bigpo.ru
добавить свой файл
1 2 3

СОДЕРЖАНИЕ




стр.
  1. Пояснительная записка




  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ







  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ




  1. условия реализации учебной дисциплины




  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины







1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Информатика и ИКТ

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины информатика и ИКТ является частью общеобразовательной подготовки учащихся в в учреждениях НПО. Составлена на основе примерной программы учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина Информатика и ИКТ относится к циклу общеобразовательная подготовка.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины учащийся должен знать:

  • Различные подходы к определению понятия "информация".

  • Различные методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации.

  • Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей).

  • Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы.

  • Использование алгоритма как модели автоматизации деятельности

  • Назначение и функции операционных систем.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.

  • Распознавать информационные процессы в различных системах.

  • Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования.

  • Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.

  • Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий.

  • Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые.

  • Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных.




  • Осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.

  • Представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.)

  • Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.

1.3. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки студента 147 часа, в том числе:

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 95 часов;

  • обязательной аудиторной лабораторной работы обучающегося 55 часов;

  • самостоятельной работы учащегося 52 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

95

в том числе:




лабораторные занятия

44

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

20

в том числе:




внеаудиторная самостоятельная работа над конспектом лекций;

8

Итоговая аттестация в форме зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Информатика и ИКТ

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1

Введение

2

2

Тема 1.1. Введение в дисциплину.

Требования техники безопасности и санитарно-гигиенические нормы при работе с компьютером. Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательной сферах. Основные подходы к определению понятия «информация». Свойства информации (понятность, полезность, достоверность, актуальность, точность, полнота). Информационные процессы.

2

Раздел 2

Информация и информационные процессы

16

Тема 2.1. Определение количества информации как меры уменьшения неопределенности знаний Алфавитный и вероятностный подход к определению количества информации, подход к определению количества информации.

Информация и знания. Уменьшение неопределенности знаний. Единицы измерения количества информации (бит, байт, Кб. Мб. Г'б). Формула, связывающая количество возможных событий и количество информации (N=2'). Алфавит. Алфавитный подход к определению количества информации. Вероятностный подход к определению количества информации.

2

Практические занятия. Решение задач на определение количества информации как меры уменьшения неопределенности знаний: задания на перевод одних единиц измерения информации в другие. Решение задач на определение количества информации, содержащейся в сообщении, с использованием алфавитного подхода.

2

Тема 2.2. Представление числовой информации с помощью систем счисления.

Система счисления. Позиционная система счисления. Связь между системами. Арифметические операции в позиционных системах счисления (на примере двоичной системы). Компьютерное представление чисел. Представление чисел в формате с фиксированной запятой. Представление чисел в формате с плавающей запятой.

2

Практические занятия. Перевод чисел в десятичную систему счисления; перевод чисел из десятичной системы и двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную: перевод чисел из двоичной в восьмеричную и шестнадцатеричную систему и обратно. Арифметические операции в позиционных системах счисления (на примере двоичной системы).

4

Тема 2.3. Кодирование информации


Представление информации. Кодирование и декодирование информации. Двоичное кодирование информации в компьютере. Двоичное кодирование текстовой информации в компьютере. Кодовые таблицы. Два подхода к представлению графической информации. Представление звуковой информации.

2

Практические занятия. Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации.

2







Тематика домашних заданий.

Роль информационной деятельности в современном обществе.

Единицы измерения информации.

Перевод чисел в десятичную систему счисления; перевод чисел из десятичной системы и двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную: перевод чисел из двоичной в восьмеричную и шестнадцатеричную систему и обратно. Арифметические операции в позиционных системах счисления (на примере двоичной системы).

Кодирование информации

2




Раздел 3

Средства информационных и коммуникационных технологий

16

2

Тема 3.1. Магистрально-модульный принцип построения ПК. Аппаратная реализация ПК.


Магистрально-модульный принцип построения ПК. Принцип открытой архитектуры ПК.

Магистраль (шина данных, шина адресов, шина управления). Процессор, его характеристики.

Виды памяти. Устройства ввода-вывода. Выбор конфигурации ПК в зависимости от его назначения.

2




Практические занятия. Подключение внешних устройств к компьютеру и их настройка.

Примеры комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений профессиональной деятельности.


2




Тема 3.2. ОС: назначение и состав. Загрузка ОС. Программная обработка данных Файлы и файловая система. Логическая структура дисков.


Назначение операционной системы. Составные части ОС. Загрузка операционной системы. Системный диск. Bios. Cmos. Post. Этапы процесса загрузки операционной системы. Графический интерфейс Windows (рабочий стол, меню, окно, пиктограмма, работа с мышью). Программная обработка данных: данные, программа, программное обеспечение. Структура ПО (системное ПО. прикладное ПО). Файл. Имя файла. Типы файлов. Файловая система. Одноуровневая файловая система. Иерархическая файловая система. Путь к файлу. Файловые менеджеры. Операции над файлами и каталогами (создание каталога, копирование, перемещение, удаление, переименование, изменение атрибутов файла, создание каталога, работа с группами файлов). Логическая структура дисков. Форматирование дисков. Файловые системы (FAT 16, FAT 32. NTFS).

4




Практические занятия. Графический интерфейс Windows. Операции над файлами и каталогами.

2




Тема 3.3. Архиваторы. Компьютерные вирусы и антивирусные программы.


Архивация. Программы-архиваторы. Функции программ-архиваторов. Самораспаковывающиеся архивы, архивы с паролем, распределенные архивы. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Типы компьютерных вирусов (файловые вирусы, загрузочные вирусы, макровирусы, сетевые вирусы). Антивирусные программы (полифаги, ревизоры, блокировщики).

2




Практические занятия. Архивация данных. Работа с архиватором WinRar. Работа с антивирусной программой Nod 32: проверка дисков на наличие вирусов, настройка антивирусной программы.

2







Тематика домашних заданий. Перспективные направления развития средств ВТ и ПО. Версии ОС семейства Windows. Альтернативные ОС.

2




Раздел 4

Информационные технологии

38

2

Тема 4. 1. Технология создания и обработки графической информации. Виды компьютерной

графики. Типы графических файлов.


Растровая трафика. Векторная графика. Графические редакторы: растровые редакторы: векторные редакторы. Программы трехмерной графики. Системы автоматизированного проектирования. Форматы графических файлов.

2

Практические занятия

Создание растровых изображений (4 часа).

Создание растровых изображений при помощи графического редактора Adobe Photoshop, приемы создания и модификации графических примитивов, работа с цветом, использование инструмента Текст, работа со слоями, применении фильтров, сохранение созданного файла в различных форматах.

Создание векторных изображений (4 часа).

Создание векторных изображений при помощи векторного редактора Corel Draw: создание, форматирование, группировка фигур, настройка изображения, сохранение изображения в различных форматах.

8

Тема 4.2. Технология создания и обработки текстовой информации. Средства -обработки текстовой информации. Создание, редактирование и форматирование текстовых документов


Средства обработки текстовой информации: простейшие текстовые редакторы, текстовые редакторы среднего уровня, текстовые процессоры, издательские системы. Их основные

возможности. Создание и редактирование документов. Форматы текстовых файлов. Форматирование текстовых документов. Элементы текстового документа (символ, абзац, страница). Параметры страницы (формат бумаги, ориентация страницы, поля, нумерация страниц).

Форматирование абзацев (выравнивание, межстрочный интервал, положение на странице).

Форматирование символов (гарнитура, начертание, кегль (размер), цвет, специальные эффекты).

'Вставка рисунков. Многоколоночная верстка. Оформление буквицы. Вставка объектов Word Art.

Вывод документов на печать. Списки. Нумерованные списки. Маркированные списки.

Многоуровневые списки. Таблицы. Редактирование структуры таблиц. Форматирование таблицы.

4

Практические занятия

Создание и редактирование текстовых документов.

Создание и редактирование текстовых документов при помощи текстового редактора Блокнот, текстового процессора MS Word.

Форматирование текстовых документов.

Форматирование абзаца. Форматирование символов. Установка параметров страницы. Вывод доку мен та на печать. Технология создания и форматирования списков и таблиц.

4

Тема 4.3. Гипертекст. Автоматизация ввода информации. Системы автоматического распознавания текстов. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов

Гипертекст. Гиперссылка. Указатель ссылки. Адрес ссылки. Автоматизация ввода информации. Сканирование. Программы автоматического распознавания. Компьютерные словари. Компьютерные переводчики.

2

Практические занятия

Сканирование и распознавание текста.

Компьютерный перевод текста.

2

Тема 4.4. Технология создания и обработки числовой информации. Электронные таблицы. Тины и формат данных. Относительные и абсолютные ссылки

Электронные таблицы. Основные элементы: ячейка, строка, столбец, лист, книга. Типы данных: число, текст, формула. Относительные и абсолютные ссылки. Автозаполнение.

2

Практические занятия.

Создание, редактирование и форматирование документов в электронных таблицах.

Технология создания документов в электронных таблицах. Редактирование документов. Форматирование ячеек (установка типа данных, выравнивания, границ и заливки).

2




Тема 4.5. Встроенные математические, статистические и логические функции. Наглядное представление числовых данных с помощью диаграмм и графиков.

Встроенные математические функции. Встроенные статистические функции. Встроенные логические функции. Типы диаграмм и графиков. Мастер диаграмм. Создание диаграмм. Форматирование диаграмм.

2

Практические занятия. Визуализация числовых данных с использованием графиков и диаграмм.

Построение и форматирование диаграмм различного типа. Построение графиков.

2

Тема 4.6. Компьютерные презентации.


Компьютерная презентация. Мультимедиа технология. Слайд. Структура слайда. Оформление слайда. Вставка графических и звуковых объектов в презентацию. Использование анимации в презентациях. "Эффекты смены слайдов. Анимация объектов слайдов. Интерактивная презентация. Переходы между слайдами при помощи ссылок. Демонстрация презентации.

2

Практические занятия. Создание презентаций. Создание анимации в презентациях.

Технология создания презентаций. Создание слайдов. Изменение структуры слайда. Вставка графических и звуковых объектов. Оформление слайдов. Применение анимационных эффектов. Создание анимированных объектов. Создание гиперссылок для переходов между слайдами. Настройка презентации.

4







Тематика домашних заданий. Создание коллажа. Создание кроссворда. Расчет бюджета семьи. Создание поздравительной открытки.

2




Раздел 5

Информационные модели

6

1, 2

Тема 5.1. Моделирование как метод познания. Формы представления моделей. Формализация. Системный подход в моделировании

Моделирование как метод познания. Модель. Информационные и материальные модели. Формализация. Описательные информационные модели. Формальные информационные МОДСЛИ. Визуализация формальных моделей. Системный подход в моделировании. Понятие о системе. Статические информационные модели. Динамические информационные модели.

2




Тема 5.2. Типы информационных моделей. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Исследование физических моделей. Исследование математических моделей. Биологические модели развития популяций. Геоинформационные модели.

Типы информационных моделей: табличные, иерархические, сетевые. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Компьютерная модель. Компьютерный эксперимент. Математические модели.

2

Тематика домашних заданий. Геоинформационные модели. ГИС.

2




Раздел 6.

Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных

12

1, 2

Тема 6.1. Понятие и типы информационных систем. Базы данных (табличные, иерархические, сетевые)

Понятие и типы информационных систем. База данных. Табличные базы данных, Иерархические и сетевые базы данных.

2




Тема 6.2. Системы управления базами данных (СУБД). Формы представления данных: таблицы, формы, запросы, отчеты


Системы управления базами данных (СУБД). СУБД Access. Создание структуры табличной БД. Поле, запись, ключевое поле. Ввод и редактирование данных в таблице. Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты).

2

Практические занятия. Система управления базами данных.

Знакомство с системой управления базами данных Access. Создание структуры табличной базы данных. Осуществление ввода и редактирования данных. Технология создания форм. Технология создания отчетов.

2




Тема 6.3. Реляционные БД. Связывание таблиц в многотабличных БД. Поиск и сортировка данных

Многотабличные БД. Связывание таблиц в многотабличных базах данных. Типы связей один к одному, один - ко многим. Упорядочение данных в среде системы управления базами данных. Применение фильтров для отбора данных. Формирование запросов на поиск данных в среде системы управления базами данных.

2

Практические занятия. Создание многотабличной БД. Поиск и сортировка данных.

Создание многотабличной БД. Установление связей в многотабличной БД. Сортировка данных. Отбор данных с использованием фильтра. Создание запросов.

4







Тематика домашних заданий. ИПС образовательного учреждения.

2




Раздел 7

Коммуникационные технологии

12

2

Тема 7.1. Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Адресация в Интернете. Протокол передачи данных ТСР/1Р. Подключение к Интернету по коммутируемым телефонным каналам.

Возможности и преимущества сетевых технологий. Локальные сети. Топологии локальных сетей (кольцо, звезда, шина, сеть). Глобальная сеть Интернет. Адресация в Интернете. Протокол передачи данных ТСР/IР. IP-адрес. Доменная система имен. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей. Подключение к Интернету по коммутируемым телефонным каналам.

2













Тема 7.2. WWW. Электронная почта и телеконференции. Файловые архивы. Поиск информации в Интернете

Электронная почта, адрес электронный почты, функционирование электронной почты. Почтовые программы. Телеконференции. WWW. URL-адрес. Браузеры. Файловые архивы. FТР. Поисковые информационные системы. Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска.

2




Практические занятия. Работа с электронной почтой.

Поиск информации в Интернет.

2

Тема 7.3. Основы HTML. Разработка Web-сайта

Гипертекст. Язык разметки гипертекста НТМГ. Структура HTML-документа. Теги. атрибуты. Создание заголовков, параграфов, списков, размещение рисунков на странице, форматирование текста, связывание страниц при помощи ссылок. HTML-редакторы.

2

Практические занятия. Создание Web-страниц.

2







Тематика домашних заданий. Проводная и беспроводная связь. Интернет-СМИ. Методы и средства создания и сопровождения сайта.

2




Раздел 8

Основы социальной информатики

4

1, 2

Тема 8.1. Информационная цивилизация. Информационные ресурсы общества. Информационная культура. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Информационная безопасность.

Информационная цивилизация. Информационные ресурсы общества. Информационная культура. Этические нормы информационной деятельности человека. Правовая охрана программ и данных. Защита информации (защита доступа к компьютеру, защита программ от нелегального копирования и использования, шифрование данных, защита информации в Интернете).

2







Тематика домашних заданий. Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы

2







Итоговый зачет

1







ВСЕГО:

106

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 –репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


следующая страница >>