bigpo.ru
добавить свой файл
1

  1. Россия между востоком и Западом.

  2. Дисциплина относится к вузовскому компоненту.

  3. Пояснительная записка.

Автор программы: Короткова Светлана Александровна, канд. ист. наук, доцент.

Требования к студентам: изучая курс истории, студент должен:

  • знать основные исторические эпохи, цивилизационные особенности Востока и Запада; иметь представление о месте России в мировой истории;

  • иметь общее представление о периодизации истории и характерных чертах исторических эпох;

  • уметь работать с учебной и справочной литературой;

  • обладать навыками написания письменных работ, умением грамотно излагать собственные мысли

  • Аннотация:

  • Обладание определенным объемом исторических знаний необходимо любому культурному человеку, тем более выпускнику университета. . В. О. Ключевский писал: «История – это фонарь, обращенный в прошлое для того, чтобы заглянуть в будущее», «изучая дедов, узнаем внуков, т.е. изучая предков, узнаем самих себя. Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться…».

  • Исторические знания необходимы представителям гуманитарных профессий. Их будущая работа предполагает общение с широким кругом людей, умение «разговорить» их, найдя для этого интересные темы, общие точки зрения. Знание «исторических корней», истоков различных исторических процессов поможет им в решении ряда профессиональных задач.

  • Программа курса построена на основе компаративного метода. Курс дает общее представление студентам о восточной и западной цивилизациях, их особенностях, путях и причинах их появления. Россия, находящаяся между ними, имеет черты обеих цивилизаций с поправкой на национальные, исторические особенности. Изложение российской истории идет на основе еще и проблемно-хронологического метода, что дает возможность студентам увидеть проблемы в развитии, понять их логику и отчасти причины.



Курс состоит из 2 разделов:

Раздел первый –Сравнительный анализ восточной и западной цивилизаций.

Раздел второй –Российская история как часть всемирной.

Курс истории включает проведение семинарских занятий. Самостоятельная работа студента, помимо освоения теоретического материала и подготовки к семинарским занятиям, предполагает подготовку докладов, написание рефератов, темы которых прилагаются.


Учебная задача курса:

В результате изучения курса студент должен:

  • знать учебный материал, предусмотренный данной программой;

  • уметь искать и систематизировать найденный материал по проблеме, уметь оперировать полученными знаниями;

  • уметь оценивать исторические процессы с точки зрения общечеловеческого прогресса в создании условий для развития личности.



Формы контроля:

  • текущий контроль, помимо опросов, на практических занятиях, включает написаниерефератов,

  • итоговый контроль представляет собой сдачу зачета в конце 5 модуля;

  • итоговая оценка складывается из своевременной сдачи студентом всех форм промежуточного контроля и ответе на зачете.

Содержание программы:

Тема I. Предмет, задачи и функции истории. Закономерности исторического процесса. Проблема периодизации истории. Исторические циклы. Понятие об « антропогенезе», «социогенезе», «политогенезе». Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории. Понятие исторического прогресса.

Основная литература:

1. Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. М., 1990. С. 99 -115, 151-165, 267 – 288.

2. Васильев Л.С. История Востока. В 2 т. М., 2001. Т. 1. С. 11-14, 17-25, 36- 44, 47 -63.

Дополнительная:

1.. Мартелл Х.М. Древний мир. История человечества от расцвета первых городов до падения Рима. М., 2001.

2.. Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации. М., 1993.

3. Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1991.

4.. Яковец Ю.В. История цивилизаций. М., 1994.

5.. Основы Евразийства. М., 2002.


Тема II .Что такое Древний Восток – география, хронология. Роль и значение общины в развитии древневосточных обществ. Особенности института рабства. Возникновение феномена власти – собственности. Основные характерные черты восточной деспотии. Сакрализация царской власти, роль жречества, бюрократии. Верховенство государства над личностью.

Основная литература:

1.. Васильев Л.С. История Востока. В 2 т. М., 2001. Т. 1. С. 14- 17, 55 – 83.

Дополнительная:

1.. Мартелл Х.М. Древний мир. История человечества от расцвета первых городов до падения Рима. М., 2001.

2. Эллинизм: Восток и Запад. М., 1993.

3. Камерон Р. Краткая экономическая история мира: от палеолита до наших дней. М., 2001.


Тема III.

Древняя Греция – ответ человека суровой природной среде. Государственный строй в архаический период. Полисный вариант государства в средиземноморском регионе . Великая греческая колонизация. Роль рынка и частной собственности в процессе государственного строительства. Политические и правовые институты полиса. Взаимоотношения личности и государства в полисе. Понятие гражданства. Два центра древнегреческой цивилизации. Особенности политического развития Греции в эллинистический период.

Основная литература:

1... История Древней Греции. Под ред. В.И. Кузищина. М., 2000. С. 74 -86, 116-131, 207 -219.

2.. История Древнего Рима. Под ред. В.И.Кузищина. М., 1993. С. 54-64, 97 -110.

Дополнительная:

1.. История Европы. В 8 т. М., 1988 – 2001. Т. 1.

2. Мартелл Х.М. Древний мир. История человечества от расцвета первых городов до падения Рима. М., 2001.

3. Немировский А.И. История Древнего мира. Античность. Т.1-2. М., 2000.

4. Эллинизм: Восток и Запад. М., 1993.

5. Камерон Р. Краткая экономическая история мира: от палеолита до наших дней. М., 2001.


Тема IV. Средневековье в Западной Европе, его периодизация. Природные условия, этнодемографические процессы, развитие производительных сил. Синтезный и бессинтезный пути развития феодализма. Разделение Римской империи, появление Византии – государства между Востоком и Западом. Политическая структура Византийской империи. Особенности западного и восточного вариантов христианства. Государство и церковь. Власть и общество в Византии. Имперская идея.

Основная литература:

1. История Древнего Рима. Под ред. В.И.Кузищина. М., 1993. С. 318-322, 341-351.

2. История средних веков. В 2 т. Под ред. С.П.Карпова. М., 2000. Т. 1. С. 7-29, 49-54, 130-131, 133-138, 145-148, 151-159, 164-169.

Дополнительная:

1. История Европы. В 8 т. М., 1988 – 2001. Т.2.

2. Грановский Т.Н. Лекции по истории Средневековья. М., 1988.

3. Ле Гофф Ж. Цивилизации средневекового Запада. М., 1992.

4. Хейзинга Й. Осень Средневековья. М., 2002.


Тема V.

Арабо-мусульманская цивилизация. Ислам и теократическое государство. Доктрины суннизма и шиизма. Структура халифата. Корпоративное устройство общество и сильная власть. Взаимодействие христианской и исламской цивилизаций в средние века. Значение арабо-мусульманской культуры.

Основная литература:

1.. Васильев Л.С. История Востока. В 2 т. М., 2001. Т. 1 С. 248 – 257, 266 – 287, 493 -496.

2.. История средних веков. В 2 т. Под ред. С.П.Карпова. М., 2000. Т. 1. С. 7-29, 49-54, 130-131, 133-138, 145-148, 151-159, 164-169.

Дополнительная:

  1. Васильев Л.С. История религий востока. М., 1983.

  2. Фильштинский И.М. История арабов и Халифата (750 – 1517). М., 1999.

  3. Гусейнов А.А. История этических учений. М., 2001.


Тема VI.

Конфуцианская и индо-буддийская цивилизация. Циклический тип развития. Конфуцианская философия «спасения на земле» и буддийское «бегство в бессмертие».

«Слабый народ - сильное государство» в Китае. Слабое государство – сильное общество в Индии. Особенности развития Японии – «свое» и «чужое» в японской цивилизации.

Основная литература:

  1. Васильев Л.С. История Востока. В 2 т. М., 2001. Т.1.

Дополнительная:

  1. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1983.

  2. Бертронг Д., Бертронг Э. Конфуцианство. М., 2004.

  3. Классическое конфуцианство. В 2 т. СПб., 2000.

  4. Семотюк . Буддизм: история и современность. М., 2005.

  5. Гийон Э. Философия буддизма. М., 2004.

  6. Рерих Ю.Н. Буддизм и культурное единство Азии. М., 2002.

  7. Сидоров С. Буддизм: история, каноны, культура. М., 2005.

  8. Китагава Дж. М. Религии в истории Японии. М., 2005.

  9. Мещеряков А.Н., Грачев М.В. История Древней Японии. М., 2002.


Тема VII. Россия как государство на стыке христианской, исламской, буддийской цивилизаций и языческого мира. Особенности русской истории: три точки зрения: С.М.Соловьев, Н.Я.Данилевский, П.Н.Милюков. Факторы, повлиявшие на развитие российского исторического процесса : природно-климатический, геополитический, конфессиональный, социальный.


Основная литература:

1. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Брянск, 1996. С. 159 -188.

2.История Российского государства. Под ред. Ш.М.Мунчаева. М., 1998. С. 8 -22.

Дополнительная:

1. Вернадский Г.В. Русская история. М., 1997.

2. Взаимодействие культур Запада и Востока. М., 1987.

3. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. М., 1992

4. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

5. Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. М., 1993.

6. Кулешов С.В., Медушевский А.Н. Россия в системе мировых цивилизаций. М., 2001.


Тема VIII. Киевская Русь – часть средневековой Европы. Распад социокультурной целостности в XII веке. Три линии развития: западные и юго-западные земли, Новгородская республика, северо-западные земли. Восточная цивилизационная ориентация северо–востока Руси.


Основная литература:

1.История Российского государства. Под ред. Ш.М.Мунчаева. М., 1998. С. 23-47..

2. История России с древнейших времен до 1861 г. Под ред. Н.И.Павленко. М., 1998. С. 27-82.

Дополнительная:

1. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. М., 1992.

2. Гумилев Л.Н. От Руси к России: Очерки этнической истории. М., 1992.

3. Вишняков С.А. История государства и культуры России. Социокультуроведение России. М., 2001.

4. Ионов И.Н. Российская цивилизация и истоки ее кризиса. М., 1994.


Тема IX. Особенности формирования российского государства. Его социальное устройство, корпоративность. Сакрализация власти великого князя. Деспотизм и демократия. Православная духовность. Соборность. Феномен мессианства. Национальный характер.


Основная литература:

1. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Брянск, 1996. С. 162 -188.

2. История России с древнейших времен до 1861 г. Под ред. Н.И.Павленко. М., 1998 С. 87-102, 162-168, 185-200.

Дополнительная:

1. Вишняков С.А. История государства и культуры России. Социокультуроведение России. М., 2001.

2. Ионов И.Н. Российская цивилизация и истоки ее кризиса. М., 1994.

3. Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации. М., 1993.

4. Георгиева Т.С. История русской культуры. М., 2001.

5. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

6. Взаимодействие культур Запада и Востока. М., 1987

Тема X.

Россия – многонациональное государство. Непрерывное освоение новых пространств, этапы в формировании территории России. Складывание государства с различными цивилизационными составляющими.

Основная литература:

  1. 1. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Брянск, 1996. С. 187 - 216.

Дополнительная:

1. Вишняков С.А. История государства и культуры России. Социокультуроведение России. М., 2001.

2.. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

3. Взаимодействие культур Запада и Востока. М., 1987


Тема XI.

Смута начала XVII века – структурный кризис русского общества. Осознание необходимости перемен в обществе..

Понятие модернизации. Пять вариантов модернизации в России. Петровская модернизация: огосударствление хозяйственно- торговой деятельности, насилие по отношению к обществу. Коллективизм как форма социальной защиты человека. Медленное развитие рыночных отношений. Складывание «почвы» и «цивилизации» в российском обществе. Реформы Екатерины II и Александра I как продолжение петровской модернизации.


Основная литература:

1. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Брянск, 1996. С. 322-328, 342-350

. 2. История России с древнейших времен до 1861 г. Под ред. Н.И.Павленко. М., 1998 С. 254-263.

3. История России XIX – начала XX вв. Под ред. В.А.Федорова. М., 1998. С. 80-89.

4.История Российского государства. Под ред. Ш.М.Мунчаева. М., 1998 С. 78-117, 212-234.

Дополнительная:

1. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV –XVIII вв. Т. 1-3. М., 1992.

2. Камерон Р. Краткая экономическая история мира: от палеолита до наших дней. М., 2001.

3. Политическая история: Россия - СССР – Российская Федерация. В 2 т. М., 1996.

4. Ионов И.Н. Российская цивилизация и истоки ее кризиса. М., 1994.

5. Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. М., 1993.


Тема XII. Великие реформы 1860 – 1870-х гг. – попытка Александра II обеспечить единство общества на европейской основе. Изменения в социальной, идеологической и правовой сферах. Распространение модернизации на национальные районы. Итоги и следствия модернизации второй половины XIX века. Завершение промышленного переворота, переход к индустриализации. Формирование гражданского общества. Нарастание социально- экономических и социально-политических противоречий.

Основная литература:

1. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Брянск, 1996. С. 234-259.

2. История России XIX – начала XX вв. Под ред. В.А.Федорова. М., 1998. С. 248-253, 260-278, 556-563..

Дополнительная:

1. Вернадский Г.В. Русская история. М., 1997.

2. Политическая история: Россия - СССР – Российская Федерация. В 2 т. М., 1996.

3. Камерон Р. Краткая экономическая история мира: от палеолита до наших дней. М., 2001.

4.. Кулешов С.В., Медушевский А.Н. Россия в системе мировых цивилизаций. М., 2001.

5. Литвак Б.Г. Переворот 1861 года в России: Почему не реализовалась реформаторская альтернатива. М., 1991.

Тема XIII.

Формирование национального самосознания в России. Идеи П.Я.Чаадаева. Славянофилы и западники. «Русский социализм». Народничество.

Основная литература:

  1. История России XIX – начала XX вв. Под ред. В.А.Федорова. М., 1998. С.208 -230, 326 -327.

Дополнительная:

1. Русское общество 30-х годов XIX в. Люди и идеи. Мемуары современников. М, 1989.

2. Цимбаев Н.И. Славянофильство: Из истории русской общественно-политической мысли XIX века. М., 1986.

3. Левандовский А.А. Время Грановского. У истоков формирования русской интеллигенции. М., 1990.

4. Дудзинская Е.А. Славянофилы в пореформенной России. М., 1994.

5. Левин Ш.М. Общественное движение в России в 60 – 70 –е годы XIX века. М., 1958.


Тема XIV.

Серебряный век в истории российской культуры. Сложность определения понятия «Серебряный век.» Замалчивание Серебряного века и его творцов. «Открытие» Серебряного века в конце 1980-х. Письменные и устные свидетельства по истории Серебряного века. Общественно-политический и культурный фон Серебряного века. Ослабление цензурных строгостей на рубеже 19-20 вв. Рост связей с западной культурой. Расцвет книгоиздательского дела. Появление новых периодический изданий. Создание литературно-художественных кружков.

Основная литература:

1. Воспоминания о Серебряном веке. М., 1993.

  1. Русская поэзия «Серебряного века»,1890-1917. Антология. М., 1993.

  2. Бавин С., Семибратова И. Судьбы поэтов Серебряного века. М., 1993.

4. Лейкина-Свирская В.Р. Русская интеллигенция в 1900 – 1917 гг. М.,1981

  1. Дмитриев С.С. Очерки истории русской культуры начала ХХв. М., 1985.

  2. Русская литература конца ХIХ- начала ХХв. 1908-1917. М.,1972.

Дополнительная :

1.Берберова Н. Курсив мой. М.,1996.

  1. Одоевцева И.Г. На берегах Невы. Л., 1998.

  2. Лапшин В.Р. Художественная жизнь Москвы ти Петрограда в 1917 году. М., 1983.

  3. Засосов Д.А., Пызин В.И. Из жизни Петербурга 1890- 1910 годов. Записки очевидцев. Л., 1991.


Тема XV.

Русский символизм – литературно-художественное направление Серебряного века. Связь с развитием символизма на Западе. ( Поль Верлен, А. Рембо, М. Метерлинк, Ф. Ницше.) М.Минский, Д. Бальмонт, Ф.Сологуб. А.Блок, И. Анненский, В.Иванов. Издательства «Мусагет»и «Скорпион». Журналы «Весы», «Золотое руно» и «Мир искусства». Акмеизм – литературное течение Серебряного века. Акмеизм - порождение символизма и противопоставление ему. Н. Гумилёв, А. Ахматова , О. Мандельштам. Цех поэтов. Журналы «Аполлон» и «Гиперборей». Влияние Серебряного века на российскую культуру и судьбы его творцов. Влияние на советскую и постсоветскую литературу. Роль в российском Зарубежье. Трагические судьбы Н. Гумилёва, а. Блока, О. Мандельштама. Жизненный и творческий путь А.Ахматовой. В.Брюсов, М.Волошин, С.Есенин, А. Белый, М.Кузмин, Б. Лившиц. Г.Иванов, И.Одоевцева и другие литераторы российского Зарубежья.

Основная литература:

1. .Воспоминания о Серебряном веке. М., 1993.

2. .Русская поэзия «Серебряного века»,1890-1917. Антология. М., 1993.

3. Бавин С., Семибратова И. Судьбы поэтов Серебряного века. М., 1993.

4. Блок А.А. Дневник. М., 1989.

5. Гумилев Н.С. Письма о русской поэзии. М., 1990.

6. Святополк –Мирский Д.П. Поэты и Россия. Статьи, рецензии, портреты, некрологи. СПб., 2002.

7..Червинская О. Акмеизм в контексте Серебряного века и традиции. М., 1997.

8. .Давидсон А.Б. Николай Гумилёв – поэт, путешественник, воин. М., 2001.

  1. Шубинскйи В. Николай Гумилёв. Жизнь поэта. СПб., 2004.

  2. Лукницкий П. Н. Acumiana: встреча сАхматовой. Т.1-2.Paris,1991.


Дополнительная:

1. Чуковский К.И. Дневник. 1901-1929.М.,1997.

  1. Лившиц Б.К. Полутораглазый стрелец. Л., 1993.

  2. Берберова Н. Курсив мой. М.,1996.

  3. Одоевцева И.Г. На берегах Невы. Л., 1998.

  4. Гумилёв Н.С. Pro et contra. СПб.,1995.

  5. Давидсон А. Б. Муза странствий Н. Гумилёва. М.,1992.

  6. Н. Гумилёв. Исследования и материалы. СПб., 1994.

  7. Бронгулеев В.В. Посредине странствия земного: документальная повесть о жизни и творчестве Н.Гумилёва. 1886-1913. М., 1995.

  8. Вербловская И. С. Горькой любовью любимый: Петербург Анны Ахматовой. СПб., 2002.

  9. Высотский О.Н. Николай Гумилёв глазами сына. М., 2004.

  10. Русская литература в эмиграции. Сб. статей. Питсбург, 1972.

  11. Мандельштам Н.Я. Воспоминания. Кн. 1-3. – Любые издания.

  12. Чуковская Л.К. Записки об Анне Ахматовой. Т. 1-3. М.,1987.

  13. Амфитеатров А.В. Собр. Соч. т. 10. М. 2003.

  14. Адамович Г. Одиночество и свобода. Литературно-критические статьи. СПб.,1993.


Вопросы для подготовки к зачету:

1. Предмет и задачи истории.

2. Периодизация истории.

3. Основные этапы антропогенеза.

4. Социогенез и его этапы.

5. Политогенез и его основные этапы.

6. Редистрибуция и реципрокный обмен. Меритократия.

7. Возникновение протогосударств.

8. Характеристика ранних центров урбанистической цивилизации.

9. Феномен власти-собственности.

10. Причины появления античного полиса.

11.Основные отличия восточного типа государства от античного полиса.

12.Основные этапы развития Римского государства.

13. Возможен ли синтез Востока и Запада.

14. Синтезный вариант развития феодализма в Европе.

15. Бессинтезный вариант развития феодализма в Европе.

16. Этапы развития и основные черты западноевропейского средневекового общества.

17. Особенности византийского общества и государства.

18.Конфуцианство и буддизм. Основные идеи.

19. особенности развития японской цивилизации.

20. Характеристика арабо-мусульманской цивилизации.

21. Возникновение христианства. Католицизм и православие.

22. Основные факторы, повлиявшие на развитие российской истории.

23. Киевская Русь – регион средневековой Европы.

24. Новгородская республика.

25. Особенности развития северо-восточных земель Руси.

26. Последствия монгольского завоевания Руси.

27. Восточное влияние на формирование русского государства.

28. Социальное устройство Русского государства.

29. Деспотизм. Сакрализация царской власти на Руси.

30. Демократизм русской общины.

31. Государство и церковь в России. Соборность

32.Особенности развития России как многонационального государства.

33.Итоги и уроки Смутного времени в России.

34. Причины и основные черты петровской модернизации.

35. Реформы Екатерины II и Александра I .

36. Великие реформы 186- -1870-х гг.

37. Складывание русского национального самосознания.

38. «Серебряный век» в российской культуре и истории.


Темы реферетов:

I. 1. «Historia est magistra vitae», или зачем нужна история?

2. Нет ни высокого дела, ни стройного слова без живого чувства собственного достоинства... Чувства собственного достоинства нет без национальной гордости. А национальной гордости нет без национальной памяти" (П.В.Киреевский).

3.Не цветы виноваты в том, что слепой их не видит. История учит даже тех, кто у нее не учится: Она проучивает их за невежество и пренебрежение" (В.О.Ключевский).

4."Гордиться славой своих предков не только можно, но и должно. Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованности от дикости" (А.С.Пушкин).


II. Особенности национального характера и их исторические корни

(любой нации по выбору студента).

III. Страницы истории твоей семьи.


. Тематический расчет часов.

Курс рассчитан на три модуля. Программа включает лекционные (64 часа) и

семинарские занятия (34 часов). Пятый модуль завершается сдачей зачета..

Авторский подход к изучаемому курсу обусловил тематический расчет часов по темам.



п/п

Наименование тем

Аудиторные часы







лекции

Сем. занятия

Всего

Самост. работа

Всего часов

1

Предмет, методы, функции истории. Периодизация истории..

4

2

6

4

10




2

Характеристика древневосточной цивилизации

4

4

8

4

12




3

Античный полис , его формирование и характеристика..

4

 2

 6 

 4

10




4

Средневековье в Западной Европе

4

4

8

4

12




5

Арабо-мусульманская цивилизация

4

 2

6

4

10




6

Конфуцианская и индо-буддийская цивилизация.

 4

 2 

 6

4

10




7

Россия –государство на стыке цивилизаций

4

 4

8

 Реферат8

16




8

Киевская Русь

4

2

6

 4

10




9

Особенности формирования российского государства

 4

 2 

 6

 4

10




10

Россия – многонациональное государство

4

2

6

4

10




11

Смута

Понятие модернизацииПетровская модернизация

6

2

8

4

12




12

Великие реформы 1860 – 1870-х гг.

4

2

6

4

10




13

Формирование национального самосознания в России

4

4

8

4

12




14

Серебряный век в русской культуре

4




4

4

8




15

Влияние серебряного века на развитие российской истории и культуры

6




6

4

10







Итого

64

34

98

64

162






Автор программы: ________________________Короткова С.А.


“____” __________________ 2005 г.