bigpo.ru
добавить свой файл
1
Программа

«ИГРА» - ДЕЛО СЕРЬЕЗНОЕ»

Мы убеждены - игра может стать самым эффективным инстру­ментом обновления содержания деятельности СПО - ФДО. Проблема возрождения игры актуальна и для повышения культурного уровня об­щества. Вряд ли найдется взрослый человек, которому хоть однажды не пришлось с тревогой произнести: «Наш малыш болен, он даже не играет». Уход игры из жизни ребенка испокон веков воспринимался как признак серьезной болезни, как сигнал бедствия для мудрых учителей и родителей. Сегодня он звучит не в отдельной семье, а в обществе в целом. Мы должны признать, что заставляем детей ПРОВОДИТЬ детство как можно более рационально, без игр, фантазии и с множеством наших взрослых проблем.

Возможность объединения ребят и взрослых в единый союз, его привлекательность при выборе разнообразной деятельности, учет интересов каждого - вот слагаемые успеха единомышленников программы «Игра - дело серьезное».

1. Обоснование программы

Далеко не каждому учение, труд, спорт, художественная само­деятельность дают активные роли. Игры доступны всем без исключения. Детская игра - сфера активного обогащения личности, поскольку предо­ставляет свободный выбор разнообразных общественно значимых ролей и положений, обеспечивает деятельностью, развивающей неограни­ченные возможности детей, их таланты в наиболее целесообразном при­менении.

ИГРА - явление многогранное, ее можно рассматривать как основную форму существования всех без исключения сторон жизнедея­тельности коллектива, личности.

ИГРА - важнейший вид самостоятельной деятельности детей, способствующий их физическому, психологическому, нравственному развитию.

ИГРА - средство развития индивидуальных качеств личности с помощью знаний, умений, навыков.

ИГРА - метод организации и сплочения коллектива.

ИГРА - эмоциональное состояние.

ИГРА - способ общения.

ИГРА - фактор, формирующий внутренний мир человека.

ИГРА - инструмент обновления коллективов, входящих в СПО - ФДО ­

Мы не отказываемся от лучших находок Всесоюзной пионерской организации в игровой коллективной деятельности. В то же время не­обходимость создания комплексной про граммы «Игра - дело серьезное» обусловлена:

1. Созданием и становлением СПО - ФДО как новой органи­зации детей, подростков и взрослых, призванной реализовать их интере­сы, потребности на основе игры.

2. Изменением целей, задач организации, ее структурного оформ­ления.

3. Изменением содержательной направленности организаций, входящих в СПО - ФДО.

4. Необходимостью анализа существующей игровой практики, базы научных данных, средств, форм работы детей и взрослых в орга­низации.

5. Невозможностью решения данных проблем лишь локально, в «отдельно взятом регионе».

Потребность в изменении подходов к содержательной деятельности СПО - ФДО обусловила обоснование программы «Игра - дело серьезное» на следующих принципах:

- приоритета самореализации детей и подростков в жизнедеятельности организации;

- включенности в реальные социально-значимые отношения;

- открытости для межличностного, межнационального, меж­государственного общения;

- представления и защиты интересов детей и подростков в государственных, общественных организациях.

Принципиальные положения программы служат критериями отбо­ра форм, приемов, методов работы организаторов и участников программы.

Для формирования программы «Игра - дело серьезное» на сегодняшний момент необходимо выделить ряд противоречий между:

- широким распространением игры как инструмента, формы, метода, способа и отсyтствием необходимого в практике научно­ теоретического обоснования игры, ее места и роли в развитии личности;

- потребностью детей и взрослых в игровой практике и не разра­ботанностью методик организации сюжетно-ролевых, компьютерных, деловых игр, отсутствием квалифицированных кадров, слабостью ма­териальной базы;

- практикой разновозрастного объединения в организации по интересам и не разработанностью путей формирования личности в условиях организации;

- потребностью общества в творческой, развитой личности и разорванностью связей между существующими государственными, общественными объединениями в практической реализации.

Условия реализации программы:

- отход от массовых, всеохватных, обязательных мероприятий;

широкий выбор деятельности:

- поиск, изобретение, конструирование нестандартных дел, игр, способствующих развитию внутреннего мира личности, форми­рованию нравственных отношений в коллективе;

- пропаганда и поддержка миролюбивых, гуманистических, интеллектуальных игр;

- создание собственных игровых комплексных про грамм и их баз в организациях и объединениях детей и взрослых.

Программа «Игра - дело серьезное включает подпрограммы: «Игра как, условие создания детских разновозрастных объединений»; «Игра в школе»; «Игры, конкурсы, состязания»; «Компьютерная игра»; «Настольная, семейная игра». У каждой подпрограммы - свое целевое назначение, организаторы, участники, специалисты, база.

Направления программы

Цель программы: создание игровой основы организации. Под­держка, создание коллективов, объединений для реализации интересов, по­требностей детей и подростков в самосовершенствовании, саморазвитии.

База программы: внешкольные учреждения, клубы по месту жи­тельства, разновозрастные объединения по интересам, развивающие, досуговые центры (лагеря, временные коллективы), творческие лабо­ратории детей и взрослых, действующие на базе школ, институтов и т. д.

Направления программы служат лишь ориентирами в творческом поиске ее организаторов и участников.

1. «Игра как условие создания детских разновозрастных объединений»

Целевое назначение:

- выявление нового, нетрадиционного в опыте объединений, коллективов, созданных на основе игровой практики;

- создание условий ДJШ встреч, творческих выездов имеющихся объединений;

- подготовка специалистов, способных создавать и совершен­ствовать вместе с ребятами мир игры;

- проведение игровых смен по авторским проектам в лагерях.

2. «Игра в школе»

Целевое назначение:

- привлечение специалистов, практиков для разработки мето­дик игровой культуры учебно-воспитательного процесса;

- анализ, создание, распространение деловых игр, тренингов, способствующих развитию интеллекта, самоопределению личности;

- разработка «Часа игры» для младших школьников; создание клубов интеллектуальных и творческих игр на базе школ; создание системы экологических игр.

5. «Настольная, семейная игра»

Целевое назначение:

- возрождение опыта семейной игры, помощь в создании игр.


«Игры, конкурсы, состязания»

Целевое назначение:

- создание условий для развивающего досуга, реализации возможностей каждого в развитии собственного творческого потенциала;

- помощь в развитии народной игры, раскрытие богатства наци­ональной культуры;

- разработка и организация зрелищных, массовых мероприятий, фестивалей, конкурсов;

- организация очно-заочной школы затейничества.

4. «Компьютерная игра»

Целевое назначение:

- создание условий для овладения основами знаний ком­пьютерной техники, программирования;

- создание силами специалистов и самих ребят новой базы педагогически целесообразных гуманных компьютерных игр;

- помощь в создании информационного банка игровых про­грамм для любителей электронных игр.

- организация клубов любителей настольных игр, разработка авторских настольных игр;

- сотрудничество с газетами и журналами, ведущими игровые рубрики, в издании игр.