bigpo.ru
добавить свой файл
1
ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ


Достижение современного качества образования обеспечивается эффективностью введения Федерального государственного образовательного стандарта.

Достичь желаемых результатов в этом направлении поможет соблюдение ряда условий:

1) адресная методическая поддержка учителей;

2) создание необходимых материально-технических условий для организации образовательного процесса;

3) стимулирование деятельности учителя;

4) научное управление инновационными процессами в ОУ и др.

На 1 января 2012 года на территории Свердловской области в сфере образования функционируют:

1) Государственные учреждения: 140 казенных; 165 – бюджетных, 0- автономных;

2) Муниципальные учреждения: 1412 – казенных; 1328 – бюджетных; 47 – автономных.

Финансовое обеспечение деятельности государственных (муниципальных) образовательных учреждений с 1 января 2012 года на территории Свердловской области осуществляется: для казенных учреждений - на основании сметы; для бюджетных и автономных учреждений – на основании государственного (муниципального) задания выполнения работ (оказания услуг).

Основным подходом к определению оплаты труда учителя является замена фиксированных размеров ставок за норму рабочего времени на заработную плату в зависимости от расчетной единицы стоимости педагогической услуги (1 ученико-час). В новой системе оплаты труда отражается интенсивность труда учителя и преодолевается зависимость его заработной платы от количества отработанных часов.

Основными критериями при распределении стимулирующих выплат являются качество образования, показатели здоровья и воспитания обучающихся.

В первом квартале 2011 года средняя заработная плата учителей составляла 17816 рублей, в экономике Свердловской области – 20502,2 рубля. В 4 квартале 2011 года средняя заработная плата учителей региона достигла 25736 рублей в результате реализации комплекса мер по модернизации общего образования в Свердловской области и принятого решения о повышении средней заработной платы учителей на 30 процентов. В декабре 2011 года средняя заработная плата учителей нашей области составила 28532 рубля.

Введение новой системы оплаты труда позволило дифференцировать заработную плату различных категорий педагогических работников в зависимости от качества их труда, повысить социальный статус учителя, обеспечить рост заработной платы учителей.

Результатами внедрения нормативного подушевого финансирования школы являются необходимые системные изменения:

- оптимизация сети общеобразовательных учреждений: это прежде всего укрупнение их количества через реорганизацию начальных малокомплектных школ путем присоединения к основным и средним школам с учетом транспортной доступности и созданию базовых школ;

- оптимизация штатных расписаний общеобразовательного учреждения с учетом количества обучающихся и применяемых образовательных программ и технологий;

- обеспечение оптимальной наполняемости классов с учетом численности обучающихся в муниципальных образованиях и оптимизации сети;

- приближение к рекомендуемому соотношению численности педагогического персонала к численности других категорий работников школ.

В 2011 году повысили квалификацию 4 403 педагога, работающих по ФГОС НОО.

В июле 2011 года Свердловская область вошла в число победителей конкурсного отбора региональных программ развития образования по реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы по направлению «Достижение во всех субъектах Российской Федерации стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Постановлением Правительства Свердловской области в качестве стажировочной площадки по теме «Введение ФГОС общего образования как фактор модернизации системы образования Свердловской области» определен Институт развития образования.

Основные задачи деятельности стажировочной площадки:

  • создание условий для развития профессиональных компетенций работников образования, появления и распространения инновационных практик, направленных на решение задач Федеральной целевой образовательной программы развития образования на 2011-2015 годы и обеспечивающих современное качество общего образованиям;

  • подготовка ведущих консультантов и педагогов-тьюторов для организации тьюторского сопровождения стажировки работников образования;

  • научно-методическое и информационное сопровождение стажировки работников образования;

  • мониторинг эффективности реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Вместе с тем, наиболее сложным при реализации ФГОС НОО является организация уроков и занятий внеурочной деятельности в деятельностном режиме, создание условий для формирования конкретных универсальных учебных действий, для самостоятельной деятельности по получению, преобразованию и применению знаний, для самооценки.

В Свердловской области в рамках реализации Комплекса мер по модернизации общего образования все финансовые средства, поступившие в форме субсидий из федерального бюджета в бюджет Свердловской области, направлены на создание условий для реализации ФГОС.

В 2011 году было приобретено:

- 696 аппаратно-программных комплексов, в том числе 150 комплексов для базовых школ, государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений Свердловской области на сумму 349844,6 тыс. рублей;

- 1445 автоматизированных рабочих мест учителей для муниципальных и государственных общеобразовательных учреждений Свердловской области на сумму 35125,06 тыс. рублей.

Приобретено 3 893 персональных компьютера, что обеспечило достижение планируемого показателя по количеству учащихся на один современный персональный компьютер в общеобразовательных учреждениях – 10 человек (в 2010 году – 13 человек).

К началу нового 2011-2012 учебного года для каждого первоклассника приобретен полный комплект учебников. Расходы по данному мероприятию составили 117974, 2 тыс. рублей.

Ряд приоритетных задач, требующих решения в ближайшее время:

- совершенствование нормативов финансирования отдельно выделенных услуг (дистанционное, индивидуальное обучение) и форм получения общего образования (семейное образование, самообразование, получение образования на дому), внеурочной деятельности;

- организация (?) мониторинга эффективности использования УМК для реализации ФГОС НОО, ФГОС ООО;

- формирование системы оценки качества образования в соответствии с требованиями ФГОС.