bigpo.ru
добавить свой файл
  1 ... 4 5 6 7 8 ... 10 11


Примеры диалогов:

Коммуникатор

Зеркало

Я добрый.

Я веселый.

У меня есть чувство юмора

Но я рассеянный.

Я обижаю своих близки.

Я капризный.

Это хорошо.

Мне это в тебе нравится.

Прекрасное качество.

Это признак гениальности.

То, что ты задумываешься над этим уже означает, что ты работаешь над собой.

Я все равно тебя люблю.


Упражнение № 6 «Дерево жизни»

Цель: Проектирование программы личностного роста.

Закройте глаза и представьте дерево, которое вам нравится или дерево, в образе которого вы можете себя представить. Это дерево вашей жизни.

Представьте его корни - это ваш базис, ваша основа. Поразмышляйте о том, что составляет вашу основу, что вас «питает», что удерживает вас (это может быть ваша семья, традиции, а может - это ваши какие-то качества, знания, а может статус или что-то другое)? Представьте ствол – это ваш стержень в жизни. Может это ваши принципы, может опыт, может качества, черты характера и др. Поразмышляйте об этом. Представьте ваши основные ветви кроны – это направления вашего личностного роста, цели, ориентиры. Подумайте, насколько они выросли и должны вырасти еще. Что надо сделать для этого?

Нарисуйте это дерево. Подпишите, что составляют ваши корни, ствол, ветви. Нарисуйте на больших ветках маленькие. Их должно быть столько, сколько составляющих, необходимых для роста в каждом направлении. Подпишите их. Это инструментарий, это ваши планы, это содержание вашей работы над собой.

Закройте глаза, представьте листья - это ваши эмоции, чувства и эмоциональные состояния. Какими они должны быть для личностного роста. Надо ли вам поработать со своими эмоциями и чувствами. А теперь представьте плоды. Какие плоды мечтаете вырастить вы?


Задание на дом: Целесообразно дома время от времени возвращаться к своему дереву, растить его, т.е. возвращаться к тем вопросам, которые были поставлены в процессе визуализации дерева жизни, уточнять ответы, корректировать планы.


Обсуждение, рефлексии.


Упражнение № 7 «Автопортрет - 2»

Цель: Развитие социальной перцепции и рефлексии.

Каждый участник в течение пяти минут должен составить свою психологическую характеристику (не менее 10-12 признаков). После написания характеристик, ученики сдают их тренеру. Он их зачитывает. Задача группы проанализировать и установить о ком идет речь. Далее группа вносит коррективы в характеристику. Что-то они рекомендуют убрать, как несоответствующее действительности, а что-то добавить.

Рефлексия.


Упражнение № 8 «Проблемы в шапку»

(мозговая атака)

Цель: Совместный анализ и решение личностных проблем.

Каждый член группы записывает на листке бумаги любую, волнующую его проблему. Листы не подписываются. Они складываются в шапку (коробок, сумочку). Тренер вытаскивает и читает записки. Все члены группы, в том числе и написавший, выдают максимум возможных версий решения проблемы. Тренер подводит итог.

Рефлексия.


Упражнение № 9 «Карусель»

Цель: Формирование уверенного поведения; развитие рефлексии.

Члены группы становятся по принципу карусели, т.е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний (неподвижный) и внешний (подвижный), участники которого располагаются лицом к центру круга.

Ведущий дает задания:

1. Перед вами ребенок (член внутреннего круга), который напуган, вы (член внешнего круга) родитель. Ваша задача его успокоить.

По команде «стоп» диалог прекращается, и вводятся новые задания:

2. Вас толкнули в автобусе. Перед вами ваш обидчик…

3. После длительной разлуки вы встречаете лучшего друга…

4. Вы педагог, а перед вами ученик, который набедокурил…

Далее ролевые позиции представители внешнего и внутреннего кругов меняются.

Упражнение завершается обсуждением того, какие чувства испытывали участники в разных ролевых ситуациях, удалось ли им их разрешить. Какие выводы можно сделать из тех ролей, которые в реальной жизни играем мы, и играют с нами другие.


Упражнение № 10. Психогимнастика (по А.А. Репину)

Цель: Снятие усталости.

Давайте снимем усталость, накопившуюся в течение занятия. Приступаем к психогимнастике. Я буду давать установки. Вы выполняйте их, мысленно повторяя слова за мной.


  1. Располагаюсь удобно. Настраиваюсь на занятие психогимнастикой.

  2. Делаю спокойный глубокий вдох и выдох.

  3. Закрываю глаза.

  4. Все посторонние мысли отбрасываю, глаза спокойно закрыты.

  5. Постоянно помню «Золотое правило» гимнастики: каждая фраза занятия должна стать ощущением.

  6. Мой мысленный взор медленно скользит по рукам.

  7. Мышцы моих рук расслаблены.

  8. Руки вялые, неподвижные.

  9. Руки тяжелеют.

  10. Все больше расслабляются мышцы рук.

  11. На экране мысленного взора ясно вижу свои руки.

  12. Руками не хочется двигать, не хочется шевелить.

  13. Я постепенно успокаиваюсь.

  14. Мои руки расслабленные, вялые.

  15. У меня только одно желание – как можно глубже почувствовать возникающие ощущения.

  16. Посторонние звуки, шумы безразличны, ничто не отвлекает.

  17. Ощущение тяжести, расслабленности в руках нарастает.

  18. Я чувствую, как волны покоя разливаются по моему телу.

  19. Глаза спокойно закрыты.

  20. Дыхание спокойное и ровное.

  21. Посторонние мысли решительно и спокойно отброшены.

  22. Помню «Золотое правило» гимнастики: Фраза становится ощущением.

  23. Тяжесть, расслабление мышц рук все более усиливается, нарастает.

  24. Мои руки расслаблены, полностью исчезает скованность.

  25. Я спокоен, спокоен.

  26. Все глубже и приятнее чувство желанного покоя.

  27. Покой наполняет постепенно весь мой организм.

  28. Стараюсь, как можно ярче представить ощущение разливающегося тепла в руках.

  29. Мои руки как бы омывает теплая вода.

  30. Я чувствую, как начинает пульсировать кровь в кончиках пальцев рук.

  31. Все больше расширяются кровеносные сосуды в моих руках.

  32. Мои руки набухают…, наливаются теплом.

  33. По расширенным кровеносным сосудам в ладони, в кончики пальцев устремляются волны теплой пульсирующей крови.

  34. Ощущение пульсации усиливается, нарастает.

  35. Я все больше успокаиваюсь.

  36. Приятное тепло согревает мои руки.

  37. Мои руки как бы омывает теплая вода.

  38. Я приятно, глубоко, спокойно отдыхаю.

  39. Руки расслабленные, кончики пальцев пульсируют, руки теплые.

  40. Я во власти покоя.

  41. Я совершенно спокоен.

  42. Мой мысленный взор медленно скользит по моим ногам.

  43. На экране мысленного взора совершенно отчетливо, ясно вижу свои ноги.

  44. Полностью расслаблены мышцы моих ног.

  45. Ногами не хочется двигать, не хочется шевелить.

  46. Я чувствую, как по ногам все больше и больше разливается тяжесть.

  47. Мои ноги становятся расслабленными, вялыми, как после длительного путешествия пешком, как после длительной пешей прогулки.

  48. Я стараюсь, как можно ярче представить это ощущение в ногах.

  49. Приятное тепло разливается по моим ногам.

  50. Ноги теплеют и согреваются.

  51. Я все больше и больше успокаиваюсь.

  52. Все дальше отдаляется внешний мир.

  53. Я совершенно спокоен.

  54. Каждая клеточка моего организма наполняется покоем.

  55. Отдыхает каждый мой нерв.

  56. Я думаю только о глубоком, желанном покое.

  57. Мне приятно чувство приятного покоя.

  58. Полностью расслаблены мышцы моего тела.

  59. Проходят остатки напряжения.

  60. Я совершенно спокоен.

  61. Я совершенно спокоен.

  62. Постоянно помню, что каждая фраза должна стать ощущением.

  63. Мой мысленный взор медленно скользит по лицу.

  64. Расслаблены мышцы лба.

  65. Мой лоб совершенно спокоен.

  66. Стараюсь прочувствовать полное спокойствие лба.

  67. Расслаблены мышцы сводящие брови.

  68. Совершенно спокойно закрыты мои глаза.

  69. Веки тяжелеют, веки спокойные.

  70. Я стараюсь, как можно глубже прочувствовать все эти ощущения.

  71. Расслаблены мышцы рук.

  72. Расслаблены жевательные мышцы.

  73. Зубы не стиснуты.

  74. Расслаблены мышцы губ.

  75. Мышцы моего лица совершенно расслаблены.

  76. Мое лицо совершенно спокойно.

  77. Мое лицо совершенно спокойно.

  78. Я абсолютно спокоен.

  79. Я абсолютно спокоен.

  80. Волны приятного покоя медленно разливаются по моей голове.

  81. Мысли текут плавно, замедленно, вяло.

  82. Совершенно спокоен мой мозг

  83. Каждая клеточка моего организма, каждый мой нерв наполнен покоем.

  84. Желанные покой и отдых становятся все глубже и глубже.

  85. Меня ничто не отвлекает.

  86. Мой организм отдыхает, набирается сил.

  87. Я абсолютно спокоен.

  88. Я абсолютно спокоен.

  89. Мой мысленный взор скользит по носоглотке и гортани.

  90. Чувствую, как дыхательные пути слегка холодит струя прохладного воздуха.

  91. Дышится легко и свободно.

  92. Я чувствую, как облегчение наполняет мою грудь.

  93. Дыхание спокойное и ровное.

  94. В груди состояние приятного облегчения и покоя.

  95. Мое сердце работает спокойно и ровно.

  96. Приятное легкое тепло и покой наполняют, окутывают мое сердце.

  97. Волны приятного покоя и отдыха разливаются по всему телу.

  98. Я абсолютно спокоен.

  99. Я абсолютно спокоен.

  100. Мой мысленный взор сконцентрирован в подложечной области, в зоне солнечного сплетения.

  101. Мое солнечное сплетение постепенно согревается, теплеет.

  102. Теплая пульсирующая кровь согревает мое солнечное сплетение.

  103. Я ощущаю приятное легкое тепло в подложечной области.

  104. Солнечное сплетение струит лучи тепла и покоя по всему телу.

  105. Чувство покоя все больше и больше наполняет меня.

  106. Каждый мой нерв, каждая клеточка моего организма отдыхает.

  107. Я совершенно спокоен.

  108. Я совершенно спокоен.

  109. На экране мысленного взора стараюсь ярко, образно представить картину леса.

  110. Вижу березовую рощу: стройные березы, покрыты густой зеленой листвой.

  111. Вижу пышные изумрудные кроны.

  112. Между ветвями спокойное темно-голубое небо.

  113. Стараюсь увидеть, представить картину леса в ярких, живых красках природы.

  114. Медленно. Спокойно скользит мой мысленный взор по отдельным листьям, травинкам.

  115. Я полностью во власти покое, я перестаю ощущать свое тело.

  116. Чувство покоя и невесомости всю больше углубляется.

  117. Мой организм приятно и глубоко отдыхает, я растворился в покое.

  118. Проводимое занятие психологической гимнастикой благоприятно действует на мою нервную систему.

  119. Восстанавливаются мои силы, работоспособность.

  120. Я с каждым днем становлюсь выносливее, спокойнее, крепче.

  121. Каждое занятие приносит хорошее настроение, бодрость.

  122. Моя нервная системы, мой организм набираются энергии, силы, улучшается сон.

  123. Внутренний покой, даваемый психологической гимнастикой, становится моим верным спутником.

  124. Я абсолютно спокоен.

  125. Я абсолютно спокоен.

  126. Желаемый внутренний покой становится все глубже,

  127. Покой наполняет меня.

  128. Покой окутывает меня.

  129. Мне сейчас все безразлично, кроме целительного внутреннего покоя.

  130. Чувство покоя наполняет весь мой организм, все мое тело.

  131. Все дальше отдаляется внешний мир.

  132. Растворяюсь в желанном живительном покое,

  133. Звуки доносятся издалека.

  134. Постепенно теряю нить занятия.

  135. Совершенно не реагирую на окружающее.

  136. Дремота становится все глубже и глубже.

  137. Неодолимое желание уснуть глубоко, крепко, приятно.

  138. Ни о чем не хочу думать.

  139. Отключаюсь от внешнего мира.

  140. Полностью погружаюсь в приятный, глубокий отдых.

А теперь будем постепенно выходить из состояния релаксации. Мысленно повторяйте за мной и старайтесь ощущать то, о чем говорите.

  1. Уходит чувство тяжести и расслабленность из моих рук, из моих ног, из всего моего тела.

  2. Все мои мышцы становятся легкими и упругими.

  3. Все внимание на моем лице.

  4. Мышцы моего тела подвижные и легкие.

  5. Сонливость рассеялась.

  6. Я все бодрее и бодрее.

  7. Дышу ровно.

  8. Моя голова отдохнувшая и ясная.

  9. Мое самочувствие хорошее, бодрое.

  10. Я полон энергии.

  11. Я готов действовать!

Давайте встанем и разомнемся.

Рефлексия всего занятия.


Занятие № 5

Задачи занятия: формирование культурных ценностей личности.

Упражнение №1 «Двадцать названий снега»

Цель: Развитие эмпатии, доброты, душевности.

Тренер говорит о том, что у одного из народов Аляски есть более 20 различных слов, обозначающих лишь одно понятие – «снег». Каждое слово описывает какой-то особый вид, оттенок, качество снега. Эта конкретизация очень важна для жизни в условиях Аляски. Сколько Вы смогли бы использовать слов для того, чтобы обратиться к самому близкому для вас человеку в семье? Запишите их (не менее 20 обращений). А теперь составьте не менее 20 слов, чтобы обратиться к другу или подруге.

После выполнения работы, каждый зачитывает свои варианты, вопросы.

Обсуждение. Рефлексия.


Упражнение №2 «Святая ложь»

Цель: Развитие толерантности и способностей к анализу.

Обсуждение: Что такое ложь? Почему она возникает? Можно ли говорить неправду, во имя чего? Что такое «святая ложь» и нужна ли она?

Участники письменно составляют перечень ситуаций, которые позволяют говорить неправду. Для этого заполняют аналитическую таблицу.


Содержание ситуации

Кому?

Когда?

Во имя чего?


Далее идет обсуждение записей участников тренинга. Во время обсуждения обязательны примеры и серьезная аргументация.

Подведение итогов.

Рефлексия.


Упражнение № 3 « Круг интересов»

Цель: Актуализация потребностей и интересов для обеспечения личностного роста.

Тренер: «Встречали ли вы интересных людей? Чем они интересны для вас? Что в них особенного? К какой группе людей относите себя вы? Каков круг Ваших интересов? Давайте проанализируем».

Заполняется таблица: Сфера интересов, примеры, примечание.

На составление таблицы отводится 3-4 минуты. Далее группа делится на звенья по 3-4 человека и осуществляется обсуждение таблиц. Задача каждой группы в итоге выявить самого интересующегося, т.е. человека с самым широким кругом интересов.

Рефлексия.


Упражнение № 4 «Мой идеал»

Цель: Актуализация ценностей личности.

Тренер: «У каждого из вас есть один или несколько любимых литературных героев или киноактеров, образы которых помогают вам принимать важные решения или справляться с трудной ситуацией. Может вы, просто хотите на кого-нибудь из них быть похожим? Что вас объединяет с этим героем? Почему хочется быть похожим именно на него? Какие качества привлекают? Есть ли у героя качества, которые вам не нравятся? Подумайте над этим. Есть ли такие характеристики, по которым Вы превосходите своего кумира?

Подумайте 3 минуты и поделитесь своими размышлениями с группой».

Обсуждение результатов.

Рефлексия.


Упражнение № 5. « Кто я?»

Цель: Анализ самооценок членов группы.

Каждый должен подумать и записать не менее 10 «Я - ощущений». Это могут быть имена существительные или прилагательные. После выполнения данной части задания, необходимо провести ранжирование своего списка по значимости. Далее каждый зачитывает свой список. Участники задают друг другу вопросы, касающиеся самохарактеристик. После этого ведется обсуждение самооценок, осуществляется их групповая коррекция.


Примечание: Целесообразно было бы сравнить полученные результаты с результатами данного упражнения, которое проводилось ранее (на втором занятии). Важно обсудить динамику, обратить внимание на то, что осталось неизменным. Рекомендуется провести это же упражнение еще раз на заключительном занятии.


Завершается упражнение групповым обсуждением.

Рефлексия.


Упражнение № 6. «Будда»

Цель: Снятие психического напряжения.

К аудиальной психогимнастике относится крик, пение, произнесение звуков с определенным чередованием гласных и согласных. Она очень проста и эффективна.

Суть аудиальной, медитативной психологической гимнастики «Будда» заключается в психотерапевтическом воздействии голосовых вибраций на нервную систему человека. Она базируется на древних тибетских психотехниках, очень эффективна, проста в освоении. Может использоваться как в комплексе упражнений, так и отдельно. Упражнение способствует релаксации, снятию отрицательных переживаний, гармонизации нервных процессов, активизации жизненной энергии.

Приступим к выполнению упражнения. Постарайтесь отнестись к упражнению серьезно и преодолеть стеснение. Расположитесь так, чтобы вам было удобно. Примите позу «Дремлющий Фараон», то есть спину держите прямо, но без напряжения, слегка расслабьте. Ладони опустите на бедра или на колени (кому как удобнее). Локти чуточку разведите в стороны. Глаза закрыты. Голова опущена таким образом, чтобы угол зрения составил примерно 45% от прямого взгляда.

  1. Делаем глубокий вдох и постепенно носом выдыхаем с мычащим звуком: М…М…М…М…М…М…М

Упражнение повторяем трижды.

    1. Руки на уровне солнечного сплетения, расположены раскрытыми ладонями вниз. Повторяем за тренером протяжно: Пааа…дммм…эээ…, пааа…дммм…эээ…, пааа…дммм…эээ…

При этом руки движутся плавно, симметрично в разные стороны по прямой линии до уровня ширины плеч. Представьте, что вы разгребаете с ровной водяной глади упругую пленку.

На паузу – возврат рук в исходное положение.

С каждым разом увеличивайте ощущения пружинящего действия воображаемой пленки. Можете представить, что вы очищаете свое энергетическое поле от тончайшего налета повседневных дрязг. Вообразите, что это поле переливается серебряным или золотым цветом, или цветами радуги. Представьте это образно (ярко, насыщенно).

  1. Произносим протяжно на распев: Паа… дмм… эээ… ммм… ааа… ни...й.

Повторить дважды. Произнося звукосочетание «мммаааниий», осуществляем обратное движение рук, ладонями, сложенными лодочкой, навстречу друг другу. При этом постарайтесь почувствовать пружинящую упругость сжимаемого в комок энергетического пространства. Представьте, что вы в руках держите энергетический шар. Он пружинит и от него тепло растекается по вашим ладоням.

    1. Пааа…дммм…эээ ммм…ааа…ниий фууу…ммм…

Произнося звукосочетание «фуууммм» на выдохе, осуществляем отталкивающее, мягко пружинящее движение рук от себя раскрытыми ладонями вперед. Упражнение повторить дважды.

    1. Ууу…ммм…- возвращаем руки к груди. Движение медленное, пружинящее. Ладони повернуты к себе. Постарайтесь представить, что вы двигаете на себя золотой энергетический поток, и он вливается в вашу грудь, наполняя тело теплом и животворящей силой. Повторить дважды.

    2. Ооо…ммм…- Руки на уровне солнечного сплетения. Представьте, что вы в ладонях держите горячий, упругий энергетический шар и его тепло передается вашим рукам. Повторить дважды.

    3. Ааа…ууу...ммм … Повторяем дважды. Руки опускаем на колени, раскрытыми ладонями к верху. Представьте, что вы на какое-то время растворились в пространстве. Не меняя положения, делаем глубокий вдох и выдох (трижды). Открываем глаза и некоторое время (секунд тридцать) сидим неподвижно. Теперь можно немного размяться, подвигать плечами, повертеть головой. Возвращаемся в обычное состояние.

Упражнение завершено. Давайте его отрефлексируем. Что вы чувствовали? Что у вас получалось, а что нет? Ощущали ли вы стеснение, когда? Как чувствуете себя сейчас?


Полный текст упражнения:

Пааа…дммм…эээ…, пааа…дммм…эээ…, пааа…дммм…эээ…,

Пааа…дммм…эээ…, ммм…ааа…ниий,

Пааа…дммм…эээ…, ммм…ааа…ниий,

Пааа…дммм…эээ…, ммм…ааа…ниий фууу…ммм…,

Пааа…дммм…эээ…, ммм…ааа…ниий фууу…ммм…,

Ууу… ммм., ууу..., ммм…, ооо…ммм…, ооо…ммм…,

Ааа…ууу…ммм…, ааа…ууу…ммм…


Примечание: Не ищите смысла в произносимых фразах. Это не молитва и не магическое заклинание из окультных книг. Здесь нет никакой закодированной установки, влияющей на подсознание. Вся сущность упражнения заключена только в благоприятном звуковом воздействии на нервную систему за счет определенного сочетания гласных и согласных. «Формула» звуковых сочетаний может быть и иной. Закономерности составления таких «формул» являются секретом автора, но эффективность методики мы гарантируем.


Упражнение № 7. «Заброшенный магазин»

(психоаналитическая игра)

Цель: Отреагирование травмирующего опыта; актуализация потребностей.

Тренер дает участникам инструкцию закрыть глаза и представить себя идущим по ночному городу. Необходимо представить, что вы сворачиваете в темный переулок, идете по нему и вдруг видите заброшенный магазин. Вы подходите к нему и смотрите в окно. Вы видите прилавок и на нем предмет. Что это за предмет, какой он?

Группа анализирует, что может символизировать предмет, какую проблему человека. Тренер подводит каждого к решению своих проблем через анализ символов по методу К.Г. Юнга.

Рефлексия.


!!! Примечание: Это упражнение может проводить только квалифицированный психолог. Тренерам, не имеющим психологического образования, рекомендуем данное упражнение пропустить или заменить разминкой.


Упражнение № 8. «Постоянство»

Цель: Формирование навыков к самоанализу; выявление причин снижения личностной динамики и внутренних конфликтов.

Вспомните, сколько увлечений вы поменяли за последний год или два. Чем вы с увлечением занимались на протяжении всей своей жизни? А на что у вас постоянно не хватает времени? Что вы можете назвать своим постоянным увлечением? А теперь расскажите очень конкретно, с фактами, иллюстрирующими ваши достижения в этой области. Голословные утверждения не принимаются.

Результаты обсуждаются совместно после серии вопросов друг к другу.

Рефлексия.


Упражнение № 9 «Сфера морали»

Цель: Отреагирование травмирующего опыта; принятие себя.

Первый этап.

Тренер дает задание членам Т-группы вспомнить один - два поступка, о которых они сожалели или сожалеют в настоящее время. На подготовку отводится до трех минут. Все, по очереди рассказывают об этих поступках (событиях).

Члены группы задают вопросы каждому выступающему.

Проводится обсуждение, полученной информации.

Второй этап.

Необходимо вспомнить 5 - 10 поступков из своей жизни, которыми вы могли гордиться. Каждый должен рассказать группе о трех наиболее значимых из них. Далее члены группы задают друг другу вопросы. Проводится обсуждение информации.

Рефлексия.

Упражнение № 10 Медитация «Переживание цвета»

Цель: Обучение членов группы психологической саморегуляции; снятие усталости.

Особенностью данного упражнения является то, что оно предполагает переживание всего спектра цветов. Это позволяет снять, накопившуюся усталость, обеспечивает профилактику стрессов.

Тренер говорит: « Принимаем позу «кучер», закрываем глаза, расслабляемся и мысленно произносим за мной: Перед моим внутренним взором проявляется цвет, он чисто синий;

  • синий делается все яснее, синий стоит ясно перед моими глазами;

  • синий плавно переходит в фиолетовый,

  • фиолетовый становится более отчетливым,

  • фиолетовый стоит перед моими глазами;

  • фиолетовый плавно переходит в красный,

  • красный становится более отчетливым,

  • красный стоит ясно перед моими глазами;

  • красный плавно переходит в оранжевый,

  • оранжевый становится все более четким,

  • оранжевый ясно стоит перед моими глазами,

  • оранжевый плавно переходит в желтый,

  • желтый становится все более четким,

  • желтый ясно стоит перед моими глазами;

  • желтый плавно переходит в зеленый,

  • зеленый становится более отчетливым,

  • зеленый ясно стоит перед моими глазами;

  • зеленый постепенно превращается в голубой,

  • голубой становится все более четким,

  • голубой ясно стоит перед моими глазами;

  • голубой плавно переходит в синий,

  • синий становится все яснее и яснее, четче и насыщеннее,

  • синий ясно стоит перед моими глазами;

  • цвета почти исчезают, цвета исчезают, цвета исчезают, исчезают,

  • цвета исчезли.

Глаза не открываем. Кто еще видит остатки цвета, поднимите, пожалуйста, указательный палец правой руки. Если у вас остались остатки образа, мысленно повторяйте за мной:

Я считаю до шести. Когда я скажу шесть, я буду чувствовать себя совершенно спокойно, бодро и хорошо.

  • Один – ноги мои легкие, два – руки легкие;

  • Три – сердце бьется спокойно;

  • Четыре – дыхание ровное;

  • Пять – лоб имеет нормальную температуру;

  • Шесть – руки сильные;

  • Глубоко вздохнуть, глаза открыть!

  • Улыбнулись! Упражнение окончено».

Далее идет обсуждение переживаемых цветов и осуществляется рефлексия всего занятия.


Примечание: Если у кого-то из членов группы это упражнение вызовет неприятное ощущение, он может прервать его и просто посидеть в расслабленной позе, отдохнуть.


Занятие № 6

Задачи занятия: активизация внутренних ресурсов участников Т-группы для личностного роста.


Упражнение № 1 «Добрые дела»

Цель: Формирование настроя на добрые дела.

Тренер предлагает всем вспомнить добрые дела, которые были сделаны членами группы за прошедший день (или за неделю). На обдумывание отводится одна минута. Упражнение проводиться в темпе. После выступления каждого, члены команды задают ему вопросы.

Рефлексия.


Упражнение №2 «Положи под микроскоп »

Цель: Самоанализ; формирование эмпатии и рефлексии.

Первый этап.

Участники индивидуально составляют перечень «неприятных мелочей» своего характера. Время – до трех минут. Все говорят о своих недостатках по очереди. Члены группы задают вопросы каждому коммуникатору и осуществляют его поддержку.

Второй этап.

На втором этапе упражнения проводится групповое обсуждение «мелочей ». Каждый продумывает пути и средства коррекции своего характера, намечает план действий и сроки.

Это упражнение может быть заменено на другое «Мои недостатки и достоинства». Во второй версии участники записывают на бумаге в двух колонках свои слабые и сильные стороны, анализируют их.

Вопросы друг к другу. Обсуждение. Рефлексия.

Упражнение № 3 «Брачное объявление»

Цель: Удовлетворение потребностей членов группы в персонализации; формирование умений в самопрезентации.

Задача для каждого члена группы - составить текст брачного объявления. В нем нужно, прежде всего, указать свои основные достоинства. Не стоит уделять слишком много внимания своим физическим данным, материальным ценностям. Ваш характер, привычки, ценности, увлечения, любимые занятия, устремления – главное, что должно быть в тексте объявления.

Не забудьте в нескольких словах охарактеризовать и ваш идеал.

Письменные брачные объявления не подписываются. Они зачитываются в группе тренером, анализируются.

Рефлексия.


Примечание: Объявления можно разместить на отдельном столе. Каждый должен подойти, прочитать объявления и поставить свои подписи на тех, которые понравились. Таким образом, наиболее привлекательные объявления будут отмечены большим числом подписей. Руководитель, может ограничить число подписей. Таким образом, каждый член группы будет иметь право поставить только две или три подписи.


Упражнение № 4 «Доверие»

Цель: Диагностика степени доверия членов группы друг другу.

Каждый вытаскивает из стопки карточку с незавершенным предложением, читает ее и должен быстро и искренне ответить. Группа оценивает степень честности ответа. Если группа верит в его откровенность, то участник опроса подвигается ближе к центру круга. Если группа не доверяет тому или иному участнику игры, то ему придется ответить на дополнительные вопросы. Если ответы на них также не удовлетворят группу, то данный субъект «попадает на горячий стул», т.е. группа «бомбардирует» его множеством вопросов. В начальном варианте каждый может задать только по одному вопросу. После того, как ответят все члены группы, осуществляется рефлексия упражнения.

Примеры вопросов:

Мне бывает стыдно, когда…..

Я однажды испытал страх, это было…..

Мне особенно приятно, когда меня….

Однажды мне пришлось солгать …… и т.п.


Примечание: Содержание и тематика вопросов определяется возрастом участников.


Упражнение № 5 « Мои слабые стороны»

Цель: Актуализация потребности в самосовершенствовании.

Каждый член группы должен рассказать остальным о своих слабых сторонах, о том, что он не принимает в себе. Не обязательно говорить только об отрицательных чертах своего характера. Важно отметить то, что является или может являться причиной конфликта в различных ситуациях, осложняет жизнь, затрудняет взаимоотношения.

Далее упражнение проводится по версии «Мои сильные стороны».

Рефлексия.


Примечание: Не желательно ограничиваться только первой частью упражнения. Оно всегда должно заканчиваться позитивом. Первая часть упражнения актуализирует проблемы индивидов, которые надо решать. Вторая часть выступает противовесом для первой. В ней закрепляется позитивное отношение к себе.


Упражнение № 6 «Я тебя понимаю»

Цель: Развитие социальной перцепции, взаимопонимания, эмпатии.

Каждый член группы выбирает себе партнера и затем в течение 2-3 минут в устной форме описывает его состояние, настроение, чувства, желания в данный момент. Тот, чье состояние описывает партнер, должен или подтвердить правильность предположений, или опровергнуть их.

Оба партнера вправе комментировать высказывания друг друга.

Рефлексия.


Упражнение № 7 «Волшебный магазин»

(психоаналитическая игра)

Цель: Актуализация личностных ценностей.

Членам Т- группы дается установка закрыть глаза и представить себя в волшебном магазине, где находится множество разных ценных вещей. Необходимо мысленно осмотреть товары. Тренер говорит о том, что одну из понравившихся вещей вы можете взять себе. Представьте, что это за вещь, опишите ее. Объясните членам группы, почему вы выбрали именно ее. Скажите, хотелось ли еще взять что-нибудь, что именно?

Далее группа осуществляет анализ символов, по которым определяются актуальные потребности (ценности) личности.

Заключительный вывод делает тренер.

Рефлексия.


Упражнение № 8 «Я имею право быть»

Цель: Принятие себя и своих прав.

Члены группы встают, подходят друг другу (организуются в динамические пары) и заявляют друг другу по очереди свои права.

Примеры:

Я имею право быть!

Я имею право на понимание!

Я имею право на твою любовь, уважение, снисхождение…

Я имею право на свое «Я»!

Рефлексия.


Упражнение № 9. Аутогенная тренировка

(с музыкальным сопровождением)

Цель: Снятие усталости.

Сядьте удобнее в кресло. Проследите, чтобы ничего в Вашей одежде не мешало свободному дыханию и расслаблению. На некоторое время забудьте обо всех делах, заботах, неприятностях. Этот короткий период отдыха посвятим себе – улучшению Вашего самочувствия и настроения.

Прислушайтесь к музыке, постарайтесь раствориться в ней. Приятные волны раскованности и расслабления охватывают Вас. Музыка задает ритм Вашему дыханию и ритм биения Вашему сердцу. Дыхание ровное и неторопливое. Удары сердца становятся реже и ритмичнее. Вы никуда не торопитесь. Прикройте глаза.

Прислушайтесь к своему дыханию. Вы дышите спокойно и неторопливо. Четыре удара сердца – Вы делаете глубокий вдох. Четыре удара сердца – Вы делаете медленный выдох. Замедлите ритм дыхания: восемь ударов сердца – глубокий вдох, восемь ударов сердца – глубокий, полный выдох. Вы полностью освобождаете легкие от заполнявшего их воздуха и наполняете их снова чистым, несущим покой и освежение воздухом. Повторяйте про себя: «Я дышу медленно и ровно. Мое сердце бьется ровно и неторопливо».

Сделайте глубокий, полный вдох. Немного задержите дыхание, а потом выдохните весь воздух. При выдохе в верхней части живота в области солнечного сплетения появляется ощущение приятного, прогревающего тепла. Усильте это ощущение внутреннего тепла, повторяя фразу: «Мое солнечное сплетение излучает тепло. Все мое тело расслабляется и теплеет».

Представьте себе, что Вы постепенно погружаетесь в теплую воду.

Расслабляются мышцы ног. Они наливаются теплом и тяжестью. Волна приятного, успокаивающего тепла охватывает стопы, голени, колени, бедра. Повторяйте про себя: «Мои ноги теплые и тяжелые. Мои ноги полностью расслабленны».

Ощущение тепла распространяется выше. Оно наполняет нижнюю часть живота, достигает поясницы. Вся нижняя часть тела расслаблена, наполнена ощущением приятного, тяжеловатого тепла.

Теплая волна поднимается выше, захватывая живот, бока, спину, грудь. Тепло, поднимающееся снизу, сливается с теплом, которое излучает солнечное сплетение. Повторяйте мысленно про себя: «Мышцы туловища теплые и тяжеловатые. Все мое туловище мягкое и расслабленное».

Расслабляются руки. Вы чувствуете сначала легкое покалывание, а затем тепло в кончиках пальцев. Постепенно теплеют и тяжелеют кисти рук, предплечья, плечи. Руки охватывает волна расслабляющего тепла. Повторяйте мысленно про себя: «Мои руки теплые и тяжелые. Мои руки полностью расслаблены».

Постепенно теплая волна распространяется на плечи, верхнюю часть спины, поднимается по шее. Плечи, спина, шея полностью сбросили груз напряжения. Тепло с передней поверхности шеи затекает за уши, концентрируется в области основания затылка. Затылок становится теплым, почти горячим. Повторяйте мысленно про себя: «Мои плечи, шея полностью расслаблены и теплые. Мой затылок почти горячий».

Представьте себе, что Ваше тело погружено в теплую воду и мягко колышется в теплой прогревающей жидкости. Одно лишь лицо над водой. Его освещают легкие солнечные лучи, овевает приятный, прохладный ветерок.

Расслабляются мышцы лица. Тепло легкими волнами пробегает по внешней части щек. Тепло, мягкое и тягучее заполняет глазные впадины. Оно дает полностью расслабиться и отдохнуть глазам. Повторяйте мысленно про себя: «Мое лицо спокойное, расслабленное. Мои глаза прогреты внутренним теплом».

Вы расправляете брови, прогоняете оставшиеся морщинки со лба. Лоб ровный, чистый, прохладный. Повторяйте мысленно про себя: «Мой лоб приятно прохладен. Мое лицо отдыхает. Мое сознание чистое».

Проверим, достигли ли полного расслабления все участки Вашего тела. Лоб спокойный, ровный, прохладный. Глазные впадины заполнены приятным теплом. Лицо спокойное, ровное, чистое. Глаза закрыты, нижняя челюсть слегка отяжелела, рот чуть-чуть приоткрыт. Лицо отдыхает, подставленное рассеянным солнечным лучам и легкому ветерку. Затылок теплый, почти горячий. Шея и плечи расслабленные, теплые, обмякшие. Теплом наполнены руки до кончиков пальцев. Руки теплые и отяжелевшие. Приятная теплая волна наполнила грудь, бока, живот. Тепло распространилось по бедрам и голеням, достигая кончиков пальцев ног. Ноги теплые, отяжелевшие.

Повторяйте мысленно про себя: «Все мое тело расслабленное и теплое. Я отдыхаю. Я отдыхаю и набираюсь новых сил».

Вы полностью расслаблены. В Вашем сознании возникают картины полного покоя и отдыха… Ощущение тяжести полностью исчезло из Вашего тела. Вы легки и невесомы. Ваше тело колеблется в такт Вашему дыханию. Вдох – Вы поднимаетесь вверх, парите. Выдох – Вы опускаетесь, собранная энергия и бодрость распространяются по самым удаленным участкам Вашего тела.

Вдох… Выдох… Вдох…Выдох… Приятное ощущение легкости, свежести. Вы не чувствуете контуров Вашего тела. Вы растворились в приятной атмосфере полного покоя, отдыха. Силы восстанавливаются. Вы начинаете чувствовать, как по сосудам струится обновленная кровь, несущая свежие силы. Вы чувствуете прилив энергии к каждой клеточке Вашего тела…».

Выход из погружения

«…Вы отдыхаете. Ощущение полусна-полудремы постепенно исчезает. Сознание проясняется. Вы начинаете чувствовать все свое наполненное бодростью и энергией тело. Повторяйте мысленно со мной:

Я чувствую прилив сил и энергии.

Мое сердце бьется ровно и мощно.

Исчезла усталость и тяжесть тела.

Мои силы полностью восстановлены.

У меня хорошее настроение.

Я легко владею собой.

Мне спокойно и радостно.

Мне приятно общество людей.

Я легко справляюсь с любым делом.

Ритм моего дыхания становится энергичнее».

Делаем глубокий вдох. Задержите дыхание. Выдох. Дышим глубоко, спокойно, ритмично. Сознание ясное. Мысли работают четко. Чувства подвластны Вашей воле.

Ваше тело наполнено бодростью. Считайте мысленно про себя: «1 – 2» – напрягите кисти рук и ступни; «3-4» – напрягите целиком руки и ноги (сбрасывайте напряжение вместе с выдохом); «5-6» – напрягите живот, втяните грудную клетку (сбрасывайте напряжение с выдохом); «7-8» - раздвиньте плечи, прогибайтесь слегка в спине (сбрасывайте напряжение вместе с выдохом); «9» –делайте очень глубокий вдох с подъемом сплетенных в замок рук; «10» – потягивайтесь, вместе с выдохом открывайте глаза и мягко сбрасывайте руки.

Вы полностью отдохнули! Вы бодры и готовы продолжить работу! У вас отличное настроение!»

Занятие окончено.


Занятие №7

Задачи занятия: активизация внутренних ресурсов членов Т-группы для личностного роста.


Упражнение №1 « Я глазами группы»

Цель: Развитие рефлексии.

Обсуждение домашнего задания. Каждый высказывает свое мнение о том, каким видит его группа в целом и каким видят его отдельные участники.

После выступления каждого участника, группа высказывает ему свое мнение о том, в чем он прав, а в чем нет.

Рефлексия.


Примечание: Это упражнение можно провести в парном варианте. Один – смотрит в глаза другому и рассказывает, каким он его видит сейчас и каким он, вероятно, был в детстве. После чего напарник высказывает свое мнение по этому поводу. Далее напарники меняются ролями.


Упражнение № 2 «Прокуроры и адвокаты»

Цель: Формирование умения отстаивать свои позиции.

Одни члены группы на некоторое время становятся обвиняемыми, а другие прокурорами. Обвиняемый садится на отдельный стул. Задача прокуроров выдвигать свои обвинения по поводу поведения, качеств личности, его суждений, увлечений и др. Задача адвокатов – отстаивать достоинства личности, аргументировано отвергать обвинения, акцентировать внимание на сильных сторонах личности.

После выступления обеих сторон, обвиняемый имеет право задавать вопросы и тем и другим. В целом акцент должен быть сделан на принятие целостного образа каждого члена группы коллективом.

Рефлексия.


Упражнение № 3. «Дыра безвременья»

(психоаналитическая игра)

Цель: Актуализация значимых личностных ценностей.

Необходимо представить, что наша планета попала в черную космическую дыру. Это необходимо было для того, чтобы очистить ее от всего плохого. Поэтому с земли исчезло на 100 лет с все живое. Оно потом все вернется. Но мы должны сохранить свою душу, воплотив ее в любой воображаемый нами неодухотворенный предмет. Его надо выбрать со вкусом, чтобы сохранить в нем все свои ценности, чаяния, надежды, все свои лучшие качества. Именно это позволит нам вернуться через столетие на очищенную от скверны землю.

Вообразите этот предмет, опишите его. На самостоятельную работу отводится 6-8 минут. Тексты авторами не подписываются.

Тренер собирает описания предметов и зачитывает тексты. Группа анализирует предметы, охарактеризованные в письмах, и старается угадать, о ком идет речь.

Рефлексия.


Упражнение № 4. Разминка «Австралийский дождь–1»

Цель: Снятие усталости.

Все повторяют движения за тренером по очереди. Сначала ведущий хлопает в ладоши, потом его действия повторяет второй, третий, четвертый и другие члены группы. Тренер начинает новое движение – топает ногами. Последующий за ним член группы повторяет это движение. Остальные продолжают сначала первое, потом второе, третье, по очереди включаясь в новые действия и т.д. Тренер все быстрее и быстрее осуществляет смену действий. Задача каждого не переходить к новому упражнению, не завершив предыдущего.

Рефлексия.


Упражнение № 5 “Горячий стул”

Цель: Знакомство; формирование атмосферы доверия; реализация потребности в персонализации.

Бросается жребий. Тот, кому выпадает жребий, становится хозяином «горячего стула». Все члены группы в течение 10 минут задают ему любые вопросы, на которые он должен отвечать откровенно.

Вопросы могут быть разного характера: на выявление отношений; ролевые вопросы (как к другу, как к представителю определенного пола и др.); вопросы –ситуации и др. У участников группы появляется уникальная возможность сопоставить свои взгляды, ценности с пониманием их другими людьми, получить ответы на любые волнующие их вопросы.

Далее вновь бросается жребий и хозяином горячего стула становится другой участник группы.

Рефлексия занятия.


Примечание: Данное упражнение периодически может проводиться и на последующих занятиях. В нем может участвовать на каждом занятии по одному - два человека.


Упражнение № 6. Аутогенная тренировка

(по И.Г. Шульцу)

Цель: Обучение членов группы методам психологической саморегуляции.

В основе метода лежит овладение возможностями самовнушения или аутоггестии. Необходимым условием успешности упражнений является концентрированное самонаблюдение за протеканием внутренних процессов, осуществляемое пассивно. И представление желаемого изменения (например, потепления, облегчения, ощущения тяжести, успокоения).

Главным элементом АТ является усвоение и оперирование вербальными формулировками (формулами самовнушения) в виде самоприказов.

Переживание состояний аутогенного погружения не является самоцелью. Главное состоит в достижении конкретной цели на выходе: успокоения, расслабления (отдыха), переход ко сну, настрой на деятельность, т.е. активизация жизненных сил и др. Формулы АТ модифицируются в зависимости от целевого назначения.

Требуемое расслабление достигается с помощью шести основных мысленных упражнений, каждое из которых направлено на определенную область или систему организма: 1) мышцы, 2) кровеносные сосуды, 3) сердце, 4) дыхание, 5)брюшные органы, 6) голову.

Смысл каждого из упражнений состоит в концентрации внимания (спокойном, ненапряженном, но полном) на определенной части тела или на определенном органе: фиксации переживаемых внутренних ощущений; представлении желаемого переживания (чувства тепла, тяжести, расслабленности и др.) - на фоне повторения соответствующей формулы самовнушения.

Усвоение каждого упражнения проводится поэтапно, в течение нескольких дней регулярных тренировок на вызов конкретного ощущения. Связывание воедино всех формул самовнушения осуществляется в конце цикла обучения (готовые упражнения как бы нанизываются на одну нить).

«Т Я Ж Е С Т Ь» (упражнение на расслабление).

Примите уже известную вам позу «кучер», расслабьтеь.

Первым упражнением вызывается ощущения тяжести в руках и ногах путем повторения про себя и яркого образного представления следующих формул самовнушения. Помните, каждое слово должно стать вашим ощущением. Повторяйте мысленно за мной:

  • Моя правая рука полностью расслаблена …. (3 – 5 раз).

  • Я чувствую приятную тяжесть в правой руке… (З–5 раз).

  • Тяжелыми стали пальцы моей правой руки… (3–5 раз).

  • Вся моя правая рука становится тяжелее и тяжелее… (3–5 раз).

  • Я дышу ровно и совершенно спокоен… (1 раз).

  • Моя правая рука очень тяжелая, она словно наливается свинцом… (3 – 5 раз).

  • Я дышу ровно, я совершенно спокоен… (1 раз).

Энергично согнуть и разогнуть правую руку в локте трижды, сделать три медленных вдоха и выдоха.


Примечание: Упражнение выполняется 3 минуты. Далее проводим аналогичное упражнение с левой рукой, обеими руками, правой и левой ногой, обеими ногами, наконец, одновременно с руками и ногами.


«Т Е П Л О »

(упражнение на расширение кровеносных сосудов)

  • Мои мышцы расслаблены для отдыха … (3 –5 раз).

  • Мое тело приятно отдыхает… (3 –5 раз).

  • Я чувствую приятную тяжесть в правой (левой) руке…(3 –5 раз).

  • Кровеносные сосуды в моей правой (левой) руке расширились… (3 – 5 раз ).

  • По ним устремилась горячая здоровая кровь… (3 – 5 раз).

  • Я дышу ровно, я совершенно спокоен…(3- 5 раз).

  • Горячая кровь согрела мою правую (левую) руку …(3 – 5 раз).

  • Я чувствую приятное тепло в правой (левой) руке… (3 – 5 раз).

  • Моя правая (левая) рука стала тяжелой и теплой… (3 – 5 раз).

  • Я дышу ровно, я совершенно спокоен… (3 – 5 раз).

Затем ощущение тепла отрабатывается в тех же частях тела, что и в упражнении «Тяжесть». Помогают образное представление чувства тепла, соответствующее ощущениям, возникающим при опускании руки в теплую воду.


«Д Ы Х А Н И Е»

  • Мои мышцы полностью расслаблены… (3 – 5 раз).

  • Я дышу ровно и спокойно…(3 – 5 раз).

  • Мой вдох плавный и более продолжительный, чем выдох (утренний тип дыхания) …(3 – 5 раз).

  • Мой выдох плавный и более продолжительный, чем вдох (вечерний тип дыхания)… (3 – 5 раз).

  • Я дышу ровно, я совершенно спокоен… (3 – 5 раз).


«С Е Р Д Ц Е»

  • Мое сердце бьется ровно и спокойно … (3 – 5 раз).

  • Я дышу ровно, я совершенно спокоен …(3 – 5 раз).

  • Я ощущаю приятное тепло в груди … (3 – 5 раз).

  • Мое сердце бьется ритмично и спокойно … (3 – 5 раз).

  • Я дышу ровно, я совершенно спокоен … (3 – 5 раз).


«Ж И В О Т»

  • Приятное тепло в верхней части живота, в области «солнечного сплетения»… (3 – 5 раз).

  • Мой живот становится теплым, напряжение мышц живота уменьшается…(3 – 5 раз).

  • Приятное ощущение тепла постепенно разливается по всему телу…(3 – 5 раз).

  • Я дышу ровно, я совершенно спокоен …(3 – 5 раз).


«Л О Б »

(Упражнение для снятия умственного напряжения).

Научиться вызывать ощущение приятной прохлады в области лба и висков. Как обычно, мысленно повторяются все предыдущие формулы (1 – 2 раза), затем:

  • Я хорошо отдыхаю… (3 – 5 раз).

  • Моя голова спокойная и свежая… (3 – 5 раз).

  • Я ощущаю легкую прохладу в области лба… (3–5 раз).

  • Приятное ощущение прохладного ветерка в области лба, висков, над переносицей…(3 – 5 раз).

  • Мой лоб приятно прохладен… (3-5 раз).

  • Я дышу ровно, я совершенно спокоен… (2-5 раз).


«Г О Л О В А»

(На снятие умственного напряжения)

  • Полное спокойствие.

  • Приятное ощущение отдыха и тепла охватило все мое тело.

  • По своему желанию я расширяю сосуды головы.

  • Здоровая горячая кровь приятно согревает мою голову.

  • Питание нервных клеток улучшилось.

  • Созданы благоприятные условия для снятия неприятных ощущений в голове.

  • Я дышу ровно, я совершенно спокоен.

  • Я чувствую приятную прохладу в области лба.

  • Ощущение прохладного ветерка в области лба и висков.

  • Приятная свежесть и ясность в голове.

  • Питание нервных клеток головного мозга улучшилось.

  • Исчезли все неприятные ощущения в области головы.

  • Головы ясная, легкая.

  • Я дышу ровно, я совершенно спокоен.

Напрягите ваши руки, сделайте глубокий вдох, медленный выдох и откройте глаза. Занятие окончено.

Рефлексия.


Домашнее задание: Подготовить к последнему занятию пожелания, добрые напутствия, стихи, рисунки и др. каждому из членов группы на память.


Занятие № 8

Цель занятия – определение результативности тренинга. Подведение итогов цикла упражнений.


Упражнение №1 Разминка «Пожелание»

Цель: Формирование позитивного эмоционального фона.

Все встают, подходят друг к другу, обнимают или просто прикасаются к плечу или к рукам и говорят пожелания.

Рефлексия.


Упражнение № 2. «Я глазами группы»

Цель: Получение обратной связи; развитие социальной перцепции.

Каждый высказывает свое мнение о том, каким видит его в целом вся группа и отдельные участники. Члены группы говорят, в чем он прав, а в чем нет. После этого высказывается следующий участник и так далее.

Рефлексия.


Упражнение № 3 «Завещание»

Цель: Акценирование внимание членов группы на значимых для них ценностях.

Составьте воображаемое завещание, по которому вы оставляете свои духовные ценности, качества, свои чувства, знания и др. Что и кому бы вы завещали. Что глубоко зарыли бы в землю, что оставите при себе.

Завещания зачитываются и обсуждаются.

Рефлексия.


Упражнение № 4 Разминка «Австралийский дождь - 2»

Цель: Снятие усталости.

Все встали в круг и должны идти друг за другом. Тренер дает указания, чтобы все повторяли движения за ним. Полем для демонстрации движений является спина каждого предыдущего на спине предыдущего.

Тренер говорит: «Пошел дождь, чаще, еще чаще. А теперь падает снег. Волны накатываются на берег. Идет медведь» ... и др.

Темп движений должен ускоряться. Потом группа разворачивается на 180 градусов, и упражнение повторяется вновь.

Рефлексия.


Упражнение № 5 «Заповеди»

Цель: Актуализация ценностей.

Тренер дает задание группе: «Определите 10 заповедей, суммирующих правила, идеалы, ценности, на которые вы будете ориентироваться в дальнейшем, чтобы обеспечить свое личностное развитие».

На самостоятельную работу отводится до 5 минут времени.

Обсуждение, рефлексия.


Упражнение № 6 Разминка «Чувство»

Цель: Диагностика микроклимата в группе, развитие благоприятной эмоциональной атмосферы в группе.

Все члены группы берутся за руки, образуя замкнутый круг. Тренер говорит о том, что он сейчас через тактильный контакт ладоней рук будет передавать определенное чувство. Члены группы должны определить (почувствовать), какое чувство было передано, и поделиться своими соображениями. Потом другие члены группы также загадывают и передают свои чувства через тактильный контакт ладоней рук.

Рефлексия.

Примечание: Упражнение можно усложнить тем, что чувство можно передавать по кругу конкретному человеку. Члены группы должны почувствовать, кому и какое чувство было передано. Если группа за время тренинга успела сплотиться, и в ней сложились доверительные отношения, для многих ее членов не составит труда на тактильном уровне воспринять, а потом осмыслить именно то чувство, которое было загадано другими.


Упражнение № 7 «Умение сказать «нет»

Цель: Формирование умения говорить «НЕТ».

Тренер говорит о том, что неумение говорить «нет» часто приводит к довольно сложным и неприятным переживаниям, потому что в результате мы берем на себя невыполнимые или очень обременительные обязательства, соглашаемся с работой, которая нам ничего не может дать, в конечном счете – подводим других людей.

Чаще всего отказ неприятен нашему партнеру. Но это не повод, чтобы со всем соглашаться. Ведь просьбы и требования бывают глупыми, оскорбительными, незаконными. Часто сказать «нет» просто необходимо – по психологическим, юридическим, этическим и другим весомым причинам.

Неумение сказать «нет» иногда становится большой психологической проблемой. Человек пьет и ест значительно больше, чем хотел бы, потому что не может отказать не в меру хлебосольным друзьям, раздает деньги, необходимые его семье, не имея сил отказать в просьбе, выполняет массу ненужной ему работы по той же причине.

З а д а н и е:

              1. Вспомните, было ли в последнее время так, что вы не смогли отказать другим в просьбе или требовании, хотя внутренне сильно не хотели выполнять эту просьбу (требование)?

              2. Вспомните ситуацию (ситуации), когда вы не смогли сказать «нет», и это привело к неприятным для вас последствиям?

Запишите эти ситуации и поделитесь ими с членами группы.

Члены Т-группы задают коммуникаторам вопросы. Вопросы могут быть такого плана: «К чему привело ваше неумение сказать «нет»? «Что помешало вам отказать в просьбе?» и другие. Если вопросы такого плана не будут заданы членами группы, их должен задать тренер.

Далее тренер предлагает пошаговую методику выработки умения говорить «НЕТ» (автор Владимир Ромек).


АЛГОРИТМ МЕТОДА ЭТИЧНОГО ОТКАЗА

Шаг 1: Вы обнаруживаете недовольство, раздражение по поводу просьбы партнера:

Это – безусловная предпосылка для мягкого отказа. Вы, собственно, и не отказываетесь, а только сообщайте о своем раздражении партнеру.

ШАГ 2: Скажите «нет»: говорите о своих чувствах.

Используйте местоимение «Я»: «Мне это будет неприятно»; «Меня это немного злит»; «Мне это не нужно»; «Меня это не интересует»; «Я это могу сделать только при крайней необходимости или в обмен на конкретную услугу».

Кратко и четко поясните, почему это именно так, дайте краткое обоснование отказу. Обоснованием отказа могут здесь служить только ваши чувства или изменения в ваших отношениях с партнером в случае выполнения просьбы.

ШАГ 3: Пауза для выслушивания партнера.

Вы делаете паузу (то есть молчите), спокойно выслушиваете партнера, пока он не договорит.

ШАГИ 4 –6: Повторы.

Повторите свою мысль, но обязательно – с учетом слов партнера и только в том случае, если ваше решение отказать не изменилось.

После объяснения методики, тренер предлагает поупражняться говорить «НЕТ». Для этого он предлагает использовать те ситуации, о которых говорили ранее члены Т-группы.

Группа делится на пары. Тренер дает инструкцию участникам упражнения.

Инструкция участникам:

«Ваша задача состоит в том, чтобы точно следовать схеме отказа. Скажите «нет», затем уточните, что именно вы не будете делать. Затем, сославшись на неприятные чувства, вы лаконично обоснуете, почему этого делать не будете. Будьте последовательны и настойчивы. Не давайте втянуть себя в дискуссию».

Задача второго участника состоит в том, чтобы навязать свою просьбу.

Инструкция группе:

«Следите, пожалуйста, за тем, чтобы разговор шел по существу и не переходил в плоскость личных оценок и извинений».

Обсуждение: «Что вам мешало сказать «нет»? Как реагировал партнер на вашу настойчивость? Что вы чувствовали в процессе диалога? Какие способы компенсации отказа вы видите?» и другие.

Рефлексия.


Примечание: Целесообразен вариант смены ролей, когда субъекту придется играть роль того, кто навязывал ему свою просьбу, а его оппонент будет выступать от его собственного имени. Можно одну и ту же ситуацию сыграть несколько раз разными участниками.


Упражнение № 8 «Соберем в дорогу чемоданчик»

Цель: Закрепление позитивного эмоционального образа проведенных занятий; развитие эмпатии; подведение итогов занятия.

Члены группы изготавливают бумажные чемоданчики друг для друга, украшая их рисунками. Потом каждый для каждого пишет пожелания или стихи, которые были подготовлены во время выполнения домашнего задания, или которые родились непосредственно на занятии. Все это складывается в бумажные чемоданчики. Они подписываются.

Далее, ведущий зачитывает содержание чемоданчиков. Группа обеспечивает эмоциональную поддержку каждому. Высказываются пожелания друг другу.

Рефлексия всего цикла занятий.


Упражнение № 9. «Волшебное дерево»

Цель: Снятие усталости; повышение энергетического потенциала.

«Волшебное дерево» – восстанавливающая энергогимнастика. В основе метода положен принцип визуализации и вхождение в образ.

Представьте себя могучим деревом. Войдите в образ. Представьте, как с верху в вас вливается энергия космоса. Вообразите ее в виде золотого потока. Ощутите, как энергия проходит через весь ваш организм к пяткам ног, проходит вас насквозь, наполняя животворящей силой, расплываясь теплом по всему вашему телу до кончиков пальцев.

Представьте, что через ступни ног в вас вливается энергия земли в виде серебряного потока и наполняет силой и бодростью все ваше тело.

Выход из образа.


Упражнение № 10. «Моечная машина»

Цель: Закрепление позитивного эмоционального образа занятий.

Участники становятся в «ручеек». Это моечная машина. Один из участников играет роль автомобиля, который необходимо помыть. Он входит в строй между товарищами. Это и есть моечная машина. Они прикасаются по очереди к нему и говорят ему ласковые слова и добрые пожелания на будущее. На выходе из машины его ждет «сушилка», которая должна его обнять. После этого происходит смена ролей «сушилки» и «автомобиля». Упражнение считается завершенным тогда, когда все члены группы смогут побыть в заданных ролевых образах.

Примечание: Прикосновения должны быть нежны и этичны. Желательно в пожеланиях не повторяться.


Рефлексия всего цикла занятий.




<< предыдущая страница   следующая страница >>