bigpo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 4 5
Авторизованная программа



  1. Предмет: Стилистика. Правила хорошей речи.

  2. Составлена на основе государственной программы Министерства образования Российской Федерации «Эксперимент: новое содержание общего образования. Примерные программы среднего (полного) общего образования. Русский язык. Литература».

  3. Авторы учебника : Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб «Стилистика. Правила хорошей речи».

  4. Количество часов: 68

  5. Класс: 10 – 11.

  6. Учреждение: муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 19 г.Новороссийска.



Учитель Лукьянова Г.В.


Пояснительная записка


Первостепенные цели обучения русскому языку в 10 – 11 классах заключаются в том, чтобы повторить пройденное и углубить знания по основам науки о русском языке и на этой базе совершенствовать соответствующие умения в различных разделах языка. Особое внимание следует уделить развитию таких качеств речи, как правильность, точность, стилистическая уместность и выразительность, проявляющиеся в результате умелого использования богатейших возможностей родного языка, а также при строгом соблюдении языковых норм.

Язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человечества. Однако пользоваться им нужно умело, изучив все его особенности и секреты. Чем больше мы осознаем богатство и величие русского языка, тем требовательней становимся к нашей речи, тем острее ощущаем необходимость совершенствовать свой стиль, бороться за чистоту языка, противостоять его порче. Н.М.Карамзин, много сделавший для развития и обогащения русского языка, писал: «Вольтер сказал, что в шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному. Нам, русским, еще более труда, нежели другим».

Говорить и писать правильно и говорить и писать хорошо не одно и то же. Даже если вы свободно владеете литературным языком, всегда полезно задуматься о том, как сделать свою речь богаче, выразительнее. Этому учит стилистика – наука об умелом выборе языковых средств. Наши юноши и девушки не могут похвалиться знанием «секретов» стилистики и на стилистические ошибки в речи обращают внимание в последнюю очередь. И все же нередко именно стилистические недочеты становятся главной причиной низких оценок на выпускных и вступительных экзаменах.

Курс стилистики ориентирован в первую очередь на то, чтобы помочь учащимся хорошо подготовиться к сдаче экзаменов.

Программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования, который предусматривает введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательного процесса.

Изучение предметной области «Филология» должно обеспечить:

сформированность представлений о роли языка в жизни человека, общества, государства; приобщение через изучение русского и родного (нерусского) языка, иностранного языка и литературы к ценностям национальной и мировой культуры; способность свободно общаться в различных формах и на разные темы; свободное использование словарного запаса; сформированность умений написания текстов по различным темам на русском и родном (нерусском) языках и по изученной проблематике на иностранном языке, в том числе демонстрирующих творческие способности обучающихся; сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним; сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений.

Содержание программы (68 часов)


Стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации языка.

Лексическая стилистика: многословие, речевая недостаточность, полисемия, паронимы, синонимы, антонимы.

Стилистическая окраска средств языка: книжная и разговорная, функционально-стилистическая, эмоционально-экспрессивная. Средства словесной образности.

Тропы; эпитет, сравнение, метафора, метонимия, гипербола, ирония, аллегория, олицетворение, перифраза.

Стилистика словообразования.

Стилистика частей речи: род, число, падеж имен существительных, формы прилагательных, числительных, местоимений, глагола.

Синтаксическая стилистика: инверсия, параллелизм, анафора, эпифора, антитеза, оксюморон, градация, эллипс, умолчание, риторические вопросы и восклицания.

Фоника: благозвучие речи, звукопись.

Орфоэпия.


Авторизованная программа составлена на основе программ Министерства образования Российской Федерации «Эксперимент: новое содержание общего образования. Примерные программы среднего (полного) общего образования. Русский язык. Литература». Москва «Просвещение» 2002 год. Авторы: Загоровская О.В., Вакурова О.Ф., Львова С.И., Рыбченкова Л.М., Шанский Н.М., Богданова О.Ю., Зинина Е.А.


Программа предназначена для изучения предмета «Стилистика. Правила хорошей речи» в 10 -11 классах профильной школы. Рассчитана на 68 часов.

В процессе изучения курса учащиеся оцениваются по пятибалльной системе за выполненные обучающие и практические работы.

Предусмотрены контрольные работы по изученным темам. Выставляются оценки за полугодие и год.


Литература


Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10 – 11 классы. – М., «Просвещение», 2003 г.

Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М., Айрис-пресс,2004 г.

Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. – М., «Просвещение», 2004 г.

Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. – М., Айрис-пресс, 2004 г.

Культура устной и письменной речи делового человека: Практикум-справочник. – М., изд. «Флинта», изд. «Наука», 2005 г.


Преподавание ведется 1 час в неделю, соответственно:

10 класс

I полугодие 16 часов

II полугодие 18 часов

Всего за год 34 часа, предусмотрены 2 контрольные работы.

11 класс

I полугодие 16 часов

II полугодие 18 часов

Всего за год 34 часа, предусмотрены 2 контрольные работы.


Календарно-тематическое планирование

учебного материала по стилистике


10 класс

№ урока

№ урока по теме

Содержание учебного материала

Дата







I полугодие




1

1

Введение в курс «Стилистика. Правила хорошей речи».




2-3

1-2

Лексическая стилистика.




4

3

Поиск нужного слова.




5

4

Притяжение слов.




6

5

Стилистическая оценка многословия.




7

6

Что такое речевая недостаточность.




8

7

Осторожно: полисемия.




9

8

Не путайте слова-тезки.




10

9

Различайте паронимы.




11

10

Контрольная работа.




12

11

Умело используйте синонимы.




13

12

Будьте внимательны к антонимам.




14

13

Стилистическая окраска слов.




15

14

Стилистическая оценка диалектизмов.




16

15

Стилистическая оценка жаргонизмов.










II полугодие




17

16

Стилистическое использование историзмов и архаизмов.




18

17

Стилистическая оценка новых слов.




19

18

Стилистическая оценка заимствованных слов.




20

1

Как простые слова становятся царственными.




21

2

Эпитеты.




22

3

Образные сравнения.




23

4

Метафоры.




24

5

Метонимия и синекдоха – «подруги» метафоры.




25

6

Контрольная работа.




26

7

Олицетворение.




27

8

Гипербола.




28

9

Перифраза.




29-30

1-2

Стилистика словообразования.




31

1

Стилистика частей речи.




32

2

Род имен существительных.




33

3

Число имен существительных.




34

4

Падежи имен существительных.






следующая страница >>