bigpo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 8 9
Аналитическая справка


Стратегическая цель: приоритетное развитие амбулаторной медицины


Обоснование:

  1. Большое число необоснованных госпитализаций (больные которых очень хорошо можно лечить амбулаторно)

  2. Большое число госпитализаций из-за плохого амбулаторного лечения

  3. Амбулаторное лечение экономически выгоднее (значительно)



Тактика:

  1. В районах области основную амбулаторную помощь должны оказывать врачи общей практики (ВОП) (1 врач примерно на 1500 взрослого населения) или семейные врачи (1 врач на 1200 взрослого и детского населения)

  2. В мелких поселениях должны быть фельдшерско-акушерские пункты, которые должны работать под руководством ВОП

  3. В районных центрах должна быть хорошо оснащенная центральная районная больница (ЦРБ), в которой должны быть все основные специалисты (Терапевт, хирург, педиатр, акушер гинеколог, анестезиолог, окулист, ЛОР врач)

  4. Станция скорой помощи в районном центре должна иметь такое количество машин, чтобы из любой деревни района доставлять больного в ЦРБ не более, чем за 1 час (30 мин туда и 30 мин обратно).


Особенности Кировской области:

  1. Большая площадь районов

  2. Плохие дороги

  3. Низкая плотность населения


В связи с этими особенностями было введено «промежуточное» звено – участковые больницы (УБ), которые могли оказывать медицинскую помощь несложным и нетяжелым больным.

В участковую больницу можно было госпитализировать пациента из приписанных деревень, так как у участковых врачей нет машин и они не могут выезжать и навещать на дому.


Ошибки в тактике реформы:

  1. Закрытие в крупных поселениях участковых больниц до того как будут открыты офисы врачей общей практики в соответствии с нормативами

  2. Закрытие в крупных поселениях участковых больниц, до того как будет оснащена в полном объеме станция скорой помощи в районном центре

  3. Закрытие участковых больниц в крупных поселениях, находящихся далеко от районного центра (более 20-30 км), особенно если приписанные к ним поселения находятся еще дальше от районного центра.

  4. Закрытие ФАПов в мелких поселениях, даже если они не довыполняют «норму». В любом поселении житель должен иметь возможность получить медицинскую помощь в течение 20-30 мин. Других вариантов нет.

  5. Закрытие роддомов в районных центрах. Нормальные роды – это не патология. Нормальные роды можно хорошо принять в небольшом роддоме, там и инфекции меньше. Просто до родов женщины должны быть хорошо обследованы и те, у которых все хорошо, замечательно могут рожать в роддомах в районных центрах. В перинатальном центре должны планово до родов госпитализироваться беременные с патологией.



Возможное решение проблем:

  1. Для каждого района – индивидуальный план проведения реформы в районе. План должен быть представлен главным врачем ЦРБ.

    • Этот план должен быть обсужден департаментом здравоохранения с главой муниципального образования + главный врач ЦРБ+главные врачи из УБ.

    • План должен быть обсужден с населением в каждом поселении либо главой района, либо главным врачем ЦРБ на сходе населения. План должен быть подробно изложен в местных СМИ.

    • В плане должны быть четко указаны сроки открытия в районе офисов врачей общей практики - это во многом зависит от глав муниципалитетов (помещение, ремонт, машина для каждого ВОП, бензин, квартира для врача). Поэтому под планом реформирования здравоохранения должна стоять подпись главы района и он должен за это жестоко отвечать. В Свердловской области губернатор Россель собирал глав муниципалитетов 1 раз в месяц по теме здравоохранения и проверял выполнение графика открытия офисов ВОПов, если не выполняли - наказывал.

    • Кроме того в плане реформирования здравоохранения в районе области должны быть указаны сроки приобретения должного числа машин скорой помощи, оснащения, ставок медперсонала. До того как это произойдет также не закрывать участковые больницы.

    • В плане реформирования должен быть указаны все ФАПы.

    • Департамент здравоохранения должен контролировать выполнение главами муниципалитетов этого графика.

    • Как только в поселении открывается должное число офисов ВОПов и в районе достаточное количество машин скорой помощи – спокойно закрывается участковая больница.

    • В больших поселениях (не районных центрах) всегда должно рассматривать вариант сохранения большой участковой больницы, если она расположена на удалении от районного центра или в стратегически важном месте (федеральная трасса, железнодорожный узел). То есть план реформирования должен быть гибким.



Приложение 1.

Ответ Ирины Смердовой, главы инициативной группы населения поселок Мирный от 29.11.2010.

Здравствуйте, дела идут по прежнему, вот на днях дали машину скорой, УАЗ, но никаких комплектующих к ней нет, даже нет носилок, это просто машина, вот и все, а нашу старую передали в Суводскую амбулаторию. Я работаю на скорой, диспетчером. Народ обращается, но поток не увеличился, тяжелых особо нет, но инфаркты возим.Пока всех довезли. Семенченко очень учтив, когда принимают наших больных, и дает своим разгон, если заводят тягомотину по поводу госпитализации, экстренных практически всех кладут в реанимацию. Было у нас собрание, правда я училась, но передали, что хотят сократить койки дневного стационара, ну я думаю народ этого не поймет. Стационар заложен полностью, желающих хоть отбавляй. Врачам в вечернее время за дежурство не платят, поэтому их не вызываем, все практически решает фельдшер на месте. В Оричах сокращают роддом. А у нас больше нечего отрезать. Медикаментами снабжают скорую по остаточному принципу, да и то что работает по ФОМС тоже, все оговаривают. Теперь ведь все медикаменты получают в ЦРБ. А скорую обещали снабжать по полному разряду, это когда была встреча инициативной группы с ведущими специалистами администрации, но это только слова, говорили денег хватит на все. Поглядим как год закончим, может и нас разгонят. Как обстоят дела в других районах? Они боролись за свое существование? Наборы нам пока не дали, а все обещали, да и похоже врача общей практики так и не будет, потому что квартиру отдают медсестре, а может она потом ее освободит, хотя в ряд ли. Как у вас дела? До свидания. Ирина.


Развитие амбулаторной медицины в г.Кирове


Основная проблема: отсутствие мощных консультативно-диагностических центров (КДЦ) для взрослых (1) и детей (1)


КДЦ – большая поликлиника, где есть все узкие специалисты в достаточном количестве (есть нормы) и которая очень хорошо оснащена вплоть до компьютерного томографа, магнитно-резонансного томографа и т.д. Эта поликлиника должна принимать как жителей города, так и жителей районов области. Она должна работать в 2 – 3 смены. При ней должен быть пансионат для жителей области, где они могут жить 2-3 дня и обследоваться.


Это позволит:

  1. Не распылять деньги на дорогое оборудование по поликлиникам города, а сосредоточить все в одном, но хорошо оснащенном месте.

  2. Резко сократить число госпитализаций в областную больницу (многим больным требуется развернутая консультация и им вовсе не надо лежать 2 недели в областной больнице)

  3. Резко сократить число госпитализаций в стационары города


Такая поликлиника должна быть в легко доступном месте города, идеально – территория ОКБ, где есть много места для строительства. Во всех областных центрах такие учреждения есть и успешно работают. Поэтому нет смысла сейчас строить много профильную больницу на окраине города (новые койки, а их надо уменьшать), гораздо выгоднее построить на территории ОКБ – мощную поликлинику и пансионат.


Это небольшая часть проблем.


Приложение 2. Краткий план развития здравоохранения Кировской области, который я писала еще 5 лет назад – все эти темы присутствуют в концепции развития здравоохранения, которая есть сейчас (так что это хорошо известные истины, ничего оригинального или ужасного в этом нет)

  • Развитие системы здравоохранения региона

  • Первичная медицинская помощь (ФАП, УБ, офисы врачей общей практики)

  • Стратегия развития областных лечебных учреждений в г.Кирове

  • Взаимосвязь с федеральным центром

  • Государственная и частная медицина


Развитие системы здравоохранения региона

  1. Развитие материально-технической базы

А. Строительство

    • Необходима тщательно продуманная стратегия строительства ЛПУ (все происходит хаотично, строят там, где нет подготовленных кадров (Уржум, Орлов)

(недостроена больница скорой помощи, нет планов строительства инсультного центра, реабилитационного центра и т.д., не было запланировано строительства перинатального центра)

  • Особо важно – даже не запланировано строительство офисов для врачей общей практики. (Уже обучено 56 врачей и еще 20 учатся, сколько из них будут работать?)

  • Строительство поликлиник (Основным направлением является развитие амбулаторного звена. Особенно ужасны детские поликлиники)

  • Строительство областного диагностического центра для города и области

  • Строительство областного центра сердечно-сосудистых заболеваний

  • Строительство межрайонных диагностических центров (развивать в районах базисные методы диагностики, а в городе высокотехнологичные уникальные методы диагностики)


Б. Закуп медицинского оборудования

  • Необходима четкая стратегия закупа медицинского оборудования, чтобы не латать дыры хаотично, а закрывать проблемы:

    • - Скорая помощь

    • - Экстренная и неотложная помощь (травматологический центр, центр экстренной хирургии, инсультный центр)

    • - детский диагностический центр и оборудование детских поликлиник

    • - Оборудование хирургических и реанимационных отделений

    • Оборудование районных консультативно-диагностических центров

    • - Лабораторное оборудование

    • - закуп технологического оборудования (стиральные машины, кухни, дезинфекционные камеры)


В. Привлечение частных инвестиций


  • Создание частных медицинских центров и заключение договоров с ними на выполнение услуг для ЛПУ

  • Закуп оборудования для отделений ЛПУ и совместная эксплуатация его



Г. Развитие финансирования здравоохранения

  • Финансирование муниципальных ЛПУ (заключение договоров главой района + районный финансист с департаментом финансов о финансировании ЛПУ как муниципальный заказ)

  • Оплата ЛПУ по принципу «деньги идут за больным» по законченному случаю.

  • Активное привлечение средств пенсионного фонда для организации лечения и реабилитации пенсионеров

  • Пересмотр формирования системы платных услуг (четко разделить услуги оплачиваемые ОМС, бюджетом, ДМС, платные услуги)

  • Развитие системы ДМС (сейчас 5%), открытие хозрасчетных палат, хозрасчетных отделений (Н.Новгород так работает уже 10 лет). Это удобно для проверяющих



Д. Закупы лекарственных препаратов

  • Использовать опыт других регионов (С.Петербург – раз в год тендер на поставки в течение года, не менее 5-6 фирм. Затем каждый квартал разыгрываются тематические тендеры по нозологиям. Через год другие фирмы имеют возможность выиграть тендер на поставки)

  • Формировать закупы по принципам фармакоэкономики, обучить соответствующего специалиста фармотдела

  • В формировании закупа должны участвовать главные специалисты или экспертные комиссии

  • Формировать закупы по основным целевым программам, привлекая не только средства областного бюджета, но и средства федерального центра

  • Создать компьютерную базу учета лекарственных средств в стационарах города для повышения мобильности перемещения препаратов при необходимости

  1. Кадровая политика

А. Областная Программа закрепления медицинских кадров в сельских районах (строительство квартир, льготное ипотечное кредитование, заключение индивидуальных договоров со специалистами на определенные сроки работы с индивидуальной оплатой и т.д.). За 2 года до 400 медицинских работников покинуло регион. Есть районы (Суна), где нет ни терапевта, ни хирурга.


Б. Статус главных врачей

  • В настоящее время нет особого статуса главного врача (В Татарстане при ДЗ создан отдел работы с муниципальными образованиями, главный врач ЦРБ имеет статус государственного служащего и таким образом ДЗ контролирует муниципальные ЛПУ, а это очень важно)

  • Возможно главного врача сделать внештатным или штатным сотрудником местной администрации

  • Возможно заключение договора ДЗ с главным врачом на 5 лет (ввести критерии оценки, по которым изменять надстройку над базовой зарплатой)


В. Статус межрайонных консультативно-диагностических центров

  • Разработать систему финансирования. Возможно его возьмет на себя областной бюджет и это будет хороший способ влияния на медицинскую политику в регионах

  • Возможно целевое финансирование района, где находится межрайонный КДЦ

  • Строительство зданий для межрайонных КДЦ

  • Обеспечение квартирами специалистов КДЦ

  • Создать систему плановой подготовки специалистов для КДЦ за счет областного бюджета по договору (на 5 лет)


Г. Подготовка медицинских кадров

  • Создать компьютерную базу медицинских кадров области, на основании чего можно точно составлять заявки на подготовку различных специалистов.

  • На основании этой базы системно и планово осуществлять повышение квалификации медицинских кадров

  • Ввести систему тест контроля при оценке квалификации медицинских работников или собеседование по билетам с экспертами (вариант экзамена)

  1. Система оказания медицинской помощи населению

А. Этапность медицинской помощи

  • Четко выдерживать вертикаль ФАП-УБ-ЦРБ-МКДЦ – областные ЛПУ, (стандартные хирургические вмешательства надо выполнять в ЦРБ)

Б. В районах области развивать малозатратные технологии – дневные стационары, которые возможны и при УБ и при ЦРБ. Возможна организация хозрасчетных палат в ЦРБ.

В. Создать стратегию развития областных ЛПУ

  • В областном центре - акцент на высокотехнологичную помощь

  • Создать областной консультативно-диагностический центр, разгрузив диагностическое отделение КОКБ от амбулаторных больных. Привлечь к работе в центре кадры КГМА в различных вариантах (систематический прием, разовые консультации и т.д.)

  • Создать областной центр сердечно-сосудистых заболеваний, включающий кардиохирургию, малоинвазивную кардиологию, сосудистую хирургию, инфарктное отделение, кардиологическое отделение, отделение лечения аритмий, нейрохирургию, инсультное отделение, реабилитационное отделение. (строительство нового здания на территории КОКБ). В качестве поликлинического звена привлечь ныне существующий КОКЦ.

  • На освободившейся территории в КОКБ создать областной центр малоинвазивной хирургии и гинекологии.




  1. Реструктуризация здравоохранения

А. Сокращение коек в городе и развитие в городе поликлинической службы, включающей дневные стационары

Б. В районах области четко провести дифференцированную оценку доступности медицинской помощи для каждого населенного пункта, не сокращать необдуманно койки в стационарах в удаленных районах (например п. Верхосунский, п. Залозна Омутнинский район)

В. Должна быть принята долгосрочная программа, которую надо обсуждать и утверждать на коллегии ДЗ в присутствии главных врачей. Эта программа должна быть хорошо известна медицинской общественности

Г. Ввести в области прогрессивную систему оплаты по принципу «законченный случай» глобального бюджета ЛПУ (Самара, Казань, Архангельск, Тверь)

Д. Развитие санаторно-курортного лечения

  • Уже существующая база не используется – Нижне Ивкино (на конкурсной основе в аренду, различные варианты)

  • Освоение не разработанных объектов (Лесная сказка, детский курорт в Омутнинском районе, найдены источники минеральной воды, которую можно использовать внутрь, для ванн, вывозить из района в бутылках как Нижнеивкинскую.




  1. Работа с населением

А. Нет хорошего информационного сопровождения работы ДЗ

Б. Создание и целевое финансирование областной программы здорового образа жизни

6. Работа со страховыми компаниями

А. Создать график систематических встречь и рабочих совещаний. Обучить специалистов по работе со страховыми компаниями.


Это полный текст Концепции развития здравоохранения, которую наша рабочая группа создала, для Русяева А.В., который на тот момент был главой ДЗ. Руководителем группы была я и поэтому имела возможность хорошо разобраться в нынешней концепции и в тех ошибках которые были сделаны в тактике решения вопросов. Хочу подчеркнуть, что вопрос очень профессиональный, поэтому разбираться непрофессионалу с концепцией очень сложно.


Приложение 3.


ОДОБРЕНА

Решением

Консультативного совета

По инвестиционной

политике при Правительстве Кировской области

от __________ N _____


УТВЕРЖДЕНА

распоряжением

Правительства области

от ___________ N _______


Концепция

областной целевой программы на 2006-2011 гг.

«Повышение структурной эффективности системы

здравоохранения Кировской области»


1. ВВЕДЕНИЕ


1.1. Нормативно - правовое обеспечение деятельности системы здравоохранения Кировской области.

В основе системы охраны здоровья и оказания медицинской помощи населению Кировской области органы исполнительной власти и Департамент здравоохранения руководствуются следующими нормативными актами:

- Конституция Российской Федерации;

- Федеральный закон от 28.08.1995 N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (в редакции от 21.03.2002 N 31-ФЗ);

- Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, утвержденные ВС РФ от 22.07.1993 N 5487-1 (в редакции от 27.02.2003 N 29-ФЗ);

- Закон РФ от 28.06.1991 N 1499-1 “О медицинском страховании граждан Российской Федерации (в редакции от 29.05.2002 N 57-ФЗ);

- Закон РФ от 02.07.1992 N 3185-1 “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании” (в редакции от 10.01.2003 N 15-ФЗ);

- Закон РФ от 10.06.1993 N 5151 –1 “О сертификации продукции и услуг (в редакции от 10.01.2003 N 15-ФЗ, с изменениями от 22.11.2001);

- Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 “О защите прав потребителей” (в редакции от 30.12.2001 N 196-ФЗ);

- Федеральный закон от 02.08.1995 N 122-ФЗ “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов” (в редакции от 10.01.2003 N 15-ФЗ);

- Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” (в редакции от 11.03.2003 N 32-ФЗ);

- Федеральный закон от 30.03.1995 N 38-ФЗ “О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)” (в редакции от 07.08.2000 N 122-ФЗ);

- Федеральный закон от 18.06.2001 N 77-ФЗ “О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации”;

- Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” (в редакции от 10.01.2003 N 15-ФЗ);

- Постановление Правительства РФ от 05.11.1997 N 1387 “О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации”;

- Постановление Правительства РФ от 11.09.1998 N 1096 “Об утверждении Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи” (в редакции постановлений Правительства РФ от 26.10.1999 N 1194, от 29.11.2000 N 907, от 24.07.2001 N 550);

- Постановление Правительства РФ от 13.11.2001 N 790 “О федеральной целевой программе “ Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006 годы);

- Постановление Правительства РФ от 04.07.2002 N 499 “Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности” (в редакции Постановления Правительства РФ от 03.10.2002 N 731);

- Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2000 N 1202-р “Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года”;


1.2. Сложные социально-экономические и политические преобразования последних лет оказали серьезное влияние на общественное здоровье населения и систему здравоохранения.

Сложилась неблагоприятная медико-демографическая ситуация:

1.2.1. депопуляция населения (естественная убыль населения, обусловленная ростом смертности на фоне стойкого снижения рождаемости);

1.2.2. высокая смертность трудоспособного населения от насильственных и неестественных причин;

1.2.3. старение населения с одновременным снижением средней продолжительности жизни;

1.2.4. рост социально опасных инфекционных и социально значимых заболеваний.

Среди причин, отрицательно влияющих на состояние здоровья населения, необходимо отметить чрезмерные стрессовые нагрузки, недостаточный уровень санитарно- гигиенических знаний, распространенность вредных привычек, низкий уровень жизни значительной части населения.

В самой системе здравоохранения возникло много проблемных вопросов связанных с недостатками в организации работы, дефицитом финансирования, дефицитом врачебных кадров, износом основных фондов.

Охрана здоровья населения является одним из приоритетных направлений социальной политики государства, так как состояние здоровья нации - основной критерий благополучия общества и в этой связи определение основных приоритетов в дальнейшем развитии службы здравоохранения области является на сегодня стратегической задачей.

Основой управления здравоохранения в области должно стать прогнозирование и стратегическое планирование, исходящие из анализа:

1. Демографической ситуации.

2. Состояния здоровья населения.

3. Материально- технических и кадровых ресурсов и с учетом:

  • стратегии развития области в целом;

  • концепции развития здравоохранения РФ;

Создание и реализация Концепции развития системы здравоохранения Кировской области позволит:

  • сохранить и улучшить здоровье населения на основе всеобщности, доступности и бесплатности оказания медицинской помощи;

  • обеспечить общественную солидарность и социальную справедливость при оказании населению медико-социальной и лекарственной помощью в рамках государственных и муниципальных гарантий;

  • создать условия эффективной деятельности служб муниципального здравоохранения, использовать в своей деятельности потенциал учреждений государственной и частной формы собственности, что позволит разумно управлять ресурсами.


1.3. Анализ состояния здоровья населения и системы здравоохранения Кировской области

1.3.1.Убыль населения Кировской области за январь-ноябрь 2005г. составила 16.1 тыс. чел. Число умерших в 2 раза превысило число родившихся (19.0 против 9.3 на 1000 населения). В сравнении со средним уровнем по РФ уровень общей смертности в Кировской области значимо выше (18.8 против 16 на 1000 населения). Высока смертность в трудоспособных возрастах: почти каждый второй мужчина (47.7%) и каждая восьмая женщина (12.9%) из умерших не дожили до пенсионного возраста.

1.3.2.Причины смертности населения в Кировской области в 2005г. представлены следующим образом:

  • 59 % - болезни системы кровообращения (из них 40% нарушения мозгового кровообращения (НМК) и 60% ИБС)

  • 16.6% - несчастные случаи, отравления, травмы

  • 10.8% - новообразования

  • 5.6% - болезни органов дыхания

  • 2.6% - болезни органов пищеварения

  • 0,9% - инфекционные и паразитарные болезни

1.3.3. В максимальной степени смертность в Кировской области превышает общероссийские показатели по следующим заболеваниям (2004г.):

  • Болезням органов дыхания на 67,4%;

  • Внешним причинам на 45,6%;

  • Болезням органов кровообращения на 23,6%.


Сложившаяся ситуация в здравоохранении города отражает общие закономерности социально- экономического положения в стране. Для преодоления этих негативных тенденций необходимо принятие решений на межведомственном уровне с участием законодательной власти, т.к. охрана здоровья является задачей не только здравоохранения, но и в целом государства. На основании обобщенных данных различных исследований по вопросу влияния службы здравоохранения на показатели здоровья населения установлено, что доля медицинской составляющей не превышает 15 %, значительно большую долю приносят факторы социально - экономического состояния и санитарной грамотности населения.

На основании Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, принятой Постановлением Правительства РФ от 05.11.97г. N 1387 и Концепции охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года, одобренной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08.200г. N 1202-р, а также в связи со сложившейся в городе ситуацией со здоровьем населения, состоянием системы и ресурсов отрасли здравоохранения, Департамент здравоохранения представляет Концепцию “ «Повышение структурной эффективности системы здравоохранения Кировской области» на 2006-2011гг.


2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ


следующая страница >>