bigpo.ru
добавить свой файл
1 2 3
Кружок «Цветные ладошки»

Пояснительная записка

О значении искусства в жизни людей прекрасно сказал Н.К.Рерих в своем очерке «Врата в будущее»: «Искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно, искусство имеет много ветвей, но корень один. Искусство для всех. Каждый чувствует истину красоты». Платон говорил, что: «…от красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей мы перейдем к красивой жизни, от красивой жизни – к АБСОЛЮТНОЙ КРАСОТЕ».

Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим.

Занятия по изобразительному искусству предоставляют неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Встреча с искусством на каждом уровне, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка, радость от сознания красоты – все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир.

Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном беспредельном мире.

Целостность любого произведения изобразительного искусства заключается в отражении художником своего внутреннего мира, отношению к окружающей среде, в эмоциональности и экспрессивности. Чем раньше мы будем развивать эмоциональный и чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества.

Для реализации потенциальных творческих, уникальных возможностей ребёнка я использую метод – арт-терапия. Арт-терапия – это лечение пластическим изобразительным творчеством. А поскольку творческий человек талантлив во многих областях, возникает необходимость пробовать и проявлять себя в различных видах творчества.

Данная программа опирается на возрастные особенности детей, особенности их восприятия цвета, форы, объема. При этом особенно важно в каждом возрасте идти от интересов к возможностям каждого ребенка, реализации его, себя как творческой личности.

Новизна данной программы заключается в том, что занятия и игры соответствуют тематическому планированию детского сада, и рассматривает художественное – эстетическое развитие детей, которое является приоритетным направлением деятельности детского сада. На занятиях используются техника арт-терапии.

Актуальность

В наше время, когда на телевидении, в сказках, компьютерных играх и литературе преобладает жестокость и агрессия, дети зачастую либо замыкаются в себе, не желая общаться, либо наполнены отрицательными эмоциями. Именно поэтому в программу моего кружка по изодеятельности я включила метод арт-терапии, способствующие успешной адаптации детей дошкольного возраста в условиях временного коллектива, стабилизации эмоциональной сферы, снижению тревожности, неуверенности в себе, агрессивности. Содержание данной программы насыщенно, интересно, эмоционально значимо для дошкольников, разнообразно по видам деятельности и удовлетворяет потребности каждого ребенка в реализации своих художественных желаний и возможностей.

Цель программы – формирование эмоционально-чувственного внутреннего мира, развитие фантазии, воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста.

Задачи

Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.

Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов (живописью, графикой, скульптурой, дизайном) и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.

Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства, окружающих предметов, зданий, сооружений.

Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.

Формировать умение оценивать созданные изображения.

Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.

Развивать творческие способности детей.

Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.

Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.


Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам:

Театральная студия АРТЭС - рисование по впечатлениям просмотренных сказок, постановок, рисование пригласительных билетов.

Развитие речи - использование на занятиях художественного слова, рисование иллюстраций к потешкам, сказкам, к стихотворениям, развитие монологической речи при описании репродукции картин художников, собственных работ и работ своих товарищей.

«Ознакомление с окружающим» - парциальная программа по ознакомлению дошкольников с историко-культурным наследием. Расширение кругозора в процессе рассматривания картин местных художников, различных наблюдений, экскурсий, занятий по ознакомлению с окружающим (люди, природа, мир).


Программа выполнения плана-проекта


Первый этап – создание условий работы кружковой деятельности

Эстетическая развивающая среда в группе создаётся как фактор формирования в растущем человеке добра и красоты и включает:

внутренне убранство группы, где живут и воспитываются дети;

световой фон, вписывающийся в интерьер, мебель, яркие игрушки, произведения изобразительного искусства, детского творчества;

соответствие возрастным психологическим особенностям детей.

Центр изобразительно искусства

Здесь размещаются материалы для знакомства детей с различными видами изобразительного искусства, предметами промыслов народов севера; кроме того, в этом центре находятся материалы и оборудования необходимые для детской изобразительной деятельности. При подборе учитываются половые различия детей – предоставляются материалы и оборудования для ручного труда интересные как для мальчиков, так и для девочек.

Этнографически - развивающая среда должна включать содержательные компоненты, которые активизировали бы эстетическое восприятие игрушки, в том числе и народные (игрушки народов севера)

Музыкально-театральный центр

Здесь собрано необходимое для театрализованной деятельности и игр: детские костюмы, театр на фланелеграфе, пальчиковый театр.

Сиди – аудиотека: «Голоса птиц», «Шум дождя», «Добро пожаловать в экологию», «Звуки природы», «Инструментальная музыка». Видеоматериалы: «Природа края», «Наш посёлок».

Второй этап

Организация работы кружка

Кружок «Весёлые ладошки» был организован в 2011 году на базе детского сада. Группа комплектуется детьми в возрасте от 4- 6 лет на основании запроса родителей.

Содержание кружковой деятельности

Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются ребёнок, родители, педагоги.

Содержание кружковой деятельности реализуется программами:

с 4-7 лет – «Цветные ладошки» И.А. Лыкова.


Формы работы

Программа предполагает проведение двух занятий в неделю, во вторую половину дня в рамках работы кружка изодеятельности «Весёлые ладошки». Общее количество занятий в год – 72. Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае).

План проект реализуется через кружковую работу. Комплектация групп и продолжительность занятий зависит от возрастной категории детей. Занятия проводится два раза в неделю.


Перспективный план занятий кружка по изобразительной деятельности «Цветные ладошки»


Сентябрь

3 неделя

Тема: «Осень наступила…»

Цель: Учить рисовать в технике «пальчиковая живопись» тучи округлых форм, работать поролоновым тампоном для тонирования половинки альбомного листа (земля). Закреплять умение работать гуашью, салфеткой, ватной палочкой для изображения капелек. Развивать моторику рук, речь, в работе аккуратность, знания о цвете. Воспитывать позитивное настроение, желание вместе с взрослым создать красивую осеннюю картину, интерес к изобразительным материалам.

Оборудование: щетинистая кисть, ватная палочка, гуашь (зелёная, жёлтая, синяя, красная), салфетка, альбомный лист с тонированным небом, осенняя дождливая картина, кукла – Осень, гимнастика для глаз «Дождик», шум дождя, упражнение -игра «Мы к лесной лужайке вышли…».

4 неделя

Тема: «Золотые листочки»

Цель: Учить делать оттиск осеннего листа.

Развивать аккуратность, умение работать гуашью, водой, кистью, салфеткой; покрывать краской весь осенний лист соответствующими цветами, составлять композицию на альбомном листе. Обогащать словарь. Воспитывать чувство цвета, красоты, удовлетворения от работы.

Оборудование: осенние листочки тополя, берёзы, осины, рябины; гуашь, вода, кисть, салфетка, альбомный лист, половинка альбомного листа для оттиска, волшебная шкатулка от Осени, Релаксация «листопад», упражнение – игра ««Мы листики осенние…»


Октябрь

1 неделя

Тема: «Фрукты на тарелочке»

Цель: Учить рисовать фрукты (апельсин, яблоко, груша) округлых форм по спирали.

Закреплять умение работать в технике «пальчиковая живопись», салфеткой, ватной палочкой.

Развивать речь, знания о цвете, аккуратность, умение ориентироваться на альбомном листе, моторику рук.

Воспитывать положительные эмоции от работы.

Оборудование: альбомный лист с нарисованной тарелочкой, гуашь (жёлтая, красная, зелёная, оранжевая), салфетка, вода, кисть, ватная палочка, персонаж - белочка, муляжи фруктов, Релаксация «Апельсин», игра на обоняние «Что за фрукт?»

2 неделя

Тема: «Картошка»

Цель: Учить рисовать картошку с помощью печаток из картошки.

Закреплять умение рисовать ватными палочками, внутри изображения, в ограниченном пространстве («глазки»).

Развивать речь, аккуратность в работе, внимание, точность движений, умение ориентироваться на альбомном листе, знания о цвете.

Воспитывать интерес к изобразительной деятельности, удовольствие от работы.

Оборудование: картофель, гуашь (коричневая),

печатки картофельные, ватная палочка, салфетка, альбомный лист в виде мешка, персонаж – крот, пальчиковая игра «Мешочки» (завязывать верёвочки)

3 неделя

Тема: « Овощи в корзине»

Цель: Учить рисовать овощи

(огурец, кабачок, морковь, свёкла, лук) с помощью поролонового

тампона, гуаши и кисти.

Развивать речь, аккуратность в работе, образное мышление, умение подбирать необходимую краску к овощу.

Воспитывать старание, усидчивость, желание поделиться своими впечатлениями от рисунка.


Оборудование: гуашь (зелёная, красная, жёлтая, оранжевая)

палитра, вода, кисть, поролоновый тампон, альбомный лист с корзинкой, картинки овощей с карточками цветов, персонаж зайка, игра на вкус «Что ты съел?»

4 неделя

Тема: «Заготовки на зиму»

Цель: Учить изображать ягодки (вишня, виноград, смородина, клубника), подбирая соответствующую краску, отличая, красный и тёмно- красный, синий и тёмно - синий цвет. Закреплять навык аккуратной работы. Развивать речь, образное мышление, умение работать поролоновым тампоном, «пальчиковой живописью», ориентироваться на листе, моторику рук. Воспитывать радость от рисования, самостоятельность, желание рассказать о рисунке.

Оборудование: гуашь (красная, тёмно- красная, зелёная, тёмно - синяя), картинки ягод, варенье, персонаж мишка – сластёна, альбомный листы в виде баночки, тампоны, игра на релаксацию и мимику «Сладкое и кислое варенье».

Ноябрь

1 неделя

Тема: «Картина»

Цель: Учить изображать небо в технике «по мокрому фону», используя синюю, серую краску, воду.

Закреплять навык аккуратной работы с изобразительным материалом, в технике «примакивания» изображать листву на земле.

Развивать речь, умение знать и подбирать осенние краски, работать щетинистой, тонкой кистью, ориентироваться на листе, выполнять точные движения по месту.

Воспитывать интерес к рисованию, чувство красоты от природы.

Оборудование: гуашь (синяя, серая, жёлтая, красная), вода, кисти, лист А3 с закрашенной землёй, вода, салфетка, персонаж – дедушка – Лесовичёк, картины осенней природы, альбомные листы с тонированной землёй, Релаксация «Жарко -холодно»

2 неделя

Тема: «Деревья и ёлочки в осеннем лесу» Цель: Учить изображать обобщённый образ лиственного дерева, ёлочку.

Развивать умение аккуратно работать ватной палочкой, гуашью, кистью, ориентироваться на листе, подбирать нужный цвет к деталям.

Обогащать словарь: вверх, вниз, высокое, низкое.

Воспитывать интерес к рисованию, творчество, активность в работе.


Оборудование: лист А3 с прошлого занятия, гуашь (коричневая, зелёная), салфетка, ватная палочка, кисть, вода, образцы деревьев, Лесовичок, картины пейзажей, веточки с деревьев, физкультминутка «Ветер дует нам в лицо...»

3 неделя

Тема: «Осенняя листва на деревьях»

Цель: Учить изображать осеннюю листву приёмом «набивка салфеткой», сминать салфетку, содержать рабочий стол в чистоте.

Закреплять умение аккуратно работать гуашью.

Развивать ориентировку на листе, чувство цвета, моторику рук.

Воспитывать чувство красоты от природы в разное время года, желание работать самостоятельно.

Оборудование: салфетки, лист А3 с прошлого занятия, гуашь (жёлтая, красная, оранжевая), картины осенней природы, листья с деревьев, Лесовичёк, физкультминутка

«Мы листики осенние…».

4 неделя

Тема: «Лесные животные» (осенняя выставка)

Цель: Учить работать печатками и тушью, создавать законченную композицию картины, располагая животных на картине.

Закреплять умение сохранять рабочее место чистым.

Развивать моторику рук, внимание, аккуратность, ориентировку на листе.

Воспитывать интерес к работе с печатками, дружелюбие в работе с товарищами, желание создать красивую осеннюю выставку.

Оборудование: тушь (чёрная, красная, синяя), осенние листочки для опечаток (бумажн.),салфетки, пластилин, печатки, картинки лесных животных, картины осеннего пейзажа с животными, пальчиковая игра «Вот помощники мои…»

Декабрь

1 неделя

Тема: «Ах, какая ёлочка - зелёная иголочка!»

Цель: Учить рисовать ёлочку, прорисовывая иголочки ватной палочкой, смешивать зелёный цвет, пользоваться палитрой.

Закреплять умение изображать ёлку, ориентироваться, рисовать крупно на всём листе.

Развивать мелкую моторику рук, внимание, аккуратность, точность прорисовки, умение пользоваться изобразительным материалом.

Воспитывать неторопливость в работе, старание, чувство красоты.

Оборудование: палитра, гуашь (жёлтая, синя, коричневая), кисть, ватная палочка, вода,салфетка, персонаж – зайка, картинка ёлочки, образцы, веточка ели с иголками, тонированный альбомный лист, пальчиковая игра «Ёлка»

2 неделя

Тема: «Белый снег пушистый…»

Цель: Учить изображать пушистый снег на всём листе, ёлке.

Закреплять умение пользоваться в изображении приёмом «набивка салфеткой», знания о цвете.

Развивать ориентировку на листе, аккуратность в работе, рабочем месте, моторику рук.

Воспитывать чувство прекрасного, желание работать самостоятельно.

Оборудование: салфетки, зубная паста, альбомный лист с прошлого занятия, осенние картины со снегом, образцы, письмо от ёлочки, упражнение «Погреем руки»

3 неделя

Тема: «Горка»

Цель: Учить рисовать горку горизонтальной, вертикальной и диагональной прямой, закрашивать её. Закреплять знания о белом цвете, снеге, умение тонировать поролоном землю.

Развивать моторику рук, внимание, точность движения, аккуратность в работе с кистью, водой, губкой.

Воспитывать положительные эмоции от работы, желание обыграть рисунок.

Оборудование: гуашь белая, кисть, губка, вода, образец, картинка горки, картина зимних забав зимой, тонированный лист (небо), вырезанные саночки из цветной бумаги, пластилин, поролоновый тампон, песенка – игра «Саночки».

4 неделя

Тема: « Дерево в инее» (подарок)

Цель: Учить изображать иней кончиком кисти на ветках дерева, используя «манную» краску.

Закреплять навык работы кистью, умение изображать «голое» дерево с помощью ватной палочки.

Развивать моторику рук, внимание, ориентировку на листе, точность движений, творчество.

Воспитывать чувство красоты, желание помочь - украсить дерево.


Оборудование: «манная» краска (клей ПВА, манка), гуашь коричневая, кисть, ватная палочка, салфетка, альбомный лист в синих тонах, образец, картины деревьев в инее, Лесовичёк, пальчиковая гимнастика «Дерево»



следующая страница >>