторов;

  • знать наиболее крупные реки, озера, острова, архипелаги;

  • объяснить размещение на материке природных зон;

  • знать природные богатства материков и океанов;

  • знать крупнейшие народы и районы их проживания, страны и столицы крупнейших государств.

Политическая карта мира. Современная политическая карта как итог различных историко-географических этапов развития. Влияние мировых войн на политиче­скую карту мира. Изменения на политической карте мира в ХХ веке. Государственный строй и государственное устройство. Монархии и республики как форма правления. Унитарные и федеральные государства как формы государ­ственного устройства.

Характеристика политической карты Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии с Океанией.

«Ключи» - политическая карта, типология стран, суверенное государство, монархия, республика, унитарное государство, федеративное государство, уровень экономического развития.

Знания и умения:

  • знать основные этапы формирования политической карты мира;

  • знать причины, влияющие на изменения политической карты;

  • знать критерии типологии стран мира;

  • знать формы правления и государственного устройства, уметь привести примеры;

  • привести примеры стран разных типов и уровня социально-экономического развития;

  • дать краткую характеристику политической карты отдельных частей света;

  • привести примеры стран участниц важнейших международных экономических и политических организаций.

Население Земли. Динамика численности населения Земли. Современная численность населения мира, отдельных регионов и стран. Географические раз­личия рождаемости, смертности, естественного воспроизводства населения по странам и регионам мира, типы воспроизводства. Этнический состав населения. Наиболее крупные расы, народы, языковые семьи мира. Половозрастной, социальный состав населения. Религии мира. Неравномерность распределения насе­ления по материкам. Плотность населения. Причины, влияющие на размещение населения. География миграции населения, их причины, следствия, виды. Городское и сельское население. Урбанизация. Крупнейшие города мира. Агломерации, мегалополисы.

«Ключи» - динамика численности населения, типы воспроизводства, демографическая политика, этнический состав, расы, народы, языковые семьи, религии, миграции, размещение населения, урбанизация.

Знания и умения:

  • объяснить динамику численности населения;

  • знать сущность демографической политики отдельных государств, типы воспроизводства населения и их особенности по регионам мира;

  • объяснить рассовые различия;

  • дать характеристику крупнейших народов мира по языковым семьям и религиозному составу;

  • объяснить причины неравномерного размещения населения;

  • выявить причины миграции на разных исторических этапах и их направления;

  • обозначить особенности процесса урбанизации по отдельным странам и регионам;

  • привести примеры крупнейших городов, городских агломераций, мегалополисов.

География мирового хозяйства. Состав мирового хозяйства, этапы разви­тия. Международное разделение труда как высшая форма географического разде­ления труда. Специализация государств. НТП и мировое хозяйство.

География промышленности мира: значение, отраслевая структура, межот­раслевые связи. Топливно-энергетическая промышленность мира, изменение топ­ливно-энергетического баланса, география нефтяной, угольной, газовой промыш­ленности мира. Электроэнергетика - одна из важнейших отраслей ТЭК мира. Об­рабатывающая промышленность: черная и цветная металлургия, ма­шиностроение, химическая, лесная и деревообрабатывающая, легкая промыш­ленность мира. Промышленность и окружающая среда. АПК мира. Соотношение отраслей по странам. Основные районы развития отраслей сельского хозяйства. Влияние сельскохозяйственного производства на окружающую среду. Транспорт мира, его роль в развитии мирового хозяйства. Основные виды транспорта, их география: железнодорожный, автомобильный, воздушный, водный (речной, мор­ской), трубопроводный. Воздействие транспорта на окружающую среду.

Между­народные экономические и культурные связи, их развитие. Экономическая инте­грация. Важнейшие интеграционные союзы. Формы международных связей. Связи экономические (торговля, кредитно-финансовые отношения, услуги); научно-технические; культурные; международный туризм. Международный туризм. Основные туристические районы мира. Экологические проблемы, охрана окружающей среды.

Многообразие стран мира. Многоликость стран современного мира, их типология, критерии типологии и группировок стран. Типы стран по уровню социально-экономического развития.

Экономико-географическая комплексная характеристика отдельных стран мира: экономически высокоразвитых постиндустриального типа, экономически слаборазвитого типа (развивающиеся), постсоциали­стического кризисного развития с ориентацией на мировую рыночную экономику.

«Ключи» - мировое хозяйство, международное географическое разделение труда, НТР, география промышленности, сельского хозяйства и транспорта, экономическая интеграция, формы экономических связей, международный туризм.

Знания и умения:

  • раскрыть особенности современного мирового хозяйства;

  • объяснить влияние НТР на отраслевую и территориальную структуру мирового хозяйства;

  • дать характеристику отдельным отраслям промышленности;

  • выявить различия в сельском хозяйстве экономически развитых и развивающихся стран;

  • дать характеристику мировой транспортной системы;

  • раскрыть особенности и формы всемирных экономических отношений на современном этапе, назвать важнейшие интеграционные союзы;

  • особенности международной торговли;

  • знать географию международного туризма.

IV. География России

Географическое положение России. Физико-географическое, геополити­ческое, экономико-географическое положение России. Размеры территории. Крайние точки на материке и на островах. Протяженность морских и сухопутных границ. Военно-стратегическое и экономическое значение размеров страны. Пограничные государства. Оценка сухопутных и морских границ с точки зрения их доступности. Транзитность положения территории России между стра­нами Европы, Центральной и Восточной Азии.

Различия во времени на территории России. Часовые пояса. Поясное, ме­стное, декретное время.

История исследования и хозяйственного освоения территории России. Засе­ление славянами Восточно-Европейской равнины. Древние торговые пути. Древние русские города. Земледельческое освоение. Выход к берегам Северного Ледовитого океана, к устьям рек Северная Двина и Печора, к побережью Белого моря. Присоединение Поволжья, продвижение в степь. Возникновение городов-крепостей на Вол­ге и в бассейне Дона. Формирование казачества. Освоение Сибири. Землепроход­цы (И.Москвитин, В.Поярков, Е.Хабаров, С.Дежнев В.Атласов). Основание горо­дов и крепостей. Экономическое развитие в XVIII в. Основание Петербурга. Первые промышленные районы. Развитие экономики в XIX в. Значение реформы 1861 года. Железнодорожное строительство. Создание Великой Сибирской магистрали. Пе­реселение крестьян в Сибирь. Роль М.В.Ломоносова в освоении Сибири и Северного морского пу­ти.

Географические исследования России в ХУШ-Х1Х вв. Труды И.К.Кириллова и В.Н.Татищева. Первые карты и атласы. Исследования в Арктике и в морях Тихого океана. Роль российского гео­графического общества в организации исследований. В.В.Докучаев и его вклад в изучение природы России.

Географические иссле­дования России в XX веке и на современном этапе.

«Ключи» - размер территорий, крайние точки, оценка географического положения, часовые пояса, история заселения и освоения, географические исследования.

Знания и умения:

  • уметь определять экономико-географическое, транспортно-географическое, геополитическое, физико-географическое положение России;

  • объяснить изменение геополитического и экономико-географического положения в 1990-е годы;

  • уметь дать оценку географическому положению России;

  • знать различия во времени; поясное, местное, декретное время;

  • знать историю заселения и хозяйственного развития на разных исторических этапах.

Природа России. Геологическое строение и рельеф. Геологическое лето­исчисление. Основные тектонические структуры. Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы. Развитие форм рельефа под влиянием внутрен­них и внешних процессов. Движение земной коры в складчатых и платформенных областях. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления. Крупнейшие равнины и горные системы в России. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования.

Климат. Климатообразующие факторы на территории страны. Типы воз­душных масс. Циркуляция атмосферы (циклоны, антициклоны, атмосферные фронты) и связанные с ними типы погоды. Синоптическая карта, прогнозы по­годы, их значение. Закономерности распределения тепла и влаги (средние тем­пературы января и июля, атмосферные осадки, испарение, испаряемость, коэф­фициент увлажнения). Климатические пояса и области. Типы климатов. Полюс холода северного полушария. Опасные явления, связанные с климатом: смерчи, ураганы, грозы, ливни, засухи, суховеи, гололед, туман. Влияние климата на зем­леделие, транспорт и здоровье человека.

Внутренние воды и водные ресурсы. Главные речные системы. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, расход, падение, уклон, годовой сток, ледовый режим рек. Водные ресурсы. Неравномерность распределения водных ресурсов по территории страны. Водообеспеченность и водные проблемы. Необходимость мелиорации. Искусственные водоемы. Роль рек в освоении терри­тории и развитии экономики стран. Крупнейшие озера, их происхождение и хо­зяйственное использование. Болота. Водорегулирующая роль болот. Осушение болот и последствия. Ледники. Многолетняя мерзлота и её влияние на хозяйст­венную деятельность. Подземные воды России. Термальные и минеральные ис­точники. Опасные явления, связанные с водами (наводнения, паводки, сели, лави­ны, водная эрозия) и меры их предупреждения. Проблемы истощения водных ре­сурсов и пути сохранения вод. Главные водные объекты своей области.

Почвы и земельные ресурсы. Причины разнообразия почв России. Зако­номерности распространения основных их типов. Почвенная карта. Пути повы­шения и сохранения плодородия почв. Земельные ресурсы и меры по их сбереже­нию. Борьба с эрозией и загрязнением почв, мелиорации.

Растительность и животный мир. Изменение растительности России в на­правлении с севера на юг и с запада на восток, причины изменений. Основные ареалы распространения лесов. Разнообразие животного мира. Биологические ресурсы, их использование и охрана.

Природные зоны и природные районы России. Природные зоны России: арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, лесо­степи, степи, полупустыни, субтропики. Природная зона как зональный природный комплекс. Широтная зональность природных зон. Зави­симость природных комплексов от рельефа и высоты места. Высотная поясность в горах. Зональная специализация сельского хозяйства. Охрана и рациональное использование агроклиматических ресурсов.

Природные зоны своей республики (края, области), их экологические про­блемы.

Крупные природные районы России: Русская (Восточно-Европейская) рав­нина. Западная Сибирь. Средняя и Северо-Восточная Сибирь, горы Южной Сиби­ри, Дальний Восток. Урал, Кавказ. Характеристика природного района: физико-географическое положение; геологическое строение и его влияние на особенности рельефа и размещение полезных ископаемых; специфические черты климата, по­верхностных и подземных вод, почв, растительности и животного мира. Природ­ные ресурсы и условия их освоения. Экологические проблемы.

Моря. Окраинные моря Северного Ледовитого и Тихого океанов. Внут­ренние моря Атлантического океана. Каспийское море-озеро. Характеристика мо­рей. Береговая линия и ее изрезанность. Крупнейшие острова и полуострова. Рас­пределение глубин. Полезные ископаемые шельфа. Системы течений. Соленость вод. Температура вод. Ледовитость морей. Условия для судоходства. Приливы и возможность их использования. Цунами на Тихом океане. Штормы, туманы, пла­вучие льды и другие опасные явления. Биологические ресурсы морей. Охрана от загрязнения морей, омывающих берега России.

«Ключи» - геологическое строение, тектонические структуры, особенности рельефа, полезные ископаемые, климатообразующие факторы, питание рек, земельные ресурсы, природные зоны, природные районы.


Знания и умения:

  • объяснить влияние строения земной коры на размещение форм рельефа и полезных ископаемых;

  • объяснить изменение рельефа под действием внешних сил и уметь привести примеры различных форм рельефа;

  • знать районы распространения землетрясений и вулканизма;

  • знать главные особенности климата, распространение климатических поясов и областей по территории;

  • объяснить образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, особенности связанных с ними типов погоды;

  • объяснить закономерности распределения тепла и влаги по территории страны;

  • знать районы опасных явлений природы (сели, смерчи, тайфуны, ураганы и др.);

  • знать основные гидрологические характеристики рек;

  • объяснить неравномерность распределения водных ресурсов;

  • объяснить размещение главных зональных типов почв;

  • уметь дать характеристику природным зонам и природным районам России, своего края.

Природопользование и охрана природы на территории России. При­родные ресурсы России. Классификация природных ресурсов, многоцелевое ис­пользование. Обеспеченность России природными ресурсами. Природно-ресурсный потенциал территории. Хозяйственная оценка. Рациональное ис­пользование природных ресурсов. Роль географической науки в организации ра­ционального природопользования. Географический прогноз. Комплексные про­блемы рационального природопользования отдельных районов Рос­сии, окраинных и внутренних морей, районов добычи полезных ископаемых и др. Региональные экологические проблемы. Рациональное природопользование, культурные и акультурные ландшафты. Законы об охране природы. Особо охраняемые терри­тории: заповедники, национальные парки, памятники природы.

«Ключи» - природные ресурсы, рациональное природопользование, географический прогноз, охрана природы.

Знания и умения:

  • знать классификацию природных ресурсов;

  • уметь характеризовать природно-ресурсные потенциал России и дать его оценку;

  • знать принципы рационального природопользования и роль географического прогноза;

  • объяснить комплексные проблемы природопользования отдельных районов;

  • знать региональные экологические проблемы;

  • привести примеры особо охраняемых территорий.

Население России. Численность населения России и причины ее опреде­ляющие. Естественное движение и его показатели (рождаемость, смертность, ес­тественный прирост или убыль). Современная демографическая ситуация России. Половозрастная структура. Понятие о трудоспособном населении, трудовых ресурсах, рынке труда и занятости населения. Проблема безработицы, ее причины и следствия, геогра­фия безработицы, ее зависимость от структуры хозяйства. Уровень образования населения. Механическое движение населения - миграции, их направление. Причины внешних и внутренних миграций населения. Современные проблемы вынужденных переселенцев и беженцев.

Распределение населения по территории страны. Региональные различия в плотности населения. Зоны расселения: основная и зона Севера. Формы расселения. Городское и сельское население. Ур­банизация. Типология городов по численности населения и выполняемым функциям. Городские агломерации. Проблемы крупных городов и пути их решения. Расселение в сель­ской местности; особенности расселения сельского населения в разных природных зонах.

Национальный состав населения России. Языковые семьи и группы. Расселение народов по территории страны. Ре­лигиозный состав населения.

Политико-административное деление Российской Федерации: края, облас­ти, города Москва и Санкт-Петербург, федеральные округа, национально-территориальные образо­вания (республики, автономные области, автономные округа). Межнациональные отношения.

«Ключи» - естественное движение населения, демографический кризис, миграции, половозрастная структура, трудовые ресурсы, плотность населения, формы расселения, урбанизация, национальный и религиозный состав населения, субъекты РФ.


следующая страница >>