bigpo.ru
добавить свой файл
1 2 3

Утверждена
постановлением Главы
администрации области
от 24.06.94 N 125

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ОТХОДЫ"

г. Ульяновск

1994 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Паспорт областной целевой программы "Отходы"

2. Пояснительная записка

3. Мероприятия по переработке и обезвреживанию отходов, строительству и вводу в эксплуатацию объектов, обеспечивающих экологическую безопасность размещения отходов по видам (группам)

3.1. Ртутьсодержащие отходы

3.2. Отходы гальванических производств

3.3. Нефтесодержащие и иные горючие отходы

3.4. Отходы СОЖ

3.5. Нефтешламы и негорючие нефтеотходы

3.6. Отходы металлургического производства и золошлаковые отходы

3.7. Осадки городских и промышленных сточных вод и сточные воды

3.8. Специфические токсичные отходы текстильной, кожевенно-обувной, деревообрабатывающей, топливной промышленности, стройиндустрии, сельского хозяйства и других отраслей

3.9. Нетоксичные промышленные и твердые бытовые отходы

4. Техническая политика в области внедрения малоотходных и безотходных технологий

5. Меры по обеспечению реализации программы; система управления отходами в регионе

1. Паспорт областной целевой программы "Отходы"



Показатель

Содержание показателя

1.

Наименование Программы

Областная целевая программа "Отходы" (далее по тексту - программа).

2.

Дата принятия решения о разработке программы, наименование и номер документа

План действий администрации Ульяновской области по реализации экономической реформы (раздел V(1), п. 58); решение коллегии облкомприроды N 12 от 28.12.93 "Об утверждении областной программы "Отходы".

3.

Государственный заказчик и разработчик

Ульяновский областной комитет по охране природы с привлечением специалистов отраслей промышленности и науки.

4.

Исполнитель

Рабочая группа по разработке областной целевой программы "Отходы".

5.

Сроки реализации Программы

1994-1997 гг.

6.

Основные программные мероприятия

Внедрение технологий по использованию видов (групп) отходов, включенных в Программу, малоотходных и безотходных технологий, разработка системы мер по реализации Программы.

7.

Ожидаемые конечные результаты

Осуществление проектов по переработке видов отходов, включенных в Программу, технической политики по внедрению малоотходных технологий. Формирование системы управления отходами, ее информационного обеспечения и мониторинга отходов.

8.

Объёмы и источники финансирования

В целом реализация Программы за 1994- 1997 гг. нуждается в финансировании в объеме 13937,5 млн. руб. в ценах 1993г. Общая сумма финансирования по источникам распределяется следующим образом: местный бюджет (города, района)1836 млн. руб. (13,2%), средства предприятий 7786 млн. руб. (55,9%), долевое участие предприятий 786 млн. руб. (5,6%), иные источники: областной бюджет, областной экологический фонд, коммерческие структуры, внебюджетные фонды, спонсирование) 3529,5 млн. руб.(25,3%).

9.

Система контроля за исполнением Программы

Контроль за реализацией Программы возлагается на местный орган Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов, заинтересованные управления и ведомства.

2. Пояснительная записка

С целью реализации норм и положений Закона РФ "Об охране окружающей среды" областной комитет по охране природы с привлечением ученых и специалистов различных отраслей промышленности и науки разработал программу "Отходы".

Сложившаяся в области непростая ситуация с образованием, использованием, обезвреживанием, хранением и захоронением отходов представляет угрозу здоровью населения и будущим поколениям.

В 1993 г. в области впервые была проведена инвентаризация и учет состояния образования, накопления и утилизации промышленных токсичных отходов. За эту работу отчиталось 123 предприятия, за истекший год образовалось свыше 146 тыс. тонн отходов, из которых использовано (удалено из обращения) 36,8%, утилизировано в технологическом процессе 9,2%, остальные 79,0 тыс. направлены на хранение.

С учетом ранее накопленных находится на хранении (без радиоактивных) более 450 тыс. тонн, из которых лишь 245 тыс. тонн (55%) расположены в местах, отвечающих требованиям эколого -санитарных нормативов и имеющих соответствующие разрешительные документы, 45% отходов хранятся с нарушением этих требований. Особую тревогу вызывает накопление в отвалах и свалках экологически опасных отходов 2 и 3 классов токсичности, общее количество которых достигло 104 тыс. тонн в организованном и 11,5 тыс. тонн в неорганизованном складировании.

Из-за несовершенства производственных технологий расточительно используются природные ресурсы, много их возвращается в окружающую среду в виде различных отходов, которые могли бы стать дополнительным источником сырьевых и материальных ресурсов, что позволило бы снизить или снять отрицательное воздействие отходов на окружающую среду.

Областная программа "Отходы" предусматривает формирование системы мер по обращению с отходами. Настоящая Программа представляет собой начальный этап по упорядочению с ТО на территории области. В дальнейшем, по мере получения результатов от реализации пунктов Программы, предполагается ее корректировка и расширение.

Основными задачами Программы являются:

  • реализация проектов, внедрение технологий и создание производств по обезвреживанию, использованию и размещению (хранению, захоронению) отходов;

  • создание системы организационно-управленческих, правовых и экономических регуляторов по обращению с отходами.

В Программу включены мероприятия по совершенствованию информационного обеспечения, созданию системы мониторинга по отходам, организационные вопросы.

Областная программа "Отходы" состоит из 3-х блоков: анализа состояния проблемы по каждому разделу, программных мероприятий и мер по их реализации.

В процессе разработки Программы "Отходы" ее мероприятия согласовывались с предприятиями, природоохранительными органами, заинтересованными организациями, учреждениями, администрациями территорий.

Государственный контроль за выполнением настоящей Программы возлагается на региональный орган Минприроды (областной комитет по охране природы). За реализацию конкретных мероприятий отвечают предприятия-природопользователи. При этом рациональным является создание специализированной межведомственной группы, включающей ответственных исполнителей соответствующих разделов Программы, для проведения надзора за финансированием и осуществлением программных мероприятий.

Таблица 1

Объемы финансирования мероприятий по использованию
отходов и внедрению малоотходных технологий


Годы

Общий объем финансирования

Объемы финансирования по источникам, млн. руб.

местные бюджеты

средства предприятий

долевое участие предприятий

иные источники

I. Мероприятия по использованию отходов

1994

3676

555

2199

173

749

1995

2297,5

384

1251,5

278

384

1996

1795

314

1102

160

219

1997

1696

273

1053

165

205

Итого по I:

9464,5

1526

5605,5

776

1557

II. Мероприятия по внедрению малоотходных технологий

1994

841,5

60

499,5

7

275

1995

1119

100

821

3

195

1996

960

100

610

-

250

1997

450

50

250

2

150

Итого по II:

3370,5

310

2180,5

10

870

Всего I+II:

12835

1836

7786

786

2427

Таблица 1а

Объемы финансирования мероприятий по реализации
Программы


(Источник финансирования определяется в соответствии
с конкретным пунктом исполнительного документа)


Группа мероприятий

Объем финансирования, млн. руб.

Всего

1994

1995

1996

1997

1. Создание и совершенствование структуры управления отходами

16

6,5

6

2,5

1

2. Правовое регулирование обращения с отходами

8

4

2

1

1

3. Нормативно-методическое обеспечение обращения с отходами

257

29

128

75

25

4. Экономический механизм управления отходами

511,5

251,5

260

-

-

5. Информационное обеспечение управления отходами

243

66,5

60,5

60,5

55,5

6. Внедрение системы мониторинга по отходам

61

1

4

33

23

7. Кадровое обеспечение обращения с отходами

6

2

4

-

-

ИТОГО:

1102,5

360,5

464,5

172

105,5

Общий объем финансирования программных мероприятий 13937,5 млн. руб.

3. Мероприятия по переработке и обезвреживанию
отходов, строительству и вводу в эксплуатацию
объектов, обеспечивающих экологическую безопасность
размещения отходов по (видам) группам


3.1. Ртутьсодержащие отходы

Отходы данной группы относятся к веществам 1 класса токсичности и являются одними из наиболее опасных отходов для здоровья человека. В 1993 году этих отходов образовалось свыше 100 т и примерно втрое больше находится в хранении на территориях предприятия.

Подавляющее большинство ртутьсодержащих отходов представляет собой отходы потребления, т.е. отработанные ртутьсодержащие приборы (ОРП). В связи с большой степенью "рассеивания" источников образования данных ТО картина их обращения достаточно пестрая, а в последнее время, когда ртутьсодержащие приборы (это, как правило, источники света и тока) стали распространяться через различные коммерческие (негосударственные) структуры, контроль за их движением стал задачей трудновыполнимой.

Система утилизации ОРП в области построена на деятельности двух малых предприятий по сбору и первичному обезвреживания (демеркуризации) ртутных отходов - ПИЭМП "Эколас" (ТОО "Экпро") и МП "Озон".

Имеющиеся на данных предприятиях установки в состоянии обеспечить переработку до 350 тыс. штук ОРП в год каждая. Фактически же "Эколасом" обезврежено в 1993 году 127, 5 тыс. единиц ОРП, "Озоном" - 134,1 тыс. ед. При условии полной загруженности и стабильного функционирования вышеуказанные предприятия в состоянии, в принципе, полностью переработать ежегодно образующийся в области объем ОРП и очистить от этих отходов все предприятия.

Препятствует осуществлению этой задачи, главным образом, существующая экономическая ситуация, когда фактическое отсутствие финансовой поддержки со стороны федеральных и муниципальных органов вынуждает поднимать уровень договорных цен на переработку отходов принимающими их предприятиями, в связи с чем предприятиям-поставщикам становится выгоднее размещать ОРП на территории предприятий, чем вывозить их на демеркуризацию.

Некоторые предприятия, не могущие (или не желающие) обеспечить должное складирование ОРП, такие как ликеро-водочный комбинат "Симбирский", механический завод N 2, АО "Уют", Ишеевское АТП, УГАТП-5, художественно-галантерейная фабрика, в 1993 году вывозили ОРП на свалки бытовых отходов, что категорически запрещено.

Вторая проблема предприятий демеркуризации - образование собственных высококонцентрированных ртутных отходов от переработки ОРП, которых накопилось свыше 4 т, и решений по утилизации которых пока не найдено.

Федеральной целевой программой "Отходы" в качестве вероятного решения предлагается вывоз (передача) ртутного концентрата на головное предприятие по его переработке (Краснодарский ртутный рудник). Однако, конкретные условия такой передачи не обозначены.

Третья проблема - организационная, и заключается она в организации собственно сбора и первичной сортировки всех видов ОРП и иных ртутьсодержащих отходов (например, загрязненных ртутью материалов, почвы и т.п.), в том числе и от населения. Для этого необходимо создание специализированных централизованных пунктов по типу пунктов сбора вторсырья и соответствующая финансовая поддержка их со стороны муниципальных органов при тщательном контроле со стороны органов природоохранного и санитарного контроля.

Большое значение в последнее время приобретает повсеместная замена ртутьсодержащих источников тока - игнитронов - агрегатах точечной сварки (кузовное, арматурное производство) на полупроводниковые приборы (тиристоры), использование для освещения источников света с более длительным сроком эксплуатации и ламп накаливания, также "реставрация" отработанных люминесцентных ламп.



следующая страница >>