bigpo.ru
добавить свой файл
1 2 3
Краткость - сестра таланта


Пояснительная записка.


Элективный курс «Краткость - сестра таланта» предназначен для учащихся девятых классов и может быть использован в качестве дополнения к основному курсу русского языка, к той его части, которая определяется как развитие речи.


В название программы вынесены слова А.П. Чехова, потому что особенно актуально звучат сейчас слова классика: «Краткость - сестра таланта».


Современные темпы развития всех сфер общества – производства, науки, культуры – требуют компетентных, конкурентоспособных специалистов, умеющих работать с людьми, вести конструктивный диалог, что предполагает владение умением видеть ситуацию во всём её реальном многообразии, в том числе учитывать позиции своих оппонентов, аргументированно доказывать свою точку зрения. А для этого необходимо уметь кратко, но ясно и точно, последовательно и логично излагать свои мысли. А тот поток информации, который буквально обрушивается на современного человека, требует умений разными способами обрабатывать эту информацию в соответствии с поставленной задачей.


Эти умения и навыки проверяются на итоговой аттестации: часть 1 экзаменационной работы состояла в написании сжатого изложения по прослушанному тексту; часть 3 представляла собой написание небольшого по объему сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста.


Однако анализ результатов экзаменационных работ девятиклассников выявляет проблему недостаточной сформированности этих умений, необходимых для дальнейшего обучения и дальнейшего образования – как в области русского языка, так и в других областях Судя по экзаменационным работам, неудачи у многих выпускников основной школы связаны с проблемой адекватности и глубины восприятия текста на слух. Девятиклассники не всегда представляют себе критерии выделения главной и второстепенной информации текста. Именно поэтому сокращения, которые они производят в исходном тексте, часто носят случайный, субъективный.


Необходимость введения курса обусловлена еще и тем периферийным положением, которое занимает работа по обучению сжатому изложению в школе. Причём если в 5 – 7 классах такая работа ещё ведётся, то в 8 – 9 классах она, как правило, сводится к минимуму. Между тем именно в этих классах освоение умения обрабатывать информацию, воспринятую на слух, становится насущной необходимостью, поскольку готовит детей к дальнейшей учебной деятельности.


Недостаточно времени уделяется и такому сложному виду работы, как сочинение - рассуждение. Особую трудность для девятиклассников при создании сочинения-рассуждения представляет аргументация их собственных умозаключений и выводов. Как правило, школьники не вполне ясно представляют себе, что такое аргумент и как он вводится в текст сочинения.


Все названные проблемы представляют собой разные аспекты одного явления – недостаточного уровня развития речи (в частности, письменной) выпускников основной школы.


Программа курса направлена на усиление практической направленности обучения русскому языку и соединение теории с практикой на основе многоплановой, системной и систематической работы с текстом. Многоплановая работа по переработке информации текста соответствует коммуникативно-деятельностному и практико-ориентированному подходам к современному обучению. Такая работа должна способствовать формированию самой значимой компетенции – коммуникативной.


Цель курса – развитие коммуникативной компетенции, то есть владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь, обрабатывать информацию и создавать собственные высказывания.


Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:


1) закрепить и углубить знания о тексте, его признаках и строении;


2) научить адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в прослушанном и прочитанном тексте;


2) научить способам сокращения текста (исключение, упрощение, обобщение);


4) развивать навыки письменно передавать обработанную информацию и создавать собственное связное высказывание на заданную тему на основе прочитанного текста;


6) углубить знания о таком типе речи как рассуждение, его строении;


7) воспитывать культуру доказательного аргументированного рассуждения;


8) развивать умения аргументировать свои мысли и утверждения, используя прочитанный текст;


9) отрабатывать навыки самопроверки и самооценки;


Программа рассчитана на 12 часов, данную программу целесообразно включать в учебный процесс во втором полугодии.


Краткое описание структуры и логики программы


Курс состоит из 4 разделов. Программа элективного курса строится с опорой на важнейшие принципы организации материала. Принципу системности соответствует подача материала в структурно организованном виде. Принцип преемственности проявляется в том, что теоретический материал постигается через опыт самостоятельного анализа текста. С целью предотвращения перегрузки учащихся используются тексты, которые характеризуются лаконичностью, доступностью, что соответствует принципу доступности.


1раздел. Текстоведение (целесообразно начать изучение курса с анализа текстов, определяя признаки текста, выделяя микротемы, абзацы, главную и второстепенную информацию).


2 раздел. Способы сокращения текста (девятиклассники учатся приемам сжатия текста (исключение, упрощение, обобщение) их уместному использованию и созданию сжатого изложения).


3 раздел. Особенности рассуждения (закрепляются знания о композиции рассуждения, развиваются умения грамотно аргументировать собственные умозаключения и выводы).


4 раздел. Редактирование (развиваются умения оценивать собственную работу, исправляя грамматические, логические, речевые ошибки).


Курс имеет практическую направленность. В практической работе по восприятию и самостоятельному построению текстов используются такие методы, как анализ текста, интерпретация текста, сопоставление, сравнение, эксперимент, моделирование (создание текста по определённым образцам и по заданным характеристикам).


На каждом занятии предполагаются развернутые ответы - рассуждения на поставленный вопрос (доказать, что перед вами текст; сравнить тексты; доказать принадлежность текста к определенному типу, стилю и т.п.)


К текстам предлагаются тестовые задания, особое внимание уделяется проверке знаний по лексике и синтаксису, так как именно эти задания вызвали наибольшие затруднения у девятиклассников.


Используются следующие виды деятельности:


•исследовательская (выделение отрывков единого текста из псевдотекста, анализ текста, его композиции, анализ выразительных средств языка),


•поисковая (самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование, отбор материала для сочинения),


•творческая (освоение информации и ее передача путем создания вторичного текста, сочинение - рассуждение, спор с предполагаемым оппонентом).


Курс создает условия для развития общеучебных умений: информационных (нахождение, переработка и использование информации); интеллектуальных (умение строить рассуждения - доказательства разных видов, приводить убедительные аргументы и примеры); коммуникативных (точно, логично и образно выразить свои мысли в письменном высказывании, соблюдая нормы языка); организационных (владение средствами самоконтроля и самооценки своей деятельности).


Программа предусматривает использование различных видов индивидуальных и групповых заданий, что направлено на формирование навыков не только самостоятельной работы, но и работы в группе.


В результате изучения элективного курса учащиеся должны уметь:


- выполнять информационную обработку текста;


- выделять в нём микротемы, определять в них главное, существенное, отсекать второстепенное;


- отбирать лексические и грамматические средства, необходимые для связной и краткой передачи информации;


- правильно использовать различные языковые приёмы сжатия исходного текста (исключение, обобщение, упрощение);


- строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи;


- аргументировать положения своей работы, используя прочитанный текст;


- уметь пользоваться словарями, извлекать необходимую информацию;


- владеть навыками самопроверки и самоконтроля.


Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью тестов закрытого и открытого типов, письменных работ (сжатого изложения после изучения 2 раздела, сочинения - рассуждения после изучения 3 раздела), редактирования текста. После изучения всего курса проводится итоговая контрольная работа: сжатое изложение или сочинение-рассуждение (по усмотрению учителя, в зависимости от уровня подготовки класса)


Письменные работы оцениваются по критериям, предусмотренным для ГИА.


После изучения всего курса баллы суммируются (можно выдать учащимся сертификат)


Кроме того, так как на каждом занятии предполагаются развернутые ответы - рассуждения, целесообразно использовать такие виды оценивания, как самооценка, взаимооценка по критериям, с которыми учащиеся знакомятся на одном из первых занятий: Критерии оценивания устного ответа- рассуждения: правильность формулировки тезиса


композиционная стройность: логическая последовательность теоретических положений, речевая связность, завершенность.


достаточность количества аргументов, их убедительность


соответствие нормам русского языка: орфоэпическим, лексическим, грамматическим, стилистическим.


Ожидаемые результаты.


•успешность проведения итоговой аттестации за курс основной школы;


•повышение уровня коммуникативной компетенции девятиклассников;


•осознанность выбора дальнейшего профилирующего направления собственной деятельности выпускниками основной школы.


Учебно-тематический план.


Тема. Виды деятельности. Образовательный продукт.


Раздел 1. Текстоведение.


Тема 1. Понятие о тексте. Признаки текста.


Аналитико-синтетические упражнения, групповая работа, взаимоценка. Тексты-первоисточники, развернутый ответ-рассуждение.


Тема 2. Микротема. Микротекст. Абзац.


Композиционно-содержательный анализ текста, эксперимент, выделение абзацев. Исправленный текст; текст, восстановленный по ключевым словам


Тема 3. Виды и средства связи предложений в тексте


Анализ текстов, игра, моделирование. Сочинение- миниатюра


Раздел 2. Способы сокращения текста.


Тема 4. Языковые приёмы сжатия исходного текста: исключение, упрощение, обобщение.


Лекция учителя, анализ примеров. Конспект лекции


Тема 5. Применение способов сжатия.


Урок-практикум, самостоятельная работа. Переработанный текст (черновик изложения).


Тема 6. Работа над изложением.


Самооценка, самопроверка, самостоятельная работа над ошибками. Сжатое изложение.


Раздел 3. Особенности сочинения-рассуждения.


Тема 7. Композиция рассуждения. Аргумент. Способы введения примеров-аргументов.


Анализ текста-рассуждения, поисковая работа. Составление схемы рассуждения, развернутый ответ на поставленный вопрос.


Тема 8. Роль знаков препинания на письме.


Составление таблицы, спор с предполагаемым оппонентом. Развернутый аргументированный ответ


Тема 9. Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.


Работа над сочинением. Сочинение-рассуждение


Раздел 4. Редактирование.


Тема 10. Типы речевых и грамматических ошибок. Способы их устранения.


Анализ текстов изложений, взаимопроверка. Отредактированный текст.


Тема 11-12. Итоговая контрольная работа.


Методические рекомендации.


Методические рекомендации носят примерный характер (программа разработана с учетом типичных ошибок, допущенных девятиклассниками Калининского района на итоговой аттестации в 2009 году). Даются общие рекомендации, определено общее направление, в русле которого должны проводиться занятия. Приводятся типовые задания для практической работы, примерные темы творческих работ, предлагается дидактический материал (тексты для анализа разных стилей, тестовые задания). В приложении представлены презентации: «Текст. Признаки текста», «Типы речи», «Виды и средства связи предложений в тексте», «Способы сокращения текста: исключение, упрощение, обобщение», «Работа над сжатым изложением». Данный материал можно использовать практически на всех занятиях курса, что поможет обучающимся грамотно и правильно строить свои высказывания в устной и письменной форме. Кроме того, необходимо обеспечить учащихся критериями оценивания изложения и сочинения, разработанными для итоговой аттестации, чтобы девятиклассники учились самостоятельно оценивать свои работы. А также у каждого должны быть критерии оценивания устного ответа (см. Оценивание знаний и умений).


Тексты изложений и темы сочинений взяты из экзаменационных работ 2008 и 2009 годов, т.к. эти работы проанализированы, выявлены типичные ошибки, и учитель сможет целесообразно организовать работу над выявленными пробелами. Кроме того, предлагаются тексты научно - популярного подстиля, отрывки из произведений Пушкина, Толстого, Чехова, Лихачева. Практически на каждом занятии предусмотрена работа с высказываниями о языке мастеров слова, что должно способствовать осознанию учащимися значимости языка не только в учебной деятельности, но и вообще во взрослой жизни, в разных ее сферах.


Большое внимание уделяется работе над способами сжатия текста, над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему. Уделяется внимание лексической работе, так как лексические речевые ошибки встречаются в работах всех групп учеников – от получивших на экзамене отметку «2» до выполнивших работу на «отлично». Большая часть этих ошибок связана с неточным пониманием лексического значения слов, особенно многозначных, а также с незнанием норм лексической сочетаемости. Поэтому на каждом занятии предполагается работа со словом, работа с различными словарями.


Раздел 1. Текстоведение. Занятие 1. Понятие о тексте. Признаки текста.


Цель: обобщить, закрепить и углубить знания о тексте.


Оборудование: мультимедийная презентация «Текст и его строение. Признаки текста», текст для анализа, критерии оценивания, тесты.


Ход занятия.


Вступительное слово учителя. Учитель рассказывает о целях курса, знакомит с содержанием занятий, с формами контроля. Работа по теме начинается с высказывания Н.В.Гоголя: «Перед вами громада - русский язык! Наслаждение глубокое зовет вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его».


- Как вы понимаете высказывание Гоголя? Каково отношение писателя к языку? Какими языковыми средствами оно выражается?


- Докажите, что перед вами текст. Вспомните, что такое текст.


Учитель дополняет ответы:


Термин текст пришел в русский язык в XVIII в. из немецкого, но восходит он к латинскому textus, что значит «ткань; связь, соединение, слог, стиль».


Текст – это интегративная единица, глубокое понимание которой лежит на стыке многих наук: лингвистики, языкознания, культурологии, философии, психологии, литературоведения, истории и др.


Далее повторяются признаки текста. Так как основные понятия о тексте учащимся уже знакомы, можно провести повторение в форме игры «Кто больше?»


- Запишите известные вам признаки текста (время ограничено).


После чего можно предложить обменяться работами, сверить записи, дополнить друг друга. Затем учитель дает правильный ответ (проецируется на экране), а девятиклассники сравнивают, дополняют свои записи.


Признаки текста:


 заглавие;


 тематическое единство


 идея;


 делимость на части (начало, основная мысль, конец);


 смысловая и структурная связность всех его частей;


 композиционная завершенность;


 стилистическое единство.


Следующий этап «Кот грамотнее?»


- Дайте определения терминов: тема, идея, композиция и т.д.


- Прокомментируйте, как вы понимаете признаки текста.


Упражнение аналитико-синтетического характера: предлагается псевдотекст, составленный из различных источников. Задача учеников - проанализировать, выделить смысловые и стилистические отрывки единых текстов и тем самым обнаружить первоисточники. Работают в группах: каждый записывает свой текст, после чего открываются тексты-оригиналы и сверяются. Ученик в данном случае должен действовать как исследователь, находить языковые ориентиры разных уровней (лексические, стилистические, синтаксические).


Псевдотекст:


Все затихло в Москве. Редко, редко где слышится визг колес по зимней улице. Ах, братцы! Как я был доволен, Когда церквей и колоколен, Садов, чертогов полукруг Открылся предо мною вдруг! По средним многолетним данным за январь для Москвы характерно преобладание умеренно морозных погод, реже бывает значительно морозная, ясная, без осадков, а иногда бывают дни и с оттепелями. В окнах огней уже нет, и фонари уже потухли. Осадки выпадают в виде снега, и их сравнительно немного. Как часто в горестной разлуке, В моей блуждающей судьбе, Москва, я думал о тебе! От церквей разносятся звуки колоколов и, колыхаясь над спящим городом, поминают об утре. На улицах пусто. Средняя многолетняя температура московского января - минус 10 градусов по Цельсию. Москва... как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Редко где промесит узкими полозьями песок с снегом ночной извозчик и, перебравшись на другой угол, заснет, дожидаясь седока. Как много в нем отозвалось! Но в отдельные годы бывают отклонения. Пройдет старушка в церковь, где уж красно и редко горят несимметрично расставленные свечи. Например, в 1882 г. январь был самый теплый за все время наблюдений со средней температурой минус 3 градуса по Цельсию.


Тексты для проверки:


Прежде чем открыть тексты, необходимо организовать беседу:


-Чем вы руководствовались, объединяя предложения в тексты?


-Какие языковые ориентиры вам особенно помогли?


Текст 1.


1) Все затихло в Москве. 2) Редко, редко где слышится визг колес по зимней улице. 3) В окнах огней уже нет, и фонари уже потухли. 4) От церквей разносятся звуки колоколов и, колыхаясь над спящим городом, поминают об утре. 5) На улицах пусто. 6) Редко где промесит узкими полозьями песок с снегом ночной извозчик и, перебравшись на другой угол, заснет, дожидаясь седока. 7) Пройдет старушка в церковь, где уж красно и редко горят несимметрично расставленные свечи.


(Л. Толстой)


Текст 2. Ах, братцы! Как я был доволен, Когда церквей и колоколен, Садов, чертогов полукруг Открылся предо мною вдруг! Как часто в горестной разлуке, В моей блуждающей судьбе, Москва, я думал о тебе! Москва... как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось!


(А.С.Пушкин)


Текст 3.


По средним многолетним данным за январь для Москвы характерно преобладание умеренно морозных погод, реже бывает значительно морозная, ясная, без осадков, а иногда бывают дни и с оттепелями. Средняя многолетняя температура московского января - минус 10 градусов по Цельсию. Но в отдельные годы бывают отклонения. Например, в 1882 г. январь был самый теплый за все время наблюдений со средней температурой минус 3 градуса по Цельсию.


(Учебник географии.)


Работа с текстами. Групповая работа, каждая группа работает с одним текстом, от группы выступает один человек. Другие группы оценивают ответ.


Задания:


- Докажите, что перед вами текст. Ответ должен быть развернутым, убедительным, грамотным.


- Определите стиль текста, свой ответ обоснуйте.


- Определите вид и способ связи предложений в тексте.


Выступления. Взаимооценка. Комментарий учителя.


Критерии оценивания устного ответа- рассуждения (у каждого на парте):


правильность формулировки тезиса


композиционная стройность: логическая последовательность теоретических положений, речевая связность, завершенность.


достаточность количества аргументов, их убедительность


соответствие нормам русского языка: орфоэпическим, лексическим, грамматическим, стилистическим


Далее можно провести лингвистический анализ отдельных элементов текста в форме беседы или в тестовой форме.


Например, к тексту 1.


1)Слово извозчик в предложении 6 является


а) общеупотребительным


б) книжным


в) устаревшим


г) разговорным


2) Укажите средства художественной выразительности в выражении визг колес


а) сравнение


б) метафора


в) эпитет


г) олицетворение


3) Какая характеристика соответствует предложению 4?


а) сложносочиненное


б) простое осложненное


в) сложноподчиненное


г) сложное бессоюзное


4) Словосочетание со связью управление звуки колоколов переделайте в синонимичное со связью согласование.


5) Укажите номер простого безличного предложения.


6) Укажите номер сложносочиненного предложения.


7) Укажите номер сложноподчиненного предложения.


К тексту 2:


- Определите значения слов чертог, слилось, блуждающей. Проверьте себя по словарю.


- Подберите синоним к слову горестный. Проверьте себя по словарю.


Итоги занятия.


Занятие 2. Микротема. Микротекст. Абзац.


Цель: закрепить и углубить знания по теме, учить правильно выделять абзацы, находить главную и второстепенную информацию.


Оборудование: мультимедийная презентация «Микротема. Микротекст. Абзац», критерии оценивания устного ответа, тексты.


Ход занятия.


Работа с высказыванием И.И.Давыдова: «Мы любуемся речью, когда не принуждены бываем угадывать ее смысла; когда в ней предмет развивается легко и последовательно; когда она течет, как прозрачный ручей, которого видишь самое дно».


- О каких качествах речи говорит автор?


- Раскройте смысл сравнения.


Слово учителя:


-Чтобы наша речь текла легко и последовательно, чтобы окружающие могли любоваться ею, нужно постичь тайны языка, тайны текста, законы по которым он строится. Сегодня мы продолжим работу по текстоведению.


Повторение.


-Дайте определение текста, темы, идеи, композиции.


Словарная работа:


Макро.. (гр.) Первая составная часть сложных слов, обозначающая:


1) большой, крупный, больших размеров; 2) связанный с изучением больших предметов, величин.


Микро... (гр.) Первая составная часть сложных слов, обозначающая:


1) наименование единиц физических величин; 2) малый размер чего-л.


- Вспомните и назовите слова, в которых встречаются данные части слов, дайте их определение.


Работа по теме:


-Дайте определение терминам микротема, микротекст (самостоятельная работа с последующей проверкой)


Проецируется на экране:


• Тема текста – это то, что описывается в тексте, о чем развертывается рассуждение, ведется диалог и т. д.


 Микротема – наименьшая часть общей темы.


 Микротекст – часть текста, в которой раскрывается микротема.


Работа над понятием абзац


- Вспомните, что такое абзац, какова его роль в тексте.


Затем знания об абзаце и его строении расширяются и углубляются (используется презентация).


- По мнению Л.В. Щербы, абзац « …углубляет предшествующую точку и открывает совершенно новый ход мысли»


- Прокомментируйте эту мысль лингвиста.


- Ознакомьтесь со следующим материалом, постарайтесь запомнить, чтобы восстановить его содержание.


Вокруг микротемы группируются предложения, составляющие часть текста - абзац


Абзац -


1) отступ в начале строки, красная строка;


2) часть текста между двумя такими отступами.


Строение абзаца:


 абзацный зачин


 комментирующая часть


Требования к выделению абзаца:


Абзацные зачины должны быть


 логически однородными


 взаимно связанными


 в совокупности своей составлять единое целое


! Абзацным зачином не может служить предложение, имеющее второстепенное значение в последующем тексте или по содержанию с ним не связанное.


Работа с текстом:


ВОСПИТАНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОСТИ


Развернувшиеся сейчас в нашей стране дискуссии о том, как усовершенствовать систему народного образования, побуждают меня рассказать о некоторых, на мой взгляд, поучительных особенностях японской школы.


Прежде всего, хочется отметить, что детей приучают жестко планировать свое время не только в краткосрочном, но и в долгосрочном плане. Помимо заданий к следующему уроку, ученик должен помнить о письменных рефератах и устных докладах, которые он обязан подготовить по данному предмету за месяц, за четверть или за полугодие.


Во-вторых, хочется отметить, что японская школа воспитывает у детей такое ценное качество, как обязательность. И немалую роль здесь играет система «оценок по контракту». Например, после изучения Европы преподаватель географии поручает учащимся за четыре-восемь недель подготовить письменный реферат и устное сообщение по одному из европейских государств.


Причем, прежде всего, учащиеся должны решить, на какую оценку подписывать контракт? Если на «тройку» - методическая разработка будет состоять из семи вопросов, если на «четверку» - из 12, если на «пятерку» - из 19. Для подготовки более объемного реферата отводится больше времени, зато требуется использовать больше источников.


Стало быть, каждый школьник должен сделать нелегкий выбор: либо выполнить меньший объем работы и быстрее от нее отделаться, либо сознательно взять на себя дополнительное бремя труда и ответственности, чтобы получить более высокую оценку.


Вот лишь некоторые примеры того, как школа формирует у японцев такие качества, как организованность и обязательность, дисциплина воли и верность слову. И все это, насколько можно судить, положительно сказывается в их трудовой деятельности.


- Определите тему текста.


- Сколько микротем в тексте?


- Проведите смысловой анализ абзаца: выявите смысловые опоры и ключевые слова, выявите основную и второстепенную информацию, назовите информационный центр.


- Сформулируйте микротему каждого абзаца.


- Проведем эксперимент: прочитаем абзацные зачины. Попробуем поменять абзацные зачины. Что получилось? Какой вывод можно сделать? (в совокупности составляют единое целое).


- Итак, как же вы сможете проверить правильность выделения абзацев в ваших работах.


- На примере текста докажите правильность суждения Л.В. Щербы.


Закрепление материала.


1) Дается текст без абзацев, учащиеся должны разделить текст на абзацы, используя условное обозначение Z.


О русском языке как языке народа писалось много. Это один из совершеннейших языков мира, язык, развивавшийся в течение более тысячелетия, давший в XIX веке лучшую в мире литературу и поэзию. Тургенев говорил о русском языке: «... нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!». Вернейший способ узнать человека - его умственное развитие, его моральный облик, его характер - прислушаться к тому, как он говорит. Итак, есть язык народа как показатель его культуры и язык отдельного человека как показатель личных качеств - качеств человека, который пользуется языком народа. Если мы обращаем внимание на манеру человека себя держать, его походку, его поведение, его лицо и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека - гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры. (Д.С.Лихачев).


После проверки вариантов выделения абзацев учащимися, обоснования их выбора, текст открывается:


О русском языке как языке народа писалось много. Это один из совершеннейших языков мира, язык, развивавшийся в течение более тысячелетия, давший в XIX веке лучшую в мире литературу и поэзию. Тургенев говорил о русском языке: «... нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!».


Вернейший способ узнать человека - его умственное развитие, его моральный облик, его характер - прислушаться к тому, как он говорит.


Итак, есть язык народа как показатель его культуры и язык отдельного человека как показатель личных качеств - качеств человека, который пользуется языком народа.


Если мы обращаем внимание на манеру человека себя держать, его походку, его поведение, его лицо и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека - гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры. (Д.С.Лихачев).


Работа с текстом.


- Определите тему текста, идею, позицию автора.


- Проведите смысловой анализ абзаца: выявите смысловые опоры и ключевые слова, выявите основную и второстепенную информацию, назовите информационный центр.


- По ключевым словам восстановите текст.


2) Определение количества абзацев на слух.


Учитель читает тексты, ученики должны определить количество абзацев, затем записать абзацные зачины.


Итоги занятия.


Занятие 3. Виды и средства связи предложений в тексте.


Цель: формировать умения конструировать текст, используя известные способы и средства связи.


Оборудование: мультимедийная презентация «Виды и средства связи предложений в тексте», тексты.


Ход занятия.


Работа с высказыванием Н. А. Добролюбова: «Чтобы воспользоваться всеми его (русского языка) сокровищами, нужно хорошо знать его, нужно уметь владеть им».


В каком значении используется автором слово сокровище


Из словаря С. И. Ожегова:


1. Драгоценность, дорогая вещь.


2. Ценности духовной и материальной культуры (книжн.)


3. О ком-чем-н. очень ценном, дорогом для кого-н.


4. Полноценные деньги - золотые и серебряные монеты (спец.)


Слово учителя. Мы продолжаем учиться владеть сокровищами русского языка, чтобы умело и грамотно пользоваться ими в различных учебных и жизненных ситуациях.


Повторение:


- Что такое текст? микротекст?


- Дайте определение темы текста, микротекста.


- Как правильно выделить абзацы в тексте?


-Какие вы знаете виды связи предложений в тексте?


(цепная и параллельная).


- Вспомните и запишите средства связи предложений в тексте, характерные для цепного вида связи, для параллельного.


Ответы выслушиваются, комментируются, а затем проверяются и при необходимости дополняются (используется презентация)


Виды связи предложений в тексте:


•цепная


•параллельная


Параллельная связь


Средства связи:


•одинаковый порядок слов (параллелизм)


•анафора


•одинаковые формы глаголов (вид, время)


связь может усиливаться


•вводными словами (во-первых, во-вторых, наконец)


•наречиями места (справа, слева, впереди…)


•наречиями времени (сначала, потом, затем…)


Цепная связь


Средства связи:


Лексические:


•лексический повтор


•синонимы


•антонимы


•описательный оборот


•семантические и ассоциативные связи


Морфологические


•местоимения:


•личные


•указательные


•притяжательные


•союзы


•единство грамматических форм сказуемых.


Закрепление теоретического материала.


Работа с текстами.


Сначала текст читается учителем. Ученики определяют количество абзацев, воспроизводят абзацные зачины.


Текст 1.


1) Язык - творец во всех своих строгих законах, нормах, требованиях. 2) Это проявляется в том, что в каждую эпоху язык бережет себя как народную драгоценность.


3) Известно немало случаев, когда верховные правители пытались помыкать языком и навязывать ему свои прихоти. 4) Так, Павел I запретил употреблять слово стража. 5) Он требовал, чтобы говорили караул. 6) Но в итоге сохранились оба слова: и стража, и караул. 7) Язык решил, что они нужны.


8) Творческая суть языка проявляется не только в том, что он отсеивает все чуждое ему. 9) Он еще и принимает, «усыновляет» все ценное, что появляется в речи. (Панов).


Задания:


- Проанализируйте каждый абзац с точки зрения средств и способов связи.


Текст 2.


1) Неблагоприятная для отдыха погода установилась надолго. 2) Неприветливое небо непрестанно хмурилось. 3) Не прекращаясь ни днем ни ночью, шли дожди.


- Проанализируйте текст с точки зрения средств и способов связи.


- Определите вид связи.


Моделирование: создание текстов с разными видами связи. Проводится в форме игры «Конструктор», создается коллективно текст на тему: «Хорошо весной в лесу». Первый вариант: командам (по 5 человек) дается лист бумаги с первым предложением, например: «Я иду по весеннему лесу». Задание: написать текст с цепной связью, используя разные средства и способы. Первый ученик пишет предложение, передает другому по цепочке и т.д.


Второй вариант: тема та же, но текст должен быть с параллельной связью предложений. Каждому дается лист бумаги с ключевым словом, например, у первого «деревья», у второго «птицы», у третьего «звуки» и т.д.: «настроение, воздух, краски». Полученные сочинения читаются, находятся «сбои», комментируются, исправляются. Побеждает команда, у которой получился самый интересный и грамотно созданный текст.


После ответов детей еще раз закрепляем материал занятия, а также знания по лексике и синтаксису с помощью тестов:


К тексту 1.


А1. Слово помыкать в предложении 3 является


1) общеупотребительным


2) книжным


3) устаревшим


4) разговорным


А2. Слово ценное в предложении 9 имеет значение:


1) имеющее большую цену


2) с обозначенной стоимостью, ценой


3) с большими достоинствами


4) важное, нужное.


А3. Слово что в предложении 7) является


1) указательным местоимением


2) частицей


3) союзом


4) относительным местоимением


В1.Укажите номер предложения, связанного с предыдущим с помощью противительного союза.


В2.Укажите номер предложения, связанного с предыдущим с помощью контекстных синонимов.


В3.Укажите номер предложения, связанного с предыдущим с помощью лексического повтора и указательного местоимения.


В4.Выпишите грамматические основы из предложения 5).


В5.Словосочетание со связью согласование народную драгоценность переделайте в синонимичное со связью управление.


К тексту 2.


А4. Укажите средства связи предложений в тексте 2.


1) лексический повтор


2) одинаковые формы сказуемых


3) личные местоимения


4) союзы


А5. Укажите верную характеристику предложения 3)


1) сложносочиненное


2) простое осложненное


3) сложноподчиненное


4) сложное бессоюзное


А6. Какой частью речи является слово прекращаясь:


1) глагол


2) деепричастие


3) причастие


4) наречие


В6.Определите способ подчинительной связи в словосочетании непрестанно хмурилось


В7.Выпишите словосочетание со связью согласование из предложения 1).


Ответы: А1- 4, А2- 4, А3- 3, А4 - 2, А5- 2, А6- 2.


В1- 6, В2- 4, В3- 2, В4- Он требовал, говорили; В5- драгоценность народа; В6- примыкание; В7- неблагоприятная погода.


Итоги занятия.




следующая страница >>