bigpo.ru
добавить свой файл
1 2




СОСТАВИТЕЛИ:

А.И.Алешкевич, заведующий кафедрой лучевой диагностики и лучевой терапии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент;

Т.Ф.Тихомирова, доцент кафедры лучевой диагностики и лучевой терапии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент;

В.В.Рожковская, доцент кафедры лучевой диагностики и лучевой терапии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Кафедра лучевой диагностики Государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования»;

Г.В.Чиж, главный радиолог Министерства здравоохранения Республики Беларусь, кандидат медицинских наук, доцент

Рекомендована к утверждению в качестве типовой:

Кафедрой лучевой диагностики и лучевой терапии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»

(протокол № 4 от 23.10.2009 г.);

Научно-методическим советом Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»

(протокол № 4 от 23.12.2009 г.);

Секцией по специальности 1-79 01 03 Медико-профилактическое дело Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по медицинскому образованию

(протокол № 3 от 05.01.2010 г.)


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Лучевая диагностика и лучевая терапия – область медицины, разрабатывающая теорию и практику применения излучения в медицинских целях.

В настоящее время лучевая диагностика и лучевая терапия – это самостоятельные разделы медицинской науки и практики. Объективная документальность, возможность динамического наблюдения, свойственные лучевым методам исследования, способствуют выяснению вопросов патогенеза и особенностей течения ряда заболеваний. Лучевая терапия, наряду с хирургическим вмешательством и химиотерапевтическими препаратами, является одним из основных методов лечения злокачественных новообразований.

Сегодня нет такой отрасли клинической и теоретической медицины, где бы лучевая диагностика и лучевая терапия не использовались в той или иной степени с диагностической, лечебной или научной целью. Поэтому знание основ биологического действия ионизирующих излучений, основ лучевой диагностики и лучевой терапии, правил лучевого обследования больных, техники безопасности и охрана труда необходимы каждому современному врачу независимо от профиля его работы.

Типовая учебная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

    • образовательным стандартом по специальности высшего медицинского образования первой ступени 1-79 01 03 Медико-профилактическое дело (ОС РБ 1-79 01 03-2008), утвержденным и введенным в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 2 мая 2008 г., № 40;

    • типовым учебным планом по специальности высшего медицинского образования первой ступени 1-79 01 03 Медико-профилактическое дело (регистрационный № L 79-008/тип), утвержденным Министерством образования Республики Беларусь от 16 апреля 2008 г.

Настоящая учебная программа включает новейшие научные данные по вопросам: традиционной рентгенодиагностики, радионуклидной диагностики, компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии, ультразвуковой диагностики, однофотонной эмиссионной томографии, позитронно-эмиссионной томографии и общей лучевой терапии.

Особенность новой типовой учебной программы состоит в постановке задач изучения и преподавания дисциплины, направленных на формирование у студентов академической, социально-личностной и профессиональной компетенции.

Цель преподавания и изучения дисциплины «Лучевая диагностика и лучевая терапия» состоит в формировании у студентов знаний и навыков по комплексному использованию современных методов лучевой визуализации при распознавании наиболее часто встречающихся в клинической практике заболеваний и лучевой терапии при лечении опухолевых и неопухолевых заболеваний.

Задачи изучения дисциплины состоят в приобретении студентами академической компетенции, основу которой составляет способность к самостоятельному поиску учебно-информационных ресурсов, овладению методами приобретения и осмысления знания:

  • органно-комплексного использования в клинической медицине методов лучевой визуализации для распознавания заболеваний у лиц разных возрастных групп;

  • правильного выбора метода лечения онкологического больного.

Задачи преподавания дисциплины направлены на формирование у студентов социально-личностной и профессиональной компетенции, при соблюдении норм медицинской этики и деонтологии, основа которой заключается в знании:

    • патологических изменений в органах и системах человека и установлении связи обнаруженного комплекса синдромов с определенным заболеванием;

  • стратегии лучевой терапии злокачественных опухолей и неопухолевых заболеваний.

Преподавание и успешное изучение дисциплины «Лучевая диагностика и лучевая терапия» осуществляется на базе приобретенных студентом знаний и умений по разделам следующих дисциплин:

Общая химия. Химические элементы и их соединения. Химические реакции.

Медицинская и биологическая физика. Характеристика ионизирующих излучений. Радиоактивность. Взаимодействие ионизирующего излучения с веществом. Дозиметрия ионизирующих излучений.

Медицинская биология и общая генетика. Биологические основы жизнедеятельности человека. Уровни организации жизни: молекулярно-генетический, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический.

Анатомия человека. Строение тела человека, составляющих его систем, органов, тканей, половые и возрастные особенности организма.

Гистология, цитология, эмбриология. Методы гистологических и цитологических исследований. Гистологическая и гистохимическая характеристика тканевого и клеточного атипизма.

Нормальная физиология. Организм и его защитные системы. Основные принципы формирования и регуляции физиологических функций.

Патологическая анатомия. Причины, механизмы и важнейшие проявления типичных патологических процессов. Определение понятия «воспаление», «опухоль». Основные виды атипизма, характеризующие опухоли.

Патологическая физиология. Этиология. Учение о патогенезе. Роль реактивности организма в патологии.

Фармакология. Принципы классификации противоопухолевых средств. Современные представления о механизме действия химиотерапевтических лекарственных препаратов.

Структура учебной программы дисциплины состоит из двух разделов: «Лучевая диагностика» и «Лучевая терапия».

«Лучевая диагностика» – раздел дисциплины, в котором рассматриваются вопросы о применении излучений для исследования строения и функции нормальных и патологически измененных органов и систем человека с целью профилактики и распознавания заболеваний.

В разделе «Лучевая диагностика» изучаются вопросы применения ионизирующих излучений для лечения болезней.

Требования к подготовке студента по окончании изучения дисциплины

Студент должен знать:

  • принципы и методы противолучевой защиты и охраны труда при диагностическом и терапевтическом использовании излучений;

  • биофизические свойства, радиочувствительность и радиорезистентность тканей и органов;

  • виды электромагнитных, ультразвуковых и корпускулярных излучений, применяемых в лучевой диагностике;

уметь:

  • расшифровать результаты лучевого исследования при наиболее частых заболеваниях легких, сердца, пищевода, желудка, кишечника, желчного пузыря, почек, органов эндокринной системы, костей и суставов.

Характеристика рекомендуемых методов обучения

При организации обучения используются традиционные методы преподавания дисциплины: лекции, практические занятия, а также элементы управляемой самостоятельной работы студентов.

Самостоятельная работа студентов включает:

  • индивидуальную работу по оформлению протоколов лучевых исследований, оценку и анализ иллюстративного материала с различными патологическими состояниями и заболеваниями, выбор адекватного метода исследования;

  • изучение материалов первичных исследований (рентгенограммы, линейные и компьютерные томограммы, эхограммы, сцинтиграммы, истории болезни) и самостоятельное составление планов обследования и лечения больных;

  • подготовку рефератов в целях усвоения, закрепления и углубления знаний каждого раздела дисциплины. Подготовка реферата предполагает сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации;




  • участие в студенческой научно-исследовательской работе: целенаправленное изучение специальной литературы, достижений отечественной, зарубежной науки и техники;

  • выступление с докладами на студенческих научных конференциях, участие в Олимпиадах студенческого мастерства.

Обучение организуется с использованием традиционных и современных учебно-информационных ресурсов (компьютерных презентаций лекций и практических занятий), интерактивных ресурсов в локальной компьютерной сети вуза и Internet.

Практические занятия проводятся в кабинетах рентгеновской и радионуклидной диагностики (обследование пациентов и выявление патологических процессов), в кабинетах лучевой терапии (лечение злокачественных процессов), в кабинетах ультразвуковой диагностики, компьютерной и магнитно-резонансной томографии. Практические занятия – закрепление теоретических знаний путем выполнения самостоятельных заданий по планированию обследования и лечения больных.

Контроль подготовки студентов, качества обучения рекомендуется осуществлять путём устного опроса и выполнения письменных контрольных заданий (в том числе тестовых) в процессе практических занятий.

Для изучения дисциплины предусмотрено 80 часов, из них 60 часов аудиторных занятий, в т.ч. 18 часов – лекций и 42 часа практических занятий. Текущая аттестация проводится в форме зачета (6 семестр).


следующая страница >>