bigpo.ru
добавить свой файл
1 2 3



ГОУ ВПО Читинская государственная медицинская академия МЗ РФ


Кафедра терапевтической стоматологии


Практические занятия

по предклиническому курсу

терапевтической стоматологии

(III семестр)





Чи­та – 2009


УДК 616


Учебно-методическое пособие "Практические занятия по терапевтической стоматологии (планы и содержание, домашние задания и рекомендуемая литература)" для преподавателей стоматологического факультета подготовлено заведующей кафедрой терапевтической стоматологии, проф. Е.Н.Ивановой.

Тематические планы практических занятий составлены в соответствии с Государственными образовательными стандартами, учебным планом по терапевтической стоматологии и примерной учебной программой дисциплины «Терапевтическая стоматология» для студентов стоматологических факультетов".

Пособие обсуждено на кафедральном совещании и рекомендовано ЦМК стоматологического факультета ЧГМА.


с Читинская государственная медицинская академия, 2009

III семестр

Занятие 1-2.

Тема: Цели и задачи фантомного курса. Оснащение стоматологического учреждения. Эргономика в стоматологии. Основы техники безопасности.

Содержание: Подготовка студентов к приему больных в клинике, обучение основам врачебной деонтологии, диагностики и семиотике стоматологических заболеваний, а также профессионально-мануальным навыкам врача-стоматолога  цель предклинического курса терапевтической стоматологии. Структура стоматологических лечебных учреждений, категорийность, оснащение стоматологических поликлиник. Основы техники безопасности. Эргономические принципы организации рабочего места врача-стоматолога.

Структура практического занятия:

  1. Тестовый письменный или компьютерный контроль.

  2. Собеседование по теме занятия.

  3. Работа на фантомах.

  4. Задание на дом.

Задание на дом: Нарисовать в разобранном виде наконечник прямой и угловой, к каждой детали сделать четкие подписи об их применении.

Литература:

  1. Воробьев В.П. Атлас анатомии человека.  Минск, 2000.  1472 с.

  2. Магид Е.А., Мухин Е.А. Фантомный курс терапевтической стомато-логии. Атлас.- 2-е изд., перераб. и доп. - М., Медицина, 1987.  304 с.

  3. Магид Е.А., Мухин Е.А. Атлас по фантомному курсу в терапевтической стоматологии.  М.: Медицина, 1981.  288 с.

  4. Лекции.


Занятие 3-4.

Тема: Дезинфекция. Требования к стерилизации, профилактика ятрогенных и инфекционных заболеваний (СПИД, гепатит).

Содержание: Асептика и антисептика в стоматологии. Соблюдение инст-рукции, санитарно-эпидемиологического режима работы стоматологического кабинета, основанная на указаниях ОСТа 42-21-2-85.  основа профилактики инфекционных заболеваний. Основные этапы обработки стоматологического инструментария: дезинфекция, предстерилизационная очистка, стерилизация. Средства, методы и режимы обработки стоматологического инструментария и оборудования в стоматологических кабинетах.

Структура практического занятия:

  1. Тестовый письменный или компьютерный контроль.

  2. Собеседование по теме занятия.

  3. Работа на фантомах.

  4. Задание на дом.

Задание на дом:

  1. Нарисовать стоматологические инструменты, в том числе мелкий инструментарий с указанием метода стерилизации.

  2. Выписать рецепты для дезинфекции и холодной стерилизации инструментов.

  1. Описать методики проведения проб: бензидиновой, амидопириновой, азопирамовой, фенолфталеиновой.

Литература:

  1. Воробьев В.П. Атлас анатомии человека.  Минск, 2000.  1472 с.

  2. Материалы ОСТа 42-21-2-85.

  3. Магид Е.А., Мухин Е.А. Фантомный курс терапевтической стомато-логии. Атлас.- 2-е изд., перераб. и доп. - М., Медицина, 1987.  304 с.

  4. Лекции.


Занятие 5-6.

Тема: Клиническая анатомия и гистология тканей зуба. Сроки прорезывания зубов и формирования их корней.

Содержание: Анатомическое строение зубов. Основные периоды в развитии зуба: закладка и образование зубных зачатков, дифференцировка зубных зачатков, гистогенез тканей зуба. Гистологическое строение зубов. Анатомическая зубная формула. Клиническая формула, рекомендуемая ВОЗ для обозначения постоянных и временных зубов. Знание сроков прорезывания временных и постоянных зубов, формирования их корней: основа для обоснования выбора метода лечения некоторых стоматологических заболе-ваний и оценки общего состояния организма и зубочелюстной системы.

Структура практического занятия:

  1. Тестовый письменный или компьютерный контроль.

  2. Собеседование по теме занятия.

  3. Работа на фантомах.

  4. Задание на дом.

Задание на дом:

  1. Нарисовать все группы зубов.

  2. Нарисовать схему гистологического строения зубного зачатка.

  3. Нарисовать продольный шлиф зуба, отобразить примерную толщину эмали, дентина и цемента. В эмали показать ход и направление линий Ретциуса, Гентера-Шрегера.

Литература:

  1. Воробьев В.П. Атлас анатомии человека.  Минск, 2000.  1472 с.

  2. Магид Е.А., Мухин Е.А. Фантомный курс терапевтической стомато-логии. Атлас. -2-е изд., перераб. и доп. - М., Медицина, 1987.  304 с.

  3. Магид Е.А., Мухин Е.А. Атлас по фантомному курсу в терапевтической стоматологии. - М.: Медицина, 1981. - 288 с.

  4. Фалин Л.И. Гистология и Эмбриология полости рта и зубов. М., 1963. – 220 с.

  5. Кудрин И.С. Анатомия органов полости рта.-М.: Медицина, 1987.-304 с.

  6. Лекции.


Занятие 7.

Тема: Схема методов обследования стоматологического больного. Деонтология в стоматологии. Основные методы обследования.

Содержание: Основные и дополнительные методы обследования стоматологического больного. Основные методы: опрос  выявление жалоб, анамнез жизни (перенесенные и сопутствующие заболевания, переносимость лекарственных веществ, бытовой анамнез, трудовой анамнез, вредные привычки) и развития основного стоматологического заболевания.

Наследственный статус. Внешний осмотр и осмотр собственно полости рта. Освоение техники зондирования, перкуссии, пальпации и температурной пробы.

Взаимоотношения в коллективе врачей, с больным, с его близкими и родственниками, средним и младшим медицинским персоналом  основные аспекты деонтологии и обязательные компоненты врачебной деятельности. Работа со студентами в клинике терапевтической стоматологии.

Структура практического занятия:

  1. Тестовый письменный или компьютерный контроль.

  2. Работа на фантомах.

  3. Собеседование по теме занятия.

  4. Задание на дом.

Задание на дом: Описать последовательность осмотра стоматологического больного.

Литература:

  1. Воробьев В.П. Атлас анатомии человека.  Минск, 2000.  1472 с.

  2. Магид Е.А., Мухин Е.А. Фантомный курс терапевтической стомато-логии. Атлас. - 2-е изд., перераб. и доп.  М., Медицина, 1987.  304 с.

  3. Магид Е.А., Мухин Е.А. Атлас по фантомному курсу в терапевтической стоматологии. - М.: Медицина, 1981. - 288 с.

  4. Лекции.


Занятие 8.

Тема: Дополнительные методы обследования стоматологического больного.

Содержание: Дополнительные методы: витальное окрашивание, электроодонтометрия, рентгенологическое исследование, дентоскопия и другие методы обследования, позволяющие уточнить или отвергнуть диагноз.

Структура практического занятия:

  1. Тестовый письменный или компьютерный контроль.

  2. Собеседование по теме занятия.

  3. Работа на фантомах.

  4. Задание на дом.

Задание на дом: Перечислить дополнительные методы осмотра стоматологического больного.

Литература:

  1. Воробьев В.П. Атлас анатомии человека.  Минск, 2000.  1472 с.

  2. Магид Е.А., Мухин Е.А. Фантомный курс терапевтической стомато-логии. Атлас. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., Медицина, 1987.  304 с.

  3. Магид Е.А., Мухин Е.А. Атлас по фантомному курсу в терапевтической стоматологии. - М.: Медицина, 1981.  288 с.

  4. Лекции.


Занятие 9-10.

Тема: Теоретическое обоснование методов оперативного лечения кариеса зубов (теория Блека, Лукомского). Общие принципы препарирования зубов. Абразив-ные материалы. Режущие и шлифовальные инструменты. Способы применения.

Содержание: Понятие о кариесе. Классификация кариозных полостей по Блэ-ку. Общие принципы препарирования кариозной полости любой локализации: обезболивание, раскрытие, расширение кариозной полости и ее формирование. Виды обезболивания: общее (наркоз, его виды); местное (аппликационное, про-водниковое, инфильтрационное, электрообезболивание). Основные этапы пре-парирования кариозной полости: раскрытие, расширение, некрэктомия, форми-рование, финирование, медикаментозная обработка. Принцип оперативного ле-чения кариеса зубов по Блэку: расширение ради предупреждения до иммунных зон. Принцип И.Г.Лукомского: предельно полное иссечение патологически измененных тканей и щадящее отношение к непораженным кариесом эмали и дентину. Разновидности режущих и шлифовальных инструментов, способы применения.

Структура практического занятия:

  1. Тестовый письменный или компьютерный контроль.

  2. Собеседование по теме занятия.

  3. Работа на фантомах.

  4. Задание на дом.



Задание на дом:

1) Перечислите этапы препарирования кариозной полости.

  1. Перечислите признаки стороны зуба.

  2. Описать виды обезболивания твердых тканей зуба.

  3. Указать абразивные материалы.

  4. Нарисовать режущие и шлифовальные инструменты.

Литература:

  1. Воробьев В.П. Атлас анатомии человека.  Минск, 2000.  1472 с.

  2. Магид Е.А., Мухин Е.А. Фантомный курс терапевтической стомато–логии. Атлас. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., Медицина, 1987. - 304 с.

  3. Магид Е.А., Мухин Е.А. Атлас по фантомному курсу в терапевтической стоматологии. - М.: Медицина, 1981.- 288 с.

  4. Лекции.

Занятие 11-12.

Тема: Общие принципы препарирования кариозных полостей.

Препарирование кариозных полостей I,V классов, особенности.

Содержание: Стоматологический инструментарий. Соблюдение общих принципов препарирования кариозных полостей по классификации Блэка: залог успешного лечения патологии твердых тканей зуба. Анатомическое строение моляров и премоляров. Кариозные полости в области фиссур и слепых ямок моляров, премоляров, резцов: I класс по Блэку. Особенности формирования кариозных полостей I класса в зависимости от локализации. Полости в области шеек всех групп зубов: V класс по Блэку. Особенности формирования кариозных полостей V класса.

Структура практического занятия:

  1. Тестовый письменный или компьютерный контроль.

  2. Собеседование по теме занятия.

  3. Работа на фантомах.

  4. Задание на дом.

Задание на дом:

  1. Нарисовать форму и локализацию кариозных полостей I-V классов.

  2. Нарисовать разновидности сформированных кариозных полостей I класса, V класса.

  3. Лепка на зубах из пластилина кариозных полостей I-V классов.

Литература:

  1. Воробьев В.П. Атлас анатомии человека.  Минск, 2000.  1472 с.

  2. Магид Е.А., Мухин Е.А. Фантомный курс терапевтической стомато-логии. Атлас. - 2-е изд., перераб. и доп. -М., Медицина, 1987. - 304 с.

  3. Магид Е.А., Мухин Е.А. Атлас по фантомному курсу в терапевтической стоматологии. - М.: Медицина,1981. - 288 с.

  4. Лекции.



Занятие 13-14.

Тема: Препарирование кариозных полостей II класса, особенности.

Содержание. Стоматологический инструментарий. Соблюдение общих принципов препарирования кариозных полостей по классификации Блэка: основа ка-чественного лечения патологии твердых тканей зуба. Анатомическое строение моляров и премоляров. Кариозные полости, расположенные на контактных поверхностях моляров и премоляров, премоляров резцов: II класс по Блэку. Особенности формирования элементов кариозных полостей II класса: боковая стенка, придесневая стенка, дно кариозной полости. Требования к формированию дополнительной площадки (ширина, длина, глубина).


Структура практического занятия:

  1. Тестовый письменный или компьютерный контроль.

  2. Собеседование по теме занятия.

  3. Работа на фантомах.

  4. Задание на дом.


Задание на дом:

  1. Нарисовать форму и локализацию кариозных полостей II класса.

  2. Нарисовать разновидности сформированных кариозных полостей II класса с дополнительной площадкой, без дополнительной площадки, при одновременном поражении двух контактных поверхностей и единой дополнительной площадкой.

  3. Лепка на зубах из пластилина кариозных полостей II класса.


Литература:

  1. Воробьев В.П. Атлас анатомии человека.  Минск, 2000.  1472 с.

  2. Магид Е.А., Мухин Е.А. Фантомный курс терапевтической стомато-логии. Атлас. - 2-е изд., перераб. и доп. -М., Медицина, 1987. - 304 с.

  3. Магид Е.А., Мухин Е.А. Атлас по фантомному курсу в терапевтической стоматологии. - М.: Медицина, 1981.- 288 с.

  4. Лекции.



Занятие 15-16.

Тема: Принципы препарирования кариозных полостей III класса, особенности.

Содержание: Анатомическое строение резцов и клыков. Кариозные полости, расположенные на контактных поверхностях резцов и клыков при сохранении режущего края коронки: III класс по Блэку. Особенности формирования элементов кариозных полостей III класса.

Структура практического занятия:

  1. Тестовый письменный или компьютерный контроль.

  2. Собеседование по теме занятия.

  3. Работа на фантомах.

  4. Задание на дом.

Задание на дом:

  1. Нарисовать форму кариозных полостей III класса .

  2. Нарисовать разновидности сформированных кариозных полостей III класса в пределах контактной поверхности зуба, с выведением на язычную поверхность.

  3. Лепка на зубах из пластилина кариозных полостей III класса.

Литература:

  1. Воробьев В.П. Атлас анатомии человека.  Минск, 2000.  1472 с.

  2. Магид Е.А., Мухин Е.А. Фантомный курс терапевтической стомато-логии. Атлас. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., Медицина, 1987. - 304 с.

  3. Магид Е.А., Мухин Е.А. Атлас по фантомному курсу в терапевтической стоматологии. - М.: Медицина, 1981.- 288 с.

  4. Лекции.


Занятие 17-18.



следующая страница >>