bigpo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 13 14
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КОМИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ТУРИЗМА НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Новгородский областной колледж искусств имени С.В. Рахманинова


Гаричева Елена Алексеевна


ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ЛИТЕРАТУРЕ И ИСКУССТВЕ

ДРЕВНЕГО НОВГОРОДА


Учебное пособие


Великий Новгород

2007

Образ человека в литературе и искусстве Древнего Новгорода

Учебное пособие


Автор

канд. филол. наук, доцент Е.А. Гаричева

Рецензенты:


Косик В.И., доктор исторических наук

(Институт славяноведения РАН)

Ужанков А.Н., доктор филологических наук

(Литературный институт имени М. Горького)


Гаричева, Е.А. Образ человека в литературе и искусстве Древнего Новгорода: Учебное пособие / Е.А. Гаричева. Великий Новгород, 2007.

Пособие предлагает взглянуть на литературу и искусство Древнего Новгорода как на единую систему, в основе которой лежат христианские ценности. Образ человека в новгородской литературе и искусстве раскрывается в свете учения Отцов Церкви о человеке. В новгородской культуре прослеживается воздействие византийских традиций, а также ей присущи собственно русские черты. Предназначено для учащихся и студентов, а также всех интересующихся культурой Древнего Новгорода.

ОГЛАВЛЕНИЕ


Ведение………………………………………………………………….………4


Глава 1. У истоков………………………………………………………..……5


Глава 2. Образ человека в новгородских былинах……………………..…...10


Глава 3. Новгородский Софийский собор как модель мира…………….....15


Глава 4. Образ человека в новгородских летописях………………………..23


Глава 5. Образ человека в жанре хождений и видений……………………27


Глава 6. Образ святого в новгородских житиях……………………………34


Глава 7.Византийские и общерусские святые в новгородском искусстве..44


Глава 8. Учение Отцов Церкви о человеке………………………………….50


Глава 9.Святая двоичность и троичность в новгородской живописи….54


Глава 10. Тема преображения личности в новгородском искусстве…….63


Глава 11. Александр Невский в Житии и миниатюрах Лицевого свода…70


Глава 12. Новгородские художники и музыканты………………………….77


Заключение………………………………………………………………………80


Словарь ………….…………………………………………………………….....81


Приложение. Материалы Государственного исторического

архива Новгородской области. Георгиевский собор Юрьева монастыря…85

В настоящее время довольно остро стоит проблема изучения нашего культурного наследия как целостной системы, где существует христианская система ценностей, на протяжении многих веков остающаяся неизменной. При исследовании произведений древнерусского искусства необходимо осуществлять культурологический подход, исходить из той модели мира, носителями которой были наши предки, понимать особенности их мироощущения.

В данном пособии рассматриваются базовые структуры, которые определяют специфику древнерусского искусства, акцент делается на своеобразии искусства и литературы Древнего Новгорода. Вместе с тем, процесс развития новгородской литературы и искусства рассматривается в единстве с общерусским процессом. Можно утверждать, что главной идеей храмового и живописного искусства, а также литературного творчества средневекового Новгорода является тема преображения личности. Это определяет собственно русские черты новгородского искусства. Сохранившаяся монументальная живопись и иконопись во многом дополняет произведения фольклора и литературы. Особое внимание в пособии уделяется проблеме преемственности византийского, киевского и новгородского, новгородского и московского искусства. Произведения искусства, созданные в средневековом Новгороде, во многом способствовали развитию идеи Нового Рима, возникшего после Рима, основанного святым Константином, - Константинополя или Царьграда. Новгородская литература и искусство вошли составной частью в общерусскую культуру, определяя ее базисные элементы.

Благодарю за помощь в собирании материалов работников краеведческого отдела Новгородской областной научной библиотеки, работников научной библиотеки Новгородского государственного музея-заповедника, а также выражаю слова любви и признательности администрации, преподавателям, сотрудникам и студентам Новгородского областного колледжа искусств имени С.В. Рахманинова.

Глава 1. У ИСТОКОВ



Заглянуть в далекое прошлое наших предков достаточно сложно. Как они мыслили, чем жили? Помочь ответить на этот вопрос могут данные археологии, лингвистики. Но и здесь не все просто: в науке существуют различные гипотезы, объясняющие одни и те же явления. Поэтому важным будет взгляд, который предполагает сопоставление разных точек зрения на одно и то же явление искусства. Само же произведение искусства можно рассматривать лишь в единстве формы и содержания.

Когда-то земли вокруг озера Ильмень принадлежали финно-угорским племенам. Об этом свидетельствуют топонимы (названия географических объектов): «Ильмень» в переводе с финского означает «озеро, делающее погоду», «Мста» («Муста») – «черная». Ученые предполагают, что заселение этих земель славянами происходило постепенно, в два этапа. Свидетельством являются погребальные сооружения – курганы и сопки. По мнению В.В. Седова, первая волна освоения северо-запада кривичами привела к созданию культуры длинных курганов, вторая волна связана со словенами, погребальными памятниками которых были сопки. Этот исследователь считал, что славяне пришли в новгородские земли с берегов Балтийского моря. В.Я. Конецкий обратил внимание на то, что на Рюриковом городище были открыты наружные хлебные печи, аналоги которых известны в памятниках польского поморья (Гданьск, Щецин и другие).

Курганы – валообразные насыпи длиной от 6-10 до 50-80 метров. Сопки – высокие конусообразные или полусферические круглые в основании насыпи диаметром 12-25 и даже 30 метров. Высота сопок была от 2 до 5-8 метров, а длинных курганов – не превышала 1-1,5 метра. Каждая сопка или курган были кладбищем одной патриархальной семьи. По мнению С.Н. Орлова, в 6-8 веках происходит переход от подсечного земледелия к пашенному и распад большой патриархальной семьи на отдельные обособленные хозяйства. В 9 веке вместо длинных курганов появляются небольшие круглые насыпи.

В.Я. Конецкий выделяет три признака новгородской сопки-погребения:

  1. ярусность как отражение трехчастной модели мира;

  2. остатки вертикальных столбов в центре оснований (символ мирового древа);

  3. каменные обкладки или кольцевые валики из суглинка как обозначение границы, отделяющей сакральную (священную) зону от остальной, связанной с земным миром.

Модель мира древних славян, видимо, напоминала то, как представляли вселенную скандинавы. 8-10 вв. – нормандское время. Нехватка плодородных земель и привычка к мореплаванию сформировали среди скандинавов особую породу завоевателей новых земель, морских разбойников и торговцев – викингов или варягов. Они открыли торговый путь «из варяг в греки»: Балтийское море (Варяжское) – река Нева – Ладожское озеро – река Волхов – река Ловать – волоком до реки Северная Двина – волоком в Днепр – Византия. По мнению В.Я. Конецкого, сопки возникли в среде смешанного населения: ильменцы имеют антропологическое сходство со скандинавами.

Основу вертикальной космической проекции у скандинавов составляло мировое древо. Оно связывало землю, где живут люди, с небом, где живут боги и где помещается своеобразный «рай», с «царством мертвых» - точкой, где совпадают вертикальная и горизонтальная картина мира. На погребальном памятнике с острова Готланд 5-6 века в нижней части изображена погребальная ладья, в средней – дерево, а в верхней – солярные знаки (знаки небесных светил). Важной частью погребального обряда было ритуальное сожжение умершего, которое представлялось как очищение в священном огне и вознесение в рай, где живут предки. Помочь попасть в рай душам умерших могли птицы или кони, поэтому их кости часто обнаруживают на местах жертвенников древних славян и скандинавов. Могло это произойти и благодаря воде: кости также омывали водой. Таким образом, мышление древних славян и скандинавов в древние времена во многом было магическим. Магия – это вера в сверхъестественную способность человека воздействовать на явления природы и других людей. Человек совершает обряд жертвоприношения с прагматической целью получить желаемое, при этом берет на себя чуть не божественные функции.

Однако уже в 9 веке происходила постепенная христианизация Руси.

В Ипатьевском списке «Повести временных лет» (древнейшей русской летописи) говорится о том, что в 859 году с ильменских словен взимали дань и варяги, и хазары. В 862 году варяг изнали, не дав им дани, после чего началась междоусобица. Закончилась она тем, что в 864 году в Новгород был призван варяжский князь Рюрик, который создал город над Волховом. Е.Н. Носов считает, что ядром нового государства было Городище, которое находится в 2 км от Новгорода. В скандинавских источниках есть упоминание о Хольмграде – «островном городе». Весной Рюриково городище было окружено водой и превращалось в остров. Возможно, именно сюда и пришел в 9 веке из Ладоги Рюрик со своей дружиной. Ипатьевская летопись сообщает: «И пришел к Ильмерю и срубил город над Волховом и прозвали его Новгород». Но Новгородская первая летопись говорит о том, что Рюрик появился в этих местах, когда Новгород уже существовал.

В 865 году был завоеван дружинниками Рюрика, Аскольдом и Диром, Киев. А в 882 году князь Олег, который до этого три года правил в Новгороде, перенес столицу в Киев. После его смерти правил князь Игорь, который в 944 году заключил договор с Византией. Как сообщает «Повесть временных лет», во время заключения договора в Константинополе князь Игорь клялся соборной церковью святого Илии. По данным археологии, отмечает В.Я. Петрухин, к середине 10 века в крупнейших центрах на пути «из варяг в греки» распространяется христианский обряд погребения, в могилах найдены кресты-тельники из листового серебра.

Князь Игорь был убит древлянами во время сбора дани. Эта архаическая форма сбора дани называлась «полюдье»: князь с дружиной приезжал в земли и сам занимался данью. По мнению В.Я. Петрухина, приезд князя Игоря к враждебно настроенным древлянам с малой дружиной напоминает жертвенную смерть во имя сохранения мира. Однако вместо мира древляне отправили послов в Киев с требованием, чтобы княгиня Ольга вышла замуж за их князя Мала. По некоторым спискам летописи, сыну ее и Игоря, Святославу, они желали смерти. Княгиня Ольга оказалась в сложном положении: после смерти мужа для полян она была никем, воевода Свенельд, заключивший военный союз с Игорем, не обязан был ей помогать.

Иоакимовская летопись, которая дошла до нас в отдельных фрагментах только в изложении историка В.Н. Татищева, рассказывает о мести княгини Ольги древлянам. Хотя княгиня по законам скандинавов и полян должна была отомстить за смерть мужа, обращает на себя внимание, что ее месть напоминает ритуальные действия во время совершения погребального обряда. Еще в 1960 году Б. Кляйбер заметил, что месть княгини Ольги изображена глазами скандинава. Е.А. Рыдзевская считает, что рассказ о мести княгини Ольги принадлежит к устному народному творчеству, синтезирует фольклорные мотивы и имеет аналоги в скандинавском материале. Для скандинава все этапы мести княгини Ольги соединялись логикой погребального обряда и очищения жертвенным огнем. По мнению В.Я. Петрухина, этот рассказ сознательно подчеркивает архаическое право и включается в летопись, чтобы показать необходимость установления новых правовых отношений.

В 947 году княгиня Ольга создает в лужских и мстинских поселениях близ Новгорода систему погостов, уставов и заповедников: племенным традиционным нормам, послужившим правовым основанием для казни Игоря, таким образом противопоставляются новые христианские ценности. Теперь собирать дань должен не князь, а местная знать. Погосты, созданные княгиней Ольгой, становятся центрами ремесла, торговли, здесь появляются и христианские храмы. Так Новгород не узнал архаического полюдья, а княжеская власть здесь, по мнению В.Л. Янина, утверждается как результат договора между местной межплеменной верхушкой и приглашенным князем. В других древнерусских землях княжеская власть не устанавливалась договором. Самыми крупными погостами на новгородской земле стали Передольский (ныне Батецкий район) и Малышевский (Любытинский район).

«Повесть временных лет» рассказывает о поездке княгини Ольги в 955 году в Константинополь и ее крещении. Ученые предлагают другие даты этого события: 946 год (Г.Г. Литаврин) или 957 год (А.В. Назаренко). В любом случае, утверждает В.Я. Петрухин, уже до своего визита русская княгиня принимает оглашение – объявляет о своем намерении креститься. В Константинополь она отправляется со своим священником. Христианизацию Руси княгине Ольге осуществить не удалось. Даже ее сын Святослав не крестился, объясняя это непопулярностью данного шага среди своих дружинников. Но именно с середины 10 века в древнерусских землях изменяется обряд погребения. Теперь важным становится представление о воскресении человека и соединении тела и души в день Страшного Суда. Идея религиозного преображения человека постепенно становится главной для православно верующей части древнерусского населения. В.В. Седов отмечает, что в конце 10 - начале 11 века близ Новгорода появляются погребения в грунтовых ямах с положением тела усопшего лицом на восток со скрещенными на груди руками. В Новгороде на правом берегу Волхова, в Неревском конце, образуется община христиан, на деньги которой строится церковь Спаса Преображения.

Решающий поворот в христианизации Руси осуществляет внук княгини Ольги, киевский князь Владимир, правивший некоторое время в Новгороде. В речи философа (11 век), которая вошла в «Повесть временных лет», рассказывается о выборе веры Владимиром. К нему явились представители всех основных религий: мусульмане, иудеи, католики и православные. Владимир отправил гонцов во все страны, чтобы они побывали на богослужении. Когда русские побывали в мечетях у мусульман, они сказали: «Нет там веселья». После рассказа иудеев о своей вере Владимир спросил их: «А где земля ваша?» Они ответили: «Вот там, святая, обетованная». Тогда он еще раз спросил: «А правда ли, это земля ваша?» Они ответили: «Разгневался Бог на отцов наших и рассеял нас по различным странам за грехи наши, а землю нашу отдал христианам». Сказал на это Владимир: «Как же вы иных учите, а сами отвергнуты Богом и рассеяны; если бы Бог любил вас и закон ваш, то не были бы вы рассеяны по чужим землям. Или и нам того же хотите?» Немцам-католикам Владимир сказал: «Отцы наши вас не приняли, и мы не примем».

После речи греческого философа о его вере, который показал Владимиру завесу с изображением Страшного Суда (прообраз иконостаса в храме), русский князь задумался, где же он будет на Страшном Суде: с праведниками, предстоящими перед престолом Господа, или с грешниками в геене огненной?

Послы, побывавшие на богослужении в Софии Константинопольской, сказали, что впечатление их так сильно, что не ясно было, где они находились – на небе или на земле. Послы русские испытали в храме святой Софии состояние преображения. В притче о выборе веры показано формирование идеалов русского государства: жажда радости, любовь к своей земле, следование традициям и духовная красота. С.С. Аверинцев в работе «Крещение Руси и путь русской культуры» считает, что переживание красоты становится для русских самым весомым аргументом существования Бога.

Иоакимовская летопись сообщает о том, что новгородцы сопротивлялись крещению, которое предпринял князь Владимир. Храм Спаса Преображения был сожжен. Среди остатков гари и пепла в культурном слое этого времена археологи обнаружили кресты-тельники. Некоторые историки полагают, что Новгород крестили дважды. В 990 году после прибытия в Новгород первого русского митрополита грека Михаила была первая попытка крещения Новгорода. В 992 году после приезда в Новгород епископа Иоакима Корсунянина, войска во главе с дядей Владимира Добрыней и тысяцким Путятой состоялась вторая попытка крещения Новгорода.

И все-таки христианское мироощущение начинало вытеснять языческое мышление. Свидетельством этого становится искусство и литература Древнего Новгорода.


ЛИТЕРАТУРА:

  1. Аверинцев, С.С. Крещение Руси и путь русской культуры / С.С. Аверинцев // Контекст-90. М., 1990. С. 64-72.

  2. Богданов, А.П. Княгиня Ольга / А.П. Богданов // Вопросы истории. 2005, № 2. С. 57-72.

3. Дубов, И.В. Новые источники по истории Древней Руси / И.В. Дубов. Л., 1990.

4. Конецкий, В.Я. Новгородские сопки в контексте этносоциальных процессов к. 1 – начала II тыс. н.э./ В.Я. Конецкий // Новгородский исторический сборник / Институт истории РАН; Новг. Гос. объедин. Музей-заповедник. СПб.; Новгород, 1993. С. 3-26.

5. Мусин, А.Е. Христианизация Новгородской земли в 9-14 веках. Погребальный обряд и христианские древности / А.Е. Мусин // СПб., 2002.

6. Орлов, С.Н., Аксенов, М.М. Раннеславянские поселения в окрестностях Новгорода // Новгородский исторический сборник. Вып. 10. Новгород, 1962. С. 161-168

7. Петрухин, В.Я. Христианство на Руси во второй половине 10 первой половине 11 века // Христианство в странах Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европы на пороге второго тысячелетия / Институт славяноведения РАН; ответ ред. Б.Н. Флоря. М., 2002. С. 60-132.

8. Платонова, Н.И. О погребальном обряде верхнелужских сопок (по материалам Передольского погоста) / Н.И. Платонова // Ладога и ее соседи в эпоху Средневековья / Институт истории материальной культуры РАН. СПб., 2002. С. 181-195.

9. Рапов, О.М. Русская церковь в 9 – первой трети 12 веков. Принятие христианства / О.М. Рапов. М., 1988.

10. Седов, В.В. Восточные славяне в 6 – 13 веках. / В.В. Седов. М., 1982.

11. Седов, В.В. Начало славянского освоения территорий новгородской земли / В.В. Седов // История и культура древнерусского города. М., 1989. С. 12-17.

12. Седов, В.В. Новгородские сопки / В.В. Седов. М., 1970.

13. Смирнов, В.Г. История Великого Новгорода / В.Г. Смирнов. М., 2006.

14. Янин, В.Л. Княгиня Ольга и проблема становления Новгорода// Средневековый Новгород: Очерки археологии и истории / В.Л. Янин. М., 2004. С. 127-129.


ВОПРОСЫ:

  1. Воздействие каких культур на восточных славян, живущих у Ильменя, происходит в 7-10 веке?

  2. Каким образом погребальный обряд создателей сопок раскрывает их магическое мышление?

  3. Какова роль княгини Ольги и князя Владимира в истории Древней Руси?

  4. Как в рассказе о выборе веры князем Владимиром раскрываются идеалы русского народа?





следующая страница >>