bigpo.ru
добавить свой файл
1
КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. АЛЬ-ФАРАБИ






Утверждено на заседании

Научно-методического совета

КазНУ им. аль-Фараби

протокол №_________

от «_____»_____2012 г.





ПРОГРАММА

ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ В МАГИСТРАТУРУ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

«6M011300- Биология (педагогическая)»


АЛМАТЫ 2012


Программа составлена в соответствии с Государственным общеобразовательным стандартом по специальности «шифр-название специальности». Программа составлена профессором д.б.н. С.Т.Тулеуханов, профессором д.б.н. С.С. Айдосова, профессором д.б.н. З.Г.Айташева, профессором д.б.н. Б.К.Заядан, доцентом к.б.н. Маркеева С.С., ст.преп. Швецова Е.В., преп.М.С. Кулбаева


Программа рассмотрена на заседании кафедры биофизики и биомедицины

Протокол № _______от_________________2012 г.

Зав.кафедрой__________________ С.Т.Тулеуханов

профессор, д.б.н.


Одобрена на заседании методбюро факультета ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­биологии и биотехнологии

Протокол №______от__________________2012 г.

Председатель методбюро___________ Гончарова А.В.

доцент, к.б.н.


Утверждена на заседании Ученого совета

Протокол №______ от ________________ 2012г.

Председатель Ученого совета,

декан факультета ___________________ Шалахметова Т.М.

Ученый секретарь ____________________ Сраилова Г.Т.


СОДЕРЖАНИЕ



  1. Цели и задачи вступительного экзамена по специальности


Цель комплексного вступительного экзамена по специаль-ности«6M011300 - Биология (педагогическая)» проверить уровень фундаментальной научной подготовки, владения методологией научного творчества и современными информационными технологиями, методами получения, обработки и хранения научной информации и готовность к научно-исследовательской и научно - педагогической деятельности. Она достигается поэтапным решением нижеприведенных задач.

Задачами комплексного экзамена является оценить уровень:

- знания изученных базовых и профильных дисциплин;

- владения терминологией дисциплин;

- оперирования фактами,

- умение анализировать научные данные.

При проведении комплексного экзамена проверяется наличие основных профессиональных компетенций, т.е.:

- отчетливо представлять себе взаимосвязи между различными областями современных естественно - научных знаний, их связь с социально-экономическими процессами, а также владеть методами исследования современной биологической науки и хорошо представлять возможности, применимость и границы методов, используемых в профессиональной деятельности в каждой конкретной области биологии;

- владеть современными информационными технологиями в науке и образовании и уметь адекватно использовать их в научной и педагогической деятельности;

- знать правовые и этические нормы отношения человека к человеку, в целом к обществу, окружающей среде, уметь использовать их при организации своей профессиональной деятельности;

  • быть способным работать в сфере организации совместной деятельности, участия в коллегиальном принятии решений и уметь мотивированно отстаивать свою точку зрения;

  • разбираться в проблемах самореализации и саморазвития личности, способной адаптировать свою профессиональную деятельность в системе рыночных отношений.

Форма вступительного экзамена – письменный экзамен. Экзаменующиеся записывают свои ответы на вопросы экзаменационного билета на листах ответов, которые проверяется экзаменационной комиссией в зашифрованном виде


2. Требования к уровню подготовки лиц, поступающих в магистратуру


В магистратуру поступают лица, имеющие диплом о высшем образовании и, как правило, академическую степень бакалавра по одной из перечисленных специальностей: 5B060700 Биология; 5B011300 Биология (педагогическая); 5B060800 экология; 5B70100 Биотехнология; 5B010800- Физическая культура и спорт. Они должны знать: фундаментальные и прикладные аспекты биологической науки, основные этапы ее современной развития, роль и место биологии в системе знаний, пути применения теоретических знаний для решения прикладных задач; должны уметь: анализировать, систематизировать и обобщать научную информацию, формулировать основные гипотезы и выводы, применять методы познания и современные информационные технологии в решении теоретических и прикладных проблем биологии; должны владеть: терминологией биологической дисциплины, современными образовательными информационными технологиями, навыками преподавания дисциплин по профильной специальности в высших и средних учебных заведениях, аргументации, полемики и убеждения в проблемах современной биологии.


3. Пререквизиты образовательной программы


Ботаника, Зоология, Физиология человека и животных, Генетика


4. Перечень экзаменационных тем


Дисциплина «Анатомия человека»


  1. Скелет и его функции. Кость как орган. Химический состав и свойства костей. Возрастные изменения химического состава и механических свойств костей. Типы соединений костей. Классификация суставов. Строение мозгового и висцерального черепа. Скелет поясов конечностей и свободных конечностей.

  2. Пищеварительная система: трубчатые органы и железы. Строение органов ротовой полости. Строение желудка, его части, структурные особенности. Тонкий кишечник его отделы, структурно-функциональная единица. Толстый кишечник, его отделы, особенности строения. Слюнные железы: большие и малые. Структура пищеварительной части поджелудочной железы. Строение печени: поверхности, края, доли. Строение классической дольки печени.

  3. Воздухопроводящие пути и собственно респираторный отдел. Строение трахеи и главных бронхов. Бронхиальное дерево, его компоненты. Строение легкого; структурно-функциональная единица.

  4. Выделительная система: мочеобразующие и мочевыводящие структуры. Строение почек: корковое и мозговое вещества. Нефрон – структурно-функциональная единица почки.

  5. Сердце, его части, поверхности, оболочка. Слои стенки сердца, камеры. Круги кровобращения.

  6. Строение спинного мозга. Серое и белое вещества. Оболочки спинного мозга: части и сегменты.

  7. Строение органа зрения. Глазное яблоко. Оболочки и ядро. Слезный аппарат. Мышцы глазного яблока.


Дисциплина «Генетика»


  1. Определение предмета «генетика», генетическая символика. Понятие о наследственности и изменчивости. Проявление наследственности и изменчивости на разных уровнях организации живого: молекулярном, клеточном, организменном и популяционном. Цитологические основы наследственности. Деление и воспроизведение клетки. Митоз. Митотический цикл и фазы митоза. Кариотип. Гибридологический анализ.

  2. Моногибридное и полигибридное скрещивание. Закономерности, открытые Менделем при моногибридном скрещивании. Закон “чистоты гамет”. Значение анализирующего скрещивания. Аллелизм. Множественный аллелизм. Взаимодействие аллельных генов: полное и неполное доминирование, кодоминирование. Статистический характер расщеплений. Неаллельное взаимодействие генов: комплементарность, эпистаз, полимерия.

Гены модификаторы. Плейотропное действие генов. Пенетрантность и экспрессивность.

  1. Половые хромосомы, гомо-, гетерогаметный пол. Хромосомная теория определения пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Значение реципрокных скрещиваний для изучения сцепленных с полом признаков. Наследование при нерасхождении половых хромосом. Первичное и вторичное нерасхождение хромосом. Балансовая теория определения пола. Интерсексы. Гинандроморфизм.

  2. Открытие явления сцепленного наследования. Особенности наследования при сцеплении. Группы сцепления. Генетические основы кроссинговера. Множественный и одинарный кроссинговер. Интерференция и коинциденция. Линейное расположение генов в хромосомах. Локализация гена. Использование данных цитогенетического анализа для локализации генов. Мейотический и митотический кроссинговер. Факторы, влияющие на кроссинговер.

  3. Мутационная изменчивость. Генеративные и соматические мутации. Генные мутации. Хромосомные перестройки. Внутри- и межхромосомные перестройки: делеции, дефишенси, дупликации, инверсии, транслокации, транспозиции. Геномные мутации. Полиплоидия. Автополиплоидия. Аллополиплоидия.

  4. Популяционная генетика и селекция. Популяция и ее генетическая структура. Панмиктическая популяция. Закон Харди-Вайнберга, возможности его применения. Методы изучения генетики человека. Наследственные болезни. Хромосомные и генные заболевания. Наследственные и врожденные заболевания. Селекция как наука. Селекционные методы. Учение об исходном материале в селекции. Понятие о породе, сорте, штамме.



Дисциплина «Молекулярная биология»


  1. Определение предмета «молекулярная биология». Роль и место молекулярной биологии в системе наук о жизни.

  2. Белки. Компоненты белков и соединяющие их химические связи. Размер и форма белков. Глобулярные и фибриллярные белки.

  3. Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК. Их общая характеристика. Строение нуклеиновых кислот. Пуриновые и пиримидиновые основания. Углеводные компоненты. Нуклеозиды. Нуклеотиды. Первичная структура ДНК.

  4. Нуклеотидный состав, ДНК И РНК. Коэффициент специфичности ДНК у разных организмов. Биологическое значение двуспирального строения ДНК. В-, А- и Z- формы ДНК. Кольцевые и суперспиральные молекулы ДНК. ДНК денатурация и ренатурация. Рибонуклеиновые кислоты (РНК). Структура и свойства основных классов РНК – информационных, рибосомальных и транспортных. Определение нуклеотидного состава. Методы секвенирования ДНК. Метод Максама-Гильберта, метод Сэнгера.

  5. Роль ДНК в наследственности. Воспроизведение генетической информации. Принцип комплементарности и его биологическая роль. Репликация ДНК. Основные принципы репликации. Экспериментальное доказательство полуконсервативного механизма репликации ДНК. Опыт Мезельсона и Сталя. Репликация кольцевых ДНК. Особенности репликации ДНК у про-, и эукариот. Инициация репликации. Репликативная вилка, ее организация и функционирование. Однонаправленная и двунаправленная репликация. Энзимология репликации. ДНК-полимеразы. Структура и функции ДНК- полимераз эукариот. ДНК – лигазы. ДНК – топоизомеры. Топоизомераза II.

  6. ДНК – связывающие белки, их характеристика и функции. Фрагменты Оказаки. Репликоны. Инициация, элонгация и терминация трнаскрипции. Промоторные области. ТАТА-последовательности (Прибнов-бокс). Белковые факторы транскрипции. Терминаторы транскрипции. Процессинг первичных транскриптов. Процессинг тРНК и рРНК. Процессинг и созревание мРНК у эукариот (кэпирование, полиаденинилирование, сплайсинг). Структура зрелой мРНК. Моноцистронные и полицистронные мРНК. Механизмы сплайсинга и его виды.

  7. Генетический код. Его основные свойства. Структура кодонов. Биосинтез белка. Аппарат трансляции. Транспортная РНК. Первичная, вторичная, третичная структура тРНК. Антикодон. Роль структуры аминоацил-тРНК-синтетаз в узнавании тРНК. Структура рибосом про-, и эукариот. Рибосомные РНК и белки отдельных субъединиц рибосом. Процессинг рРНК и сборка субъединиц. Трансляция мРНК у прокариот, этапы трансляции (инициация, элонгация, терминация), ее механизмы и регуляция. Трансляция мРНК у эукариот. Элонгация трансляции. Белковые факторы элонгации. Терминация трансляции.

  8. Репарация ДНК. Типы репарации. Прямая коррекция мутационных повреждений. Фотореактивация. Репарация алкилирующих повреждений. Эксцизионная репарация. Рекомбинационная репарация. SOS – репарация. Репарация ДНК как механизм поддержания стабильности генетического аппарата клетки.


Дисциплина «Зоология»


  1. Цели и задачи зоологии беспозвоночных, значение их, краткая история развития, основные этапы развития и направления.Связи зоологии с другими биологическами науками.Частные дисциплины зоологии и их методики исследования. Систематика беспозвоночных животных и практическое значение их. Общая характеристика и систематика животных клеточного уровня организации.

  2. Уровень организации животных. Клеточный уровень организации. Общая характеристика и систематический обзор простейших.

  3. Паренхиматозные черви. Общая характеристика и систематический обзор плоских. Закладка мезодермы и ее производные. Характеристика круглых червей. Адаптация животных к паразитическому образу жизни. Характеристика кольчатых червей, ососбенности их строени, размножения и развития.

  4. Характеристика и систематический обзор членистоногих. Ракообразные. Характеристика класа насекомых. Основные отряди особенности строения представителей и их развития. Эмбриональное и постэмбриональное развитие насекомых.

  5. Происхождение, общая характеристика и систематика типа Хордовых. Общая организация Низших хордовых и Позвоночных. Обоснование подразделения позвоночных на Анамний и Амниот. Морфологическая эволюция покровов позвоночных животных. Сходство и отличие в строении эпидермиса и дермы и их производных у Анамний и Амниот.

  6. Происхождение, общая организация и систематика Круглоротых и Хрящевых рыб. Происхождение и эволюция посткраниального скелета Анамний и Амниот. Происхождение, общая характеристика и систематика Костных рыб. Двоякодышащие, Кистеперые и Лучеперые рыбы. Морфологическая эволюция кровеносной и дыхательной систем.

  7. Происхождение наземных позвоночных. Общая организация, биология и систематика Земноводных. Морфологическая эволюция пищеварительной системы позвоночных. Функциональная характеристика отделов пищеварительного тракта. Морфологическая эволюция мочеполовой системы позвоночных. Особенности водно-солевого обмена у водных и наземных позвоночных. Происхождение, общая организация, биология и систематика Черепах, Крокодилов и Чешуйчатых рептилий. Морфологическая эволюция центральной и периферической нервной системы позвоночных. Происхождение, общая организация, биология и систематика Плавающих, Бегающих и Летающих птиц. Происхождение, общая организация, биология и систематика Яйцекладущих, Сумчатых и Плацентарных млекопитающих.


Дисциплина «Цитология и гистология»


  1. Клетка - элементарная структурно-функциональная и генетическая единица организма, составляющая основу его жизнедеятельности и обладающая всеми признаками живого: раздражимостью, возбудимостью, сократимостью, обменом веществ и энергии, хранением генетической информации и передачей ее в ряду поколений.Клетка - наименьшая единица живого. Кроме клеток, в организме находятся их производные, которые не имеют клеточного строения (симпласт, синцитий, межклеточное вещество). Содержимое клетки отделено от внешней среды или от соседних клеток плазматической мембраной. Все эукариотические клетки состоят из двух основных компонентов: ядра и цитоплазмы. В ядре различают хроматин, ядрышки, ядерную оболочку, нуклеоплазму и ядерный белковый остов. Цитоплазма включает в себя гиалоплазму, в которой находятся органеллы. Часть органелл имеет мембранное строение: эндоплазматический ретикулум, аппарат Гольджи, лизосомы, пероксисомы, митохондрии.

  2. Немембранные органеллы представлены рибосомами, клеточным центром, ресничками, жгутиками, цитоскелетом. Кроме того, в гиалоплазме могут встретитьтся включения (жировые капли, пигментные гранулы и др.). Разделение клетки на отдельные компоненты не означает их функциональной обособленности. Все компоненты выполняют отдельные внутриклеточные функции. Изучением общих черт строения и функционирования клеток занимается цитология. Она исследует: отдельные клеточные структуры, их функции, пути регуляции этих функций, воспроизведение клеток и их компонентов, приспособление клеток к условиям среды, реакции на действие различных факторов, патологические изменения клеток.

  3. Ткань - система клеток и образуемых ими межклеточных структур, объединенных общей функцией и структурно-химической организацией. Гистология - наука о строении, развитии и жизнедеятельности тканей животных организмов.

  4. Четыре основных типа тканей, встречающихся в составе разнообразных органов всех многоклеточных животных: эпителиальные, ткани внутренней среды, ткани нервной системы и мышечные. Данные типы тканей осуществляют все необходимые функции при взаимоотношении организма с окружающей средой: пограничность, создание постоянства внутренней среды, сокращение, восприятие, передача и анализ раздражения.



Дисциплина «Ботаника»


  1. "Ботаника", ее положение в системе биологических знаний. Методы систематики.

  2. Прокариоты. Отделы Дробянки и Синезеленые водоросли. Размножение. Распространение и значение в природе и жизни человека.

  3. Водоросли и Грибы. Отделы: Зеленые водоросли, Харовые, Эвгленовые, Диатомовые, Бурые и Красные водоросли. Общая характеристика. Морфология. Размножение. Практическое значение водорослей. Отдел Грибы. Общая характеристика. Классы: ООМИЦЕТЫ, ЗИГОМИЦЕТЫ, АСКОМИЦЕТЫ (Сумчатые), БАЗИДИОМИЦЕТЫ (Базидиальные), Класс ДЕЙТЕРОМИЦЕТЫ (Несовершенные грибы). Общая характеристика. Основные представители. Значение грибов в природе и хозяйственной деятельности человека.

  4. Отдел ЛИШАЙНИКИ. Общая характеристика. Основные представители. Значение. Отделы: Моховидные, Риниофиты, Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные. Общая характеристика. Жизненный цикл. Разделение на классы. Значение, представители

  5. Отдел ГОЛОСЕМЕННЫЕ. Общая характеристика. Деление на классы. Значение.

  6. Отдел ЦВЕТКОВЫЕ, или ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ. Общая характеристика. Цикл развития. Класс Магнолиопсиды, или Двудольные. Общая характеристика. Семейства: Магнолиевые. Нимфейные, или Кувшинковые, Лютиковые, Маковые, Гвоздичные, Маревые, Крестоцветные. Розовые, Бобовые, Пасленовые, Норичниковые, Сложноцветные. Общая характеристика. Главнейшие представители. Значение. Класс Лилиопсиды (или Однодольные). Общая характеристика класса. Семейства: Семейства Лилейные, Ирисовые (Касатиковые), Злаки. Общая характеристика. Главнейшие представители. Значение.


Дисциплина «Эволюционное учение»


  1. Эволюционное учение - наука об общих закономерностях и движущих силах исторического развития живой природы. Место эволюционной теории в системе биологических наук, ее научное и практическое значение. Основные теории о происхождении жизни на Земле.Эволюционные идеи древности (филосовские школы в Китае, Индии, Гре­ции). Развитие эволюционных взглядов в 18 и 1-ой половине 19 века. Значение работ К.Линнея, Ж.Бюффона, К.Вольфа, Ж.Сент-Илера, Бэра и др. для выработки представления о единстве и развитии живой природы. Борьба трансформизма и креационизма. Идеи преформизма и эпигенеза в биологии. Учение Ж.-Б.Ламарка. Принцип градации органических форм и ее роль в прогрессивной эволюции. Законы Ж.-Б.Ламарка. Критический анализ теории Ж.-Б.Ламарка. Предпосылки возникновения теории Дарвина. Основные положения работы Ч.Дарвина "Происхождение видов". Развитие эволюционной теории в последарвиновский период. Первые шаги к синтезу генетики и дарвинизма. Неоламаркизм. Неокатастрофизм. Неодарвинизм.

  2. Основные свойства живого. Геохимическая роль жизни на Земле (уче­ние В.И.Вернадского). Основные уровни организации жизни, их взаимосвязь и соотношение. Доказательства и методы изучения эволюции. Основные этапы эволюции жизни на Земле. Общие сведения о геохроно­логии Земли. Основные этапы эволюции растений и животных. Взаимосвязь эволюции микроорганизмов, растений и животных (биогеоценозы). Ч.Дарвин об изменчивости: изменчивость культурных форм, изменчи­вость диких форм, две формы изменчивости и их роль в эволюции, причины изменчивости.

  3. Определение популяции. Понятие об элементарной эволюционной единице и элементарном эволю­ционном явлении. Экологические характеристики популяции. Основные эволюционно-генетические характеристики популяций. Формула Харди-Вайнберга и ее использование для определения частот генов и генотипов популяций. Мутационный процесс как элементарный эволюционный фактор. Классификация мутаций: генные, хромосомные, геномные. Частота мутаций, случайность, ненаправленность. Формы проявления мутаций. Генетическая норма реакции. Генотип и фенотип - одно из выражений нормы реакции. Популяционные волны как элементарный эволюционный фактор. Классификация. Случайный дрейф генов. Принципы «основателя» и «бутылочного горлышка». Изоляция - как элементарный эволюционный фактор. Классификация явлений изоляции, ее роль в эволюционном процессе. Роль изоляции в процессе видообразования.

  4. Дарвиновская концепция борьбы за существование. Связь борьбы за су­ществование и естественного отбора. Формы борьбы за существование. Учение Дарвина об искусственном отборе: бессознательный и методический отбор. Теория Ч.Дарвина об естественном отборе: соотношение естественного отбора с другими факторами эволюции. Количественные оценки - приспособленность, селективный коэф­фицент. Экспериментальное изучение действия естественного отбора. Примеры действия естественного отбора. Формы естественного отбора. Половой отбор.Возникновение адаптации - результат действия естественного отбора. Относительный характер адаптации. Мимикрия, приспособительная окраска, форма тела. Понятие о средней приспособленности, коэффициент отбора. Органическая целесообразность.Вид. История понятия о виде (Рей, Линней, Ламарк, Дарвин, Майр). Типологическая и номиналистическая концепция вида. Понятие вида как генетически устойчивой системы. Вид как система (Н.И.Вавилов). Дарвиновская концепция вида. Биологическая концепция вида, вид и систематика. Структура вида, реальность и дискретность вида, гетерогенность ви­да. Критерии вида: морфофизиологический, географический, экологический, генетические единство вида. Видообразование как превращение генетически открытых систем в зак­рытые. Пути видообразования – аллопатрическое и симпатрическое. Способы видообразования.

  5. Понятие макроэволюции и соотношение микро- и макроэволюции. Объяс­нение макроэволюционных событий действием элементарных факторов на микроэволюционном уровне. Биогенетический закон Геккеля и его современное толкование. Понятие о рекапитуляции.Онтогенез как источник новых направлений филогенеза. Учение Северцева о филоэмбриогенезах (теория филоэмбриогенеза). Эмбрионизация онтогенеза. Автономизация - главное направление в эволюции онтогенеза. Основные предпосылки филогенетических преобразований органов. Муль­тифункциональность и количественное изменение функции. Принципы полимеризации и олигомеризации структур и органов. Взаимосвязь морфологических преобразований органов и их систем в филогенезе. Принципы гетеробатмии и компенсации. Темпы эволюции и органов и функций. Методы изучения скорости эволю­ции признаков. Проблемы вымирания.

  6. Основные формы филогенеза: филетическая эволюция, дивергенция, конвергенция, параллелизм. Арогенез и аллогенез - направление эволюции филогенетических групп. Специализация как направление эволюции. Темп эволюции филогенетических групп, реликты, вопросы тупиков эволюции. Правила эволюции филогенетических групп. Необратимость, прогресси­рующая специализация, усиление интеграции биологических систем и др.

  7. Антропогенез. Место человека в системе животного мира. Данные зоологии, антропо­логии, генетики, молекулярной биологии и животном происхождении че­ловека. Основные этапы эволюции Homo sapiens. Дифференциация Homo sapiens на расы. Действие элементарных эволюционных факторов на эволюцию современного человека.


Дисциплина «Физиология человека и животных»


  1. Предмет и методы физиологии. Понятие физиологических систем и функций. Система регуляции функций. Основные проявления жизнедеятельности и их регуляция. Системный анализ функций организма. Теория функциональных систем (П.К.Анохин). Системогенез. Саморегуляция функций организма – основной механизм поддержания гомеостаза. Физиология клетки.

  2. Физиология нервной системы: общие принципы управления; развитие в онтогенезе и филогенезе; соматическая (периферическая и центральная) и вегетативная (автономная) нервная системы. Нейрон как структурная и функциональная единица ЦНС. Связи между нейронами. Понятие о нервном центре и его свойствах.Координирующие принципы функционирования ЦНС. Возбуждение и торможение в ЦНС. Функции вегетативной нервной системы. Физиология сенсорных систем: общие принципы рецепции и обработки сенсорной информации. Физиология мышечных систем.

  3. Кровь, межклеточная жидкость, лимфа. Физиология внутренней среды организма. Система крови. Основные функции, объем, состав и физико-химические свойства крови. Белки плазмы крови и их функциональное значение. Гипо,- гиперпротеинемия. Картина крови у разных видов животных. Кроветворение. Лимфообращение. Образование лимфы. Состав лимфы. Функции лимфатической системы. Гомеостатические функции лимфы и крови. Нарушения. Механизмы компенсации. Физиология кровообращения.

  4. Физиология дыхательной, пищеварительной, выделительной систем. Репродуктивные функции. Регуляция обмена веществ и энергии.

  5. Гормональная регуляция функций. Типы гуморальных влияний. Гипоталамус. Интеграция нервного и эндокринного контроля. Гипоталамо-гипофизарная система. Значение эндокринной системы для поддержания гомеостаза и в адаптивных реакциях организма.


5. Список рекомендуемой литературы


Основная литература:

  1. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия человека (для биолог. Ф-тов). М.,» Просвещение», 1995

  2. Сапин М.Р., Билич Г.Л. Анатомия человека (для биолог. И мед. Спец. Вузов), М., «Высшая школа», т. 1-2, 1996.

  3. Жимулев С.Г. Общая и молекулярная генетика. Новосибирск. Изд-во Сиб. АН. 2002.

  4. Бакай А.В., И.И. Кочиш, Г.Г. Скрипниченко. Генетика. М., Колос, 2007.

  5. Бочков А.Н. Клиническая генетика. М., Колос, 2007.

  6. Мушкамбаров Н.Н., Кузнецов С.Л. Молекулярная биология. Учебное пособие для студентов. – М.: ООО «МИА», 2003. – 544 с.

  7. Жимулев С.Г. Общая и молекулярная генетика. Новосибирск. Изд-во Сиб. АН., 2002.

  8. Догель В.А. Зоология беспозвоночных. Изд. Высшая школа. М. 1981г.

  9. Еленевский А.Г.,Соловьева М.П., Тихомиров В.Н. Ботаника. Систематика высших, или наземных растений. М.Академия., 2006. 464 с.

  10. Комарницкий Н.А., Кудряшов Л.В., Уранов А.А. Ботаника: Систематика растений: Учебник. М. 1975. 608 с.

  11. Курс низших растений /Под ред. М.В. Горленко/. М.1981. 520 с.

  12. Рейвн П., Эверт Р., Айкхорн С. Современная ботаника. В 2-х т. Т.1 / Пер. с англ. — М. 1990. 344с.

  13. Физиология человека. Учебник / в двух томах. Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько. М.: Медицина, 2001.

  14. Физиология человека. Курс лекций в 2-х книгах: Учебник. / Под ред. Л.З.Тель, Н.А.Агаджаняна. Алма-Ата: Казахстан, 1992.

  15. Основы физиологии человека. Учебник / в двух томах. Под ред. Б.И.Ткаченко. СПб., 1994.

  16. Общий курс физиологии человека и животных. /в двух томах. Под ред. А.Д.Ноздрачева. - М.: Высшая школа, 2007.

  17. Физиология человека / Под ред. Г.И.Косицкого. - М.: Медицина, 1985.

  18. Агаджанян Н.А., Власова И.Г., Ермакова Н.В., Торшин В.И. Основы физиологии человека. Учебник. М.: РУДН, 2000.


Дополнительная литература:


  1. Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека. Т. 1-3, М., 1968, 1972, 1974

  2. Инге-Вечтомов С.Г. Генетика с основами селекции. "Высшая школа", 1989.

  3. Айала Д., Кайгер Дж. Современная генетика. "Мир", М.,1988.

  4. Дубинин Н.П. Общая генетика. М., Наука,1976.

  5. Алиханян С.И. и др. Общая генетика. М., “Высшая школа”. 1985.

  6. Лобашев Н.Е. Генетика. МГУ, 1967.

  7. Орлова Н.Н. Сборник задач по общей генетике. М., МГУ, 1982.

  8. Альбертс Б., Брейм Д. и др. Молекулярная биология клетки в 5-и томах. – М.: Мир. 1994.

  9. Сингер М., Берг П. Гены и геномы. В 2-х томах. – М.: Мир.1998.

  10. Рис Э., Стернберг М. Введение в молекулярную биологию: от клеток к атомам: Перевод с англ. – М.: Мир. 2002. – С.142.

  11. Льюин Б. Гены. М.: Мир.1987.

  12. Натали В.Ф. Зоология беспозвоночных. Изд. Высшая школа. М. 1975г.

  13. Абрикосов Г.Г. Курс зоологии, часть 1. Изд. Высшая школа. М. 1966г.

  14. Иванова-Казас А.В. Сравнительная эмбриология беспозвоночных. Изд. Наука. Новосибарск, 1975г.

  15. Хаусман К. Протозоология. Изд. Мир. 1988г.

  16. Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных. М. 2002 г.

  17. Бочаров Н.Н. Эволюционная эмбриология позвоночных. МГУ, 1988.

  18. Гуртовой Н.Н и др. Практическая зоотомия позвоночных. 1,2,3 тт. М. Высшая школа, 1976 - 1992.

  19. Домбровский Б.А. Сравнительная морфология животных. Алма-Ата. Наука. 1982.

  20. Наумов Н.П. и Карташев Н.Н. Зоология позвоночных. М. Высшая школа. 1979

  21. Ромер А. и Парсонс Т. Анатомия позвоночных. М. Мир. 1992, 1 и 2 тт.

  22. Андреева Н.Г. Эволюционная морфология нервной системы позвоночных. – С-Петербург, университет,1991.

  23. Газарян К.Г., Белоусов Л.В. Биология индивидуального развития животных. - М.: Высшая школа, 1983.

  24. Токин Б.П. Общая эмбриология.- М.: Высшая школа, 1987.

  25. Шостаковкий С.А. Систематика высших растений. М.,1971. 352 с.

  26. Паршина Г.Н., Нестерова С.Г. Биоразнообразие растений. Алматы. 2006. 316 с.

  27. Антипина Г.С. Водоросли. Учебное пособие. Петрозаводск: ПГУ. 1992. 111с.

  28. Жизнь растений, 1-6 т.т., 1973, 1978-1982.

  29. Назарбекова С.Т. Краткий курс лекций по систематике низших растений. Учебное пособие. Алматы. 1999г. 129с.

  30. Хржановский В.Г., Пономоренко С.Ф. Ботаника: Учеб. пособие. М. 1982. 432 с.

  31. Жуковский П.М. Ботаника М., 1982. 623 с.